Германия, Испания, Россия

Сергей Михалев
Если не видел друга детства много лет, очень трудно привыкнуть, что ему уже не пятнадцать или семнадцать, как тогда. Невозможно убедить себя, что он за тридцать или сорок лет, тоже постарел, а не остался юношей. А ты смотришь на  друга и не можешь понять, почему же он тоже изменился. Ведь он должен был остаться таким, каким ты его видел в последний раз. Ан нет, с тобой говорит не юноша или девушка, а дедушка или бабушка. И это грустно. Почему, непонятно. Разве это плохо, что мы не умерли молодыми и красивыми, а дожили до седин и морщин? 
На этой неделе я обнаружил сразу троих однокашников по техникуму. Сначала мне позвонили по Скайпу Витька Приер с Ниной Забродиной из Германии, а через день Коля Рура из Испании. 
Витьку узнать было сложно. Полысел, постарел, а Нина была все та же. Наша бессменная староста, заводила во всех  делах и «свой парень в доску». 
- Я же фриц, - извиняющимся тоном сообщил Витька. - Вот и рванул на родину предков.
- Я помню, что ты немец. Многие уехали. Так что не удивляюсь.
- Да я не хотел уезжать, - продолжил извиняться Витька. - Так случилось... работы не было, нас позвали, вот мы и поехали... С 1997 года живем. Сколько это получается? - Петька поворачивается к Нине.
- Почти четырнадцать, - помогает Нина в счете. Она всегда была сильна в математике.
- Да, уже прилично, - поддерживаю я разговор.
- А все равно привыкнуть не можем.
- А вы работаете?
- Нинок вот работает, а я семь лет поработал и семь лет вот уже отдыхаю.
- А чем занимаешься? Как отдыхаешь?
Зная свой ехидный характер, стараюсь максимально миролюбиво спрашивать. И, кажется, в этот раз у меня получается.
- Рыбачу. Картины вот пишу маслом.
- Да ты что? Молодец.
- А я сейчас тебе покажу.
Витька отошел от монитора и принес картину. Но толком ничего разобрать было нельзя. Пруд, березы. Река, горы.
Прилично, - пришлось похвалить мне. - Вот тебе и работа. Пиши и продавай.
Ничего подобного. Тут ничего не продашь просто так. Чтобы продать, надо вступить в союз. Уплатить деньги, платить взносы. И только тогда тебе дадут право продавать свои картины. Да и то надо будет налоги платить.
- Ну, что тут поделаешь? От налогов никуда не денешься. Мы теперь тоже налоги в России платим.
- Да тут за все с тебя норовят деньги содрать. К примеру, хочешь порыбачить, должен платить.
- Довольно давно я читал, что в Германии надо экзамены сдать, чтобы дали разрешение на рыбалку.
- Около трехсот евро надо уплатить...
- И знать, сколько икринок бывает у щуки и карася.
- Да, точно. Но я сдал. 280 вопросов надо было подготовить.
- А Нина как?
Нинок работает учетчиком в частном предприятии и еще шефу обеды готовит. Он русскую кухню любит.
Да, Нина, как я понял, быстрее с немцами нашла общий язык.
- Освоила немецку мову? Нинок?
- Освоила. Не так, чтобы на радио работать, но общаться могу.
- Тут ведь свой немецкий язык, - снова вступает в разговор Витька. - Говорят на диалекте. Я литературный язык-то более-менее освоил, а диалект мне не дается. Вот и проблемы. Остановит полицейский, я говорю «Скажи на хохдойче», а он «Как меня мать научила, так и говорю». 
- Да, - киваю я. 
По себе знаю, диалект — дело не простое. Когда-то в юности мне довелось общаться с пожилой парой из Германии, говорящей на диалекте. Зная неплохо немецкий, я ничего не мог понять на диалекте. Пришлось обратиться к услугам переводчика с диалекта на литературный немецкий язык.   
Из слов Витьки вытекало, что жизнь там, ну совсем ему не нравится. Правда, понравилось, что немцы не воруют. Нина раза три оставляла свою сумочку на улице, и ее никто не взял. Везде порядок, а все равно не нравилось. Дома, похоже, жилось лучше. Я обратил внимание, что Витька домом называл Россию, и мне было приятно. Хотя чего тут радоваться, если человек не может привыкнуть к новой жизни, работы нет.
А на следующий день позвонил Коля Рура. Скромняга и чернявый красавец. И тоже был не очень доволен жизнью в Испании. Тоже были проблемы с языком. Зарплата около пятидесяти тысяч рублей в переводе на  рубли. И дым и чад. Коля всю жизнь проработал сварщиком и вышел на пенсию по вредности. Но пенсия по вредности на Украине, где жил Коля, не достигала и четырех тысяч рублей на наши деньги, и Коля и уехал в поисках лучшей жизни по рабочей визе в Испанию.
- Правители наши только о своих карманах думают, - жестко ругал он свою (украинскую) власть, когда я просил его о пенсии. - Президент  сказал «Чего еще этому быдлу надо?»
- Это ваш президент?
- Наш. Да и ваш не лучше.
- Не верится, чтобы Янукович так сказал, - говорю.
- А шо мне врать? Як было, так и е.
Раньше я думал, что Колина фамилия Рура образована от немецкого города Рур. Но как выяснилось корни были совсем другие, украинские. Когда-то не то Колиного деда, не то отца сослали из Украины в Сибирь. И вот пришло время, Коля вернулся в родительский дом. Дом был цел, земли при нем было больше чем пол гектара. Но Коля был не рад. Такое у меня создалось впечатление, когда он рассказывал о доме. Говорил зло, все время кого-то обвинял. Волей-неволей я чувствовал себя виновным. Особенно потому, наверное, что когда-то работал в государственной  структуре, и каким-то образом нес ответственность за то, что было в стране Советов.
Я нашел повод прекратить разговор. А потом еще долго думал. Вот ведь как устроено. Родители были недовольны советской властью, и были сосланы. Коля недоволен нынешней властью и сам уехал за рубеж. Что тут? Врожденная нелюбовь к Отечеству? Желание лучшей доли? Но почему тогда злость?    
Мне сразу вспомнилось, что учился он не очень. Собственно, как и Витька. Оценки у них редко были выше тройки. И вот оба живы-здоровы, но не рады. Одно не так, другое не эдак. В том, что не сложилось виноват кто угодно, но не они. А Нина, русская, не немка, нашла себя в другой стране. И весела и жизнерадостна. Кстати сказать, училась Нина на отлично. Умной девушкой была.
Наверное, все как всегда. У кого получается, тот и жизни рад. У кого не получается, тот брюзжит, ищет виновного в своих неудачах.
Нет, не получилось мне передать то, что хотел. Что-то важное ускользнуло. Наверное, ложная скромность мешает сказать, что ведь и я, как Нина, учился хорошо. И потому и университет после техникума закончил, и солидные должности занимал, но главное, никогда никого не винил в своих неудачах. Что сделал, то сделал. Чего не сделал, того не сделал. Но во всем сам виноват. Никто мне не мешал. Ни наш Президент, ни Президент Украины.  Но что-то, наверное, и правда, у нас не так, коль бегут наши граждане в другие страны. И хоть там тоже не сахар, обратно не возвращаются. Ну не возвращаются и все. Я не Президент, не Премьер и даже не чиновник, обычный предприниматель, но почему у меня душа болит? Почему мне обидно за Россию, за то, что из нее бегут?
Не успел дописать эти строки, вижу, мне по Интернету письмо пришло от одноклассницы, с которой учились в седьмом классе. 58 минус 14, будет 44. Значит, 44 года назад мы с ней виделись в последний раз. Думаете, откуда письмо? Из Израиля. Там теперь живет наша красавица Ира Медведева.
Ваня, здравствуй. Уверена, что меня ты не помнишь. Мы учились вместе  в поселке Кабырзе только один год, в 7 классе, но я хорошо помню тебя и Сергея Сузрюкова, о котором тоже ничего не знаю. Моя девичья фамилия Медведева, а теперь я - Тираспольски и живу в Израиле. У нас сегодня праздник: Новый 5772 год!!! Ни больше,ни меньше. Завтра дочь с мужем приедут. Внучка уже у нас. А завтра будет праздничный обед, муж приготовил фаршированную рыбу! Он вообще на все руки мастер. Там, в России, я и не думала, что такое возможно: все заботы пополам, а если ещё честнее, на его плечах большая часть. А там я все делала сама, ни на кого было опереться.  Хотя муж мой не совсем здоровый человек. Три года назад у него обнаружили рак желудка, правда в начальной стадии. Сделали операцию, но не совсем удачно. И потому его держали в принудительной коме почти полтора месяца в реанимации. Живот три раза разрезали и зашивали.  А потом реабилитация. А когда он смог разговаривать, сразу сказал, что как только встанет на ноги, поедем в Россию и поженимся. И через год мы поехали и поженились. До этого просто жили вместе. И вот уже два года ношу его фамилию. Теперь он на инвалидности, но пособие мизерное, приходиться работать. Он помогает мне во всем. Отвозит на работу и привозит обратно, работает по ночам в охране. Живем на съемной квартире, все дорого, как везде, работа выматывает. Я работаю дома, это выгоднее, чем снимать помещение, поэтому получается, что работаю всегда. Но стоит выйти на улицу... Кругом зелень, солнце, чистый воздух - красота!!! Как вспомню Сибирь, Новокузнецк. Грязь, дым, сажа, пьяные рожи... Есть и здесь эти рожи, но в таком малом количестве... и конечно русские... Поэтому как бы тяжело мне здесь ни было, я здесь живу, а там существовала, доживала свою никчемную жизнь, жить не хотелось. А здесь я начала жизнь с чистого листа, как говорят. И очень счастлива!»
Написал я Ирине письмо. Посочувствовал, что Россия оказалась для нее на матерью, а мачехой. А что я еще мог сказать? Что пьяни и рвани у нас действительно хватает? Написал и об этом. Но ведь я-то русский, и мне неприятно осознавать, что у нас в стране больше недостатков, чем достоинств. Хоть пьяных мне видеть особое негде, но знаю, что они есть. Двоюродный брат настоящий алкоголик. Муж у двоюродной сестры тоже алкоголик. По иронии судьбы они живут в Новокузнецке. Впрочем, какая ирония, если и Ирина, и я оттуда родом. Ведь это в тех краях учились мы с ней в школе, которая работает последний год, потому что учить в ней некого. Не рожают больше в нашем селе женщины. Почему не рожают? Потому что рожают они в возрасте двадцати-тридцати лет. А таких в селе давным-давно уж нет. Все, в том числе и я, в город выехали.
Написал я Ирине, что почти 800 тысяч человек в год умирает в нашей стране от пьянства. Мол, знаю проблему, настоящая война. И никто всерьез не хочет победить. Похвалился, что сам много лет назад бросил пить, что дочери не пьют. Вот дурак. Неужели могли быть иначе? Зятья, мол, мои тоже трезвенники, могут выпить сухого вина бокал, не более. Рассказал даже, что брат мой младший пить бросил год назад. Ну, похвалился, что в России есть еще трезвые люди. А дальше-то что? Сказать, что люблю свою пьяную Россию? Да и где я вижу эту Россию? Недавно вычитал в Стейнбека, что Париж — это не франция, Лондон — не Англия, Нью-Орк — не Америка. Значит, и Москва — не Россия. А Россия — это Новокузнецк, Тагил, который «рулит», моя пьющая, а не бросившая пить, родня.
Я написал, что не осуждаю тех, кто не любит мое Отечество. Мне просто горько от того, что таких много. Может, потому нам и не удается изменить страну.
У того же Стейнбека прочел, что у них проводятся сочинения на тему «Я люблю Америку». Чуть не написал Россию. А у нас? Мы любим Россию?
Лично я люблю. И знаю, что она будет прекрасной. Может, когда меня не будет. Но я приложу свои усилия, чтобы ее улучшить. Я построил красивый дом, вырастил дочерей. У меня есть сад, в котором растут яблони и вишня. У нас очень красивый поселок. Пока такие поселки есть только в Подмосковье, но придет время, вся Россия будет такой. Не хуже, чем в Европе. Я там бывал. В конце письма, я написал: Будешь в Москве, милости прошу в гости. Увидишь, что в России тоже есть прекрасные места. Я покажу тебе один из красивейших городов мира Москву. Я видел Китай, Индию, Египет, Арабские Эмираты, Иорданию, Германию, Испанию, Грецию, Польшу, Кипр (кажется, все страны перечислил, в которых побывали с женой) но у нас лучше всех. Так мне кажется. Осенью, наверное, полетим в Израиль. Но дом есть дом. Уже знаю, что буду снова скучать по дому. Здесь мои дети, внуки, здесь похоронены родители и старший брат. Здесь мы работаем. Здесь мы живем. В России. Это дом наш. Как сказал Данила Багров из фильма «Брат», я Родину люблю.
Перечитал я написанное и стер. Ну, кому нужны эти слюни? Родину он любит. Да любовь должна быть не в словах, а в делах. Взял бы и уехал село поднимать.
- Да какое село, - возразил я сам себе, - если я в четырнадцать лет из села уехал, и толком не знаю, как картошку сажать?
- Ничего, научился бы. Лень, так и скажи.
- Да какая лень? Когда это я ленился? Когда в пятнадцать лет на заводе учеником сварщика был? Или когда в университете учился и на трех работах работал? Или когда коровники в колхозах на шабашках строил? А может, когда в аппарате ЦК КПСС по 18 часов в сутки работал?
- Успокойся. Не кипятись. Тебя ведь никто в село не посылает. Не хочешь, сиди в своем доме в Подмосковье, выращивай яблоки, ходи на рыбалку на платный пруд, а зимой две недели лежи на Красном море в Египте. 
- Да, в Египте сейчас неспокойно. Надо бы куда-то в другое место нынче съездить зимой. Надо заранее путевки заказать.
Октябрь 2011 г.