Маска

Ярош Шамет
Гитлер считается абсолютным злом. По крайней мере, считался в ту эпоху – середине ХХ века. Видимо, это так – главным маркером здесь служит то, что он даже не скрывал своих взглядов. Наоборот, Гитлер и его партайгеноссе открыто их провозглашали. Публичные призывы освободиться от химеры совести, убивать, рассказы о недочеловеках и арийцах, призванных ими повелевать. И слова не расходились с  делом. Преступления нацистов ныне достаточно хорошо известны. Особенно, совершенные во время войны.
Противник Гитлера Сталин то же не был, мягко говоря, ангелом (вопреки до сих пор распространенной странной логике, что раз некто выступает против кого-то «плохого», то он сам становится «хорошим») . Деяния Сталина то же достаточно хорошо известны, особенно совершенные в мирное время. О тех, которые совершены во время войны, говорить уже небезопасно – это связывают с фальсификацией истории и почему-то с реабилитацией нацизма. Важное отличие от Гитлера состоит в том, что СССР свои преступления старался скрыть, отрицал их наличие , как бы «стеснялся» их.
Но, если Сталина, противостоящего Гитлеру, нельзя однозначно идентифицировать со «светлой стороной», то может, эту сторону занимали его западные союзники? Демократические страны, в которых не было гитлеровских и сталинских порядков. Увы. Преступления союзников во время войны то же имели место быть: англо-американские ковровые бомбардировки немецких и японских городов, во время которых страдали в основном мирные жители, атомная бомба на Хиросиму (с тем же результатом)… Да и в Тегеране и Ялте они делили мир со Сталиным на сферы влияния и зоны оккупации типично империалистическими методами.
Продолжая поиски добра, на кого еще обратить внимание? Может быть, на те движения, которые выступали против Гитлера и Сталина, и которые были брошены на произвол судьбы англичанами и американцами? Например, АК (польская Армия Крайова) и УПА (Украинская Повстанческая Армия). Но и тут нас то же постигнет неудача. Эти армии временами вступали в тактические союзы с советской стороной (АК) и гитлеровцами (УПА). Но не это главное : каждая из них стремилась к собственному преобладанию над другими. В случаях АК и УПА это особенно заметно. Взаимные кровавые этнические чистки украинцами поляков, и поляками украинцев исключают всякую возможность зачислить их в разряд безгрешных героев.  Ну, и все вместе – чехословацкое и польское правительства, при поддержке Советского Союза, США и Великобритании  осуществляли в 1945-1947 г.г. массовую депортацию немцев со своей ( или вернее ставшей их) территории. Выселялись все поголовно – и стар , и млад.
 Конечно, поиски «хороших» можно продолжать еще долго, но в «сухом остатке» безусловного Добра во Второй Мировой никого не останется. Не подходит на эту роль ни националистический Китай Чан-Кайши с его жесткой диктатурой и чудовищной коррупцией, ни народно-освободительные движения Юго-Восточной Азии, сотрудничавшие с Японией и т.д. (в контексте данных рассуждений о евреях говорить не приходится: они выступали не субьектом, а обьектом во время  тех событий, и,в общем -то  не являясь самостоятельной силой).
Все стороны преследовали свои интересы, не гнушаясь военными преступлениями. И искать во Второй мировой войне сторону абсолютного  Добра – самая непритязательная мифология, хотя и достаточно распространенная.
В отличие от поисков добра, с поисками зла гораздо проще. Мы без труда обнаруживаем главное зло в нацизме, который открыто его провозглашал (культ насилия, собственного превосходства и т.п.). Но как тогда быть с теми, кто ему противостоял? Если их нельзя однозначно отнести к стороне добра, тогда их можно отнести к категории меньшего зла. «из двух зол меньшее». Вот и получается борьба зла с самим собой, зла большего с меньшим, и на фоне наибольшего зла  меньшее зло может казаться (и, как показывает история Второй мировой, действительно кажется) добром. Это «относительное» добро  является  маской. Маской зла.