За стеклом. Глава 4

Вихлюн
Глава четвертая.

«...Спасибо Вам, за не любовь ко мне
 В знак благодарности, возьмите это небо
 И улицу с дождём наедине
 И стаю фонарей, светивших в след Вам...»

- Хорошо! - сказала она решительным тоном, - Надеюсь на вашу порядочность. А пока придется начать издалека. Если у вас возникло впечатление что перед вами сидит фанатичная альтруистка, которая мечтает изменить мир к лучшему, то уверяю вас, что это далеко не так. Я с самого детства жила в роскоши и была весьма избалованной девчонкой. Мой папа, занимал довольно высокий пост в городской администрации, поэтому все мои капризы в то время исполнялись с постоянной регулярностью. В ту пору , моим воспитанием занимались исключительно чужие люди. Папа был вечно занят, и его я видела довольно редко не говоря уже о возможности общения. Мама в свою очередь была поглощена собственной работой, поэтому я была отдана на растерзание многочисленным репетиторам и наставницам. Естественно что при такой напряженной жизни, я в тайне возненавидела все то чем вынуждена была заниматься. Мои друзья, были из точно такой же как и я категории «золотой молодежи». Поэтому меня постоянно окружала плотная атмосфера чужой зависти, лести, лицемерия и лжи. Постепенно я сама втянулась в эту золотую «жижу» и начала вести аналогичный образ жизни, считая что это в общем-то норма поведения, соответствующая моему статусу. Окончив школу с золотой медалью, я без особых проблем поступила в МГИМО и круг моих знакомых только расширился, а атмосфера «жижи» не только не уменьшилась но и стала более концентрированной. Только чудо, позволило мне избежать наркотической зависимости, в то время как некоторые из моих однокурсников буквально «сторчались» от неограниченного доступа к «наркоте».

После окончания института, меня само собой устроили на хорошее место в качестве помощницы дипломата, отправив на практику в Норвегию. Практика должна была занять целый год, так как за это время планировалось закрепление языковых навыков, и наработка основных приемов делового общения. По возвращении в Россию, я должна была выйти замуж, за молодого человека из приличной семьи, которого мне, можно сказать подобрали без моего согласия. В тот момент я была наивной дурочкой и безропотно принимала все как есть, смотря на жизнь сквозь розовые очки. Конечно этому способствовало практически полное отсутствие проблем, и наличие таких заоблачных возможностей, о которых простым смертным можно было только мечтать. Поэтому, мою голову постоянно кружили различные перспективы. И вот однажды, буквально за месяц до возвращения на Родину, представителей из нашего посольства в Норвегии, пригласили в одну коммуну для проблемных детей, с целью перенять опыт. В то время в стране как раз был перестроечный период, и предполагалось провести реформу детских домов  в связи с увеличившимся потоком брошенных на произвол судьбы детей. Так вот, когда я в первый раз увидела этих детишек, заглянула им в глаза, во мне что-то перевернулось. Я словно попала в другой мир, мир где нет никакой человеческой грязи. Мир в котором несчастье объединило всех в едином желании, жить счастливо наперекор всем невзгодам. Обычно такие места всем своим видом безнадеги отбивают любое желание в них появляться.  Но опыт Норвежских коммун, был несколько иным. Тяжелое положение детишек, рождало у них заботу и уважение друг к другу. Им некому было завидовать, не с кем было что-то делить. И эта забота и любовь тронула мое сердце. В тот день я вернулась в свою квартиру и всю ночь проревела. У меня случилась истерика, пришлось даже выпить пол бокала виски чтобы успокоится и заснуть.

- После этого случая вы решили заниматься этой проблемой?
- К сожалению все было немного не так. Конечно у меня был стресс, но это только в сказках, золушка за одну ночь превращается в принцессу. Прошло некоторое время, и так как данный вопрос был отложен в сторону из-за наличия других проблем в стране, которые в тот момент были более важными, о теме коммун благополучно забыли. Я вернулась в Россию, и очень скоро вышла замуж. Дальше все было довольно предсказуемо. Наши родители обеспечили нас всем что только необходимо, устроив моего мужа на должность управляющего одного из тех коммерческих банков, которые начали появляться в стране как грибы после дождя. Естественно что учредителями данного банка были сами родители по обе стороны семейного клана. Очень скоро я поняла, что характер моего супруга, как зеркальное отражение был похож на мой собственный, так как он вырос в точно такой же «золотой» жиже. По началу, нас это вполне устраивало, тем более что все бытовые вопросы решались с помощью домашней прислуги. Мы продолжали жить в мире выдуманной нами сказки, ровно до того момента пока не появились первые внутри семейные проблемы. Все началось с первой измены супруга. Точнее она была далеко не первой, но впервые её доказательства были для меня настолько очевидными, что даже он не смог ничего сказать в качестве своего оправдания. В тот день я устроила грандиозную истерику, а он в свою очередь просто избил меня, и сказал что если я подам на развод, у моих родителей так или иначе возникнут проблемы из-за раздела долевого имущества банка. Я на тот момент вообще не разбиралась в финансах, поэтому поверила его словам и решила переступить через свою гордость. Очень скоро измены стали постоянным событием в нашей семье, и муж уже почти не скрывал своих похождений. Меня радовало лишь то, что он не изменяет мне в нашей собственной кровати.

Тут она сделала паузу для пары глотков кофе и внимательно заглянула в мои глаза.
- Я  не сильно утомила вас своими откровениями?
- Ну что вы. То что вы рассказываете, лично для меня очень интересно, и не только с профессиональной стороны но и исключительно с человеческой.
- Знаете, в моей жизни было лишь несколько человек которые знают правду о моем прошлом. Но сейчас, я решила что прошлое изменить невозможно, невозможно его и спрятать. Здесь мне нечем гордится, однако я уже не стыжусь того что было раньше.
- А разве здесь есть повод для стыда?
- Раньше я думала что поводов для него более чем достаточно. Но сейчас... - она опять посмотрела мне в глаза и замолчала в некотором раздумье, - сейчас я давно уже переборола множество своих комплексов. И во многом это заслуга моего проекта.
- Я понимаю вас. Такое бывает, когда дело всей жизни, меняет человека до неузнаваемости.
- В моем случае его трудно назвать делом всей моей жизни, так как я занимаюсь этим всего лишь последние пять лет.
- И все же, не каждый способен на это. К примеру, лично я слышу о подобных коммунах впервые.
- Это и не удивительно. Об этом вообще мало говорят.

В этот момент нам принесли тарелки с ужином, тактично предупредив что ресторан закроется через 20 минут. Мы решили прервать разговор чтобы поужинать, а потом продолжить его где-нибудь, где было бы более удобно пообщаться наедине. Признаться честно, вид моего ужина по сравнению с содержимым обеда, не внушал особого аппетита. Однако время поджимало с одной стороны, а голод с другой. Пока я слушал Анну, я будто забыл обо всем, пребывая словно в состоянии полу-сна. Но потом голод напомнил о себе с удвоенной силой. На мое удивление, пища оказалась изумительной на вкус, при этом меня не покидало чувство все той же легкости, которое посетило после обеда. Поужинав, мы вышли из ресторана и вошли в фойе гостиницы.

- Анна, я с нетерпением хочу послушать продолжение вашего рассказа. Может пообщаемся прямо здесь на этих диванах?
- Я не люблю лишних ушей — сказала она еле-слышно, переводя взгляд на персонал за стойкой.
- Не сочтите за дерзость, я с удовольствием пригласил бы вас в свой номер, обещая при этом держатся джентльменских рамок, однако что-то мне подсказывает что вы будете против. 
- Вы угадали, я действительно буду против. В ваших джентльменских мотивах я не сомневаюсь, иначе я бы давно уже с вами попрощалась прекратив этот разговор. Однако если вы действительно хотите услышать продолжение, предлагаю вам прогуляться по ночному городу.
- А вы уверены что это безопасно? - спросил я и тут же осекся.
- Уверяю вас. В этом городе преступность может расцениваться скорее как исключение чем правило.
- Мне вспомнился один афоризм, в нём говорится что не стоит быть исключением, иначе тебя используют для доказательства тех или иных правил.
- Остроумно, но не в этом конкретном случае.
- Тогда я полностью доверяюсь вашей идее.
- Вот и славно. В конце-концов вы мужчина, и наверняка сможете постоять за мою честь?
- В этом вы можете не сомневаться.

Вид ночного города в отличи от других городов довольно сильно отличался. Свет льющийся из ночных фонарей словно вода из фонтана, был настроен таким особым образом, что падал исключительно на территорию освещаемой им дороги. Видимо такой подход к освещению позволял минимизировать, общий уровень светового загрязнения на территории города, и тем самым давал местным жителям возможность здорового сна в относительной темноте. Несмотря на май месяц, ночи все ещё оставались несколько прохладными, поэтому заметив как Анна немного поежилась, я тут же снял с себя пиджак и одел его на её плечи, проклиная себя за собственную тупость, от того что не додумался сделать это раньше. Несколько минут мы шли молча, так как видимо каждому из нас было о чем подумать.

- А знаете — сказал я, неожиданно прервав установившуюся между нами тишину. Каждый раз, когда я приезжаю в новый город, я обязательно смотрю на ночное небо.
- Вы так любите звезды?
- Звезды это моя страсть ещё с детства. Будучи в детском возрасте я часто ездил к бабушке, и когда солнце скрывалось за горизонтом, то наблюдал за тем как на небе появлялись первые звезды.
- Но в небе над городом их почти не видно.
- Это из-за уличного освещения. А если мы сейчас выйдем из прогулочной аллеи в тень, то наверняка увидим целую звездную россыпь.
- Вы уверены в этом?
- Абсолютно. Если в данном городе и правда все так хорошо, как говорил о нем его создатель, мы должны увидеть не только звезды но и даже млечный путь.
- Млечный путь?
- Да, очертания той галактики в которой вращается наша солнечная система.
- Как интересно, тогда давайте посмотрим. 

Заметив в зеленой ограде из кустарника подходящую пустоту, я шагнул за её пределы и протянул руку Анне. Она шагнула ойкнув и опасаясь упасть тут же упала в мои объятия. Я вдохнул чудесный аромат её волос, перемешанный с едва уловимым запахом парфюма, и мое сердце забилось чуть быстрей чем обычно. Давненько со мной не случалось ничего подобного, но стоило мне немного отпустить ситуацию на самотек, и велика вероятность что я больше не увижу её никогда. Она была не против доверится мне, поэтому не возражала против моих осторожных объятий. Отойдя от основной прогулочной аллеи залитой светом ночных фонарей метров на пятнадцать, мы устремили свой взгляд на небо. Боже мой, я даже не ожидал увидеть его таким девственно-прозрачным. Анна даже ахнула от неожиданности. Я тут же принялся ей объяснять о том где именно располагаются самые знаменитые созвездия и звезды. Но самое главное это то, что млечный путь был виден довольно хорошо, хотя самый пик его видимости приходится на август, во время так называемого сезона метеоритных дождей. Пока я рассказывал ей все это, во мне закралась мысль о том, что наверно неплохо здесь жить, в одном из этих уютных домиков, завести семью, установить телескоп на заднем дворе. В конце-концов, какой смысл в этой бесконечной работе с её гонорарами, если я не могу позволить себе тоже самое? О чем думала Анна в этот момент я не знаю, но не исключено что о том же самом. Внезапно она немного отстранилась от меня, и сказала что пора возвращаться на аллею. Я послушно пошел с ней обратно. Когда мы вернулись на освещенную территорию, Анна задумчиво сказала:

- Знаете, мне очень повезло что я встретила вас. Вы только не подумайте ничего лишнего. Просто, как вы уже поняли, я редко испытывала недостаток в чем либо. Но никто в моей жизни, ни разу не просил меня посмотреть на небо и полюбоваться звездами. Конечно, все мы знаем что они есть, и не раз мельком замечаем их на небе. Но что-бы увидеть истинную красоту звезд, необходимо смотреть на них не отвлекаясь. И вам это удалось без каких либо усилий. А главное, что такая красота доступна любому. Наверное местным жителям очень повезло. Я смотрела на небо слушая ваш рассказ о звездах, а сама тайно завидовала тем кто здесь живет.
- Но ведь у вас есть возможность здесь остаться не правда ли?
- Она бы наверное имелась, если бы я не выбрала собственный путь связанный с  проектом. На сегодняшний день, у меня очень много работы и планов, и все их нужно осуществить.
- Может поделитесь своими планами?
- Для начала я должна закончить свой рассказ. Спасибо вам ещё раз этот чудесный перерыв. Но стоит продолжить то, что имело начало в ресторане гостиницы. На чем я остановилась?
- Мне не ловко говорить об этом, но речь шла об изменах.

- Действительно, об изменах. Знаете есть очень мудрая поговорка, с кем поведешься, от того и наберешься. Тоже самое произошло и со мной. Любви между нами не было как таковой, но нас объединяла хотя бы взаимная симпатия. Знаете, нет ничего хуже чем спать с тем кто тебе неприятен, даже если взамен ты получаешь серьезную компенсацию. Этого я себе не могла позволить, поэтому наши отношения в самом начале были совершенно искренними. О детях мы в то время даже не мечтали, так как он и я, оставались сами в некотором роде детьми, выросшими почти в тепличных условиях. Но со временем мы стали спать в разных комнатах. В это время, я была вынуждена отправится в несколько служебных командировок, включая и Норвегию. Конечно, приехав туда, я не решилась второй раз посетить коммуну, хотя в тайне мечтала об этом. Меня мучила обида нанесенная мне мужем, поэтому логичным на тот момент решением с моей стороны, было отомстить ему тем же самым способом. Благо недостатка в мужчинах не было, и один такой оказался более настойчивым в своих ухаживаниях чем остальные. Бросаться на шею первому встречному считалось для меня поведением неприемлемым, но с другой стороны, я была вовсе не против если меня покорят с должным упорством и галантностью. Он в то время работал в мэрии одного из Норвежских городков. По роду службы, нам пришлось вместе работать над одним из соглашений о сотрудничестве. Речь шла о какой-то эффективной технологии по укладке асфальтового полотна нового типа, разработанной местными изобретателями, и опробованной на практике в данном городке. Он несколько месяцев добивался моей признательности, и при этом я должна заметить, что он был чертовский хорош собой. В то время у меня уже около полугода не было мужчины, и в один из вечеров я просто сдалась. Мне неловко об этом говорить, но этого сдержанного во многих смыслах иностранца, я буквально смела своим ураганом невостребованной страсти. Мы провели в любовных утехах чуть больше месяца, ровно до тех пор, пока не пришел мой черед возвращаться на Родину. Бедный Олаф, когда он узнал о моем вынужденном отбытии, то чуть не сошел с ума. В том что он влюбился в меня до беспамятства, виновата только я сама. Готовый бросить все, он хотел поехать со мной в Россию. Потом, когда я убедила его в том что это невозможно, умолял меня выйти за него замуж и остаться жить в Норвегии. Но я не могла себе этого позволить, и в последствии мы ещё пару раз встречались, когда я буквально выбила для себя ещё две командировки. К счастью, спустя некоторое время он успел немного охладеть ко мне, а потом и вовсе женился. Но мы все равно остались с ним хорошими друзьями.

В последствии я пережила ещё два бурных романа, но каждый раз я понимала что это не навсегда. К тому времени дела у мужа стали идти все хуже и хуже. У него появились проблемы с наркотиками из-за пристрастия к кокаину. В итоге он совершил большой промах в работе, и потерял значительную долю частных сбережений от вкладчиков. Мой папа первым заметил что с банком творится что-то неладное и к счастью успел вывести свои активы раньше, чем тот обанкротился. Об этом я узнала у него только после развода. Я не могла больше так жить и решила будь что будет. Через пару лет мой бывший муж разбился на машине, а в его крови была обнаружена просто огромная доза кокаина.
Дальнейший период моей жизни, протекал в состоянии некой отрешенности. Отец поддерживал меня как только мог. В тот период он ушел со своей должности, продолжив заниматься бизнесом.  Неожиданная смерть матери, очень сблизила нас, и мы часто стали проводить время вместе. Помню как однажды во время беседы он вдруг замолчал из его глаз полились слезы. Он попросил у меня прощения за то что не уделял мне столько времени раньше, когда я в этом нуждалась больше всего. Видимо к старости у всех нас повышается чувство сентиментальности. Жизнь потихоньку начала налаживаться, но я чувствовала в душе огромную зияющую дыру. Создавалось ощущение что в неё проваливается все что окружает меня. Я впервые потеряла смысл жизни, и хотя я его и раньше не особо находила, но мои привычки придавали ей все же некоторую долю осмысленности. Но в тот момент, я медленно но верно погружалась в депрессию.

Все началось с того, что однажды проезжая по улицам Москвы, я вынужденно остановилась на перекрестке. В тот момент я увидела двух детишек, это были брат с сестрой. Грязные и чумазые, они переходили дорогу. Девочка была чуть помладше, и все время хныкала волоча за собой какую-то пластмассовую куклу. В глазах её брата, которому на вид было не больше десяти лет, я увидела тот самый взгляд, который когда-то увидела при посещении Норвежской коммуны. Вместо того чтобы испытывать ненависть ко всем благополучным людям, и сетовать на свою горькую судьбу, он был занят решением вопроса о том, где бы найти на сегодня пропитание. Меня словно обожгло. Я тут же выбежала из машины, окликнув детей, и попросила сесть ко мне, обещая накормить их там, где они сами пожелают. В начале дети сомневались садится ко мне в машину или нет, так как мой вид в тот момент вполне мог сойти за городскую сумасшедшую. Однако пару минут спустя, оценив марку моего авто, они согласились. 

Мы поехали в ближайший «макдональдс», дорогу к которому показал мальчик. Они с такой жадностью накинулись на еду, что у меня невольно выступили слезы на глазах. Знали бы вы, что мне стоило уговорить их поехать ко мне чтобы как следует помыться. По пути мы заехали в пару магазинов одежды и выбрали кое что из детских вещей для него и для неё. Видели бы вы ту гримасу презрения, которая была на лице продавца-консультанта, когда она смотрела на этих несчастных детей. Я привела их в свою квартиру и тут же отправила в ванную с просьбой как следует вымыться. Пока они плескались, я заказала ужин с доставкой на дом, и за ужином они рассказали о том, как оказались в таком положении. Слушая их я с трудом сдерживала слезы, а они как ни в чем не бывало, весело болтали друг с другом и охотно отвечали на мои вопросы. После ужина я попросила их остаться у меня на ночь, и если они захотят то завтра могут уйти куда угодно. Но если они останутся, я обещала устроить их в хорошее заведение, что-то вроде детского дома или частного приюта. На мое счастье они немного подумав, решили остаться, а я всю ночь тихо ревела на диване пока они спали мирным детским сном.

- Вы поступили благородно, приняв участие в их судьбе.
- Легко быть благородной, особенно если у тебя в кошельке платиновая карточка доставшаяся от отца — горько усмехнулась она.
- Но все же вы могли проехать мимо.
- В том то и ужас всей ситуации что могла, и проехала бы, погруженная в свои пустяковые проблемы, если бы не вынужденная остановка благодаря красному сигналу светофора. А чтобы было с ними потом? Я даже не хочу думать об этом.
- И что же было дальше?
- А дальше начался настоящий ад. Я объехала все ближайшие детские дома, и каждое такое посещение у меня сопровождалось последующей истерикой в машине. Я увидела правду, очень горькую для любого человека. Несчастные дети, они смотрели на меня как смотрят обреченные на смерть. Я смотрела в лица этих социальных работников, раскормленных на детском питании и понимала весь ужас и циничность их отношения к детям. Ни один из этих домов не подходил для моих бедняжек. И тогда я вспомнила о коммунах в Норвегии. Созвонившись с Олафом, я попросила его устроить мне встречу с организатором коммуны, и сделать визу на меня и детей. Пришлось в срочном порядке оформить над ними опекунство, благо деньги в нашей стране уже на тот момент решали многое. Поговорив с детьми об из возможном переселении в Норвегию и получив их согласие, я занялась оформлением всех необходимых бумаг. На мое счастье, решение данного вопроса ускорили мои личные связи в посольстве. В тот момент я уже уволилась со своего места работы, и отправилась в Норвегию как частное лицо вместе с детьми.

Прибыв в коммуну я в первую очередь познакомилась с её организатором Маргит Эн-Гель. И хотя большая часть работы этой коммуны, была направлена на работу с умственно-отсталыми детьми, в ней также имелись дети из неблагополучных семей, брошенные своими родителями на произвол судьбы. Прожив там пару недель, и помогая в работе, я получила первый опыт подобной работы, параллельно знакомясь с общими принципами устройства комунны. В итоге, поговорив с детьми я узнала что они хотели бы остаться тут на некоторое время, и Маргит была вовсе не против этого. Договорившись встретится через несколько месяцев, либо по первому звонку детей с просьбой вернутся обратно, я улетела в Россию с твердым решением организовать подобную коммуну у нас в Подмосковье.

- Неужели у вас получилось?
- А вы сомневаетесь?
- Нет, но мне проще спросить это у вас.
- Вы даже не представляете себе, через что мне пришлось пройти, организовывая подобную коммуну. К счастью, мой отец несмотря на значительные затраты, поддержал меня в этом вопросе. С выкупом земли вопросов не возникло, со строительством тоже. Опыт моих норвежских коллег показал что общину необходимо строить в виде большого фермерского хозяйства, для того чтобы её участники, могли самореализовываться через простой физический труд, близкий к земле и природе. Естественно что в данном случае, у воспитанников должны были быть помощники с соответствующим опытом. Кроме того, общий труд предполагал полное самообеспечение по части продуктов питания, а в будущем и некоторую прибыль от продажи выращенных излишков. В итоге мы построили несколько домов, рассчитанных на проживание до пятидесяти человек, несколько административных зданий включая школу, небольшую больницу, развивающий центр и дома для проживания обслуживающего персонала. Также мы построили несколько теплиц, небольшой коровник, разбили огород, помещение для домашней птицы и выкупили небольшое поле неподалеку. Помимо обеспечения экологически чистыми продуктами, мы хотели выпекать собственный хлеб. Поэтому помимо поля, пришлось строить зернохранилище, а также помещение для хранения необходимой сельхозтехники. В последствии у нас появилась даже собственная конюшня.

- Выходит, что ваша община в целом похожа на большую ферму?
- Я бы сказала, на небольшую деревеньку, в которой проживают только свои.
- Могу только  догадываться во что обошлись вам затраты на её постройку.
- Лучше не спрашивайте.
- А вам кто-нибудь еще помогал?
- Информацию об этой идее, я с помощью наемных для этого дела специалистов, постаралась максимально  распространить в сети. Естественно со временем, начали поступать некоторые перечисления в фонд. Появились помощники в строительстве, за что им моя огромная благодарность. К сожалению самой большой трудностью оказался поиск и подбор обслуживающего персонала. Ведь главными критериями выбора, было наличие не только опыта по работе с трудными детьми, но и наличие собственного желания с ними работать. По началу как раз именно в этом вопросе возникало большее количество проблем. Приходилось увольнять одних, и нанимать других. Но в итоге, со временем все упорядочилось. Появились люди, которые захотели посвятить свою жизнь помощи детям, и жить удаленно от цивилизации. Хотя в любое время можно было сесть на автобус и через полтора часа оказаться в Москве.
А как вы искали детей?
Ездила по вокзалам, клеила объявления на улицах. Кто-то из беспризорников соглашался ехать сразу, другие приезжали самостоятельно.

- А у вас возникали проблемы с детьми?
- Конечно, ведь эти дети привыкли жить совершенно в других условиях. Бывали и скандалы и даже кражи, но мы всегда старались соблюдать спокойствие и нейтралитет. Для детей их адаптационная ломка проходила довольно болезненно, некоторые даже уезжали обратно в город, но потом опять возвращались. Лишь со временем, они обрели некое чувство общности.
- А каков был основной возрастной контингент?
- Самому младшему было всего 4 года, а старшим около 16. К счастью каждого из детей, можно было заинтересовать той или иной работой, к которой они очень быстро привыкали. Конечно мы никого не заставляли работать, и любой новичок в начале лишь обживался и присматривался к тому что он хочет делать. Потом он сам изъявлял желание заниматься тем или другим делом. Знаете, это очень непросто, сдерживать свои эмоции когда тебя постоянно провоцируют на конфликт. Но в последствии, оказалось что кроме труда в сельском хозяйстве, можно заниматься разнообразными ремеслами. Когда появились первые результаты, мы начали организовывать своеобразные ярмарки в Москве, тем самым лишний раз напоминая о собственном существовании. И вскоре о нас начали говорить, и в фонд начали поступать все новые и новые средства. Кроме того количество желающих проживать в ней увеличилось, и мы уже могли себе позволить расширение нашей деревеньки. А когда расширять общее количество необходимых построек было уже некуда, мы приняли решение построить вторую коммуну неподалеку от первой.

- Получается что с увеличением популярности проекта, ваши дела пошли в гору?
- К сожалению не совсем. С одной стороны, наше финансирование увеличилось, а с другой стороны, у нас появились прямые конкуренты, хотя лично для меня дико осознавать, что в помощи детям может иметь место такое явление как конкуренция. Когда я организовала свою первую коммуну, и открыла соответствующий фонд на меня тут же полились со всех сторон потоки информационной грязи и лжи. Боже мой, кем меня только не называли, и сектанткой и извращенкой и аферисткой. Мои попытки, оправдаться, оборачивались против меня. Сюжеты, которые снимали на месте общины, тут же перевирались и выставлялись в черном свете. Журналисты приезжавшие к нам вели себя дружелюбно и вежливо, и подробно записывали все ответы. А на следующий день я читала в газетах такую чудовищную ложь, что невольно на глазах выступали слезы.
- Кто же вас так сильно невзлюбил?
- Вы вряд ли в это поверите. Основным заказчиком стал один из Православных фондов по защите детей. Он располагался неподалеку от нашей коммуны, и жил в отличии от нас за счет государства, тем самым старательно создавая вид постоянной опеки. Несколько воспитанников из этого фонда, в последствии роста нашей известности перебежало ко мне, и то что они мне рассказали о своей жизни там, повергло меня в настоящий шок.
- Вы думаете фонд вам мстил из-за этого?
- Нет конечно, на судьбу детей им было плевать. Более всего они опасались того,  что внимание государства может быть переключено на нас, что лишит их постоянной финансовой поддержки. Именно с того момента, я отказалась от любой религии включая православие.

- То есть вы в коммуне исповедуете атеистические взгляды?
- Не совсем. У нас существует свобода вероисповедания, и любой из детей волен принимать ту религию которую он захочет принять. Другое дело, что мы не акцентируем общее внимание на религиозных аспектах, не отмечаем религиозные праздники, не устраиваем бессмысленных походов в церковь и т.д. Дети было пытались меня уговорить на то чтобы поставить на территории комунны небольшую часовенку, но я им в этом отказала, хотя мне это и было очень нелегко, так как я редко отказываю им в просьбах.
- Но почему? Что в этом такого плохого?
- Печальный опыт общения с журналистами научил меня тому, что любые любые наши действия могут быть использованы против нас самих. Поэтому стоило нам поставить что-то в стиле религиозной символики, и нас тут же объявили бы сектой опираясь на соответствующую атрибутику.
- Скажите, а что насчет ваших первых двух подопечных, они так и остались жить в Норвегии?
- Нет конечно. Когда строительство первых зданий было закончено, я тут же привезла их обратно в Россию. Кроме того, они оказали мне неоценимую помощь.
- Каким образом?
- Они первыми, находили общий язык с вновь прибывшими, имея опыт подобного общения. И вообще, у них уже имелся солидный опыт проживания в Норвежской общине, поэтому они многое перенесли оттуда, в том числе и некоторые организационные моменты.
- А каково текущее положение общин? Кто в настоящий момент их возглавляет?
- Они и возглавляют. Брат работает в первой а сестра во второй. Конечно у них есть старшие помощники, но основной круг организаторских обязанностей лежит именно на них.
- А они не слишком молоды для этого?
- Не забывайте, что обе общины строились несколько лет, и к тому времени они уже получили свои паспорта.

- Кстати насчет возраста, скажите а что будет потом, когда дети вырастут?
- Они сами решат что им делать. За годы жизни в общине, они получают огромный практический опыт который позволяет им быть занятыми в совершенно различных отраслях. При желании они могут поступить в институт или устроится на работу, могут завести свое собственное хозяйство и жить в близлежащих деревнях, а могут продолжать вести хозяйство в общине. Ведь там всегда найдется работа, которая не по плечу детям младшего возраста.
- А вам не кажется что жизнь в общине это в некотором роде эксплуатация детского труда?
- Нет не кажется. Дети работают на ферме, в огороде или в саду, по мере собственных возможностей. Кроме того они работают на себя самих, обеспечивая общину всем необходимым. Именно с помощью общего труда, возникает чувство единения. Это прекрасная практика и при этом никто никого не заставляет что-то делать. Они сами составляют графики работ, согласно пожеланиям.

- Тогда расскажите какими судьбами вы оказались здесь?
- Я как и многие другие узнала о строительстве города будущего из новостей. Но так как у меня было очень много дел, и я постоянно занималась решением различных вопросов по строительству и организации общин, то не придавала особого значения этому явлению. Сказать по правде, я даже думала что все это не более чем афера, что-то вроде «Олимпийской стройки», под предлогом распила государственного бюджета. Поэтому была очень удивлена, когда мне вдруг позвонил незнакомый человек, который представился Анатолием Петровичем. Оказывается он нашел меня через Маргит, когда летал в Норвегию, с целью узнать как можно больше о проекте общин для детей, чтобы в последствии построить что-то похожее у себя. Она в свою очередь рассказала ему о Российском опыте, и обо мне. Уже через неделю после этого разговора он был у меня, и буквально ошарашил меня предложением создать аналогичную общину в его городе.

- Но зачем ему это нужно?
- На это есть несколько причин. Как вы наверно уже знаете, Анатолий Петрович, строит не только город, но и общество с мировоззрением направленным в сторону нового развития. А это значит, что перестраивать мировоззрение взрослого человека, гораздо труднее чем воспитывать детей в новой среде. По большому счету, он пытается наполнить свой город теми, кто способен мыслить и жить совершенно по новому, преследуя более высокие цели, и не отвлекаясь на разного рода проблемы, порожденные социумом, и им же игнорируемые.

- И вы естественно согласились с его идеей?
- В том то и дело что нет. Я была слишком погружена в вопросы общины, к тому же впереди планировалось создание третьей коммуны по счету. К тому же, мой настрой в отношении его идей был весьма скептическим, так как мне казалось что он что-то недоговаривает, и все эти люди с новым мышлением, больше подходят для создания утопии.
- И каким образом он изменил ваше мнение?
- Он удивительный человек, и к тому же очень тщательно обдумывает все свои будущие ходы. Поэтому, он тут же напомнил мне о собственных проблемах, предоставив тщательно составленную подборку новостей прошлых лет, в которых меня обвиняли во всех грехах. И я тут же вспомнила о том, о чем давно пыталась забыть. И конечно окончательным фактором повлиявшем на мое решение, было его приглашение погостить в городе, хотя бы на несколько дней. До этого я редко выезжала куда-то, так как уже настолько привыкла жить среди детей, что боялась будто стоит мне уехать и жизнь в общине пойдет кувырком.

- Но вы все таки согласились?
- Мне предоставили отличные условия и частный самолет. И я тут же поняла, что он действительно заинтересован в моей помощи.
- Но в чем именно заключается ваша помощь?
- В моем опыте организационной работы с проблемными детьми. К тому времени, многие из моих подопечных, уже могли самостоятельно проводить подобные семинары и тренинги. Кроме того, я обладала хорошим штатом проверенных сотрудников, и некоторых из них я могла задействовать в проекте данного города. В итоге, мы довольно быстро пришли к общему согласию, построить реабилитационный центр для проблемных детей с последующим переселением в город.
- Но лично мне не совсем понятно, каким образом этот центр должен действовать? Насколько я знаю, в городе действуют жесткие правила, относительно тех или иных нарушений. А дети, подобранные с улиц или из детских домов, далеко не сразу могут их усвоить.
- Все так и есть, поэтому мы усложнили подход к реабилитации, создав с нуля  двойную систему адаптации. К тому же у городских правил существуют некоторые смягчающие пункты относительно детского возраста. Если хотите я могу потом озвучить их.
- А что такое «двойная система»?
- Это значит что неподалеку от города, мы строим общину номер четыре, которая будет находится рядом с фермерским хозяйством Пружинкина, обеспечивающее город молочными продуктами и хлебом. В последствии, когда дети адаптируются на месте, и будут время от времени посещать город, мы постепенно будем их переводить уже в городской центр, где акцент их занятости будет смещен в сторону творчества, образования и более легких работ по обслуживанию теплиц и городских парковых зон. Собственно сам характер работ будет зависеть от личного предпочтения. Предполагается что основную завершающую работу по адаптации, сделает сама городская среда. Вы наверняка уже заметили, что здесь никто не ругается матом, и не имеет привычки публично высказывать свое раздражение?

- Конечно заметил.
- Это как раз влияние тех самых правил.
- А вы могли бы мне как-нибудь пояснить насчет правил? Что они из себя представляют и какова их структура?
- Обязательно расскажу, но в другой раз. Мы с вами и так заговорились, а тем временем на улице уже глубокая ночь. Я извиняюсь за то что отобрала у вас столько личного времени...
- Ну что вы Анна, я столько интересного узнал о вас.
- Тогда предлагаю вам вернутся в гостиницу, ведь завтра у каждого из нас много дел.
- Разумеется. Но пока мы идем, можно маленький вопрос?
- Конечно.
- Эта новая община, она уже построена?
- Да, она работает уже больше года.
- И я могу на неё взглянуть?
- Разумеется, я могу организовать вам встречу. Нужно лишь заранее договорится. Вы надолго приехали в город?
- Пока не знаю, все зависит от того как быстро напишу книгу. По началу я также скептически относился к этому проекту как и вы. Но чем больше я вижу вокруг, тем большее меняется мой первоначальный настрой.

- Отлично. Тогда я предлагаю нам созвонится заранее и назначить встречу. Вот номер моего планшета. Наберите меня со своего номера и я таким образом сохраню ваш.
- Скажите Анна, а вы планируете здесь жить в будущем?
- Не исключено. Но пока мне не хочется оставлять первые две общины. Никогда не знаешь что придет в голову нашему государству, к тому же представители РПЦ до сих пор затаили на меня злобу. И хотя Анатолий Петрович пообещал мне протекцию, изменится может все что угодно. Я постараюсь вам показать не только общину но и реабилитационный центр в городе.
- Это было бы здорово.

До здания гостиницы мы уже дошли молча. Сказывалась общая усталость. Часы показывали начало четвертого, и нам обоим ужасно хотелось спать. Мы попрощались у двери лифта, и она быстро поцеловала меня в щеку прежде чем его двери успели закрыться. Дождавшись пока лифт вновь вернется, я поднялся на свой этаж, разделся и просто рухнул на кровать. День оказался настолько насыщенный событиями, что я тут же провалился в сон. Единственной мыслью, которая мелькнула у меня напоследок, была мысль о том, что у самого Пружинкина похоже такие дни вообще не заканчивались. А я ещё хотел получить от него интервью...