Торговцы солнцем

Ирина Верехтина
==================Волшебные слова=====

Обычный московский рынок, каких много. Черноглазый узбек примостился со своим товаром у входа, прямо на ступеньках, выставив ящички со специями – молотыми, тёртыми, в зёрнах и в стручках – всем на погляд. Его палитре позавидовал бы любой художник – сколько красок! Сколько невообразимых оттенков!

- Уцхо, - говорю я продавцу. Он берёт в руки деревянный стаканчик.
- Один?
- А сколько?..
- Пятдысят. («Ох!..»)
- Охх… (Кажется, я говорю это вслух) Давайте два, куда ж – без неё?
- Куда ж без неё! – эхом откликается продавец, зачерпывая стаканчиком дивно пахнущую смесь. Чего в ней только нет! Уцхо-сунели отличается от хмели-сунели лишь тем, что в неё не добавлен кориандр, в остальном – то же самое. Но аромат и вкус мягче, гораздо мягче…
- Стоп-стоп, только две…
- Двэ, двэ. Сто рублэи, - покладисто соглашается продавец. Высыпает в мой пакет третий стаканчик – почти полный! – и улыбается.

Я тоже улыбаюсь. – «Хорошего дня!»
Волшебные слова. Куда ж без них?..

=================Запах солнца=====

Курагу я покупаю только сахарную, каменно-высушенную, белёсую на рёбрах, которую не берёт никто из очереди. В глазах продавца – удивление пополам с узнаванием. Обознался. Бывает. Так часто бывает…

- Вы… не из наших краёв?
- Нет. Никогда не была. Я из местных (не могу сдержать улыбки, продавец не может тоже). «Местные» внимательно прислушиваются к разговору.
- Все хотят медовую, кизиловую, лечебную… - перечисляет продавец, сноровисто насыпая в мой пакет жёлтые солнышки кураги. – А эту только наши берут, другую не просят. Вы, может, жили когда у нас?
Мне жаль продавца, но я мотаю головой.
- Нет... Зачем мне другая, эта ведь вкуснее.
-А все говорят, каменная! А она самая сладкая, её…
-Знаю. Водой холодной залить, родниковой…

…Кивает, улыбается: «Здоровья Вам!» – «И вам здоровья и удачного дня». Очередь хмурится. («Ещё здоровья желает – этому... И взяла-то самую завалящую, белесую какую-то, не пойми чего»).
Дома ради интереса взвешиваю: два четыреста. А заплатила за два… Вы не из наших краёв? – Я не из ваших – благословенных, пахнущих солнцем краёв...

=============Не кладите сахар!=====

- Компот, пожалуйста. Сделайте килограмма два.
На весах ровно два  килограмма. Но продавец зачерпывает полные ладони источающей дразнящий аромат фруктовой смеси (в которой чего только нет! - гладкие как шелк шоколадно-коричневые финики, шероховатые пузатые инжирины, угольно-блестящий чернослив, круглые оранжевые урючины, солнечная россыпь изюма, душистые грушевые ломтики и тонкие полукружья вяленых яблок, которые я, не удержавшись, выбираю из пакета и ем, наслаждаясь их дивным, ни на что не похожим вкусом) - и насыпает сверху.
 – Это «поход». Вы у меня не в первый раз берёте, я запомнил. Кто второй раз приходит, всэгда с «походом» вешаю… Доброго здоровья вам!
- Спасибо, удачного дня!
- Компот будэшь варить, сахар нэ клади, он как мёд сладкий. Ещё прихади!
- Знаю… Не буду класть… Приду!

…Дома не могу удержаться - опускаю в пакет лицо и вдыхаю запах солнца. Солнце пахнет абрикосами... Я приду. Я не могу – не прийти. `