Путешествие по Кавказским Минеральным водам- ч. 3

Татьяна Бродская
    Как на крыльях летела навстречу к тебе-
    Ты встретил меня бурной весною!
    Дожди, непогода не страшны вовсе мне -
    Мой Кавказ- я опять с тобою!
    Двадцать лет утекло с той далёкой поры,
    Когда я так часто тебя навещала.
    Ты настолько изменился с тех пор ,увы
    Я с трудом твои города узнала!
    Твои такие знакомые кисловодские парки-
    Поразили меня дивной красотой!
    Рукотворные зеркальные озёра, водопады
    Показались мне ожившей мечтой!
    Я так надеюсь на новую встречу с тобой,
    Кавказ, мне понравились Ессентуки,
    Так что жди меня в новом году весной-
    Я приеду, ради твоей красоты!!!
 
 Прошло почти 20 лет, как я не была на Кавказских минеральных водах, поэтому я с нетерпением ждала весны, потому что точно решила, что в этом году я поеду отдыхать в город Ессентуки. Мне надо было поправить своё здоровье, да и к маме заехать на Кубань - навестить могилу. Поездку я запланировала на  середину апреля, но в связи с холодной погодой пришлось её отложить до конца апреля. В Ессентуках я ни разу не отдыхала, но мне повезло, что я отыскала  по интернету санаторий Анджиевского, который был расположен рядом с бюветом минеральных вод, да и Центральный парк был в шаговой доступности.

 Туда я ехала я поездом, через Москву, а возвращалась с Кубани прямым поездом - так удалось достать билеты. В Ессентуки я добралась из Москвы как-то очень быстро,  может быть потому ,что поезд шёл две ночи и один день. Весь день я смотрела в окно, как меняется природа, когда я выехала из Нижнего Новгорода, то у нас ещё и листочков на деревьях не было, а потом я увидела и листочки,  а позже, как уже цветут сады где-то в Ростовской области. Когда мы ехали  уже  по Ставропольскому краю, там стояла настоящая весна, деревья были в пышной зелёной листве, цвели сады, а на остановках воздух казался таким  южным, напоённым запахами цветущих деревьев.

 Вот, я наконец в Ессентуках, от железнодорожной станции до санатория такси стоило такие смешные маленькие деньги, что я засмеялась, когда рассчитывалась с водителем,вот что значит маленький городок!  В санатории меня устроили в очень приличный номер, где был даже фен, да и соседка, Галина, оказалась очень приятной  женщиной. Мы с ней вместе гуляли по территории санатория и в Центральном парке, а также каждый день ходили три раза к бювету с минеральной водой и в столовую. Территория санатория была вся засажена аллеями с вечнозелёными кустарниками и деревьями пихтовой породы, а также было много  цветников и клумб. Но особенно нам нравилось гулять в  Центральном парке - там было так хорошо, все дорожки выложены плиткой, красивые цветники радовали глаз,а однажды мы дошли до озера, где плавали фазаны, один из них был чисто белый и туристы говорили, что иногда он распускает хвост.В парке было много голубей- они были почти ручные, брали семечки прямо с руки!

 Когда я приехала в Ессентуки, там было 20 градусов тепла, правда погода нас в течение отпуска не порадовала, потому что было много дождей и похолодание на майские праздники тоже было, но всё равно было очень приятно отдыхать в другом климате.  Мне нравилось три раза в день  ходить к бювету,пить минеральную воду- ессентуки- 4, принимать процедуры, даже диета в столовой не наводила тоску, пища  была довольно вкусной и разнообразной.  А по вечерам мы шли после ужина гулять в парке, а потом пели песни под баян, или шли на танцы, правда ходила я туда всего 3-4 раза, видно возраст был уже не тот.
 
 В выходной день на 1 мая я уехала в Пятигорск на встречу с подругой по переписке, мы никогда с ней не видели друг друга, но переписывались уже три года. Подружка встретила меня приветливо, повезла на их знаменитое озеро «Провал», которое представляло из себя пещеру в виде воронки , на дне которой находится кастровое озеро чисто голубого цвета. Этот цвет обусловлен  сероводородом  и особыми сероводородными бактериями. В специальной нише установлена  икона Целителя Пантелеймона.

 Потом мы поехали в парк Цветник, который является одной из самых красивых  достопримечательностей города Пятигорска. Мы провели там прекрасное время, чудно погуляли по парку и осмотрели его окрестности.   Я увидела там  памятник Лермонтову и  Лермонтовскую галерею, грот Дианы, но самой  замечательной мне показалась  скульптура Орла, изображающая схватку со змеёй, которая является символом Кавказских минеральных вод. Попили из бювета целебной Пятигорской водички, а потом ещё долго гуляли по аллеям парка, любовались его цветниками. Времени у меня на эту поездку было мало, так что моя подруга проводила меня на вокзал, и я уехала вечерней электричкой в Ессентуки.

 На 9 мая мы с Галиной решили поехать в Кисловодск  по маршруту- Нижний парк.  По дороге к Кисловодску наша туристическая группа заехала в «Замок коварства и любви», который располагается в ущелье.  Наш гид,Светлана, рассказала нам  историю  о древней легенде, в которой чувство любви соединило богатую девушку и нищего  пастуха. Когда девушку родители  хотели выдать замуж за другого,  влюблённые решили прыгнуть с утёса, но  пастух прыгнул, а девушка испугалась и вернулась в отчий дом. В настоящее время там построен ресторан, имеющий форму средневекового замка. Внимание туристов привлекали большие Орланы на руках их дрессировщиков, которые предлагали сфотографироваться с этой грациозной птицей за деньги! Мне так стало жалко этих гордых птиц, которые сидели на цепи и не могли взлететь в небо - какая это жестокость со стороны людей, позволяющих себе делать бизнес на несчастных птицах!

 По дороге,гид Светлана, рассказывала нам, что гордостью Кисловодска является его Верхний и Нижний парк, который по площади второй в Европе, и первый по красоте и богатству растительного мира, изысканности садовых композиций и целебным свойствам здешнего воздуха. В парках Кисловодска  на площади около тысячи гектар более трёхсот разнообразных местных и экзотических видов растений, а также в Верхнем парке создана уникальная коллекция роз. Прогулки по аллеям парка, чистейший воздух,  повышенная естественная ионизация, и насыщенность фитонцидами растений стали прекрасным дополнением к целебной воде « Нарзан», ради которой и приезжают тысячи отдыхающих со всех уголков России. А воздух в парке стоит такой, что кружится голова от избытка кислорода, кажется, что ты находишься в горах, так легко дышать и поднимается настроение от такой красоты!

 Потом мы сошли с автобуса и прошлись по всему Нижнему парку, я вспоминала этот парк,  каким он был двадцать лет назад и удивлялась каким великолепным он стал в наше время.  Парк стал намного больше , как в ширину, так и в длину, в нём было столько прекрасных аллей из различных видов деревьев, а также множество клумб с распустившимися нарциссами и тюльпанами, их запахом был пропитан весь воздух. Мы осмотрели зеркальный пруд, эту рукотворную достопримечательность Кисловодска, в чистой воде которого отражается небо и деревья.  Туристы бросают в него монетку на счастье, бросили и мы по монетке. Многие  туристы фотографировались на мостике « Дамский каприз», который я помню был в девяностые годы прошлого века, но его отреставрировали и он стал ещё красивее.

 Гуляя по парку,мы увидели новый памятник Лермонтову, рядом с которым фотографировались все туристы. А также нас поразил цветочный календарь, ковровые растения из самшита, туи, можжевельника и роз образуют год, число и месяц. Прекрасен был водопад Хрустальная струя – это искусственная, музыкальная, обладающая уникальными  акустическими свойствами раковина, вода в ней стекает ровным каскадом издавая при этом удивительные звуки. Я долго стояла одна, слушая эти чудные звуки и вспоминала город Кисловодск в девяностые годы прошлого века, тогда парк был небольшой и я свободно быстрым шагом доходила до источника. Кроме мостика через небольшую горную речушку с большими камнями, не помнила никаких особенных сооружений в этом парке.

 Посетили мы и нарзанную галерею,которая тоже очень изменилась- там было поставлено много интересных статуй, красивые лавочки, она была светлая и прекрасная. Нарзан там был трёх видов: общий, доломитовый и сульфатный, мы выпили по маленькому стаканчику всех трёх видов, самый резкий по запаху и вкусу был сульфатный. А закончили свою экскурсию возле очень интересной достопримечательности Нижнего парка - Колоннады, которая представляет собой двух-ярусное сооружение с многочисленными колоннами, а в центре её был очень красивый фонтан. Там ждал нас автобус, и наша экскурсия по Кисловодску была закончена.

 По дороге домой, я  вспоминала прошлые свои приезды в санатории Кисловодска, да  -  Нижний парк поразил меня своим новым обликом и размерами. К сожалению, из-за погоды мне не пришлось поехать в горы, увидеть свой любимый Эльбрус, но я надеюсь, что у меня будет ещё на это время, так как я редко изменяю своим привычкам и обычно езжу по нескольку раз в один и тот же санаторий. До встречи, мой любимый Кавказ!

   коллаж из фото автора.