Письма сержанта Нетребко с Ленфронта

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Сержант Нетребко Георгий Филиппович.

ПИСЬМА СЕРЖАНТА ГЕОРГИЯ ФИЛИППОВИЧА НЕТРЕБКО С ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА.

1943 - 1944 годы.

Сержант Нетребко Георгий Филиппович с июля 1943 года служил в 104-м минометный полк Резерва Главного Командования в должности командира отделения разведки, воевал на Ленинградском фронте.
Письма для публикации в мае 2015 года представлены Головко (Кононовой) Зинаидой Ивановной – двоюродной сестрой Г. Ф. Нетребко.
 
ПИСЬМО № 1.

Куда: Ставропольский край, Благодарненский район, с. Мирное. Нетребко Владимиру Филипповичу.

29.10.1943 г.
Привет с фронта! Добрый день, дорогой брат Вова! Шлю тебе свой горячий фронтовой привет и желаю тебе всего наилучшего в твоей трудовой жизни. Как долго приходится ждать от тебя письма. Жду, жду и замариваюсь ждать, а от тебя все нет, да нет.
Вова! Пиши чаще! Как живешь, как работаешь, как свободное время проводишь. Все пиши, не стесняйся.
Вова! У меня пока новостей нет. Здоровье мое пока хорошее, жизнь тоже хорошая. Но вот пока все. Передавай привет Кати Н., Марусе Г., Рае Шаблановой и всем остальным. Нетребко Георгий.
Полевая почта 37597-Б.

ПИСЬМО № 2.

Куда: Ставропольский край, Благодарненский район, с. Мирное. Нетребко Пелагее Михайловне.

29.10.1943 г.
Привет с фронта! Добрый день, дорогие мои родители, мама, братец Вова, бабушка и все остальные. Шлю я Вам свой горячий фронтовой привет и желаю всего наилучшего в вашей трудовой жизни.
Не знаю, кто у нас начал немного конфузить, Вы или я, что письма перестали совсем ходить. Ведь, наверное, не тяжело взять лист бумаги и черкнуть несколько строчек. Я Вам пишу, а от Вас ответа нет. Становится прямо обидно.
Мама! Пропишите мне, как снабжает Вас колхоз, а также, и сельсовет. Какую делает помощь, или нет? Об этом сообщите мне.
Здоровье мое пока хорошее, в общем, по-старому. У нас здесь выдали для нас хорошие брюки ватные, телогрейку, шапку, теплое белье, перчатки. Перчатки, правда, не из шерсти, а сделаны из теплого материала. В общем, живем пока хорошо. Погода у нас стоит невероятная: морозы, дожди.
Пока все! Пропишите за деньги, получили или нет, ведь высланы давно.
Жду ответа. С приветом, Жора.
Полевая почта 37597-Б
Нетребко Георгий Филиппович.

ПИСЬМО № 3.

Куда: Ставропольский край, Благодарненский район, с. Мирное. Нетребко Владимиру Филипповичу.

3.11.1943 г.
Привет с фронта! Добрый день, дорогой братец Вова! Шлю я тебе свой горячий фронтовой привет и желаю тебе всего наилучшего в твоей трудовой жизни!
Сегодня я получил твое письмо, из которого узнал, что ты жив и здоров, работаешь как вол. Только, конечно, не обижайся, что я такое сравнение сделал. Было время, когда ты гонял голубей с товарищами, а теперь пора все это позабыть и взяться по-честному помогать маме. Ведь ты остаешься за хозяина, когда Миша уйдет в Армию. Ты должен за хозяйством следить, как за своим глазом, тогда только будет хорошо!
Вова! Почему Вы не пишите, получили ли Вы деньги 600 рублей, или нет?
Здоровье мое хорошее, нахожусь на старом месте. Погода стоит грязная, все время идут дожди.
Передавай привет маме, бабушке, тете Вале и ее деткам: Зине, Лене, Лиде и Шурику. Пиши. Буду рад получить твое фото. С приветом, Жора.
Полевая почта 37597-Б
Нетребко Георгий Филиппович.


ПИСЬМО № 4.

Куда: Ставропольский край, Благодарненский район, с. Мирное. Нетребко Владимиру Филипповичу.

31.12.1943 г.
Привет с Ленинградского фронта! Добрый день, любимый братец Вовик!
Поздравляю тебя с Новым 1944 годом и желаю тебе всего наилучшего в твоей трудовой жизни.
Вовик! Получил я твое письмо вечером и спешу дать ответ. Завтра я еду в город, посмотреть кинокартину. В общем, повеселиться!
Вова! Ты просишь, чтобы я приехал домой. Нельзя, во-первых – война, во-вторых – зима. Так что, в скором будущем окончим войну, разобьем «граб-армию» Гитлера и тогда с Победой приедем!
Вова! А сейчас для меня не оставляйте гусей. Я приеду, будут и гуси, и яйца. В общем, будет все!
Здоровье мое хорошее, живется мне хорошо. Обеспечен всем, обут и одет.
Погода у нас стоит, не поймешь какая. Ночью – мороз, днем – дождь.
Передавай привет маме, Мише, бабушке, дяде Ване и тете Вале, Шурику, Лиде, Лене и Зине, твоим товарищам: Паше Дорохину и Пете Кузьмину.
С приветом, твой брат Жора. Целую крепко.
Полевая почта 37597-Б
Нетребко Георгий Филиппович.


ПИСЬМО № 5.

Куда: Ставропольский край, Благодарненский район, с. Мирное. Нетребко Михаилу Филипповичу.

10.01.1944 г.
Привет с Ленинградского фронта! Добрый день, мой любимый братец Миша! Прими мой горячий, боевой, большевистский привет и самые наилучшие пожелания в твоей трудовой жизни.
Я жив и здоров, чего и тебе желаю, быть таким же здоровым и бодрым, как твой брат. Сообщаю, что я сегодня получил твое дорогое для меня письмо, которое ты писал еще 15.12.1943 года.
Миша! Я тебя прошу, съезди в Ставрополь и узнай, что у тебя там болит, и, пока еще годы твои молодые, надо принять соответствующее лечение. А если болезнь устареет, то тогда ее вылечить очень трудно будет.
Миша! Живу хорошо, обеспечен на зиму полностью, одет в шубу, в валенках. Так что, мороз мне нипочём. Погода у нас зимняя, метет.
Новый год я встретил хорошо, был даже спирт. Старый год проводил тоже со спиртом и хорошей закуской. Только котлет свиных не было.
В общем, живу я хорошо, только одно плохо, далеко Вы от меня и не слышно где папа? (По данным Благодарненского райвоенкомата Нетребко Филипп Афанасьевич пропал без вести в октябре 1941 года).
Пока все. Передавай привет маме, Вове, бабушке, тете Вале, дяде Ване  и всем остальным родственникам, своим товарищам по работе.
Миша, кто из девушек нашей бригады находится дома, и где находится Лена Шурлова?
Передавай всем, всем привет от меня. Пиши чаще, жду. Твой брат Жорж.
Миша, сообщи адреса девушек, которые уехали работать на завод. С приветом, Жора.
Полевая почта 37597-Б
Нетребко Георгий Филиппович.

ПИСЬМО № 6.

(ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО)

Куда: Ставропольский край, Благодарненский район, с. Мирное. Нетребко Владимиру Филипповичу.

20.01.1944 г.
Привет с Ленинградского фронта! Добрый день, мой родной братец Вова! Прими мой горячий большевистский привет и самые наилучшие пожелания в твоей молодой трудовой жизни.
В первых строках моего письма хочу тебе сообщить, что я пока жив и здоров, чего и тебе желаю. Твое письмо я получил, которое ты писал 5.01.1944 года, за которое очень, очень благодарю тебя…
Вова! Ты в последнем письме спрашиваешь меня, скоро ли я приеду домой? А я думаю после войны остаться в городе Ленинграде. Знаешь, Вова, мне приходилось бывать несколько раз в нем. Очень хороший и веселый город.
В настоящее время бью проклятого, ненавистного гада, который цепляется за каждый клок земли. Здоровье мое пока хорошее. Живу также хорошо, обеспечен всем необходимым.
Вот у меня пока все! Передавай своим товарищам мой боевой привет.
Передай привет маме, бабушке, дяди Ване, тете Вале и их птичатам, дедушке и бабушке Нетребко, и всем тетушкам.
С приветом твой брат Жорж. Крепко целую.
Полевая почта 37597-Б
Нетребко Георгий Филиппович.


***

В конце февраля 1944 года управление 8-й Армии и некоторые ее части, в том числе и 104-й минометный полк, направили на усиление 59-ю Армии.
1 марта 1944 года Совинформбюро передало оперативную сводку:
«…Несколько дней назад войска Ленинградского фронта с боем форсировали реку Нарва южнее г. Нарва и, прорвав сильно укреплённую оборону противника, захватили на западном берегу реки плацдарм протяжением по фронту 35 километров и в глубину 15 километров.
Наши войска овладели населёнными пунктами ВЯСКА, МУСТАЙЫЭ, СУРЕСОРУ, КЯРЕКОННА, СЕБЕРГИ, АУВЕРЕ, ХАВАКИНГУ, МЕТСКЮЛА, УХЕКОННА и перерезали железную дорогу Нарва – Таллин в районе железнодорожной станции Аувере в 15 километрах западнее гор. Нарва».
В этих боях участвовал Нетребко Георгий Филиппович. 19 февраля 1944 года в бою с фашистами у деревни Мескюла Нарвского района Эстонской ССР он погиб. Там же и похоронен.


ПИСЬМО АНТОНИНЫ ИВАНОВНЫ

Куда: Ставропольский край, Благодарненский район, с. Мирное. Нетребко Пелагее Михайловне.

9.03.1945 г.
Здравствуйте, Пелагея Михайловна! Извините за беспокойство, но я считаю своим долгом Вам ответить. Сегодня получила от Вас письмо, так обрадовалась, еще не раскрывая. Но раскрыв письмо, читая его, я просто была убита этой строкой, что Жоры (Нетребко Георгий Филиппович) нет – он погиб. Как жаль, просто до того жаль, что я Вам и передать не могу на бумаге. А я жду письма от него.
Пелагея Михайловна! Вы не очень то убивайте себя этим, может быть ошибка. Но врать не стану, последнее его письмо было с Ленфронта за 8 февраля…
До и ещё я Вас прошу, не убивайте себя. Конечно, трудно перенести пришлось Вам второе горе. (В 1941 году пропал без вести муж Пелагеи Михайловны – Нетребко Филипп Афанасьевич). Да и здоровье у Вас неважное. Может быть и жив, ведь очень много бывает ошибок.
А Вы не делали запрос в часть? Если да, то, что Вам ответила часть, напишите. Вот и все. До свиданья. С приветом к Вам с Володей – Антонина Ивановна. Он, наверное, вырос и не узнает меня сейчас. Ведь он был мой ученик. Ах да, я забыла спросить, из части не присылали его документы, какие остались?

(Фамилия Антонины Ивановны и обратный адрес в письме-треугольнике не указаны. На почтовом штемпеле почтовое отделение определить однозначно не удалось. Возможно – «Темнолесское»).

4 июня 2015 г.
г. Благодарный
Владимир Пузиков