Инновации, как фундамент повышения конкурентоспосо

Олег Радикович Мусин
«Для того, чтобы экономика была конкурентоспособной, она должна стать инновационной. Для того, что бы экономика была инновационной, она должна научиться использовать творческий потенциал своих граждан.
А для того, что бы использовать творческий потенциал граждан, государство должно научиться: выявлять природные таланты, обучать и воспитать, направлять и развивать бережливое и творческое мышление человека».

В этой статье предлагаю своим уважаемым читателям рассмотреть зависимость конкурентоспособности предприятий и организаций, общества и государства от практического внедрения инновационных знаний. (Экономическое и операционное обоснование и оценку эффективности реализации этапов инновационного развития по программе инновационного менеджмента ТриСС можно посмотреть здесь http://www.slideshare.net/musa103/ss-48696505)
Для того, чтобы государство и общество были привлекательны для всего цивилизованного мира, граждане должны создать конкурентоспособную экономику.  Конкурентоспособная экономика – это, прежде всего, инновационная экономика. Инновационная экономика социотехнического общества отличается от традиционных технократических тем, что она использует для развития экономики и общества творческий потенциал своих граждан. Для того, чтобы использовать творческий потенциал граждан, государство должно:
1. За основу своего стратегического развития взять инновационное образование и просвещение, обучение и воспитание своих граждан.
2. Помогать гражданам открывать и развивать свои природные таланты
3. Предоставить возможность реализовать каждому свой творческий потенциал не зависимо от его социального статуса…
Инновационная экономика – это способность государства создавать инновационные продукты, обладающие высокой потребительской Ценностью. Для того, что бы создать продукт (товар или услугу) с высокой потребительской Ценностью, необходимо создать такую организационно – управленческую систему предприятия или организации по разработке и производству инновационного продукта, которая была бы способна:
1. В кратчайшие Сроки
2. С наименьшим количеством Ресурсов
Создавать продукты высочайшего качества, которые  по своим свойствам и характеристикам соответствовали или превосходили  бы самые взыскательные требования потребителя:
- как по качеству, так и по Цене,
- как по срокам (от принятия заказа, разработке и производству до поставки готового продукта), так и по количеству и ассортименту  необходимого потребителю продукта,
- как по сервису обслуживания и ремонта разработанного и произведенного Производителем продукта, так и по реакции Производителя на требования (замечания и пожелания) Потребителя.
Таити Оно, основатель «производственной системы Тойоты», говорил: «Все, что мы делаем в бережливой (инновационной) производственной системе Тойоты – это сокращаем время от принятия Заказа, до поставки готового продукта Заказчику». Другими словами цель любого Разработчика и Производителя продукции (товара или услуги) заключается в том, что бы в кратчайшие сроки получить финансовые средства от удовлетворенного разработанной и произведенной ими продукцией Потребителя.
Чем короче время выполнения заказа, тем выше удовлетворенность потребителя, а значит и выше конкурентоспособность предприятия или организации. Алгоритм  обоснования данного утверждения – коэффициент  удовлетворенности Заказчика.
Кудовл.зак.=(Vф.кол.пос.о.п.\Vф.кол.зак.о.п.)*100%
Где: Vф.кол.пост.о.п. – фактическое количество своевременно поставленного Потребителю продукта в отчетном периоде.
Vф.кол.зак.о.п. – фактическое количество заказанного Потребителем продукта в отчетном периоде.
Чем выше коэффициент, тем выше удовлетворенность заказчика, а значит и конкурентоспособность предприятия.
Вывод: разработка и реализация тактики и стратегии создания организационно – управленческих систем предприятий и организаций по сокращению Времени Выполнения Заказа  (времени разработки и производства продукта) – это главная задача и ответственность Руководителя и Собственника.

Получается, что главная цель Руководителей и Собственников любого предприятия или организации, которые стремятся стать высоко конкурентными или сохранить свои конкурентные преимущества на мировых рынках – это их способность к непрерывному совершенствованию и развитию  организационно – управленческих систем предприятий с целью сокращения Времени Выполнения Заказа.
Но, глядя на то, что происходит на 99% отечественных приятий невольно задаешься вопросом, а обладают ли эти руководители необходимыми инновационными знаниями и навыками, что бы создать организационно – управленческие системы способные не просто быстро реагировать на меняющиеся потребности своих Потребителей, а и предвосхищать эти потребности? Нет!!! Значит надо учиться, прежде всего, самим руководителям.
В чем экономическое чудо той же Японии? Да в том, что на тот исторический момент нашелся государственный Лидер, который усадил за парты директоров и собственников предприятий и заставил их учиться инновационным знаниям у американского профессора Эдварда Деминга. В Казахстане Н.Назарбаев заставил учиться своих руководителей предприятий, не зависимо от формы собственности у международных бизнес – тренеров концепции «бережливого производства». А кто заставит учиться наших руководителей?

1.Рассмотрим влияние времени выполнения заказа разработки и производства продукции на конкурентоспособность предприятия или организации.

Одним из главных факторов, влияющих на время разработки и производства продукции с высокой потребительской Ценностью, является отсутствие ключевых Знаний теории инновационного (бережливо – изобретательского) менеджмента у сотрудников предприятий и организаций 20% практического применения которых, может на 80% повысить уровень конкурентоспособности продукции и предприятия.
Для того, что бы определиться с Причинами низкой конкурентоспособности разрабатываемой и производимой продукции, необходимо разобраться: отсутствие  каких знаний практического применения у собственников и менеджеров тормозят повышение уровня развития государства и общества, предприятий и сотрудников?
У инженеров и менеджеров отсутствуют:
1.  Ключевые Знания о правилах и методах организации и управлении бережливыми экономико – технологическими  системами разработки и производства продукции, для которых ключевыми Знаниями являются:
а) Понятие потребительской Ценности товаров и услуг от которого зависит оптимальное комлектование как технической системы продукта, так и оптимальное привлечение необходимых производственных ресурсов, необходимых для производства продукта…
б) Организация и управление ресурсами по разработке и производству продукции согласно логической последовательности выполнения операций по созданию потребительской Ценности (поток единичных изделий по созданию потребительской Ценности) в единице готовой продукции от которых зависит создание оптимального размещения производственных ресурсов в технологической системе разработки и производства продукта, от которого зависит время выполнения заказа…
в) Выравнивание производственной мощности оборудования (сотрудников), задействованного в технологическом потоке (информационном, материальном, финансовом) единичных изделий по разработке и производству потребительской Ценности в единице готовой продукции. Приведение производственного ритма производства единицы продукции в соответствии с тактом спроса на продукцию предприятия со стороны Потребителя, что способствует сокращению межоперационных запасов в ПСЦ и себестоимости единицы продукции…
г) Создание системы вытягивания (системы канбан) готовой продукции – потребителем, а сотрудникам - необходимых изделий для производства готового продукта из предыдущих операций и процессов в системе семейства ПСЦ, что способствует эффективному и естественному управлению технологической системой разработки и производства готовой продукции…
д) Стандартизация, стабилизация и совершенствование ПСЦ готовой продукции в системах ПСЦ предприятий и организаций, что способствует снижению: брака и себестоимости, времени выполнения заказа…Росту: качества и надежности, удовлетворенности Потребителя…
2. Знания о правилах и методах командного решения Проблем: качества, затрат, сроков, безопасности, мотивации (КЗСБМ), что способствует обучению и развитию, вовлечению и причастности всех сотрудников в процесс совершенствования…
3. Знания о правилах и навыках эффективного выполнения работ сотрудниками:
- определение ключевых аспектов, влияющих на КЗСБМ,
- последовательность выполнения работ,
- выбор, стандартизация и обучение разработанному (совместно с исполнителями) эффективному методу выполнения работ,
- самоконтроль и контроль руководства за правильными методами выполнения работ…
«Можно сколько угодно:
-  прочитать книг о «бережливом производстве»,
- посещать предприятия внедрившие или внедряющие концепцию б\п,
- прослушать лекций и семинаров на модную тему,
 но если вы лично не реализовали ни одного инструмента б\п на практике, то и полученная информация для вас останется только информацией и никогда не превратится  в Знание».
Для того что бы полученная Информация преобразовалась в Понимание и Знания, необходимо приобрести практические Навыки, реализации на практике полученной Информации.

2.Вторым важным фактором, влияющим на конечный Результат разработки и производства качественной продукции, являются ключевые Навыки практического выпорнения работ (операций, процессов).
От Знания и выполнения всеми сотрудниками ПСЦ 20% ключевых Навыков, на 80% зависит качество конечного продукта. 
Ключевые Навыки о правилах и навыках командного метода разработки и производства сотрудниками мероприятий по повышению эффективности: операций, процессов и систем, для которых ключевыми Навыками являются:
а) Методы практического определения Проблем, начиная с их формулирования…
б) Методы практического определения Причин, их вызывающих, начиная с объектов управления…
в) Методы практического применения инструментов «бережливого производства», позволяющих устранить Причины, вызывающие Проблемы. Начиная с внедрения инструмента 5С (1.Сортируй 2.Содержи в порядке 3.Содержи в чистоте 4.Стандартизируй 5.Совершенствуй).
Масааки Имаи говорил: «Руководитель, который не может на рабочих местах реализовать 5С, не может управлять предприятием».
На многих ли отечественных предприятиях мы можем увидеть внедренный инструмент 5С? А ведь это только один из инструментов 1-го операционного этапа инновационного развития предприятий и организаций…
Выводы делайте сами…