Об уникальной Николаевской церкви и семье Кочубеев

Алина Алексеева-Маркезин
Диканька. Николаевская церковь.Современный вид.

     Обсуждая картину Левитана Над вечным покоем,в комментариях зашла речь  о небольших церквях и их роли в жизни человека..Я вспомнила,что побывала в декабре прошлого года в одной очень интересной Николаевской церкви в Диканьке на Полтавщине.Меня заинтересовала её история.

      Судьба этой церкви очень интересна,да и сама церковь необыкновенно красива,её архитектура и расположение вызывают восхищение.Вы в этом убедитесь сами.
Николаевская церковь в Диканьке - родовой храм-усыпальница семьи Кочубеев.

        Это старинное величественное белое здание восхищает многочисленных гостей и жителей Диканьки. Красуется оно на южной окраине поселка под лесом.

Легенды и истории.

          Как свидетельствуют не только народные предания, но и архивные документы, в глубокую древность, когда диканьскими землями владел архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, на одном из пней в лесу вблизи Диканьки загадочным образом появилась икона святителя Николая.

           Удивленные прихожане перенесли ее в действующую в то время в селе церковь. Однако на следующее утро иконы в церкви не обнаружили, но снова увидели ее на том же пне. Находку возвращали в церковь, но каждый раз она непременно оказывалась снова в лесу. Слава об иконе распространилась, и, чтобы освятить место чуда, решили там построить храм.

            Так по благословению черниговского святителя, усилиями простых людей и казацкой старшины в 70-х годах ХVІІ века была возведена Николаевская церковь. На памятном пне установили метровый дубовый крест, а сам храм устроили так, что эта реликвия осталась в его алтарной части.

         Конечно, в новом Божьем храме самой почитаемой была икона угодника Божьего, которая со временем стала неисчерпаемым источником чудотворений. Окружающий лес с тех пор называют Николаевским.

         Современный каменный храм был возведен уже во времена владения этими землями семьи Кочубеев. В 1794 году по приказу Виктора Павловича Кочубея для проектирования и постройки храма был приглашен талантливый мастер из Петербурга – Николай Александрович Львов (в последствии он создаст в Диканьке шикарный дворцово-парковый комплекс).            
               
          Храм построили в виде ротонды, украшенной по фасаду колоннами, а на входе – портиком дорического ордера с треугольным фронтоном. Невысокий (15 метров) и не очень широкий (25 метров в диаметре), он, казалось, парил в воздухе над окраиной леса. Нежно-белая, увенчанная зеленой полусферой купола, с маленькой позолоченной маковкой с крестом, церковь чудесно гармонировала с окружающими живописными видами.

              При строительстве Николаевской святыни впервые была применена система двойного купола, которую позже использовал архитектор Воронихин для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Она способствовала улучшению акустики, а также большему освещению помещения церкви.

             В пространстве между куполами на третьем этаже Николаевской церкви, куда ведет узкая боковая винтовая лестница, находятся хоры. На внутренней стороне большого внешнего купола – росписи на библейские темы, а на его барабане размещены невидимые изнутри окна, через которые дневной свет проникает в центральный зал. Когда церковный хор поет во время службы, то кажется, что его мелодичные звуки льются прямо с небес. Молитвы также усиливаются превосходной акустикой храма.

             До сих пор остается тайной конструкция так называемых "воздушных печей", размещенных между первым и вторым этажами. Они не только согревали, но и проветривали помещение, поддерживали постоянную температуру и влажность воздуха, и делали это не хуже, чем современные кондиционеры.

                В 1851–1852 годах была сделана небольшая перестройка храма и под церковью устроена родовая усыпальница Кочубеев. Этот склеп особенно привлекает и интересует многочисленных посетителей Николаевской церкви не только из Украины, но и с других стран мира.

          Покоятся там останки пяти князей и трех княгинь из рода Кочубеев. Первым похоронен был сын устроителя церкви Виктора Павловича Кочубея, первым получившего графский, а потом и княжеский титул, Василий, – последний прожил всего 38 лет и завещал похоронить его под стенами родовой кочубеевской церкви. В. В. Кочубей служил помощником попечителя Петербургского учебного округа и прославился как нумизмат, коллекция монет которого (свыше 700 штук) была одной из самых больших и самых ценных в России.

           Рядом с ним похоронена его жена Елена Павловна – из княжеского рода Белосельских-Белозерских. Эти два массивных саркофага выделяются в подземелье белизной итальянского мрамора и имеют на крышках изысканную резьбу. Привезены они были специально из Италии.

          Здесь же, под мраморной плитой, находится и захоронение их дочери Марии. Глухую стену склепа украшают очень красивые мозаичные иконы неизвестных мастеров. Каждое захоронение имеет свои особенности, отличается конструкцией и цветом саркофагов, их украшений.(Вот зачем только было перекрашивать стены масляной краской и рисовать звёздочки?)В церкви был установлен прекрасный иконостас из морённого дуба.

          В свое время в числе многих паломников бывала в Николаевском храме и молодая женщина Мария Ивановна Гоголь-Яновская из села Васильевка, что в 30 верстах от Диканьки. Огорченная смертью первых своих двух детей, она не раз и не два пешком приходила сюда и молилась перед образом святителя Николая о жизни и лучшей судьбе для будущего ребенка.

        В честь этой церкви и ее чудотворной иконы она назвала родившегося в 1809 году сына Николаем. Это был наш великий писатель Николай Васильевич Гоголь, который, кстати, в детстве тоже часто посещал Николаевскую церковь.

       Двухъярусная колокольня возле Николаевской церкви была введена в действие в 1810 году, однако финансовые трудности затянули окончание строительства вплоть до 1827 года.

       После революции церковь испытала немало горя и разрушений, однако выстояла. В 30-х годах вокруг нее вырубили лес, сняли изгородь – мраморные столбы с массивными чугунными цепями, вывезли каменные плиты мостовой, выложенной для крестных ходов вокруг церкви. В период гражданской войны и голода 1932–1933 годов были разграблены княжеские погребения в склепе под храмом. Церковь не раз закрывали, но она действовала.
          В трудные годы Великой Отечественной войны верующие собрали солидные средства в фонд Победы, здесь служилась специальная литургия: "…в помощь нашу и подаждь воинству нашему о Имени Твоем победити".

         В 1963 году церковь отобрали у верующих и вскоре здесь организовали атеистический музей. А с 1985 года Николаевская церковь как памятник архитектуры стала отделом государственного историко-краеведческого музея. Во время запустения исчезло много церковного имущества: иконы XVII–XVIII веков, кресты, подсвечники, старинные книги и другие ценные реликвии.

           16 июля 1989 года состоялось торжественное открытие и новое освящение Свято-Николаевской церкви.
      Древний пень, на котором когда-то совершилось чудо явления святого образа, и ныне находится в алтарной части храма. А сама чудотворная икона святителя Николая, как считают современные историки-краеведы, хранится в фондах Полтавской картинной галереи, но реставрации якобы уже не подлежит.
 
СЕМЬЯ КОЧУБЕЕВ.

           Род Кочубеев берет начало от знатного крымского татарина Кучук-бея, который на рубеже 16-17 веков поселился в Малороссии среди казаков и принял крещение под именем Андрей. Сын его Леонтий служил у гетмана Богдана Хмельницкого войсковым товарищем во время воссоединения Украины с Россией.

           Внук Андрея – Василий Леонтьевич Кочубей был регентом войсковой канцелярии, а впоследствии генеральным писарем. Именно Василий Кочубей помог Ивану Мазепе стать Гетманом, за что и получил в качестве щедрой благодарности родовые поместья, в том числе и прославленную Гоголем деревню Диканьку. Мазепа назначил Василия Кочубея Генеральным войсковым судьей, что в период Гетманщины, по сути, означало главу исполнительной власти в Малороссии.

          Праправнук Василия Кочубея князь Виктор Сергеевич Кочубей (1860-1923) с 1908 года исполнял должность начальника Главного управления Уделов министерства Императорского двора. Супруга Виктора Сергеевича – Елена Константиновна – не любила светской жизни и предпочитала жить в Диканьке – историческом имении Кочубеев.

Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора
Окружены его садами,
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду, и под замками.
А.С. Пушкин "Полтава".

      Пушкин тоже был тесно связан с семьёй Кочубеев.По свидетельству М. А. Корфа, Наталья Кочубей была «первым предметом любви Пушкина», ранним увлечением юного поэта.
            Знакомство и встречи Пушкина с Кочубей относятся к первым годам пребывания его в Лицее, когда она проживала с родителями в Царском Селе. Чувство поэта к юной Кочубей, по-видимому, отразилось е стихотворениях «Измены» (1815) г «Воспоминаньем упоенный...» (1819).

            В 1820 году Кочубей вышла замуж за графа А. Г. Строганова. Ее встречи с Пушкиным стали довольно редкими и относятся к последнему десятилетию жизни поэта. Встречались они в петербургском светском обществе, и, по собственному признанию, Пушкин воспользовался живой натурой Кочубей для изображения Татьяны в восьмой главе «Евгения Онегина» (1829-1830).

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней...

От усадьбы Кочубеев в Диканьке ничего не осталось,кроме восстановленной Триумфальной арки — исторический символ Диканьки, построена в 1820 году по проекту Луиджи Руска как парадный въезд в усадьбу Кочубеев в память о приезде в Диканьку императора Александра I

 А также можно ещё увидеть Кочубеевские дубы - четыре великана возрастом 600-800 лет, воспетые А.С. Пушкиным в поэме "Полтава": "Цветет в Диканьке древний ряд дубов, отцами насажденных".

         На южной окраине Диканьки сохранился памятник природы — Сиреневая роща, заложенная в начале XIX века помещиком Кочубеем для его больной дочки Анны. В карьер площадью около 2-х га свозили со всех уголков мира около 40 видов сирени, внизу были разбиты аллеи, установлены лавки. По случаю цветения кустарника в Диканьке традиционно проводится праздник «Песни Сиреневой рощи».

Сейчас Николаевская церковь действующая и является памятником архитектуры.Всё так  же сюда идут паломники,верят в чудодейственную силу иконы.


Здесь текст со старыми снимками церкви и усадьбы Кочубеев,такой, какая она была до революции. http://maxpark.com/community/6782/content/3500487