4. Философский вопрос

Мария Васильева 6
Начало здесь http://www.proza.ru/2015/04/04/614 


В студии заиграла торжественная, разгромная музыка, слегка напоминающая то ли Турецкий марш, то ли марш Мендельсона. Вошёл отче: нестриженный, с бородой до пояса, в тёмной одежде до пят.

Аллилуё: Я вас в который раз предупреждаю, мистер Нагкуш: чревато называть нашу церковь сектой.

Нагкуш: Простите великодушно.

Аллилуё: В который раз. Но Бог наш учит нас прощать.

Нагкуш: Однако, это удобно.

Аллилуё: И вы это знаете. И вы этим пользуетесь.

Нагкуш: Грешен.

Аллилуё: Но вынужден вас предупредить, что милосердие даже Господа нашего не беспредельно. Если вы не исправитесь, то я просто вынужден буду принять против вас меры.

Нагкуш: Какие? Подадите в суд за клевету?

Аллилуё: Или прибегну к телесным наказаниям.

Нагкуш: Простите, не понял???

Аллилуё: Выпорю вас.

Нагкуш: А-а-а. (тихо в экран) Однако, странный этот отче. И зачем я его пригласил? Наша программа вроде бы научная и интеллектуальная. Что он может умного сказать по нашей теме? Вы только посмотрите на него. Судя по его дикому взгляду, он вообще разговаривает с неодушевлёнными предметами. А может его воспитала стая волков? Зачем он живёт в лесу? Он вообще, читать-то умеет? Нет, всё-таки престранный этот отче. И прикидик у него! Вмылился в какой-то чёрный балахон! Кого этим сейчас удивишь? Надо же как-то подстраиваться под электорат. Вести себя как-нибудь эдак по современнее. Нет бы клёво прикинуться, ввалиться в студию, прогудеть: «Спокойно, покимоны, Бог – это круто!». И все бы сразу поняли, что секта «Двери Рая» – это натуральная клёвая фишка!

Аллилуё: Вы что-то сказали, мистер Нагкуш?

Нагкуш: Да нет, это вам показалось. (тихо в экран) А то ещё выпорет. Мракобесный какой-то. Чувствуешь просто себя каким-то средневековым язычником. (громко) Мы пригласили вас для того, чтобы вы помогли нам разобраться в тайнах мироздания. Рассмотреть, так сказать, различные точки зрения без всякой предвзятости. Кто, по-вашему, создал мир? Каково происхождение человека? Наука биология, к примеру…. Кстати, вы слышали о такой?

Аллилилуё (игнорируя его последний выпад): Но с моей точки зрения это вопрос не научный, а скорее – философский.

Нагкуш: Вы не верите в науку? Ну, этого следовало ожидать.

Аллилуё: Ну, почему же, очень даже верю, ведь науку создал Всевышний.

Нагкуш: В самом деле? Весьма неожиданно! А вы уверенны, что науку создал именно он?

Аллилуё: Конечно. Наша церковь не оспаривает достижения науки.

Нагкуш: А как же библейская притча про запретный плод? Разве Бог изгнал Адама и Еву из Рая не за то, что они захотели полакомиться мистическим яблоком с Древа познания?

Аллилуё: Эта точка зрения устарела. Согласно нашей трактовке Библии, Иисус Христос писал свою Нагорную проповедь с помощью ноутбука, исцелял людей медицинскими препаратами, а ходил по воде посредством воздействия, изобретённого им, антигравитометра. И нам завещал делать тоже самое, но мы его не послушались. Спаситель обладал огромными познаниями в кибернетике, электронике, математике, физике, космонавтике. Так и творил чудеса…  Простите…

 Из кармана рясы Аллилуё раздались электронные звуки по мотивам увертюры из оперы «Иисус Христос – суперзвезда».

Аллилуё: Да, Ваше преподобие, на вечерний молебен прибуду обязательно…

Нагкуш (тихо в экран): Ого! Мобильный телефон! (громко) Простите, это вы сейчас не со Всевышним разговариваете?

Аллилуё: Ну что вы!

Нагкуш: Жаль! А я хотел уж попросить у вас, чтобы вы замолвили словечко за нас грешных.

Аллилуё: Но я смотрю, вас удивляет, что мы пользуемся современной электронной техникой? Но почему? Я же не с дикого Запада.

Нагкуш: Так вы же живёте в лесу.

Аллилуё: В наше время без мобильного телефона никуда. Кстати, в лесу особенно.

Нагкуш: Неужели берёт?

Аллилуё: Ну, как вам сказать. Вообще-то есть сложности. Приходиться лазить по деревьям.

Нагкуш (как будто сообразив что-то): А-а-а… а я-то, когда был у вас в гостях, грешным делом подумал, что это такой религиозный ритуал.

Аллилуё (смеясь): Ну что вы! Какое непонимание! Мы эксплуатируем не только мобильные телефоны, но и в совершенстве освоили компьютер. И, пользуясь случаем, я хочу передать всей верующей прогрессивной молодёжи, что если вы хотите быть всегда в тренде, то заходите на наш сайт.

Нагкуш: Эдакий какой современный отче. Похоже, я поторопился с выводами.

Аллилуё: Вопрос же о происхождении жизни я назвал философским лишь потому, что ответ на него имеет смысл только в том случае, если мы при этом ответим себе на основной вопрос философии - что первично, а что вторично: материя или сознание? Вы ведь сведущи в философии, мистер Нагкуш?

Нагкуш (смущённо): Кто я? Э-э-э… Ну так, слышал кое-что.

Аллилуё: Вы ведь читали труды Канта, Гегеля? А может вы знакомы с философией Фейербаха?

Нагкуш (тихо в экран): Похоже, это я теперь чувствую себя полным идиотом.

Аллилуё (продолжает): Материалисты считают, что материя – это объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Это саморазвивающаяся субстанция. И в своём всё усложняющемся развитии подчиняется объективным законам. Разум же возникает из материи и в своём беспрестанном развитии познаёт сам себя. Но в данном случае обнаруживается парадокс. К примеру, как быть с принципом неопределённости, открытым в начала 20-го века? Ведь вы слыхали об этой концепции, мистер Нагкуш?

Нагкуш: Весьма отдалённо. (тихо в экран) Нет, я определённо чувствую себя полным идиотом! Похоже, что этот полудикий отче даст фору кому угодна на сто очков вперёд. Неужели он опозорит меня перед нашей интеллектуальной аудиторией?!

Аллилуё: Философия материализма была весьма популярна в конце 19-го - начале 20-го века. Популярна и теперь. И всё ещё имеет множество сторонников, особенно в научных кругах.

Нагкуш: А вы откуда об этом знаете?

Аллилуё: Как? Но я же бываю в интернете, участвую в научных форумах, связываюсь по скайпу со сведущими людьми.

Нагкуш: А он мне нравится!!! Но мы отклонились от темы. Простите.

Аллилуё: И так. Дарвин, чрезмерно увлёкшись идеями материализма, несколько поторопился с выводами. Он презрительно относился к метафизике, а зря. Ведь именно эта древняя наука помогает нам познать суть бытия. О! Это наука, проникающая в самую сущность сущего, ищущая первопричины всех причин. Читая работы Дарвина невольно приходишь к выводу, что самой сути он так и не уловил. У вас не возникло такого впечатления?

Нагкуш: Так я, собственно, об этом и говорил…

Аллилуё: Идеалисты же считают, что в начале существовал высший разум, который и сотворил Вселенную.

Нагкуш: Ну, вы, без сомнения, идеалист!

Аллилуё: Вы правы! Но идеалисты тоже делятся на своего рода разряды. Их же огромное количество. Ведь высшим разумом, сотворившим жизнь, возможно, кто-то считает всезнающего инопланетянина, пришедшего из параллельного мира или с далёкой звезды. В Бога тоже можно верить по-разному. И даже поклоняться многим богам, создавая их фигурки и изваяния. Последнее называется язычеством и идолопоклонством, и со всей решительностью осуждается Библией. Так что вы сильно ошибаетесь, называя меня мракобесным язычником. Да, да, я всё слышал Атас Нагкуш! Да будет вам известно, что лично я верую в единого и неделимого Бога, творца всего сущего. И это так, потому что мир, созданный им, един, неделим и взаимосвязан. В том же, что именно Бог сотворил Вселенную, а она не возникла сама по себе в результате какого-то взрыва, как утверждают безумцы, говорит тот факт, что мир устроен гармонично и целесообразно.

Нагкуш: Логично.

Аллилуё: Многие считаю, что наука и материализм – практически близнецы. Это большая ошибка. Научные достижения лишь подтверждают мудрость Творца.

Нагкуш (тихо в экран): Нет, я явно был несправедлив к нему вначале. Священнослужители, как я теперь вижу, тоже стараются шагать в ногу со временем. Однако, насчёт Иисуса Христа, мне кажется, он всё-таки погорячился. Я вот лично ну никак не могу представить Спасителя нашего с ноутбуком в руках. Тут наверняка какое-то недоразумение.

Аллилуё: Вы что-то сказали, мистер Нагкуш?

Нагкуш: Я просто высказал недоумение, уважаемый отче. Мне лично не совсем понятно, если сын Божий действительно столь сведущ в современной технике, то почему с ним нельзя связаться по скайпу?

Аллилуё: Вы меня удивляете! Ответ очевиден. Бог и все его приближённые находятся вне зоны доступа.

Нагкуш: Как же я сразу не догадался! Однако, вы – молодец! Какого продвинутого Бога создали!

Аллилуё: Вы опять говорите глупости. Вы так и не поняли: что первично, а что вторично. Это не мы создали Бога, а он создал нас.

Нагкуш: Это вопрос спорный…


Продолжение здесь http://www.proza.ru/2015/06/04/900