10 часть. Танькино детство. Что хранит память...

Сиеккинен-Сумарокова Татьяна
Память...детская память! Эта драгоценная ниточка связывает настоящее и прошлое, такое милое и родное. В памяти всё оживает… И вот уже ощущаешь размеренный ритм того времени, видишь эти милые лица, слышишь эту добрую своеобразную речь, чувствуешь родные запахи, снова и снова остро переживаешь события того времени. Память хранит намного больше того, чем я смогла поделиться с моими друзьями.   

Трогательные картинки моего детства …

 А между тем приближалась осень, а с нею школьная пора… 

В последний день августа я пришла в нашу Ниновскую начальную школу. В этот день было много детей – это будущие ученики. Каждому выдавали учебники на весь учебный год. Я получила букварь, прописи, арифметику. Прибежав  домой, я поделилась своей радостью с бабушкой, мамой, братом Лёнькой, показав им свой новенький букварь.

-Таня, завтра в школу! Смотри, вот на стульчике твоя форма и белый передничек! Оденешься, причешешься и опрятная пойдёшь в школу! А я буду на работе, не смогу тебя проводить. – с грустью в голосе сказала мама.

- Да, не волнуйся, всё надену! - уверенно ответила я маме.
Первого сентября я проснулась рано, всё боялась проспать школу. За окном раздалось коровье мычание, пощёлкивание кнута и громкое:

- Гэй! Гэй пошли!

Это пастух, Отченашенко Иван Иванович,  гнал коров на пастбище. Невысокого роста, приветливый, открытый он любил пошутить. Корова на селе – главная кормилица, в ней всё семейное благополучие, и не каждый удостоится доверия быть пастухом. А вот Ивана Ивановича все хозяйки уважали и спокойно доверяли ему своих коров.  Они ценили его за порядочность, ответственность, за любовь к животным. Односельчане уважали его ещё и за то, что он был хорошим мастером по дереву. Почти в каждом доме были табуретки, столы, багеты, сделанные его умелыми руками.

 - Таня?! Выйди на минуточку! - позвала меня соседка тётя Зина.

У неё в руках я увидела красивый букет из астр, флоксов, георгинов.

- Это тебе в школу! - протягивая букет, улыбнулась тётя Зина.

Моей радости не было предела!

Я вышла на улицу во всём новеньком с букетом в руках и улыбкой на лице.

К школе, как муравейнику, со всех сторон неспешно шли дети.

И вот торжественная линейка. Перед школой на площадке каждый класс со своим учителем. Поздравления, улыбки, волнения. Наконец, все вошли в школу.

Моя первая учительница - Машкара Полина Александровна - вела первый и третий классы. Высокого роста, аккуратная, внимательная, как опытный дирижёр, она быстро рассадила нас за парты, познакомила друг с другом, объяснила наши обязанности, пожелала успехов в учёбе и … в путь!

Началась моя школьная жизнь с карандашей, перьев, чернильниц, прописей и таблицы сложения. Я грустила по свободе, которую постепенно у меня отнимала школа. Не горя особым желанием учиться, я неспешно познавала грамматику, арифметику и чтение.   

Четвёртый и второй классы вела приветливая, в меру строгая учительница Наталья Ивановна Голубенко. Она же была ещё и заведующей Ниновской начальной школой.

Группу продлённого дня вела Голубенко Татьяна Трофимовна. Это моя любимая учительница. Мне всё в ней нравилось: нежная улыбка на лице, бархатный спокойный голос, доброжелательное отношение к каждому из нас. А как здорово она играла на гитаре и терпеливо обучала нас первым аккордам. Но больше всего мне нравилось слушать, как она читает рассказы. Её голос завораживал, он мог передать волнение, радость, тоску, тревогу, счастье. Рядом с ней мы никогда не ссорились, не дрались. Благодаря Татьяне Трофимовне у меня было  желание ходить в школу.

Осень! В Барковском лесу, как маленькие костёрчики, тут и там желтели деревья, плавно сливаясь в один огромный костёр, который также плавно угасал, сбрасывая осеннюю пожелтевшую листву.

В один из осенних вечеров, собравшись за столом поужинать, мама завела разговор:

- Завтра пойдём за опёнками, вон, люди уже носят корзинами! Тань, включи радио погромче, погоду послушаем!

- Хотя бы дождя не было! - осторожно добавила бабушка.

Меня радовало, что завтра воскресение, и в школу идти не надо. Я любила ходить в лес.

Проснувшись чуть свет, решительно встала и, подойдя к брату, стала стаскивать с него одеяло.

- Лёнька! Вставай!- приказным тоном будила я брата.

- Дай мне ещё чуть-чуть поспать! Пристала! - злился брат.

- А я говорю: вставай! Не сдаваясь, я тормошила и тормошила брата. Мне хотелось, чтобы он не проспал одно из красивейших мгновений жизни - осеннюю красоту леса!

Позавтракав, мы отправились в лес. Тропинка вела нас в обход луга, мимо Пустынки. В глубине леса была слышна перекличка грибников. Это успокаивало душу - мы в лесу не одни. Солнышко своими утренними лучами освещало поляны, деревья, кустарники.

- Какая красота! – восхищалась я.

Очутившись в глубине леса,  я  представляла себе, что это и есть  королевство Осени! Что эта красота для меня! Её кто-то приготовил  именно для меня, зная, что  я обязательно приду! Свесившись с паутинки, утренние росинки переливались в лучиках солнышка!

- Какой-то особый мир в лесу, не такой, как в Ниновке! - думала я.

Меня удивляла природа! Её запах и загадочное нетронутое спокойствие!

Жёлтые, багровые, тёмно-зелёные, красные, фиолетовые краски осени повсюду были разбросаны большим удивительно красивым ковром, сотканным природой!

-Тань! Ты почему опёнки не рвёшь? Вон, Лёнька уже сколько собрал? - заметила мама.

-Мама! Посмотри, как красиво вокруг!

- Да, дочь, красиво! Глаз не оторвать!

Набрав полную корзину опят, мы возвращались домой.

Остановившись у Ниновской кринички, мы напились чистой родниковой воды!

- Надо же! Усталость, как рукой, сняло, от такой воды! – с восторгом сказала мама.

-Мам, а этот родничок давно здесь? - тихо поинтересовалась я.

- Давно-о-о, Танюш! Я ещё маленькая была! С папкой сюда ходили за водой. Да все ниновцы ходили. Да и сейчас дачники сюда едут не просто так… Знают: вода у нас целебная! -задумчиво добавила мама.

Приближаясь к дому, мы увидели у обочины напротив нашего двора телегу с саженцами  акации, берёзки, тополя, каштана, рябины. Рядом стояла Плигусова Анна Яковлевна.  Женщина маленького роста, быстрая, юморная, она всегда заряжала своим задором, подбадривая односельчан.

- Лида? - обратилась к маме тётя Нюра. - Ты будешь  сажать около дома деревья?! Выбирай!

- Пожалуй, возьму берёзку и тополёк. - решила мама.

Сажая деревца, мама сказала нам:

-Тополёк будет - Лёня, а берёзка - Таня.

Берёзку посадили в палисадник, а тополёк у дороги.

Убрав огороды, моя Ниновка готовилась к приходу зимы. В погребах полки ломились от разных вкусностей! Большие дубовые бочки были заполнены квашеной капустой, мочёными яблоками, помидорами, огурцами, арбузами! На полочках рядами стояли банки с вареньем из малины, крыжовника, груш, вишен, клубники. В огромных стеклянных бутылях, которые почему-то называли четвертями, спела наливка из вишен и слив. Картошка, капуста, морковка, свекла - всё на своём месте в погребочках, у Ниновских хозяюшек!

- Бабушка! А почему капусту, огурцы и помидоры в такие большие бочки складываете? -поинтересовалась я.

- Вот, тебе всё надо знать! Бедовая ты, Танька, у нас?! - улыбнулась в ответ бабушка Паша. - Бочка запах особенный придаёт, да и засол не портится! Вот почему!

Помолчав, добавила:

- К Новому Году поросёнка заколем, сало тоже в бочке будем солить!

За окном темнело. В печи потрескивали дрова, наполняя целебным духом всю хату.

Однажды проснувшись утром от прохлады, я на цыпочках подошла к окну и… вот он - долгожданный снег! Деревенская улица была не похожа на прежнюю. Дома, деревья, земля – всё было укрыто белым покрывалом! Снег падал и падал!

Позавтракав, быстро натянула валенки, пальто и выбежала во двор.

- Танька! Ты куда? - строго спросила бабушка.

- Я снег откину от двора!

Выбежав на улицу, я очутилась в зимней сказке. Налюбовавшись этой красотой, взяла лопату и принялась расчищать тропинку. Снегу намело очень много, поработав во дворе, я скоро устала и, вернувшись домой, полезла на печку греться.

- Назавтра мороз! - подоив вечером корову, вошла в хату мама.

Мне было уютно, тепло от всего этого.

А утром мама сказала:

- Тань, сегодня в школу не пойдёшь, Новый Оскол по радио передал начальным классам не ходить! Вон, какой холод! Настоящая  зима!

-Ура! Ур-а-а! В школу не идти! - радовалась я.

Приближались Новогодние праздники.

На улице стояла суровая морозная зима. Мороз -25°!-30°! А нам нипочём - ерунда! С друзьями лихо катались на санках с горы, или гоняли по Ниновке наперегонки, превращая себя в лошадок! Румяные щёки, шапки набекрень! Мороз пробовал напугать, а мы убегали от него и хохотали.

Как-то раз, набегавшись, пришла домой и почувствовала аромат сосновой смолы.

- Мама! Мы ёлку будем наряжать?

- Да! Завтра нарядим, сегодня уже поздно! – улыбаясь, ответила мама.

Вечером мы с Лёнькой клеили из бумаги гирлянды. Мама утром достала с чердака коробку с новогодними игрушками. Бабушка из сундука вынула конфеты, приговаривая:

- Ну, ничего не спрятать от Таньки! Вон конфет сколько осталось! Берегла к празднику. Ладно, завтра подкупим ещё.

И вот зелёная красавица преобразилась. Мы замерли от восхищения. Это настоящее чудо! Тут подошла бабушка и стала развешивать конфеты, среди них - моя любимая «Белочка»! Сердце выпрыгивало от радости!

В школе тоже готовились к встрече Нового года. Татьяна Трофимовна в группе продлённого дня распределила роли и раздала к ним стихи. Мне досталась роль Огня!

На репетиции мне сказали:

- Таня, тебе нужно будет принести фонарик, чтобы показать, что ёлка зажигается!

Для роли Огня мама подобрала костюм: красный Лёнькин свитер и брюки.

Я быстро выучила стихотворение и, как все дети, стала считать до Нового Года!

Новогодний детский праздник проводили в Ниновском сельском клубе. Накануне привезли огромную, пушистую красавицу ёлку. Этот ни с чем несравнимый запах сосны, блеск игрушек, сияние гирлянд и улыбок - всё говорило о том, что будет волшебно!

В центре зала - красавица ёлка вся в убранстве торжественно ждала гостей!
 Вдоль стен по всему периметру стояли кресла для зрителей, которые всегда приходили заранее, чтобы выбрать места поудобнее.

Заведующий клубом - Бакицкий Виталий Иванович. Добродушный, простой, общительный он всегда радушно встречал односельчан. А в этот раз зрителей собралось много.

Новогодний концерт открыли белые снежиночки, они кружились, порхая вокруг ёлки.  Затаив дыхание, я наблюдала за ними.

- Таня! - отозвала меня Татьяна Трофимовна. - Где фонарик?

- Нету! - ответила я, доверчиво глядя в её глаза. - У нас дома нет фонарика.

На лицо учителя набежала лёгкая тень. Она в растерянности стала думать, чем можно заменить фонарик, чтобы ёлка зажглась!

- Виталий Иванович, помогите? Как нам быть? У нас фонарика нет?

- Придумаем что-нибудь! – улыбаясь, ответил находчивый завклубом.

А праздник продолжался. У моей подружки Тани была роль Звёздочки, она сидела на самой верхней ступеньке стремянки, стоявшей у ёлки. Потом она спустилась, рассказала стихотворение и стала в хоровод.   

-Так! Огонь! Таня! – предупредили меня. - Беги в центр! Всемогущий я огонь...повторяй!

В зале выключили свет. Выбежав в центр, я громко читала стихотворение:

Всемогущий я огонь!

Нету злей меня!

Берегись меня!

Не тронь - здесь хозяин Я!

Я бегала вокруг ёлки и говорила:

- Я! Я! Я!

Делая очередной круг, я заметила, как по стремянке вверх забирается завклубом Виталий Иванович!

- Зачем он это делает? - подумала я.

Вдруг раздался скрежет от вкручивания лампочки в патрон. Виталий Иванович несколько раз прокрутил лампочку, и свет над ёлкой зажёгся! Все переглянулись в недоумении, а Татьяна Трофимовна зааплодировала для того, чтобы снять напряжение, все её поддержали.

Праздник продолжался! 

Трогательные картинки моего детства … Они не подвластны времени.

               Продолжение тут http://proza.ru/2015/06/10/1128