Притон Фантазии

Юджин Дайгон
Юджин Дайгон             Притон Фантазии
Пьеса для постановки Читателем в
Театре  Своего Воображения.
                Действующие лица:
Фантаст – молодой человек, начинающий создатель миров, может быть в очках.
Пришелец – существо как можно более странное, неведомо откуда появившееся.
Инопланетянин – турист? Шпион? Исследователь? Может быть осьминогом, но может и не быть осьминогом (т.е. может быть не осьминогом).
Невидимка – немой телепат, неизвестно как выглядит, общается внушением мыслей, может быть, еще один пришелец в скафандре, создающем эффект невидимости; может быть он создан богатой фантазией и дуракавалянием действующих лиц, т.е. не существует вовсе; возможно, он еще и телекинетик и пиротик.
Путешественник Во Времени – материализующийся неожиданно и столь же внезапно исчезающий субъект чудаковатого вида, одетый при одном появлении в хитон и шляпу двадцатого века, при другом – в костюм-тройку, треуголку и ботфорты.
Динозавр – зеленый, пупырчатый, размером со взрослого кенгуру.
Киноид – посол псиной цивилизации из параллельного мира.
Кинг-конг – лилипут размером с котенка.
Слепой ясновидящий – бледен и сонлив.
Оживший Труп – в меру безобразен.
Фантом – из рода призраков.
Гном-колдун – бородатый и вредный.
Марсианские Розы.
Декорации – чревовещательная квартира, превращающаяся иногда, частично или полностью, то в подземелье, то в дикий лес, то в заоблачный замок с едким дымом, то в иные нечеловеческие или неземные интерьеры.
Время – 1991 год.

-Эй, ты где?! – кричит, озираясь, Гость.
Хозяин квартиры встает из стоящего в углу кресла.
-Я здесь, - говорит он. – Пошли на кухню.
Идут на кухню. Наливают водку из бутылки, принесенной Гостем. Пьют.
-Ну, как? – спрашивает Хозяин.
-Принес, - говорит Гость, кивая на чемодан. – Ты телевизор смотришь? А, у тебя же нет телевизора. Так вот, две местные компании, телекомпании, стали соревноваться. Обе выходят раз в неделю. Посадили в ведущие телок. И стали их постепенно раздевать. С каждой программой юбки укорачивают, декольте увеличивают. В Субботу одни свою девочку разденут, а в Воскресенье их конкуренты свою разденут еще больше. Остались девочки в одних купальниках. Потом субботние со своей лифчик сняли. Воскресные свою оставили в чем мать родила. Тогда субботние на следующей неделе выставили свою бабу в том же виде, но посадили ее с раздвинутыми ногами. Тогда воскресные посадили Сталина вместо девочки. А субботние тоже посадили Сталина, но за решеткой. Тогда воскресные посадили Кинг-конга. Субботние – Ленина. Тогда воскресные – Ленина с Брежневым. И Брежнев у них читал объявления, с Владимиром Ильичем целовался. Тогда…
(Стена, на фоне которой сидят Хозяин и Гость, в начале речи Гостя становится огромным телеэкраном, на котором меняются дни недели и ведущие)
(По стене с топотом пробегает Динозавр; в оконный проем заглядывает Пришелец; во входной дверной – Инопланетянин; раздается еле слышный колокольный звон и далекий не собачий вой)
Гость замолкает и оглядывается. Но Динозавр уже пропал, а Пришелец и Инопланетянин исчезли.
-Л-ладно, - запинающимся языком лепечет Гость. – Пойду я.
«Уходи-и-и», - шепчут Декорации.
-Т-ты меня извини, я спешу, - торопится Гость. – Я к тебе в другой раз зайду.
-До свидания, - говорит Хозяин.
«До свидания-а-а», - повторяют Декорации.
Гость бежит к выходу, спотыкается о Невидимку, подскакивает, падает на четвереньки и так и покидает квартиру. Любая гостеприимность относительна. Надо понимать гостеприимность и уметь ее различать. Если гость хочет, чтобы его принимали, он должен уметь разбираться в гостеприимности, имеющей много разных обликов, личин, сортов и видов.
-Ушел, - говорит Хозяин и становится Фантастом.

Фантаст: «Я пограничник. Это граница между двумя мирами. Один – вне меня, другой – внутри».
(на виду появляются все, кроме Путешественника Во Времени и Невидимки)
Фантаст: «Вы мне поможете?»
Все: «Что?»
Фантаст: «Роман. Или хотя бы повесть».
Все: «Поможем».
Фантаст: «Агрессор! Говорят, что вы захватили планету и притесняете ее обитателей?»
Инопланетянин: «Я бы этим болтунам-пришельцам поотрывал все, что у них опасно отрывать для жизни!»
Пришелец: «Для чьей жизни?»
(Динозавр гоняет Кинг-конга. Киноид рычит на Гнома. Ясновидящий в трансе. Труп развалился в кресле и курит сигару, стряхивая пепел в постанывающие Марсианские Розы. Декорации скрипят и позванивают. Свободные кресла шевелятся, потягиваются, разминают затекшие спинки и подлокотники. Люстра раскачивается. К ней подвешен колокол, но молчащий, потому что без языка.)
(Призрак, до того развеянный в воздухе, конденсируется в одном из пустующих кресел. Прошу прощения, он Фантом, хотя его предки и Призраки. Гном садится в то же кресло, сквозь Фантома, но тут же вскакивает.)
Гном: «Призраки! Фантом материализовался!
Киноид: «Гав-гав! У-у-у?!»
Труп: «Вы заблуждаетесь, уважаемый Гном. Фантом, как всегда, полупрозрачен».
Фантаст: «Послушайте Невидимку. Он утверждает…»
Инопланетянин: «…что до того, как в кресле…»
Пришелец: «…появился Фантом…»
Динозавр (с шипением): «…там сидел он сам».
Фантаст: «Мне все ясно. В кресле сидел Невидимка. Сквозь него сел Фантом. А Гном, думая, что в кресле никто материальный не сидит, сел сквозь Фантома, на Невидимку».
Инопланетянин: «А насчет той планеты, так тамошние гуманоиды, которым делать было нечего, и которым надо было чем-то заняться, а оставалось их мало, разбили всю поверхность на огромные квадраты и каждый стал ходить по периметру своего квадрата. Квадраты каждый день сдвигаются. А гуманоиды ходят. А нам очень необходимо жизненное пространство. Мы попросили у них часть планеты. Их же мало, им все равно, где ходить. Но они заявили, что право каждого аборигена на личный обход планеты священно. А если они остановятся, то им нечем будет заниматься. Из-за этого произойдет крах их цивилизации. Их Великий Смысл – ходить по периметру. Мы сказали. Что мы оставим им пол планеты, сами поделим эту половину на участки так, что периметры останутся такими же длинными и даже будут еще длиннее. Они заявили, что это кощунство. И тогда мы заняли треть планеты».
Фантаст: «Спасибо, я записал на диктофон».
(Появляется Путешественник Во Времени. Он наталкивается на стоящего у окна Ожившего Трупа. Тот оборачивается к нему лицом. Путешественник Во Времени с криком отскакивает.)
Оживший Труп: «Ну вот. Стоит порядочному трупу подойти к форточке, подышать свежим воздухом. Как его сразу же начинают толкать. Вы не ушиблись, сэр?»
Путешественник Во Времени: «Простите, что я вас толкнул. Но вы очень похожи на мумию египетского фараона. Ах, как я опаздываю! Мне надо торопиться в Бухту Привидения».
(Путешественник Во Времени проваливается в будущее)
Пришелец: «Ты, Фантаст, зря нас на диктофон записываешь. Нас нельзя на диктофон записывать. Не записываемся мы на диктофон».
(Фантаст становится Хозяином. Все фантастическое прячется за кресла, за диван, в щели подпространства)
-Ничего, - говорит Хозяин. – Ничего нет. Пожалуй, то, чего нет, нельзя записать на диктофон.
(Хозяин становится Фантастом – возможно, просто снимает или надевает очки. Все фантастическое появляется, словно и не пряталось)
Оживший Труп: «Ну, ты так прямо не говори, что нас нет. Очень даже может быть, что мы еще как есть. Прошу прощения! Я фамильярен. Очень может быть, что то, что по-вашему есть, на самом деле отсутствует в реальности. Потому что не существенно. А значит не существует. Еще раз прошу прощения».
(Ясновидящий, недавно вышедший из транса, раскрывает глаза и кричит)
Ясновидящий: «Слушайте! Я прозреваю! Я теряю свою слепоту! Я вижу! Сейчас я Открою Глаза, по-настоящему!»
(закрывает глаза)
Ясновидящий: «Я смотрю. Я вижу. Вот:
«Женщина у зеркала. В зеркале к ее отражению подходит человек. Она оборачивается. Но в комнате она одна. А тот, в зеркале, убивает ее отражение. Отражение умирает. Но сама она живет. А убийца в зеркале убивает ее мужа, ее детей, всю ее семью, грабит и поджигает ее дом. Она видит отражение своей великолепной комнаты. И отражение горит. А комната остается. И жизнь остается. Вопреки тому, что случилось в зеркале».
-А практическая польза есть в твоем ясновидении? – спрашивает Гном.
Все: «Как можно?!»
Гном: «Извиняюсь. Есть в этом ясновидении практическая польза?»
Ясновидящий: «Я не могу заглянуть в будущее ближе, чем на сто лет».
(и открывает глаза – в них еще осталось некоторое медленно угасающее сияние)
Гном: «Ну, это только Труп сможет проверить. Он ведь бессмертный. Возьмет, вылезет через сто лет опять из могилы, и проверит. А нам какая от этого польза?»
Фантаст: «А Путешественник…»
Гном: «Да он эту бабу не найдет».
Кинг-конг: «А от твоего колдовства какая польза? Много ты пользы принес? Дракону хвост отсушил? Сжег море, превратив его в пустыню?»
(Киноид воет)
Гном: «Очень даже какая польза»
Оживший Труп: «Господа, любая польза относительна. Вот астрономия, например…»
Инопланетянин: «Ну да, у нас вся астрономия засекречена. Все астрономические сведения имеют стратегическое значение».
Оживший Труп: «Как можно засекретить звезды?»
Фантаст: «Все можно засекретить».
Оживший Труп: «Триста тридцать ангелов!»
Фантаст: «Что, червяки беспокоят?»
Оживший Труп: «Признаться, да. Они едят мой мозг».
Пришелец: «Невидимка говорит, что зато в твоем мозгу есть извилины».
Оживший Труп (прислушивается): «Да, он действительно так говорит».
(Динозавр на кухне шумно копается в холодильнике, звеня посудой)
Динозавр: «Безобразие! Что у вас за помидоры? В помидорах у вас тараканы!»
Гном: «Что, тараканы ползают по помидорам?»
Динозавр: «Нет, в помидорах. В самой сердцевине. Нельзя от помидорины откусить так, чтобы не съесть хотя бы пол таракана».
(Появляется Путешественник Во Времени. С ним Негр в набедренной повязке из пальмовых листьев и с золотым кольцом в носу.)
Негр: «Хотите посмотреть на мой баобаб?
Путешественник Во Времени (оглядывая Негра со всех сторон): «Какой баобаб?»
Гном: «Он неправильно выразился. Надо было «о» с «б» поменять местами и вместо последней «а» «е» поставить».
(Негр кивает. Киноид лает. Марсианские Розы краснеют. Пришелец и Оживший Труп смеются.)
Гном: «Ну теперь уже ничего не поделаешь. Раз баобаб, так пусть и будет баобаб».
Негр (заглядывает под набедренную повязку, оттягивая ее край): «Баобаб…»
(Негр огорчен и подавлен, и так и замирает с оттянутым верхним краем набедренной повязки)
Путешественник Во Времени (заглядывая под повязку): «М-да, действительно баобаб. Что же вы наделали? Это ведь, как-никак, нубийский принц».
Гном: «Ну, если принц, пусть будет с пальмой».
(на макушке Негра, в черных зарослях волос прорастает миниатюрная пальма, распускает листья)
Негр (заглядывая под повязку, удовлетворенно): «Не баобаб».
(поправляет повязку, трогает пальму на голове)
Негр (весело): «Мой не баобаб длиннее этой пальмы».
(Путешественник Во Времени, вместе с принценегром, или, если угодно, негропринцем, проваливаются в будущее)
Оживший Труп: «А вы знаете, еще когда я был жив, как-то утром, поистине прекрасным утром, меня разбудило кудахтанье. Я проснулся, открыл глаза и увидел, что по полу идет ко мне курица, и катит лапкой яйцо – то одной лапкой, то другой…»
Гном: «Хватит врать-то»
Оживший Труп: «Что? Дуэль!»
Гном: «Да вы же уже мертвы. Какая же тут дуэль».
Оживший Труп: «Если бы трупы всей Земли…»
Фантаст: «Многоуважаемый Труп…»
Пришелец: «Труп – это звучит гордо…»
Инопланетянин: «Надо быть Трупом – с большой буквы…»
Ясновидящий: «А вы верите в загробную жизнь?»
Оживший Труп: «Я уж, скорее, сомневаюсь в догробной».
Динозавр: «Да, собирают симпозиумы. Мертвецы-мудрецы обсуждают вопрос: «Есть ли жизнь до смерти?»
Декорации: «Каждый мудрец станет мертвецом, но не каждый мертвец был мудрецом».
Вася: «Это понятия разные, разные».
Ильич: «А мы пойдем другим путем. Диалектикой возьмем врага за горло».
(все опешили)
Фантаст (шепотом): «Они не из нашей пьесы. Их и в перечне действующих лиц-то нет».
Ильич: «Много там кого нет».
Вася: «Считайте нас частью Декорации».
Ильич: «Нужен ли пролетарию такой театр, который изображает только малую часть мира, забывая об остальных частях, не имея об этих частях даже задней мысли, малейшего упоминания?»
Вася: «На хрена мне такой театр?»
Фантаст: «Но тогда в Действующие лица надо заносить всех разумных и играть одновременно на миллиардах сцен. Да где же взять столько зрителей?»
Ильич: «Пусть смотрят с одной сцены на другую. И вообще, я предпочитаю жизненные постановки, но не в театре, а в реальности. Театр – жизнь, актеры – люди, режиссер – я. И у меня статистов нет. Статисты сидят в Париже. Знаете, как Зимний брали?  Вечером сидим. Переругались. Одни кричат: «Выпьем водочки!», другие: «Поедем к девочкам!». Неразрешимая проблема. Товарищи передрались. Надо было найти разумный компромисс. Ну, я загнал в Смольный броневичок – прямо в середину зала, кого-то, кажется, задавил даже, а он-то, задавленный, потом все равно контрреволюционером оказался бы. Взгромоздился я на этот броневичок и сказал: «Товарищи! Сейчас мы выпьем водочки, а потом поедем к девочкам, в Зимний». Все согласились. И все было хорошо, только, когда к воротам Зимнего подошли, пьянь на Авроре сдуру пальнула. Я, признаться, в штаны наложил – думаю. Все, переметнулись несознательные матросы на сторону эксплуататоров. Но  все обошлось. Эх, вот только на Мировую Революцию водки не хватило!»
Вася: «Пойдем. Ильич, выпьем».
Ильич: «Пять литров спирта, да вдвоем?»
Вася: «А мы вот тот геройский труп с собой возьмем».
Ильич (Ожившему Трупу): «Что же вам, товарищ, не лежалось в могиле?»
Оживший Труп: «Так ведь ваши пролетарии, извиняюсь, все могилы перерыли».
Ильич: «Зачем же?»
Оживший Труп: «Им живых негде было закапывать».
(уходят втроем в сторону мирового коммунизма)
(Инопланетянин падает)
Инопланетянин: «Скажите этому невидимому болвану, чтобы не толкался!»
(Динозавр доедает Марсианские Розы. Кинг-конг играет с Пришельцем в шахматы. Киноид свернулся калачиком и спит, положив под голову собственный хвост. Фантом и вовсе растворился в то ослабевающем, то усиливающемся свете лампы. Ясновидящий опять ослеп и, следовательно, заснул. Фантаста обнимает кресло. Гном колдует над чайником.)

Чайник взрывается – фарфор разлетается кусками по всей комнате, звенит разбитое стекло. Осколки (фарфоровые и стеклянные) взмывают с пола и кружатся в танце. Они танцуют вальс. Вальс в невесомости. И, с опозданием минуты на три, вальс становится слышен для ушей. К осколкам присоединяется Фантом.

Декорации: «Бог создал нас по образу и подобию своему. И если Дьявол может овладеть нами, если в нас есть Зло, то все это – из Бога. Дьявол – это часть Бога».

Окно становится зеркалом. Фантаст подходит к нему и спрашивает у отражения: «Как тебе все это нравится?»
И ждет, молча, ответа. Он молчит, а отражение тем временем отвечает: «Довольно мило, но бестолково. Ты предоставил их самим себе. Они свободны. Как буйный ветер, они неуправляемы, они самодовольны. Попробуй подчинить их своей воле».
-Попробую, - говорит Хозяин, только что бывший Фантастом и отражение его уже не разговаривает с ним, а всего лишь отражает его.