Одесские небылицы. Любовь и одиночество Марка Шага

Алексей Горшков
Картина Марка Шагала «Одиночество» (1933)

В это тихое летнее утро, когда  старый еврей Айзик пришел к своему стулу красного дерева, то к своему удивлению увидел, что старый еврей Янкель уже сидел на своём стуле  красного дерева. Завидев Айзика, Янкель воскликнул:
«Слушай сюда, Айзик! Ты знаешь Мойшу Хацкелевича Сагалова?»
«Я знаю Мойшу Соломоновича Бабеля, а с твоим Мойшей я не знаком» - ответил Айзик, усаживаясь на стул.
«Так это же великий еврейский художник Марк Шагал!» - назидательно проговорил Янкель.
«И шо такого? Он шо, нарисовал мой портрет?» - ответил Айзик.
«Тебе бы следовало побольше знать о великих евреях, Айзик! Ну таки я заполню пробел в твоих знаниях» - сказал Янкель.
«И чем ты будешь его заполнять? Ежели пивом, то я не против!»
«Айзик, я собираюсь рассказать тебе о великой любви и великом одиночестве этого великого еврея Марка Шагала!» - произнёс Янкель.
«Ну валяй» - согласился Айзик.
Янкель не стал терять время, чтобы принять позу рассказчика, поскольку он уже сидел в этой позе, и начал свой рассказ:
«Мойша родился где-то под Витебском, в бедной еврейской семье. Его отец, Хацкель-Мордух и его мать, Фейгэ-Итэ, хотели, чтобы Мойша стал художником, таким как Рембрандт или Рафаэдь, или на худой конец, как Айвазовский».
«А шо они так хотели сделать из мальчика художника?» - спросил Айзик.
«Наверное, они наивно полагали, что художники деньги лопатами гребут!» - предположил Янкель.
«А шо художники не зарабатывают хороших грошей?» - спросил Айзик.
«Раньше, Айзик, разные Рембрандты и Айвазовские не зарабатывали хороших грошей. Это нынче разные Николосы хорошие деньги имеют. Времена изменились!» - пояснил Янкель.
«Ну шо дальше с твоим Мойшей стало?» - спросил Айзик.
«К 18 годам Мойша закончил Витебское четырёхклассное училище и стал рисовать и называть себя художником, правда, никем не признанным, бедным и жалким. Но сам Мойша считал себя гением и не желал ничем заниматься, кроме рисования».
«А кто ж его кормил-то?» - спросил Айзик.
«До поры до времени, Мойша сидел на шее родителей, а потом ему ужасно повезло и он сел на шею своей жены» - сказал Янкель.
«Какой жены? Ты ничего за жену не говорил?» - сказал Айзик.
«Ну таки я к этому и подошел! К великой любви Марка Шагала!»
«Ну таки рассказывай!» - поторопил Айзик.
«В Витебске жил очень богатый еврей ювелир Розенфельд. У него была дочь Белла, такая вся из себя богемная натура. Девушка интересовалась литературой, театром, живописью. Как-то раз, на какой-то богемной тусовке, Белла познакомилась с двадцатилетним Мойшей Шагалом, которого привёл какой-то художник. И это, Айзик, была судьба!» - сказал Янкель.
«Чья судьба?» - спросил Айзик.
«Мойши и Беллы. Вот никто не считал Мойщу за художника, а Белла разглядела в нём талант и даже гений. Я думаю потому, что Белла всегда хотела выглядеть образованной, светской женщиной, которая прекрасно разбирается в искусстве. Ну такой, своеобразный женский снобизм».
«И шо дальше?» - спросил Айзик.
«Ты не поверишь, Айзик! Девственник Мойша влюбился в Беллу с первого взгляда, и искушенная Белла влюбилась в Мойшу! Это и есть судьба!» - сказал Янкель.
«И шо, Белла стала женой Мойши?» - спросил Айзик.
«Как ты догадался, Айзик?»
«А шо, не так?»
«Всё так. Они долго встречались, а когда Мойше исполнилось 28 лет, они поженились», - сказал Янкель.
«Наконец-то у Мойши гроши появились!» - воскликнул Айзик.
«Точно! Теперь Мройша не бедствовал. Более того, старый Розенфельд дал дочери денег, и молодые уехали во Францию и разъезжали по заграницам» - сказал Янкель.
«Повезло же Мойше стать зятем богатого еврея ювелира!» - сказал Аййзик.
«Да. У них родилась дочь Ида и они совершенно счастливо прожили 29 лет» - сказал Янкель.
«И шо, развелись?» - предположил Айзик.
«Нет, их разлучила смерть. Белла умерла, когда Мойше было 57 лет. И тут для него наступил страшные дни одиночества  и депрессии. Он даже нарисовал картину, которую так и назвал «Одиночество». Правда нарисовал эту картину за десять лет до смерти Беллы...»
«Наверное предвидел...» - предположил Айзик.
«Да, у художников обостренная интуиция, это верно....»
«И шо, так и помер Мойша в одиночестве?» - спросил Айзик.
«Нет, Снова вмешалась судьба. Ида, дочь Мойши, решив помочь отцу выйти из депрессии, взяла в дом красивую экономку Вирджинию Хаггард. Ей было 30 лет, была она замужем за шотландским художником и у неё была пятилетняя дочь. Её муж, художник, ничем не хотел заниматься кроме рисования, а потому ни фига не зарабатывал, пил и впадал в депрессию».
«И шо, этот шотландец вышел из депрессии?» - спросил Айзик.
«Не знаю, Айзик. За шотландского художника ничего не скажу, а вот за экономку Вирджинию могу сказать что-то интересное...»
«Ну таки говори скорей!» - потребовал Айзик.
«Вскоре после того, как Вирджиния стала работать экономкой в доме Шагала, она однажды поняла, что беременна. Беременность благополучно разрешилась рождением сына Марка Шагала, которого Марк назвал Давидом. Но поскольку Вирджиния на тот момент не была разведена, то Давид получил фамилию шотландского художника  Макнил.»
«Я таки полагаю, шо на этом маленькое ужасное одиночество Мойши закончилось?» - предположил Айзик.
«Так и было. Этот бурный роман вернул Шагала к жизни и к работе»
«А он женился на этой экономке?» - поинтересовался Айзик.
«Не судьба. Они прожили вместе шесть лет, после чего Вирджиния наконец-то развелась со своим шотландцем и бросила самого Марка Шагала ради бельгийского фотографа. Вирджиния умерла в Бельгии в 2006 году, а сын Шагала, Давид Макнейл до сих пор живёт в Париже и является композитором и певцом» - закончил Янкель свой рассказ.
«А шо с Марком Шагалом стало? Опять одиночество и депрессия?» - заинтересованно спросил Айзик.
«Шагал снова спасла от одиночества его дочь Ида. Она нашла отцу «гейшу» - молодую, красивую и хозяйственную владелицу лондонского салона мод, которая была на 25 лет моложе Марка. Через четыре месяца после знакомства с этой милой дамой, Марк Шагал оформил брак с ней и прожил в этом браке 33 года» - сказал Янкель.
«А кем была его третья жена? Как её звали? Ты знаешь?» - заинтересованно спросил Айзик.
«Её звали Валентина Бродская и она была из рода миллионеров-сахарозаводчиков» - ответил Янкель.
«Снова Шагалу повезло с богатой женой! - воскликнул Айзик. - Я вот что подумал, Янкель. Может мне рисовать научиться... Глядишь, какая-нибудь молоденькая дочь олигарха увидит во мне гения и влюбиться с первого взгляда!»
«В тебя, Айзик, ни с первого, ни со второго, ни с десятого взгляда невозможно влюбиться, так что и не мечтай, а иди кушать свой сыр с чесноком!» - заключил Янкель.
И Айзик пошел кушать свой любимый сыр с чесноком. А шо ещё оставалось?,...

04.06.2015