09. Кродкевская Элеонора Казимировна

Алина Насековская
КРОДКЕВСКАЯ  ЭЛЕОНОРА  КАЗИМИРОВНА
(18.05.1915-30.07.2011)
Древо от Румп и Жеромских.
Кродкевская    Элеонора   Казимировна   родилась в Казани 18 мая 1915 года. Ее  мама Кродкевская    Антонина    Львовна (20 ноября 1891 г.р. ), которую всю ее жизнь звали   Нина  Львовна,  родила  второго  ребенка. Первый Казимир умер во младенчестве.  Шла 1-ая мировая война  и  муж Нины Львовны   Казимир Фаустинович   Кродкевский сражался в рядах польской  дивизии на территории  Франции. В 1916 году он был убит  разрывной пулей в живот, был награжден ОРДЕНОМ ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА и похоронен  под Парижем г. Реймс. К Нине Львовне  приехал  друг  её  мужа и рассказывал,  как геройски  сражался Казимир, как  раненный  разрывной  пулей  в  живот,  полз,  подбирая  кишки, но  продолжал  воевать.   Он  привез  портсигар, подаренный  нижними  чинами  поручику  Кродкевскому,  с уважением и от  всей  души.  Времена были тяжелые,   все документы о дедушке были спрятаны  в комнате  под  линолеумом, о нем боялись вспоминать, а ведь было ему только 33 года. При  переезде  на  новую  квартиру  все  документы  потерялись.
Мать с дочерью жили сначала в Казани, потом в г. Сквира недалеко от Киева, где работал на сахарном заводе  главным инженером  гражданский муж Нины Львовны. Потом мать и дочь переехали в Москву, где дядя Женя собирал всех Жеромских в Институтском   переулке дом  № 26, кВ. 4 , который он снял в наем. В этом доме постепенно собралась вся большая семья  Алина Карловна  Жеромская,  Жеромский   Евгений Львович, Жеромская Людмила  Федоровна (тетя Люда), их дочь  Маргарита Евгеньевна ( тетя Рита), которая родилась уже там,  Жеромская Мария  Львовна (тетя Маня), Кродкевская  Нина Львовна (бабуля),  Кродкевская Элеонора Казимировна (мама), Богданов Дмитрий Михайлович (дядя  Дима), Богданова Елена  Львовна (тетяЛеля),  и брат   Алины Карловны  (дядя  Арвид).       Магдалина Львовна Браунс (тетя Магда), Федор Федорович Браунс  (дядя  Федя)   и их сын  Игнат Федорович  Браунс жили отдельно на Красносельской  улице  в  коммунальной квартире с родственниками  дяди Феди.
Элеонора  помнила  детство  фрагментами:
- она спала около горячей  печки и у любимой куклы  растаяли восковые пальчики, сколько был переживаний и слез;
-   обидевшись на маму, она собрала любимую куклу и пошла на вокзал, чтобы уехать к бабушке. Теперь уже волновались взрослые, разыскивая  ее.
-     дядя   Арвид  учил  ее  читать и писать.
-     она гуляла с маленькой Ритой.
От   Эли -  дорогой  маме  на  её именины:
Милая  мама!  Поздравляю  тебя с именинами и желаю тебе долгую, хорошую,  счастливую жизнь. Дарю  тебе, что  могу. Ошибки  мои в письме не замечай. Писать больше  никак  не могу лучше.  Рада написать  и подарить  лучше этого, но  не могу. Стишки, наверное, лучше тебе понравятся, чем эти строки. От дочери  Эли  дорогой моей мамусе.
Люблю  тебя, как ангел  бога. Люблю  тебя как мать  дитю.
Люблю  тебя так  много -  много,  любить уж больше  не могу.
                ***
Кто писал тебе известно,  а другим неинтересно.
                ***
Мама роза, мама цвет. Мама - розовый  букет.
Если  маму  не  любить, так зачем  на  свете  жить.
                ***
Ангел  летел  над  покровом. Мама  проснулась  от  сна.
Ангел сказал  ей три  слова. «С ангелом Нина  тебя».
                ***
Ты просишь мама дорогая, что- нибудь  на память написать.
Когда ты любишь,  не забудешь. Стишки  ты можешь  потерять.

Мама окончила школу, но  в институт поступать не могла, потому  что  принимали документы только  у детей рабочих либо у тех, кто сам проработал на заводе.  Она  начала работать на авиационном  заводе в инструментальном цехе, составляя  ведомости   дефектов при  сдаче самолетов  в эксплуатацию. Работа была ответственная.  Много  самолетов  прошло  через  ее руки.  В 1935 году она поступила  в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) на факультет  мосты и тоннели.  Подготовил ее для поступления Богумирский  Александр Игнатович,  близкий   друг бабули, который очень  любил и бабулю в 20-ые годы и маму  с 1934 года, и посвятил им  множество  стихов, написанных очень  мелким  почерком.
В свободное от работы  и учебы время она была членом общества «Локомотив», занималась спортом бегала на коньках (ножах)  и  лыжах, плавала, лазила по горам, один раз прыгала с парашютом. Второй раз её мама  ей прыгать не разрешила и парашютный спорт закончился. Спортивные достижения были высокие  в 1933-1939 гг  на страницах газет «Красный спорт» (орган печати Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при  СНК СССР),       «Сталинец» (орган печати МИИТа),   «Заводская  правда» (орган комитетов ВКП (б), ВЛКСМ и завкома  завода № 1 ) , часто упоминалась фамилия Кродкевская Э.К.  победительница соревнований   500  метров на простых коньках за  1мин. 19 сек. (1933 г.), 58,6 сек. (1939 г.), 100 метров – 14,6 сек. . В соревнованиях по плаванию она  проплыла  200 метров за 4 мин. 22,4 сек. (1937 г.), участвовала в лыжных  забегах на 3 км..   В газетах называли ее замечательной физкультурницей. За время учебы все пять лет  она держала 1-е место в институте по конькам, она  имела  2-ую категорию и ездила, защищая честь института, в  Горький и др. города. Друзьями ее по спорту были Галина Чудновская (мама Тани Недачиной), Марина Слыхова. Спорт помогал маме всю жизнь, еще в 80 лет она ходила в бассейн, но  спорт и повредил суставы. От чрезмерных нагрузок на старости лет разрушились коленные суставы и с 94 лет у  нее  постельный режим.
Закончив   МИИТ,   была распределена  Гипропромтрансстрой , где проработала   40 лет , от простого  инженера до ведущего инженера. 
Она была два раза замужем: Насековский Сергей Георгиевич (мой отец) и Бугров  Борис Андреевич (отец Светланы).
Семейная жизнь с Насековским С.Г. продолжалась два года. Любви особенной не было. Он заговорил ее своей болтовней. Он много читал, умел красочно  говорить, фантазировать и мечтать, лежа на  диване. Они были разные, но появилась я. Спасибо судьбе. Отец  бегал от алиментов, бабуля с мамой  писали письма и ему и в суд. Насековский писал письма  из  Киева, что очень  маму  любит  и  мечтает  вновь вернуться в семью,  но никакого  предложения от  мамы  не поступало. Всё  было кончено.
Семейная жизнь с Бугровым Б.А. продолжалась 24 года. Любовь была спокойная. Он  её  очень  любил, какие нежные  письма  писал  ей  при разлуке, если кто то из них уезжал в командировку.  У них было больше общего: работа и общая забота о любимом ребенке. Он  ее любил больше и требовал подчинения, как хозяин, ревновал.  Он был домострой. За завтраком, обедом  и ужином все должны сидеть за столом, когда куда-то идем, дерево все должны обходить друг за другом с одной стороны.  Устраивал ей   скандалы: «Где ты шлялась?»  А она остановилась поговорить во дворе с подружками  после работы. Он заботился о семье, получил квартиру для всей семьи. В субботу и воскресенье любил выпить четвертинку, после которой настроение становилось отличное. Он всех любил и играл на пианино. Когда настроение у него было плохое, мы с бабулей прятались в маленькой комнате. Все знакомые говорили,  купите и поставьте ему четвертинку.
Мама  не  очень любила сидеть дома, она  часто  чем-то  увлекалась: то  записалась  на  курсы  шитья-шила кукольные образцы  одежды; то в музыкальный  кружек-  училась   играть  на  пианино; то вышивала крестом подушечки. Отец злился, он хотел, что бы ему она  за завтраком  делала бутерброды, наливала в чашку чай. А мама  говорила: «Возьми  сам».  Отец  сердился.
В 1973 году отец умер,   мама  жила с   бабулей и  Светой, затем  появился  Борис  и  Нина. Я  жила  отдельно,  поэтому  этот  период  помню  плохо.
Умерла  мама в 2011 году, похоронена на Пятницком кладбище. Отец с мамой  лежат в одной  могиле. Будем  думать, что  их  души  встретились  на  небесах и они  там  счастливы.