Сквозное чтение на голос...

Анатолий Шуклецов
Первое чтение – это беглая и молчаливая проходка. Выметается очевидный мусор, делаются поправки, не требующие долгого раздумья. Второе чтение, тоже «про себя», идёт значительно медленней. Взвешивается каждое слово: точно ли, в том ли месте поставлено? Третья проверка идёт вслух, «на голос». При чтении вслух (не громко, а вполголоса) выявляются почти все недочёты текста, проверяется ритм повествования. Фраза внезапно обрывается. Чувствуешь, что для полноты, для сохранения ритма нужны ещё два-три слова, не больше. То же, вероятно, испытывает композитор при проигрывании своего музыкального сочинения. При второй проходке ты выбросил одну фразу, что показалась лишней. А при чтении вслух почувствовал, что она необходима как опора предшествующей. Восстанавливай зачёркнутое. Вставленная при вторичном чтении фраза разрушает общий ритм повествования, ломает интонацию. Придумывай другую. Чтение вслух помогает обнаруживать языковые и стилистические погрешности. Клавдия Рождественская. // …непременно прочитывать каждую исправленную (исправляемую) фразу в контексте, сопоставляя исправленный текст с вмещающим – предшествующим и последующим. Исправляя одно, невольно вносишь искажения смыслового или иного характера. Сквозное чтение исправленного текста, иначе возникнут грамматико-стилистические противоречия и неувязки, ритм текста нарушится, а нужный логический акцент ослабится. Не понимая, не видя целого, нельзя полноценно исправить деталь. Аркадий Мильчин. // …сделать рукопись доходчивей, придать ей ту компактность, которой меня научили постоянные занятия писательским трудом, привычка подчинять суровой дисциплине свои мысли и ставить их на предназначенное место. Чарльз Диккенс.