Прости меня, Алёша!

Евгения Бойцова
"Тягомотина" вечерней  планёрки в пионерском лагере посёлка Каннельярви подходила к завершению, когда я вспомнила, что...
Не спросив разрешения, я выскочила в ночную мглу пионерской территории. Тускло мерцали фонари, влага соснового леса стелилась туманом над ухоженными аллеями.
 Корпус моего отряда находился почти у самого забора, разделяющего лагерь от запретной зоны леса.
 Пробежала линейку,-флаг был спущен; пробежала столовую,-на кухне ночная смена  поваров готовилась к новому дню; вход в мой корпус ,где спал "самый трудный возраст"- пятиклассники, замер в тревожной тишине.
Сторож, объезжавший ночной лагерь, удивлённо пожелал мне спокойной ночи-
- Что-то быстро у вас  сегодня планирование закончилось,- позвенел в звоночек и укатил дальше -проверять...

Он сидел в  кладовой комнате, и за чемоданами я его не сразу нашла в темноте. 
"Комочек" жалостливо  заморгал глазами ,когда лампочка - груша осветила весь ужас содеянного мною.

-Иди спать,- я тебя прощаю,- и больше не безобразничай после отбоя; - я сука, сука... сука...билось моё сердце в такт этого слова...

Прости, меня, Лёшка, нас тогда так учили на планёрках-
-Изолируйте  на время безобразника, который мешает нормальным детям после отбоя соблюдать  порядок и  тишину.
 Мы были пионервожатыми,мы небыли Волшебниками,- и старались, рассчитывая  только на "девичью " память.
   
***

Работа учителем в Ленинграде, после Крайнего Севера и Дальнего Востока, была предоставлена мне в самый разгар выступлений будущего Мэра Санкт- Петербурга.

Группа продлённого дня(ГПД) располагала слушать  и смотреть телевидение, и я, по простоте  "деревенской учительницы", приносила из дома маленький телевизор, совсем крошечный;  дорогой по тем временам.
 Купили гордясь, что можем себе позволить  эту  роскошь.
Если военный, то обязательно считалось, что жена должна быть учительницей или врачом . С каким успехом  прокатился фильм "С лёгким паром..."Профессия -"Учитель"-была в списке нашей жизни - Первой; может быть  Второй но только после  профессии - "Военный" и "Врач".

Работать мне доверили только в ГПД-
-Поймите, хоть у вас и большой стаж и много благодарностей в " Трудовой
Книжке", но вы никогда не преподавали в городе, вы всё время работали в деревне.


***

Слушая смелые, правильные выступления ,которые всё время транслировались из Москвы , я всегда была-"За!" Все тогда были влюблены в правильно говорящего юриста. Речь интеллигента завораживала своей простотой и правильной интонацией.
 Веселилась, когда подсчёт голосов считался на обыкновенных счётах-костяными   шайбочками. Те, кто считал ,постоянно сбивались со счёта...

Про моё "веселье" было доложено директору школы;пришла с проверкой-
 -Чем занимаемся? Домашнее задание ученики сделали?- она внимательно оглядела класс.
В ГПД оставались дети разного возраста, приходилось проверять и упражнения по русскому языку, и по математике, и по черчению. Малышня -первоклассники рисовали с наслаждением мои задания,-проверять их домашнюю работу было легче всего и оставалось уйма времени порисовать.

Придраться было  особо не к чему, глядя с каким восторгом воспитательница проводит почти " вторничные еженедельные утренние политинформации" ,директор сделала "ход конём" и мне нашлись часы в самом "трудном возрасте"-пятые-шестые классы. Русский язык и литература.
Классы были  трудные, "городские" учителя отказывались:  денег- мало, тетрадей много, подготовить урок в одном пятом и в одном шестом:-дисциплина класса
определялась по буквам , литер - "А"-отличники и с родителями, желательно.
Мне дали "литер ...Г"  мама есть- папы,как правило, нет.

"Прости, меня, Лёшка",- девиз прошёл через всю мою жизнь и "трудные  классы" как то особенно жалостливо относились к моему "учительствованию",-  чувствовали мою провинциальность, помогали дисциплиной,учились в тишине и радовались, что такое возможно после того ,что слышали  о себе, как  о самых ..плохих. Необычность" поведения" класса, заставляло директора частенько заглядывать ко мне на уроки. Прислушивалась к учебному процессу и заглядывала...внезначай, в самый разгар моей любимой работы.

- У вас нет "ЭТОЙ" таблицы....?- удивлялась я, не находя в методическом  кабинете в библиотеке  нужного для урока пособия .
 Крайний Север и Дальний Восток был укомплектован тем, чего я не находила в городской школе, "глянцевых" СОВРЕМЕННЫХ  пособий здесь я не видела.
 Спасали старые конспекты:-чертила  таблицы перед уроком русского на доске. Было трудно, потому что доска была не "книжкой" -  начертить- написать правила грамматики  надо было быстро после предыдущего чужого урока.
 Я начинала учиться быть Волшебником.


***

 Вечером ,после проверки тетрадей и написания конспектов, спешила  в аэропорт, к будке "Пулковский кооператив".
  Спешила попасть к  рейсу из Сибири.


Вечерний рейс был последним. Ребят,прибывших последним рейсом, мне подвели мои друзья " бомбилы",-
- Возьми, денежные и приличные,- твой сосед  тебя довезёт, он сегодня последний раз работает. Мы слышали, что у твоего мужика тоже машина есть ,может поговоришь с ним, возьмём его в команду. Приличный он у тебя? Можно доверять приличных пассажиров? На  бензин не надо подработать учительнице?

-  Приличный то он приличный, да только военный,-не согласится,- мозг заработал
в подсчёте "навара",- получить такое предложение подработки на своей машине это многого стоило.
- А ты ещё не поняла, что здесь только  и работают...- он рассмеялся-Проверенные особистами?



"Жильцы" скромно стояли у выхода из зала прибытия на первом этаже. Аккуратно подстриженные ,сибиряки застенчиво поглядывали по сторонам и комкали шапки- ушанки в руках. Багаж их умещался в одну спортивную сумку, но у каждого была  на плече небольшая барсетка, они крепко прижимали её к себе. Опытный глаз старожил аэропорта определял " класс " этих пассажиров.

 Подъезжая к Мосту Лейтенанта Шмидта,молчаливый "маленький" ,вдруг заговорил-
-Ребята говорили, что у Вас сын где-то в торговле работает, а сибирякам надо помочь, они приехали закупить вязальные машины для бизнеса,- сами вязать будете?- он  повернулся к ним, улыбнулся.
-Матери у нас где то одну раздобыли, говорят, в Ленинграде покупали с рук на Апрашке, вы знаете где это?-спросил  самый старший по возрасту.

Господи, за что мне такой подарок третий раз за вечер Бог посылает? И мужа смогу пристроить, и сыну работу дам, и у самой припасено -"деньги вложили ",купили у сына по блату "дефицит". А какие  жильцы- то приличные!

- Конечно, конечно, помогу. Не сомневайтесь,- с замиранием в  сердце пропела я елейно.

 К дому подъехали в первом часу ночи. Ребята стали расплачиваться за машину.
- Вы заплатили  в аэропорту. Мне  передадут,- сказал с улыбкой ,маленький, или беленький, не помню как его называли, что бы не спутать с "рыжим" и тоже Владом.

***

Правило  хозяек- плата до проживания - сразу за три дня. Закон джунглей.
Получив подробный план ,как завтра  поедут в Аррашку за вязальными машинами, они приняли душ, один сбегал в ночной ларёк;-поставила им чайник,дала сахар, который в ночном ларьке не продавался.
 Без промедления отсчитали мне мелкие купюры, чтобы было" легче" им завтра носить.Посмеялись-побалагурили насчёт червонцев ,которыми они меня "завалили".


Угомонились они не сразу-подходила, подслушивала их разговор.
Радовалась, принюхиваясь,- не курят. Слышала, что они уже считают, сколько "поимеют"; и их матери будут довольны.
- Глядишь и нас  заставят вязанием заняться,- громко засмеялись.
- Не ржи, хозяев разбудишь,- кто-то строго сделал замечание.


***

Утром ,попив чаю с печенюшками, ребята "спозаранку" поехали на рынок:- адрес   станции метро написала, объяснила,даже от "умиления" перекрестила-
-  Ни пуха вам, ни пера!
- К чёрту, - они аккуратно  обошли  дежурную лужу в подъезде, удивлению их не было предела,- в... Ленинграде? тоже так бывает?- съязвил кто то из них...

 Довольная, что хорошие попались "жильцы", зашла к ним в комнату- постели застелены  с солдатской аккуратностью; прибавила звук в приёмничке в комнате. Передавали последние "Новости".


***

 Днём прибежал сын  с "круглыми " глазами-
 -Мать, ты слышала?-У нас паника в Апрашке, говорят, директор с ночи в кабинете закрылся.

- Чего ты паникуешь, сказали же по радио - "обменяют"!-уверенно сказала я.
-Наивная ты," учительница" или как теперь тебя называть ? Я даже свою заначку не смог обменять в магазине. Хорошо что вчера с поставщиками расплатился крупными , вот бы  шиковал  в туалете сейчас.
 Молодец наш директор,-заставил.Кстати ,он сегодня  на Кипр  отправляется отдыхать...завидую.


***
 
"Жильцы " пришли поздно вечером. Спросили, смогу ли я им обменять билеты на завтра. "Завтра"они сходили в Эрмитаж, и, вечером ,на метро, поехали со мной в аэропорт; где я передала их с рук на руки  "бомбилам" .
"Жильцам" обменяли без доплаты билеты, накормили бесплатно в ресторане, проследили, чтобы они прошли на посадку... в " Сибирь", всё же чувствовалось, что наливали им много раз  и ..."на посошок".

***
 Генеральную уборку комнаты делала через "девять дней". Вокзалы и аэропорты - замерли в залах ожидания.
 В спинке  раздвижного кресла, которое ребята аккуратно сложили перед уходом, нашла "миллионы крупными купюрами ". Но я не была Волшебником.


Простите , нас, Алёши!.. где то Вы сейчас," пьющие на посошок"?


 
 
  Википедия здесь не врёт:

Денежная реформа в СССР 1991 года (также известна как павловская реформа — по фамилии премьер-министра СССР Валентина Павлова) — обмен крупных денежных купюр проведённый в СССР в январе—апреле 1991 года.