Литературная Система 1. 8. Штампы. Часть 1

Андрей Тигр
  "Штамп" или "клише" в литературе - это установленная традицией застывшая форма. Большей частью все считают, что это плохо, нужно учиться писать без штампов. Только вот нереально. Часть элементов произведения в любом случае будет подходить под то или иное клише, и ничего уж тут не поделать. Слишком много народу на свете, слишком много уже написано. Лично я сомневаюсь, что за всю свою жизнь выдал хоть одну по-настоящему оригинальную мысль. Наверняка любая моя мысль уже приходила в сотни и тысячи голов. Здесь я опишу, насколько знаю, штампы, касающиеся работы высшего уровня - темы, идеи, персонажей и т.д. Совсем без штампов обойтись, к сожалению, вряд ли получится, но нужно стараться свести их количество к минимуму. Чем меньше клише - тем интересней читать книгу. Если, конечно, соблюдаются грани адекватности.
  Итак, начнём...
 
  Идея.
  Самое изъюзанное - идея всепобеждающей любви. Идея - что любовь и семья - самое важное на свете и т.д. Народ, ну напишите хоть раз книжку, с идеей, что любовь не важна, а важен успех в жизни. Тогда и любовь как-то легче приходит и сразу остаётся надолго:). Прям реально охота такое почитать. Только вот наши авторы, люди возвышенные, духовные, для них это кощунство.
  Идеи, что самое важное - долг, честь и т.д. - тоже "застираны" донельзя. Идея, что главное - выжить - аналогично. Целая куча фильмов, книг, сериалов сделано на эти идеи.
  Вообще говоря, придумать по-настоящему оригинальную идею практически невозможно. Скорей всего кто-то уже придумал - посмотрите хотя бы на количество произведений на "Прозе.ру". Можно остановиться на клише в идее, и даже теме, только тогда просто необходимо всё остальное постараться сделать максимально оригинальным.

  Тема, антураж.
  Космоопера.
  Звёздные войны признаю. Ещё несколько книжек. Всё остальное - просто закос под хорошие вещи. Лично я хочу написать одну космооперу, но сделать её по-настоящему оригинальной будет крайне сложно - слишком тропинка хожена. Штампы космооперы: истории про космопилотов, либо космопехотинцев, сражающихся с разными гадами, либо усмиряющих мятежные колонии, или - про космоторговцев, разъезжающих с товарами из конца в конец вселенной.  И, как правило, на кону - судьба человечества. Нередко есть космоимперия (хотя бы одна) и космоимператор (хотя бы один).
  Путешествия во времени.
  Реально надоело. Лично мне - потому, что всегда в хронопарадоксах возникает не соответствие, не состыковка. Если чётко проследить линию событий героя, путешественника во времени, то станет понятно, что она либо невозможна, либо предрешена. Например, в фильме "Назад в будущее" главгер становится причиной брака своих родителей и своего собственного рождения. Ну не жесть? Как человек мог стать причиной своего собственного рождения, если он ещё не существовал?! Но ничё - пипл хавает... Так или иначе - путешествия во времени сейчас такая же избитая тема, как космоопера, если не больше. Особенно "с душком" путешествия в прошлое, чтоб "подкорректировать" своё личное настоящее или спасти мир.
  Драконы.
  Здесь больше начинающие грешат на всяких конкурсах. Профессиональную книгу помню только одну - "Не время для драконов". Ещё фильм "Эрагон" (более оригинален, чем "Последний дракон") Но чтоб написать оригинальную книгу про драконов и сражения с ними - придётся постараться. Про рыцаря, дракона и принцессу написано много всякой... мукулатуры: принцесса спасает рыцаря из лап дракона, дракон спасает рыцаря из лап принцессы, принцесса спасает дракона из лап рыцаря, рыцарь оказывается драконом, дракон оказывается принцессой. Не было только одного варианта, чтоб рыцарь просто нормально поехал, убил дракона и спас принцессу, без всяких вывертов.
  Небесная канцелярия.
  Это когда на реалии ангельского мира или преисподней автор накладывает штатовско-офисный антураж. То бишь, босс вызывает на ковёр, сколько ты душ наскупал в этом месяце? План горит! Иди, и быстро насобирай недостающие. Чёрт отправляется к какому-нибудь забулдыге (нередко - главгеру) заключить с ним договор. Но тут появляется ангелочек, которому тоже спустили разнарядку по увеличению спасённых душ. В общем, как с драконами. Перебрали уже все варианты. Но с драконами ещё более-менее можно интересное состряпать, а вот за тему небесной канцелярии, наверное, лучше не браться вообще.
  Компьютерные игры.
  Киберпанк. Можно на эту тему сделать хорошую вещь. Были попытки сделать фильмы по играм и не все до конца провальные. Если пишем по игре, главное сделать так, чтоб текст не походил на прохождение этой игры. Тогда ещё есть мааааленький шанс. Иначе - совсем хана.
  Народные сказки.
  Особенно их объединение. Любит народ скрестить Саурона с Ильёй Муромцем, что тут поделать. Ничего серьёзного тут не написать, если ты не гений литературы.
  Постапокалиптический мир.
  Или антиутопия. Обрыдло донельзя. Тьма фильмов и книг сделано на эту тему и продолжают делать. Если хотите писать постапокалиптику - хотя бы придумайте свой, оригинальный конец света. Сделайте "патентный поиск", чтоб никто ещё мир не "уничтожал" именно таким, вашим способом. Чтоб ничего похожего ни в одном фильме или книге не было.
  Доисторические, первобытные времена.
  Дремучее племя, или, чаще, его отдельный представитель, сидит в доисторической пещере, жмётся к костру, жуёт полусырое мясо добытой в тяжкой схватке, и, собственно, вся его жизнь сводится к охоте, войнам с иноплеменниками, раскалыванию черепов соплеменников, заваливанию как можно большего кол-ва соплеменниц и эпизодическим выполнениям приказов шамана. Либо он артефакт находит от древней великой цивилизации, либо его в будущее забирают... В общем - давно протухла тема.
  А-ля терминатор.
  Матрица туда же. Робовойны, так называемые, и демонизация роботов. Вообще без комментариев.
  Инопланетное нашествие.
  "День независимости", "Марс атакует", "Война миров". Досмотрел только "День независимости", уж больно Уилл Смит хорошо играет.
  Клонирование.
  И всё с этим связанное. Тоже без комментариев.
  Смертельное шоу.
  Можно написать хорошую вещь, можно. Но после всех "Королевских битв", "Игр на выживание" и "Голодных игр" - очень сложно.

  Уффф, избитые темы закончились... Ура, перейдём к персонажам. Композицию пропустим, там всё понятно. Кроме клише нет ничего, да и не нужно ничего изобретать. Тот случай, когда нужно просто брать готовое.

  Итак - изъюзанные персонажи:
  Глуповатый приятель главного героя на фоне которого тот выглядит еще красивее (храбрее, умнее).
  Добрая тетушка/бабушка, которая безвозмездно стирает носки/убирает дом/кормит главного героя, дабы освободить ему время вершить подвиги.
  Суровый, но мудрый учитель (неважно чего), наставляющий главного героя и скрывающий трагические воспоминания о совершенной в юности ошибке, как правило, с применением искусства, коему он теперь обучает.
  Бомжи. Автор либо глумится над ними, либо жалеет, описывая презрительное отношение к ним.
  Писатели и редактора. Ну тут понятно - писатель любит писать про себя любимого, вот и пишет.
  Художники.
  Актёры. С кучей шаблонов, которые не имеют никакого отношения к реальной актёрской профессии. Пообщайтесь с актёром, если хотите писать про них.
  Учёные. Если молодые и талантливые - то главные герои, если старые и талантливые - то главные злодеи.
  Студенты. Это если писатель - просто студент. Блекло получаются и читать неинтересно.
  Военные. Ну это почти самое любимое. Гладиаторы, легионеры, спецназёры, космопехотинцы и так далее. Какая у них жизнь интересная! - схватки, погони, бОлшая и чистая лябовь. В общем - в лучших традициях Голливуда.
  Менты. Ну или копы, если в США. Подвид военных.
  Киллеры. И вообще бандиты. Тоже подвид военных. Снижение образа рыцаря в сверкающих доспехах.
  Проститутки. Снижение образа "принцессы". Вообще в последнее время развелось фильмов и книг про киллеров и проституток. Давайте уже вернёмся к истокам и снова начнём писать про рыцарей и принцесс!
  Искусственный интеллект. Киборгов туда же. Частенько им приписывают абсолютно человеческую натуру и нисколько не смущаются несуразности. Иногда, правда, получается на загляденье хорошо. Вспомним "Валл-и".
  Маги. И не только. Весь список примерно таков: оборотни, вампиры, эльфы, гномы, орки, тролли, драконы, единороги. Ну народ, изобретите своё сказочное существо, сделайте его непохожим на эльфов-орков, придумайте ему оригинальное название. Неужели так сложно? Ну заколебали эльфы, как заколебали-то!!

  Ладно, с персонажами тоже всё. Перейдём к сюжету (конфликт как часть сюжета).
  Штампы в сюжете:
1. Гипер-несчастное, выжимающее слёзы, описание детства героя (злобные родители или даже воспитатели, поскольку герой круглая сирота; нищета; оскорбления одноклассников, среди которых герой чувствует себя изгоем).
2. Бедная, но честная девушка, после долгих мытарств вышедшая замуж за миллионера
3. Герой, который в одиночку выступает против целой толпы супостатов, и побеждает.
4. Главные герои сначала друг друга ненавидят, при этом упорно не признаются самим себе в неодолимом влечении, и после долгих пререканий и взаимных оскорблений падают друг другу в объятия.
5. Ослепительно красивый, богатый, но сволочной главный герой, прячущий за цинизмом душевную травму, нанесенную жестокой роковой красоткой в юности. Как правило, после общения с юной, наивной и т.п. главной героиней оттаивает, демонстрирует способность к тонким чувствам и они падают друг другу в объятия.
6. Герой отправляется в далекое странствие, чтобы спасти мир от нависшей угрозы, по дороге "спасая" себе ударную команду ну и конечно же невесту (половина фэнтези произведений)
7. Команда героев идёт "спасать мир" или на другое важное задание. По ходу дела команда теряет своих членов, но всё-таки один-два члена остаются и выполняют-таки задание:).
8. Главный герой случайно попадает в "великое противостояние", которое длится веками. И в этой великой войне именно главный герой становится решающей силой в битве добра со злом.
Список далеко не полон, буду рад, если читатели помогут его дописать.

  Изъюзанные завязки:
  Встреча в баре - крутой главгер, как правило, бывший вояка (или крутой хакер, или ещё кто-нибудь... но обязательно крутой!) - на мели. С работы его выгнал злобный начальник, жена (или любовница, реже - и та и другая) ушла, денег нет, его колбасит... Он приходит в бар (не зависимо от того, происходит ли дело в средневековье, эльфийском средиземье, далёком будущем, иных планетах, параллельных мирах - бар всегда один и тот же), на последние медяки заказывает себе алкогольного напитка... Пьёт и думу думает, о судьбинушке своей тяжкой кручинится. И тут появляется некто (старый друг, подозрительный тип, прелестная незнакомка) и говорит: "есть дело!"
  Несостоявшийся суицид - собственно, вариация предыдущей завязки, проблемы все те же, только тут главгера (или героиню) ну так конкретно плющит, что он решает покончить собой. Прикручивает к люстре верёвку и залазит на табуретку..., либо - приходит на мост и перелазит через перила..., либо - ложится в ванну с тёплой водой и достаёт бритву... И тут появляется некто (инфернальные силы, потомки-хрононавты, спецслужбы, инопланетяне) и говорят: "не делай! есть дело!"
  Утренняя побудка - герой спит себе, как ни в чём не бывало (в самых запущенных случаях автор даже считает нужным ознакомить читателя со сном) и тут (вдруг, разумеется) к нему стучат в дверь, звенит будильник, на него льют воду из вазы с цветами, бьют сапогами под рёбра, в глаза светит ласковое солнце, - короче, он ПРОСЫПАЕТСЯ.
  Утреннее похмелье - обычно сочетается с предыдущей завязкой. Главгер просыпается и мучается похмельем. Голова раскалывается, в глотке сушняк, в трусах носки, - блин, как же ему хреново! Не, ну как же хреново-то! А давай мы щас расскажем тебе, о любознательный читатель, с чего это он вчера так напился. И с кем. Что-то он помнит хорошо, а что-то - совсем не помнит. Но постепенно память к нему возвращается. Правда, интересно?
  Амнезия - напоминает предыдущий вариант, только здесь потеря памяти почти полная. Главгер приходит в сознание в незнакомом месте и ничего про себя вспомнить не может. Что за хрень? - думает он, но жить как-то надо, и герой начинает осваиваться с окружающей обстановкой, попутно пытаясь выяснить про себя всю правду-матку - и выясняет таки, куда ему деваться.
  Утро студента - "простой студент" описывает своё "простое утро". Вот он просыпается, встаёт, поедает завтрак, приготовленный мамочкой, нехотя плетётся в Alma Mater (или наоборот, решает забить на 'образовательный процесс'), там просиживает задницу на парах, на перемене встречается с Машкой, или Коляном, или Петькой или с Алексей Иванычем, или со всеми сразу, и говорит им (или они ему говорят): "есть дело!"
  Лекция профессора - профессор читает лекцию. Длинную, нудную, скучную. Автор в уста ему вкладывает свою идею, тем самым думая убить двух зайцев: с одной стороны, читатель сразу должен проникнуться к идее уважением (ведь не кто-нибудь, не дворник дядя Вася - профессор говорит!), а с другой стороны - не надо чесать репу над тем, как поднести идею самой историей, можно вывалить прямым текстом, да и собственно над текстом не шибко работать. Реже встречается чуть продвинутый вариант, когда длинный наукообразный монолог вкладывают в уста дворнику дяде Васе (или любому другому персонажу не-профессору), но суть приёма от этого не меняется, сохраняются всё те же характерные признаки лекции, которая смотрится ещё более нелепо. Приём 'лекция профессора' применяется не только для завязки, иногда авторы пихают её в конец, иногда - по тексту, там, где считают нужным вывалить на читателя идею.
  Интервью - в принципе, типологически можно считать вариацией предыдущей завязки. Только здесь эмулируется пресс-конференция, через вопросы журналистов и ответы интервьюируемого (обычно, главгера, но не обязательно) читателю даётся вводка в курс дела.
  Обнаружение загадочной планеты - корабль обнаруживает (или специально прилетает с исследователями на) планету, с которой что-то не то (аборигены все разом померли, дождь идёт наоборот, пестики в тычинки не влезают и т.п.). Главгер (со товарищи) чешет репу и говорит: надо нам эту загадку разгадать! Загадка сначала кочевряжится, не даётся, но в конце концов всё-таки раскалывается - а куда ей деваться-то?
  Невероятное открытие в лаборатории - молодой талантливый учёный, коротая ночи над колбами и ретортами, совершает изобретение мирового масшаба (суть изобретения нередко преподносится в виде лекции профессора). С этого-то весь сыр-бор и загорается (как правило, появляются злые дяди (и нередко - в баре), которые хотят это изобретение использовать в своих нечистых целях, а не менее злые коллеги (как правило - старые и бездарные) насмехаются, отказываясь признать гения и 'зажимают' законную нобелевку).
  Биография - родился главгер там-то и там-то у таких-то родителей. В детстве он отличался бла-бла-бла. Когда подрос, он стал бла-бла-бла-бла-бла. И так далее, и тому подобное. Из всех возможных вариантов познакомить читателя с героем автор выбирает самый простой: сразу всё свалить в форме справки из домоуправления, и пойти дальше.
  Задушевный разговор - ну, садись, парень. Не побрезгуй. Давай выпьем. А вот знаешь, какую я щас тебе историю расскажу? Ни за что не догадаешься - и т.д., и т.п. Это шаблон со стажем. Ещё Гаррисон высмеивал и пародировал его.

  Здесь постарался собрать воедино штампы, касающиеся именно работы высшего уровня (идеи, персонажи, сюжет и т.д.). Не касался штампов в прямой работы с текстом, в приёмах подачи информации т.д. Это - позже. Для статьи использовал материал:
"Как Не Надо писать фантастику (штампы и штампоборчество)" автора не знаю, ссылка:

"Ошибки и штампы в фантастике" Евгения Лотоша,
"Стилистику начинающего автора" Влада Силина,
"Винегрет для начинающих" Алексея Корепанова.
Частично даже не перерабатывал текст, а просто копировал в статью. Грешен, прошу простить. Ссылки на первоисточники привёл. Буду рад, если вы поделитесь своими штампами по темам, сюжету, персонажам, завязке.

На сём заканчиваю часть литературной системы, посвящённую работе высшего уровня. В следующей части планирую описать приёмы правки и чистки уже написанного текста. Так называемая "грязная" работа.
Буду рад, если кому-то мои статьи показались полезными, особенно буду рад, если напишите рецензию.
Всем успехов на пути Писателя!