Ян Клодзински и Сат-Ок

Юрий Дым 61
           Ян Клодзински и музей имени Сат-Ока.

/Перевод с польского дым61/

 - У меня   двадцать пять лошадей и один осел - говорит Ян Клодзински   с Вимислова, что около Тухола.
-Я смотрю на осла и смеюсь, ибо я - это он и есть, чтобы так много лошадей держать!   Но это всё - мои любимые  пассии. O конях я начал мечтать еще в детстве.   Моя семья не была богатой,  мой папа был простой рабочий  - говорит он. 
- Я пошел к хозяину, чтобы заработать дополнительные деньги. Он имел  лошадей. И тогда я подумал, что когда-нибудь и у меня  будут кони. Так себе, два, или три…

  Работал и за океаном, но до реализации детских планов было тогда еще далеко.  В 1964 году  отправился в Гданьский порт.  Не боялся самой тяжелой работы. В 1970 году основал свою малярскую  фирму. В 1980 году, решил поехать в Соединенные Штаты на заработки. Путь через Большую Воду провел на  корабле " Баторий", где и познакомился с Сат-Оком…

  В 1989 году переехал в Германию. Там три года работал по ремонту зданий.  Работал также и в клинике,  в Темпельхоф.   В жизни, я делал очень разные вещи, - говорит он.

- В США, например, я делал ремонт домов после пожаров,  и даже восстанавливал сгоревшую церковь. В Германии, сказать по правде, церкви не ремонтировал, но зато спас Иисуса. Точнее – его стальную копию…

  Ферма была основана в 1992 году, когда г-н  Ян решил инвестировать деньги, заработанные за рубежом.

- Из Берлина я привез  один миллион злотых, - вспоминает он.
- Я вернулся к себе на родину. Я купил землю у пожилой пары. Были это брат и сестра.
  Он утверждает, что поставил дом "на сокровищах " – Сокровищами  называет гравий и камни, которые были использованы при строительстве…   Сделал даже небольшой бассейн и джакузи.
  А почему бы и нет? Ведь деревня не  обязательно должна быть  связана с дискомфортом. Но, прежде всего, вложился в лошадей. Плюс  еще -  лань и фазаны.  Внешний вид  фермы также изменился благодаря Сат-Оку - Много раз он приходил  ко мне, всё советовал, - говорит Клодзински - Это был очень хороший человек. И большой патриот!

  Он был патриотом, любил Польшу и, следовательно, стал солдатом Армии Крайовой - говорит Клодзински.
 - Он неоднократно награжден за храбрость в бою, но после войны попал в немилость. Потому что он был АК-овцем.   Народное правительство оценило его только тогда,   когда он присоединился к военно-морскому  флоту, что дало ему душевное равновесие.  Потом Сат-Ок - Длинное Перо работал на «Батории».
Осел в Гданьске, создал семью, писал книжки, участвовал в телевизионном шоу
"Телеутро", где говорил о жизни индейцев, а в конце жизни часто приезжал в Вимислово... 

  Когда Сат-Ок  состарился, он попросил  Яна о создании музея индейцев. Указал на пустующее здание, стоящее на территории фермы Клодзинских. Передал туда много своих личных вещей в коллекцию.  И так, в 2000 году, появился «Музей Индейский им. Сат-Ока» - В 2006 году его посетил и посол США – говорит Ян – он произвел большое впечатление на него.

 Помогает ему  в музейной работе жена, дочь Чеслава  и зять Николай. 

Lucyna Tala;ka-Klich ( На фото Ян Клодзински и Сат-Ок на ферме в Вимислово.)