Глава 27. Тихой сапой

Сущность Заклинания
Глава 26 - http://www.proza.ru/2015/05/23/1522

                Еон

Героизм – это только роль. Оглядываясь назад – на то, как я вёл себя в образе Феониллы и как поступал, когда лишился магии – я со стыдом мог признаться, что всё так и было. Без магии я ничто. Конченый трус, боящийся ступить и шага без мощной поддержки. Рисковать? Только если чувствуешь себя сильнее противника.
Было неприятно вспоминать, как я ныл в том страшном, кровавом лесу. С другой стороны – у Тутти были его духи, Элизе ничто не могло причинить вреда. Им было легко обвинять меня. И всё-таки противный отпечаток на душе остался.
Сейчас, когда снова нависла угроза потерять магию – на сей раз отчётливая – я снова испугался. Отчасти потому, что лишиться таких сил никто бы не захотел. Отчасти – я просто не хотел снова стать трусом. Но, может, это и было моё «я», скрытое за маской сильной личности? Мне надо было лишиться магии, чтобы это понять.
Ужас затопил сознание, и я ударил сгустком энергии в своего противника. Уничтожить, распылить! На месте, без суда! Только не лишиться сил…
Но энергия рассеялась в воздухе, электрическими разрядами прощупав прохладный воздух.
 - Я же велел вам убраться, - спокойно проговорил шаман и отпустил мою руку. – Нет больше в тебе магической основы.
Я рухнул на землю. Тело прошил ужас, не давая пошевелиться. Медленно подняв трясущуюся руку, я призвал огонь. Тело отозвалось молчанием.
Я проиграл.
Юдард улыбнулся и направился в сторону города. Я беспомощно проследил за ним взглядом. Мир продолжал безмолвствовать, и теперь уже ничто не могло дать ему новый толчок. Время остановилось. И кто знает – может быть, навсегда?
«Нет… это продлится ровно столько, сколько ему нужно для осуществления своего коварного плана!» - Ужасом прошило мозг.
Я неуклюже поднялся и бросился вдогонку. Бежать было трудно – будто я двигался на дне заполненного водой бассейна.
 - Стой! Ты не можешь! – Отчаянно закричал я.
Он не обращал внимания и быстро удалялся.
 - Стой! – Повторял я.
Бесполезно. Я сам попал в ловушку своих чар. И теперь они работали на пользу врагу.
Под ногу подвернулся камень; я медленно взмахнул руками и плавно опустился на землю.
Мужчина скрылся в городе.
Сверху обрушился поток ледяной воды! Вскрикнув, я закрыл голову руками. Осторожно бросив взгляд вверх, увидел, что дождь перерос в ливень. Но самое главное – время снова шло!
Но возникла ещё одна проблема. Услышав нарастающий гул, я испуганно обернулся и замахал руками.
 - Нет, Элиза, нет! На землю!
 - Что случилось?
Шум заглушил слова летящего робота. Я сжался, закрыв уши руками. Без магии от этого гула защититься я не мог.
 - Стой! – Орал я в отчаянии.
Казалось, содрогалось всё – земля, воздух, дождь… Резонанс прошил тело, проник в уши. Внутренности запросились наружу.
А потом стало легче. Звук приглушился, и я рискнул поднять голову. Элиза подлетала. А я был окружён ходящей ходуном прозрачной сферой.
Девушка приземлилась; гул стих. Сфера исчезла.
 - В чём дело? Где Юдард?
Я хотел обругать эту ненормальную, но при её последних словах сердце сжалось.
 - Магия… Марта…
Вспомнив о сфере, я попытался снова призвать огонь. Но ничего не вышло. Догадка, что это могло быть, утихла под гнётом страха, так и не сформировавшись в мысль.
 - Он забрал у меня магическую основу! – В отчаянии закричал я и топнул ногой с досады. – И сейчас идёт в замок!
 - Пошли за ним, - Элиза схватила меня за запястье и потянула к городу.
Я порывисто вырвал руку и в бешенстве выпалил:
 - Ну и что мы сможем сделать? Я без магии, тобой он просто игрался, как мячиком! Ему чихать даже на шум твоих двигателей!
 - Чего ты психуешь? – Воскликнула девушка, упирая руки в бока и грозно надвигаясь на меня. – Ты же Феонилла! С каких это пор героиня бросает попавших в беду людей?
 - Да какая я тебе героиня? – Заорал я, резким движением смахивая капли со лба. – Я теперь просто человек! Ничего я не могу, ясно?
Наверное, я просто пытался заглушить голос совести. Отгонял мысли о том, что я обыкновенный трус. Но если броситься за шаманом – что дальше? Погибнет не только Марта, но и мы. Бессмысленно.
Юдард был прав. Я просто парень, который боится умереть.
Элиза открыла рот, чтобы продолжить спорить. Но тут же её лицо просияло, и девушка с визгом бросилась куда-то мимо меня. Я обернулся; меня ещё трясло.
От увиденного всё тело будто сковало.
 - Как же… Он же говорил…
Но глаза меня не обманывали. К нам шёл Тутти! Будто с того света вернулся. Элиза уже добежала до парня и сграбастала его в охапку; тот засмеялся и тут же поморщился. Девушка сил не жалела.
«Почему бы тебе не спросить у него, куда он делся?» - Сказал противник и дохнул на меня огнём. Тогда я решил, что он так намекнул на то, что просто сжёг нашего шамана. А вот поди ж ты – не угадал.
 - Ты… ты где был? – Я подбежал к ним и остановился, не зная, то ли радоваться, то ли обругать друга.
Впрочем, сейчас и разберёмся, как поступить.
 - Тебе важно знать это сейчас? – Вопросом на вопрос ответил Тутти. – В первую очередь нужно позаботиться о Марте.
 - И ты что-то сможешь? – Всплеснул я руками. – Даже с тобой этот Юдард может сделать, что угодно!
Парень изумлённо воззрился на меня.
 - О чём ты? Пессимизм сейчас неуместен, речь идёт о жизни человека!
 - Что-то тебя это не волновало, когда ты нас… - начал было я, но махнул рукой, решив вернуться к теме разговора. – Разве Юдард тебя не телепортировал, когда мы подъезжали к городу?
 - Это был Мурзик.
Теперь ошеломлённо глядели мы все. Я и Элиза – на Тутти, парень – на нас.
 - Мурзик… тебя… туда? – Девушка ткнула пальцем в поливающее нас дождём небо.
Вдалеке прогремел гром.
 - Давайте по дороге расскажу, - предложил шаман, обходя нас и направляясь к городу.
Я поравнялся с ним; нервы натянулись струной и грозили порваться взрывом неконтролируемой паники.
 - У тебя план-то есть?
Он сжал мою руку и улыбнулся.
 - Честное слово, Еон… Ты поддался на провокацию? Решил, что в самом деле ни на что не годен?
 - А если и так? – Я порывисто выдернул руку. – Что я вообще могу сейчас? Он у меня основу забрал, а без неё какой я маг?
Он смахнул со лба мокрую чёлку.
 - Значит, попробуй что-то сделать без неё. Представь, что перешёл на более сложный уровень. Куда проще попытаться спасти Марту, чем остаток жизни психовать и грызть себя за малодушие. Тем более, что ты не один.
 - И как же твой девиз? – Вклинилась с другого бока Элиза. – Что каждый человек может стать героем? Не только маг!
На душе стало тепло. Надо же – психую, как маленький ребёнок. И при этом на меня не кричат в ответ, а пытаются поддержать. И ведь, что самое интересное, получается.
 - И что, есть предложения? – Уже спокойнее спросил я, стараясь полностью подавить тревогу. – Юдард очень сильный противник.
 - Странно, что он тебя не убил… и уж слишком настойчиво советовал не ввязываться. Как думаешь, почему?
Вода уже давно струилась по телу. Рука дёрнулась – неосознанное движение – чтобы наколдовать навес. Понятно, что ничего из этого не вышло.
 - Ясно же – не хочет связываться. Ему просто нужно побыстрее убрать Марту… - тело прошил ужас. – А что, если он уже…
 - Я попросил духов-помощников защитить её в случае чего, - успокоил Тутти. – А Юдарду – правильно я понял, что так зовут дядю принцессы? – ничего не стоило от нас избавиться. И всё же… думаю, дело в другом. Он хочет, чтобы мы продолжали своё дело. И мне всё интереснее, что происходит.
 - Может, он просто гуманист, - не согласился я. – Шаман как-никак.
 - А это не показатель. Ты маг, но мудрости у тебя маловато. Не мысли стереотипами.
 - Допустим. А если это ловушка?
 - Разве что они с королевой совместно замыслили что-то глобальное. В таком случае нам надо опасаться вообще всех в этом селении. Предлагаю прокрасться, вытащить Марту и бежать.
Я вспомнил наш с Элизой визит во дворец.
 - Но королева выглядела вполне безобидно…
 - А я выглядел вполне опасно.
Робот фыркнула. Я тоже припомнил, как парень чуть не скормил нас Красному Мишке, и вздохнул. Теперь оказывается, что я в людях не разбираюсь.
«Вот больше никому не поверю», - обиженно подумал я.
Город был уже совсем рядом. А мы пока даже чёткого плана не продумали. И пока мы не могли ничего сделать, надеяться приходилось – подумать только! – на духов.
Запоздало горло сдавило осознанием, что я больше никогда не смогу колдовать. Так и останусь вот таким… никаким. И я ещё сердился на друзей за то, что они радовались возвращению Феониллы. Какой же я дурак…
Глазам стало горячо. Закусив губу, я попытался отрешиться от своей потери. Тутти прав – важно сейчас спасти Марту. И беспокойство о принцессе на время утихомирило боль потери. Которой уже потери в моей жизни…

***

Юдард не мог не заметить духов-помощников мальчишки-шамана, встретившегося ему в поле. Честно говоря, появился тот эффектно, и очень удивил даже видавшего виды мужчину. Чтобы разглядеть то, что попалось под лапку, Мурзик должен был утянуть парня в космос. А вернуться оттуда живым – уже достижение. Впрочем, как и заинтересовать спутник.
Помощников в тронном зале было двое: дух смерти и дух леса. Сомнений не было – они готовились защитить юную принцессу от любой угрозы. Сама Марта и её мать, Альда, сидели – одна на троне, другая на скамеечке у ног. Конечно, они пытались проследить, что происходило в поле, но на таком расстоянии это было сложно.
Юдарда они не видели. Помощница скрыла его присутствие от людей – но, конечно, не от духов.
Королева заметно волновалась. А вот Марта, видимо, была уверена в Еоне. Девочка пыталась успокоить мать, и женщина постепенно поддавалась на уговоры.
Помощники мальчишки молча следили за шаманом. Мужчина прошёл вперёд, намеренно обходя девочку стороной, и наклонился к королеве, положив ладонь ей на плечо.
 - Он лишился магии. И до того напуган и потрясён, что уберётся восвояси. Опасности больше нет, - сказал он так, чтобы Марта не услышала.
 - Остальные?
Вопрос был произнесён одними губами.
 - А что они могут? Уйдут с ним. Но я могу остаться на страже.
Ответа не последовало. Сестра приняла информацию к сведению. Шаман выпрямился и направился к выходу.
 - Стой! – Окликнула его дух смерти.
Он остановился.
 - Что за игру вы ведёте? – Голос твёрдый, требовательный.
 - Я давно вырос из игр, - Юдард улыбнулся, даже не пошевелившись.
 - На чьей ты стороне?
 - Это так важно? Можешь считать, что мы с тобой похожи.
Летучая мышь умолкла – видимо, поняла.
 - А твой помощник? Кто он такой? – Вклинилась змея.
Вот теперь он соизволил обернуться. Помощница взглянула на него угольками глаз.
 - Всего лишь заинтересованный дух, - он подмигнул туманному сгустку, прижавшемуся к его ноге.
 - Заинтересованный? Даже не твой?
 - Мой, свой собственный… это пока неважно. Важно другое – что намерены предпринять ваш шаман и его друзья? Время истекает. А я помогать кому-либо не собираюсь.
 - Но ты уже помог королеве, - угрожающе прошелестела дух леса.
 - А может, это сам Еон ей помог своими слабостью и впечатлительностью? Или, может, я помог вашему шаману намёками? Вы тоже будете утверждать, что знаете всё?
 - Может, и не всё, - спокойно ответила дух смерти, разглядывая его помощницу. – Но уже одно то, что ты используешь в своих целях душу человека, не внушает к тебе доверия.
 - Душу человека? – Вздрогнула дух леса, глядя то на мышь, то на помощницу.
 - Ну так кто кого использует, - пожал плечами Юдард, и тут помощница выступила вперёд.
Её голоса он не слышал давно. Она просто молчала, подчиняясь командам и так же выжидая, как и сам он.
 - Вам тоже не стоит делать поспешных выводов, - проговорила она девичьим  голосом. – В мире всё стало совсем непросто. И я тоже хочу помочь. Я сама присоединилась к Юдарду. А Марту вы защищайте. У Еона больше нет никого настолько близкого, даже приёмная сестра не настолько ему дорога.
Она говорила с чувством, с нежностью произнесла имя парня. Повисла тишина. Шаман развернулся и двинулся прочь, в сторону одной из боковых дверей. Помощница пошла следом. У двери она на миг обернулась.
Они вышли так же бесшумно – мать отвлекла принцессу, и та снова ничего не заметила.

                Еон

Было решено идти в обход – зайти, так сказать, «со спины», со скал.
Из замка город был виден, как на ладони – вдобавок Тутти продолжал твердить о каких-то неведомых нитях. Вот о последнем у нас и возник спор.
 - Я раскрывал магией невидимое, и никаких нитей не было!
 - Однако я их вижу несмотря на то, что действие кошинки закончилось, - задумчиво ответил шаман, поглядывая вверх.
Мы пробирались вдоль стены; отсюда нас не было видно, что давало свободу передвижений.
 - Я тоже ничего не вижу, - ввернула Элиза. – Может, у тебя мозг кошинкой пропитался?
Парень фыркнул.
 - А что, вполне возможно, – съехидничал я. – Ты уже сколько ей дышишь? Равносильно курению, нет?
 - А если серьёзно, - он укоризненно взглянул на нас. – Нити могут находиться на другом уровне восприятия. Скажем, это неподвластно магии. А вижу я сейчас не только нити, но и духов, - он взглянул на пустое поле. По мокрой траве будто волны прокатывались, и она казалась морем. – И это не из-за кошинки. Думаю, что-то случилось в космосе, когда меня Мурзик утащил.
 - Вот-вот, о нём, - вспомнив о странном упоминании спутника, я взглянул на друга с недоверием. И в то же время поймал себя странном чувстве – благоговении? – Серьёзно, в космос? Да как ты жив остался? Опять твои шаманские штучки? Духи защитили?
Последнее казалось логичным. Ведь я и сам видел барьеры, которыми они нас окружали. А вот самих помощников Тутти я так и не видел…
 - Сам справился. Наверное, на это и был расчёт – уж не знаю, чей. Я даже не понимаю, что понадобилось от меня спутнику, - он задумчиво взглянул в небо и пощёлкал пальцами, формируя мысль. – Он просто… посмотрел на меня и поставил на луг.
И тут шаман расхохотался.
 - А может, он просто решил рассмотреть меня в ответ? Я же его разглядывал в Бруталии!
 - Ещё небось с восхищением, - предположил я, вспомнив, как Тутти приставал к нам с расспросами о живом спутнике.
 - Не без этого.
Дождь постепенно утихал. В серой дымке едва можно было разобрать скалы впереди. И нам предстояло как-то на них забраться. Я подумал о взлёте – и тут же больно ударило воспоминание об утрате магии. Нет, я никогда с этим не смирюсь! Захотелось взвыть и избить стену.
Ещё когда мы подходили к городу, Элиза предложила перенести нас по воздуху прямо к замку. Мы поспешно отказались – её двигатели были слишком шумными. Нас от этого не спасли бы и духи-помощники - не говоря уж о том, какая паника поднимется в замке. Путь туда нам будет заказан.
 - Как он вообще вынул из меня Основу? - Сдавленно пробормотал я.
Тутти удивлённо на меня покосился.
 - Как вынул, так и положит, - бодро предположила Элиза. – Схватим его – и пусть вернёт тебе магию!
Я взглянул на девушку с глухой яростью. Издевается!
Никогда. Никогда я не слышал, чтобы магическую Основу вообще можно было перемещать, как предмет какой. Я думал, что она вообще растворилась – в воздухе или Юдарде. Вернуть! Она-то как умудрилась на эту ересь наткнуться?
 - Дура! - Вырвалось у меня. – Это невозможно! Она часть… души, не знаю! Её нельзя пересадить!
 - Точно? – Выгнула бровь Элиза. – А как он из тебя магию достал?
 - Не знаю я!
Меня передёрнуло. Холодно стало ещё какое-то время назад, но острее это начало ощущаться только сейчас. От переживаний побаливала голова, да и ветер комфортнее наш переход не делал. Глядя на попутчиков, я мрачно отметил, что только мне одному здесь плохо. Роботу ничего не сделается, а шаман у нас закалённый. И только я один, как дурак, всю жизнь на аномалию родного города да на магию полагался. Аукнулось.
 - Когда? – Тихо спросил Тутти.
 - А? – Мы оба обернулись к нему.
Парень порывисто помахал рукой, не оборачиваясь – мол, не к вам обращаюсь.
 - Ясно. Спасибо.
Мы с Элизой переглянулись. Очень похоже было, что он разговаривает по телефону с гарнитурой – и если бы мы его не знали, то так и решили бы.
«С духами общается!» - Сообразил я.
«Вот так, без бубна?» - Мысленно отозвалась Элиза.
Я же начал привыкать, что мы с девушкой разговариваем на одном мысленном канале. И это не раздражало, что удивительно - ведь мне сложно было подпускать людей так близко, чтобы они могли залезть мне в голову!
«Ты же слышала – он теперь крут и без подручных средств!» - Раздражённый её глупостью, я ответил резко.
Робот улыбнулась.
«Ну так не зря он мне нравится».
Я фыркнул. «Нравится». Да он для неё гуру, царь и бог. Утрирую, конечно, но суть более чем ясна.
 - Значит, так, - прервал наш мысленный разговор шаман. – Королева и Юдард явно в сговоре. Шаман говорил ей о том, что ты не сможешь чему-то помешать.
 - Что? Как ты… духи?
Он кивнул, всё поняв из моей невнятной фразы.
 - Только что помощница сообщила. Королева и тадебей выражаются какими-то полунамёками, и понять всё до конца невозможно. Так что придерживаемся старого плана – никому не верить. Ну и, видимо, готовиться помешать, - он подмигнул.
Я снова поёжился и мысленно застонал. Всё слишком сложно. Хотелось просто укутаться во что-нибудь тёплое и рухнуть прямо тут. И гори всё огнём. Но Тутти всё же был прав – не мог я бросить принцессу на произвол судьбы. Умирать буду – не премину себя укорить, что в данный момент не рядом с Мартой.
Вблизи скалы оказались не такими уж страшными. Устремившиеся в небо пики были сплошь изборождены неровностями, имелись и вполне безопасные выступы-тропинки. Если правильно начать восхождение, не только не упадёшь, но и без проблем доберёшься до упирающегося в камень замка. Дождь уже кончился, и теперь ветер донимал особенно яростно.
Мы с Тутти остановились, разглядывая каменный склон. Элиза прошла мимо нас, и я заметил, что вместо кистей у неё… два сверла с резьбой! Девушка тут же ввинтила одно в скалу, подняла ногу… и тоже вонзила её в шершавую породу. Я не сразу сообразил, что и на носках её туфель появились свёрла.
 - Ну что, держитесь за меня?
Я слабо себе представлял, как мы можем висеть на Элизе вместе. Видимо, шаман тоже.
 - Залезай ей на спину, - предложил он, подходя к скале. – Я своим ходом.
Спорить я не стал и обхватил девушку руками за шею. Она тут же начала подъём. Ноги оторвались от земли, и я крепче сжал объятия. Свёрла с глухим гулом врезались в каменную породу; Элиза оглядывала скалу и двигалась в установленном темпе, не задерживаясь и не ускоряясь. Я повертел головой, ища Тутти, и тут же увидел его. Друг остался внизу; он взбирался осторожно, проверяя каждый выступ. Вот он добрался до тянущейся вверх узкой тропки, ступил на неё и, прижимаясь к скале спиной, зашагал вперёд. Тропка оборвалась, не дойдя до замка. Парень сориентировался быстро; отошёл назад и полез по выступам вверх – почему-то в противоположную сторону.
 - Куда это он? Так до замка не добраться!
 - Сейчас тебя ссажу и за ним отправлюсь, - успокоила Элиза.
Мы уже добрались до стены замка. Между скалой и зданием пролегла выемка-трещина, сужающаяся книзу; там она поросла мхом  и невысокими редкими растениями. Девушка оставила меня сидеть на выступе скалы над зелёной порослью.
 - Доберётся, - тут же заметила она, глядя куда-то вбок.
Я вскинул голову. Тутти и правда приближался, шагая по каменной тропке выше наших голов. Он махнул рукой и указал на замок. Переведя взгляд туда, куда указывал шаман, мы увидели выступающую арку окна.
 - Полезли, - Элиза вонзила свёрла в каменную кладку стены.
Я тотчас соскочил со своего сидения и снова вцепился в девушку. Порыв ветра всколыхнул хвост её волос, и я мотнул головой, зажмурившись. Мокрые пряди хлестнули по лицу и залезли в нос.
Окно приближалось; я подумал о страже и шёпотом попросил девушку остановиться. Она послушалась; я осторожно взобрался ей на плечи и, прижимаясь к стене, заглянул в окно.
Здесь было пересечение двух коридоров. Ни звука, ни шороха. Я внимательно огляделся и, подтянувшись, лёг животом на подоконник. Оттолкнулся руками и свалился на покрытый пыльным ковром пол. Вода, лившаяся с меня ручьём, не дала пыли взметнуться. Однако это было и проблемой – мокрый след могли обнаружить. А уж если начнут нас искать, то найдут достаточно быстро.
Хотя, если ковёр пыльный – может, этим коридором вообще не пользовались? Я поднялся, оборачиваясь. Элиза уже держалась одной рукой за подоконник, но глядела куда-то назад.  Потом обернулась, поднимая вторую руку, и в проёме окна показался Тутти. Я сообразил, что она просто поймала шамана в прыжке. Но вот то, что её от этого не дёрнуло, было просто удивительным.
Я помог другу забраться, а потом мы с трудом втянули робота.
 - Как бы нас не засекли, - поделился я опасениями, указывая на лужу под ногами.
Натекло уже прилично – ковёр быстро пропитался и уже не мог вместить в себя столько воды.
Тутти кивнул, потом опустился на корточки. Что-то прошептал прямо над лужей, улыбнулся. Вода взвилась в воздух. Я поражённо замер; Элиза с восхищением выдохнула. Струйки с ковра и с нашей одежды, взлетая вверх, потянулись к окну и полились наружу. Минута – и ковёр высох. Высохли и одежда, и волосы.
 - Духи подсуетились? – Прошептал я с завистью.
Парень тихо рассмеялся.
 - Куда двинемся?
Я прикинул.
 - Тронный зал находится в центре замка. Мы у края. Думаю, стоит понаблюдать за королевой, но вот как бы не попасться…
Шаман на миг задумался.
 - Я могу проследить. Дух-помощник скроет меня от любопытных глаз, а от Юдарда я уж постараюсь спрятаться сам.
 - А мы что? – Забеспокоился я.
 - А тебя Элиза защитит.
Это было сказано так, словно я был маленьким ребёнком и мне требовался надзор. Во мне вскипела гордость.
 - А может, я тоже хочу проследить?
Он покачал головой.
 - Один дух может скрыть только одного человека. А при мне как раз один. Двое других охраняют Марту.
 - А если я вместо тебя пойду?
Он удивлённо взглянул на меня.
 - И не боишься?
Это явно было подколкой, что просто выбесило меня. Да кто я ему – дитя несмышлёное?
 - Что я – королеву эту не видал, что ли? – Шёпотом закричал я.
 - А Юдард?
Это заставило умолкнуть. Я сердито уставился куда-то в стену. Мужчина быстро со мной расправился, даже когда при мне была магия. А сейчас я даже пискнуть не успею, как окажусь в темнице, если не на том свете.
 - А можно я, а можно я? – Подпрыгнула Элиза; её глаза заблестели в предвкушении.
Я успел заметить, как во взгляде Тутти промелькнуло разочарование. Потом он взглянул на девушку.
 - Нет, извини. Машине трудно работать в паре с духом. А по-другому и не скроешься - тебе ведь нужны подручные средства, чтобы выглядеть иначе?
Элиза сникла.
 - Ну что, тут и разделимся, - проговорил парень. – Я найду королеву, а вы поищите место побезопаснее.
 - И как ты нас найдёшь? – Тусклым голосом спросил я.
Он загадочно улыбнулся.
 - Об этом можешь не беспокоиться.
Он зашагал прочь по коридору в сторону центра замка. А робот потянула меня к боковому ходу. Я обернулся; сердце сжала тоска. Ну почему я такая тряпка? Я бы тоже смог спрятаться от Юдарда.
Или нет?

                Тутти

Я надеялся, что Еон пойдёт вместо меня. Не потому, что боялся. Юдард не казался мне опасным – скорее, даже заинтересовал. И эту тайну я бы с удовольствием разгадал.
Просто мне хотелось верить, что друг всё-таки сможет совладать со страхом. Но он отказался идти. Конечно, я мог бы просто дождаться, пока Мунзяда или Янгума принесут новости. Но меня так заинтересовало происходящее, что я не мог терпеливо ждать. Наждался уже на стоянке, надоело до жути.
Не считая сопровождавшего меня Мерци, в коридоре никого не было – казалось, что так и во всём замке. Я снова задумался, что такого произошло, если теперь я постоянно вижу сокрытое.
 - Считай, ты перешёл на другую ступень мастерства, - ответил дух на мой вопрос. – Не каждый способен на такое. Надо пережить сильное потрясение. Сразу и хорошее, и плохое. Это сродни болезни тадебея.
 - Вы знали, что это произойдёт у Мурзика? – Я огляделся по сторонам.
 - Надеялись. Он не просто так протянул лапку. Значит, время пришло. А уж умереть или измениться – зависело от тебя.
Конечно, сам по себе спутник не знал, кому какое пришло время. Ему наверняка просто было любопытно. Но судьба тебя везде достанет – пусть даже таким интересным  образом.
 - То есть, теперь я буду видеть духов постоянно.
Вопрос был риторическим, и Мерця промолчал. Коридор вывел нас к лестничному пролёту, от которого вверх и вниз тянулись ступеньки. Я спустился и снова оказался на распутье. Памятуя о том, что надо двигаться к центру, я направился вперёд. Коридоры не были освещены; пустые держатели факелов тускло поблёскивали, ловя серый, затухающий свет дня. Замок казался покинутым.
Но вот я услышал приглушённые голоса. Они раздавались откуда-то спереди; там был поворот коридора, и я, тихо шмыгнув к углу, осторожно выглянул.
Снова поворот. За ним оказалась дверь. Голоса стали громче – несколько взволнованные, они принадлежали женщине и девочке. Нашёл. Я прислонился спиной к двери – так я мог услышать, что говорят, и увидеть, если кто вздумает подкрасться сзади.
 - Надо было мне с ними пойти, - Это Марта. – Кто знает, что случилось? Может, они проиграли!
 - Однако Юдард тоже не спешит возвращаться, - голос собеседницы очень приятный и мелодичный. Она немного спокойнее принцессы. – Подождём. Но если они не вернутся завтра… ох…
 - Что? Что тогда? Надо бежать!
 - Снова бежать? Я уже достаточно бегала. Теперь мы зажаты в угол. Придётся отбиваться.
 - Интересно, чем это? – Несмотря на ситуацию, паники в голосе не было. Но настроена Марта была скептически.
Теперь голос королевы стал куда твёрже.
 - Кажется, пора вручить тебе подарок на день рождения. Пусть и с опозданием.
 - Что это? Это связано с сегодняшней ситуацией, так?
Марта была заинтригована.
 - Верно. Но, к сожалению, я смогу его подарить тебе только завтра.
 - Так что это?
Повисло молчание. Я прижался ухом к двери.
 - Я подарю тебе… магическую Основу.
Это было сказано очень тихо, словно королева боялась, что их подслушают.
Снова пауза. Я оглядел углы тупичка.
 - Что? Это возможно?
 - Возможно же передавать или отбирать её. А я предлагаю создать специально для тебя.
 - Это… - Марта запнулась и умолкла. Потом продолжила, и в её голосе снова возникло сомнение. - Но сейчас это никак не поможет. Магии надо учиться, а это займёт много времени.
 - Мы создадим подготовленную. Ты сможешь не только творить заклинания, но и воскрешать мёртвых. Если твои друзья попали в беду, твоя магия может всё исправить или вовсе повернуть вспять.
 - А… почему же ты не создала основу для себя?
Снова пауза.
 - Я не могу, ритуал подходит только для детей.
 - Ну так давай скорее проведём этот ритуал! – Воскликнула девочка.
 - Тише, тише… его можно провести только ночью, на третьей стадии луны. Это произойдёт только завтра.
 - Но до завтра может случиться что угодно!
 - Я знаю. Поэтому давай спрячемся и приготовим всё к ритуалу. А если появятся твои друзья, мы услышим это.
Из двери показалась голова Янгумы.
 - Вы здесь?
 - Что за ритуал? – Быстро спросил я.
 - Она слышала ровно столько же, сколько и ты.
Негромкий бас заставил вздрогнуть и обернуться. Перед нами стоял Юдард собственной персоной. Он спокойно взирал на нас, а у его ног снова приткнулся дух-дымка.
Я не стал дожидаться, пока он ещё что-либо сделает. Шагнув вперёд, я прямо спросил, глядя ему в глаза:
 - Во что ты пытаешься с нами играть?
 - Почему же «пытаюсь», когда всё прекрасно получается?
Я смерил его укоризненным взглядом.
 - Один ты ничего не поймёшь, - добавил мужчина всё так же спокойно. – Поэтому ничего не могу рассказать. Если бы и смог – кто знает, что будет правильнее? Решать-то вам.
Он всё только запутывал.
 - Что с ритуалом?
 - Ты можешь спросить у того, кто всё ещё владеет магией, - проговорил Юдард и скрылся за углом.
Я остался растерянно стоять у двери. Он сыграл слишком открыто. Взял и выложил суть.
Ведь он намекал на Еона. Я видел до сих пор, как внутри друга сияют магические потоки. Еон снова потерял себя, поддался внушению, что магия пропала. А я просто решил, что теперь он должен справиться сам.
Но что такого он должен был знать о ритуале?

 - Найди, пожалуйста, Еона и Элизу, - попросил я помощника чуть позже.
Я свернул с пути в поисках кухни – прошло много времени с тех пор, как мы ели, и уже чувствовался голод. А уж Еон, наверное, с ума там сходил и строил планы раздобыть обед – или уже ужин.
Кухня нашлась, и я остановился у приоткрытой двери.
Мерця улетел. Памятуя о том, что теперь уже видим для всех, я внимательно оглядел коридор и кухню. В последней царило спокойствие – каждый занимался своим делом выверенными движениями. Это всё было странно похоже на механизм. Слишком гладко. Слишком слаженно. Но кое-что беспокоило больше, чем гробовое молчание.
От рук, ног и голов людей вверх тянулись длинные, тонкие, слабо светящиеся нити. Они уходили куда-то в потолок. Вот дёрнулась одна нить, и привязанная к ней рука повара дёрнулась, безвольно подчиняясь. Потом переместилась и бросила в суп пригоршню рубленой моркови.
Мои пальцы, сжавшиеся на косяке, побелели от напряжения. Передо мной были марионетки.
Куклы.
Но в то же время они были людьми. Я мог видеть сокрытое, и теперь сильно жалел об этом. В безвольных телах я увидел слабое свечение душ. Как и у моих попавших под проклятие соплеменников, души были заперты в не подчиняющихся им телах. Но при этом они… бодрствовали. Люди чувствовали, что происходит, всё видели и понимали. И это было куда ужаснее, чем то, что сотворил Красный Мишка.
Но неужели человек способен на большие ужасы, чем злое божество? Неужели это могла сделать мать Марты?
«Что за чудовище вырвалось из лечебницы? Или… было создано?».
Принцесса говорила, что её отец довёл до безумия королеву. Однако друзья утверждали, что женщина вела себя нормально. Что ж, либо её безумие настолько изощрённо, либо нити – дело рук Юдарда. Третьей стороны я не видел. Если это был Мишка, я бы уловил его присутствие. Или отголосок присутствия, как в том лесу, который он так жестоко искорёжил.
Я тихо прошмыгнул мимо людей и юркнул под стол. Неизвестно, схватили бы они меня или даже не обратили внимания, но проверять не хотелось. Подхватив валяющийся мешок из-под муки, я надёргал со стола подвернувшиеся продукты. Люди всё так же ходили мимо, и светящиеся нити оказывались совсем близко.
Нитями опутан весь город. Я с содроганием подумал, что все люди там – такие же марионетки. Город обезволенных.
Вспомнилось и предостережение духов-помощников: «потеряешь себя». Нужно ли, чтобы тебя специально опутали нитями, или достаточно прикосновения к ним? Проверять это точно не стоило. Подождав, пока все отвернутся, я выскочил из кухни. Предстояло добраться до друзей.

                Еон.

Мы с Элизой нашли закуток на верхних этажах замка. Комнаты выглядели до того заброшенными, что мы решили остановиться здесь. Специально искать нас не будут – следов вторжения не осталось.
Помещение было крохотным, с маленьким окошком, из которого открывался вид на городок. Однако отсюда было видно немного – часть поля и городка. Дальше всё скрывалось в холодном тумане.
Девушка почесала макушку.
 - Надеюсь, завтра выглянет солнце. Мой заряд на исходе.
Это меня обеспокоило. Ситуация и так напряжённая, а если и Элиза отключится, мы потеряем сильного помощника и приобретём тяжёлую, бесполезную поклажу.
 - А можешь отключиться для экономии заряда?
 - Нужна специальная машина. Отключение где-то у меня внутри. Тут нужен сигнал, а не физическое воздействие.
 - Как долго ещё продержишься?
 - Часов двадцать.
Немало – почти сутки. Я понадеялся, что завтра погода будет солнечной, тем и успокоился.
Нас отвлекли шаги. Кто-то шёл в нашу сторону – свободно, не таясь. Элиза взглянула на меня; я ответил напряжённым взглядом.
«Нас засекли?».
«Это может быть Тутти. С вероятностью девяносто процентов. Следов мы не оставляли».
Её мысль меня не убедила.
«А если стражник? Или вообще Юдард?».
«Он может», - согласилась робот.
Мы тихо шмыгнули вперёд и встали по обе стороны двери – Элиза оказалась у ручки. Она размяла кулаки в предвкушении – будто была уверена, что сможет одолеть старого шамана. Словно он её недавно не гонял мячиком по всему полю.
В дверь легонько стукнули.
 - Это я, - раздался голос Тутти.
Я выдохнул и отошёл; Элиза открыла дверь.
 - Ходишь, как у себя дома, - укоризненно накинулся я на друга. – А если поймает кто?
 - Эта часть замка заброшена, - успокоил Тутти, входя в комнату. – Сами-то нормально сюда добрались? Никаких новостей?
 - Нет, - Элиза пожала плечами. – Всё тихо. А ты что выяснил?
Друг закрыл дверь и, поставив на пол какой-то мешок, взглянул на меня.
 - Ты знаешь что-нибудь о ритуале, который даёт магическую Основу и умение пользоваться магией впридачу?
У меня глаза на лоб полезли; я ляпнул, даже не успев ничего обдумать:
 - Ты что, сдурел? Не ведись, тебя просто на деньги кинут!
Потом понял, что сказал, и замялся.
 - Э… Ты где это услышал?
Так называемый ритуал наделения Основой частенько рекламировался не только во Времяшлянске – этим, можно сказать, страдали все более-менее развитые государства. Людей предупреждали, что такого не может быть, что это мошенничество – и всё равно находились простофили, несущие свои денежки шарлатанам в надежде заполучить бесценный магический дар.
Один мой друг попался на эту удочку дважды – всякий раз уверял, что наконец нашёл спеца, и что можно всё-таки добиться желаемого.
Тутти задумчиво скрестил руки на груди и чуть опустил голову.
 - Значит, это невозможно.
 - Конечно, нет! Ты-то где этого начитался? Решил магом стать? – Всплеснул руками я. – Магия на то и дар, что появляется в тебе бесплатно. И ничем ты его к себе не притянешь, будь ты трижды шаман.
Это всё я прочёл в Базе. Но сейчас, рассказав всё это и вспомнив последнюю фразу, я растерялся.
Но ведь старый шаман мою магию забрал!
 - Погоди… Юдард… он, получается, маг?
Тутти вскинул на меня удивлённый взгляд.
 - Ты о чём?
 - Он же у  меня магическую основу отобрал!
 - Ты об этом… кто знает… - он вздохнул. – Так вот, о ритуале. Королева хочет провести его для дочери. Как думаешь, что это значит?
 - Но ритуал – это выдумка, чушь собачья! – Воскликнул я. – Как она собралась его проводить?
 - Значит, не его, а что-то другое. Под прикрытием этого ритуала.
Я вздрогнул. Подобная мысль испугала. Только злодеи прикрывают одно другим – и уж, конечно, злое добрым.
 - Что она собирается сделать с Мартой? – Ужас и паника охватили всё тело, сковали острым предчувствием беды.
 - Успокойся, - Тутти шагнул ко мне, понимая ладони. – Ритуал они собираются провести завтра ночью. Так что предлагаю сегодня отдохнуть, а завтра уже сообразить, как нам выпутать из переделки принцессу.
 - Если доживём, - тоскливо ответил я, поглаживая пустой желудок. Снова захотелось есть, а вещи, как назло, остались на конюшне.
 - Держи.
Я едва успел поднять руки, как в них влетело яблоко. Откуда только взялось? А парень уже вынимал из кармана штанов второе.
 - Откуда?
 - Совершил набег на кухню.
Я вгрызся в плод. Яблоко оказалось хрустящим и сочным.
 - Это же кража?
 - Но это лучше, чем рисковать, выбираясь из замка.
 - Мог бы попросить духов.
Он подошёл к окну, грызя своё яблоко.
 - Какой из меня был бы тадебей, если бы я надеялся только на помощь духов?
Вот это новость!
 - Я-то думал, шаманы как раз только с духами и общаются.
 - Своя голова тоже для чего-то нужна, - усмехнулся он. – И моё ремесло подразумевает не только общение с духами. Это основное, но не единственное, что нужно уметь.
 - Знаю-знаю, - я вздохнул, дожёвывая огрызок. – Духовный лидер и лекарь.
 - Ну и был резон спрашивать? А духов по пустякам гонять тоже нельзя. С этой ситуацией я и сам справился.
Я поглядел на веточку от только что съеденного фрукта.
 - А ещё есть?
 - В мешке.
Мой голодный взгляд обратился к двери. Мешок был небольшой, но ощутимо набит. В предвкушении я подошёл и, присев на корточки, заглянул.
Первое, что попалось на глаза, была бутылка подсолнечного масла. Я ещё подумал – зачем, если здесь жарить негде. Дошло, когда надо мной нависла Элиза.
 - Ура, - она схватила бутылку и открыла.
После обеда потянуло в сон. Я приткнулся в угол, пытаясь устроиться поудобнее – комната была совсем пустой, даже ковра не было. Тутти свернулся клубочком у двери.
В углу оказалось неудобно, равно как и на твёрдом, плоском полу. Вдобавок камень был холодным, что комфорта не добавляло. Я ворочался, отчаянно зевая и злясь. И когда уже подумывал о том, чтобы подыскать комнату с кроватью (к слову, в этой части замка мы такой не нашли), ко мне подошла Элиза и опустилась на корточки.
 - Можешь положить голову мне на колени, - предложила она. – Будет, как подушка!
В первый миг я обрадовался. Но потом, осознав, как это будет смотреться – будто мы пара! – чуть не отказался. Однако здравый смысл и усталость победили, и я последовал совету.
Слуха коснулось мягкое гудение. Пару секунд я молча слушал его. Потом снова вспомнил о Марте и странном ритуале.
Создание магической Основы.
«Или... Передача моей основы? - Поражённо подумал я и даже затрясся от негодования. - Да что же это? Выходит, даже шарлатаны могут быть в чём-то правы?»
На моё предположение Тутти заявил, что я не прав. А почему, не уточнил, сколько я ни спрашивал. После третьего вопроса он умолк и то ли притворился спящим, то ли действительно уснул. Элиза предложила поспрашивать друга завтра.
Снова воцарилась тишина. Под приятное урчание моторов девушки я в конце концов погрузился в сон.


Глава 28 - http://www.proza.ru/2015/06/07/423