Transcendence или как же избавиться от страхов

Татьяна Эйно
Эпиграф. Это второй фильм, где снимается Депп, помимо "Libertine", название которого я не буду писать по-русски, настолько оно в переводе не отражает смысл.

Второй эпиграф. Меня весь просмотр фильма пугало как раз, что я-то веру не теряла несмотря на все колебания сюжетной линии. Ну, не терялось мне ее как-то....В результате, кажется, была вознаграждена...


Transcendence или как же нам всем избавиться от страхов

"Transcendence" и "Люси" (или соблюдая хронологический порядок: "Люси" и "Transcendence". Из них первый по времени вышедший не понравился вообще, а второй произвел впечатление настолько, что саму немного покачивает. Возможно, в процессе рассуждения пойму: отчего же так произошло). Два фильма, которые несомненно между собою кореллируют, их объединяет грандиозный замысел, вселенский масштаб ("а не замахнуться ли нам...") и Морган Фримен :) и там, и там в качестве ученого где-то на переферии повествования.

Мысль о вере. В него. В мужчину. Вера женщины в мужчину. Неужто я влюблена в Деппа? Этот фильм, как индикатор, заставляет считать так и сделать именно этот вывод. Я весь фильм пыталась смотреть на происходящее на экране не только сквозь призму сердца, а прежде всего с точки зрения его правильности либо неправильности, и...ну, вроде бы да... ну, ни в какие ворота не лезет, ведь действительно: человек решил взять на себя функции Господа, облегчить сразу всем людям существование. Не много ли на себя берет? Ведь вроде ж верное обвинение. Реально так.

Пожалуй, прежде всего меня восхитило решение, найденное Эвелин. Нет, даже сама постановка задачи: сохранить любимого человека несмотря ни на что. Более того: обеспечить осуществляемый способ это сделать. Причем все в стрессовом состоянии. Лишь Ангелы могут подсказывать такие серьезные и значимые вещи, а услышать и понять их по силам только по-настоящему любящему сердцу. Даже неважно, что данный эксперимент был не совсем оригинален, а по сути повторял алгоритм, предложенный ранее Уиллом. В любом случае, оно отзывается у зрителя, коим являюсь, невероятным уважением.

А вот Макс Уотерс на правах друга семьи говорит о том, что не может смириться с конечностью человеческой жизни. И возникшее у меня в ответ на это утверждение чувство уверенности: но ведь если допустить, что мы рождаемся и умираем всего один раз и существование человека ею, этой единственной жизнью, заканчивается, тогда вообще ни в чем нет смысла. Ни в мире как таковом, ни в нас внутри него.

Весь фильм крутились в голове, лелеяла две идеи.

Первое.

То, чего вы боитесь, оно ~некоторым образом~ уже произошло. Когда показывали размножение и распространение повсюду частиц искусственного разума, я в этот момент думала не о конкретном отдельно взятом Уилле Картере и его якобы растущем в эти моменты "превосходстве", а о Божественной составляющей в каждом из нас. Мы ведь на Высших планах действительно единое целое. Взаимодействуем под общим замыслом. И протестовать против этого...ну, бессмысленно, наверное. От этих мыслей было слишком спокойно. Чересчур. При всеобщей суете выглядело как тотальное неуважение. Почти упрекала себя в бесчувственности, и ей поражалась.

И вторая.

Почему нет? Почему исцеление не может прийти и таким способом? То самое золотое время, когда люди поймут, кто они на самом деле. Исчезнут болезни, страдания. А дальше...очистка воды, воздуха. Помощь не только людям, а забота и о растениях, и о земле. Разве оно не проявления Любви в самом что ни на есть прямом смысле? А почему не с помощью науки и развитых технологий? Открытия - они ведь тоже так просто с неба не падают. Если существуют Божественные каналы, ченнелинги, то почему не этот?

Тем временем в копилку "за" продолжали попадать факты. Вот неприкрытая эмоция сочувствия на лице Картера во время процедуры излечения (при операции на глазах слепому от рождения).  Далее сцена, где Эвелин просит показать Уилла полностью информацию известную ему о ней. Реакция сопротивления: я тебе этого не разрешала узнавать!  Всё, думаю, вот оно. Влез без спроса, что-то сотворил с другим человеком без ее на то согласия. Это звонок, что поступок нехороший. Но... я не поверила в подобную мотивацию. Слишком уж было понятно, что Уилл всего лишь беспокоится об Эвелин. Как нормальный муж о любимой жене. Ему просто не безразлично ее состояние, самочувствие и далее. А что касается способов и средств, то у него их всего лишь чуть больше и они слегка иные, чем у любого другого обычного человека. И еще...не знаю кому как... для меня лично особенно важным стало обещание Уилла Эвелин о том, что "мы не будем бороться". При всем при этом невозможно не упомянуть о домашнем пространстве, созданном с невероятнейшей чуткостью... неужели роботом? А что касается Макса, его тараканов и домыслов...Он все же был здесь не совсем незаинтересованным лицом.

Ах, "минусом"... Минусом ведь тоже шло. Их тоже, казалось, было предостаточно. И самые-самые. .. Допустим, когда впервые другой человек (Мартин) заговорил с Эвелин голосом Уилла и даже захотел до нее дотронуться. Ведь это настоящий шок. Или вот ближе к концу фильма: делегация местных жителей на базу террористов. Прыжок на лестницу, как бы штурмуя крепость, демонстрируя дополнительно при этом особую ловкость и силу. Ни дать, ни взять - поход зомби... Подборка стереотипов мышления :) "Люди боятся того, чего не понимают".

То есть в чем же основная причина моего такого непонятно откуда взявшегося душевного равновесия <несмотря даже на существование событий, казалось бы опровергающих теорию о благородстве помыслов Уилла раз и навсегда, откровенную враждебность и неприятие его остальными персонажами, практически всеми подряд> ?

Очень странные вещи. Ошеломляющий ответ. Я чувствую и верю в то, что этот человек (Уилл Картер либо Джонни в его роли) не может сделать ничего плохого. Решаю досмотреть до конца, чтобы уже подтвердить или опровергнуть собственное чутье. И вот непосредственно в канве и сюжете фильма данный вопрос ("Когда ты потеряла веру?") возник и был озвучен вслух... Это также было каплей, которая наполнила сосуд. В том числе. Еще одной. Не стал бы компьютерный мозг спрашивать о подобном. Не могло его это интересовать. Ну, не пришло бы ему такого в голову.

И "возмутительное" спокойствие самого виновника как отражение (после - в сцене, когда совершается покушение на Эвелин, а вокруг раздаются взрывы). Как будто тоже доверие Божественному замыслу. Или :) помните cheer-лидершу из сериала "Герои" и ее эксперименты по собственной регенерации?

Кстати, к вопросу о доверии...Джонни ведь уже однажды играл астронавта, в которого вселился инопланетный враждебный разум. То есть фактически обратную роль: человека, которому доверять нельзя. Ан, нет! Не помогло. Фильм предыдущий помню, а вера не устранена этим. Не поколебалась. Аналогию видно, а выводов не делается...

То есть "Transcendence" - фильм о безоговорочной вере женщины в своего мужчину. По крайней мере именно так и таким он прозвучал для меня. Например, другая история, Стивена Хокинга, прежде всего заявляла о существовании в жизни мужчины высокой цели (да и здесь в общем-то без нее не обошлось...но оттуда она явственнее слышится, видимо, поскольку на реальных событиях основана). Мужчина таким образом решает свою гендерную задачу, а женщина свою (и :) не зря же Бри увиделась благодаря совершаемым собой действиям в качестве альфа-самца).

И P.S. я рада даже тому, как этот фильм завершился. Гибель физического тела (тел) словно подтверждает ценность и торжество основной <гуманистической> идеи. Дело действительно отнюдь не в доминировании одной биологической особи над другими себе подобными.  "Я всегда им был". Был собой, был мужчиной, был человеком. Разве что...мне тут пришло в голову: речь идет об эгоизме истинном, и тогда можно говорить о превосходстве личности, стоящей по своему развитию на какую-то ступеньку выше тех, кто боится. Все еще испытывает страх. 

Мелочь казалось бы. "Это ведь ты мечтала о совершенствовании мира. Не он." Так кажется звучал упрек Макса Уотерса и этим будто приводилось доказательство, что Картер все же изменился, перестал быть человеческим индивидуумом, оказался бездушным механизмом, но... Да так, но не так. Мечтала Эвелин - сотворил Уилл. Снова ювелирная работа каждого.  Как по писаному.

Насчет бездушности... см.выше.

P.P.S. Хороший фильм. Hau.