Шишкин-непревзойдённый мастер русского пейзажа

Алина Алексеева-Маркезин
Иван Шишкин, Константин Савицкий.Утро в сосновом лесу. 1889

            Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы.

     Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

       Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.
         Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину»

О ХУДОЖНИКЕ

       "Шишкин -художник народный.Всю жизнь он изучал русский,преимущественно
северный лес,русское дерево,русскую чащу,русскую глушь.Это его царство и тут он
не имеет соперников.Он единственный."               
В.В.Стасов
               
     «Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой родины Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их ничем и никогда оттуда не выкорчевать!»-так писал Шишкину его друг Васнецов.

     В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.
   
    Родился будущий художник в Елабуге в 1832году.Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией.
Отец дал сыну разностороннее образование и, помимо уездного училища, посылал его к разным учителям, выписывал серьезные научные книги и журналы.

     В 1852 Шишкин поступил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. К занятиям подходил серьезно, работал без устали. Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу.

     Ивану многие советовали бросить пейзаж, как низший и недоходный род живописи, но, один раз избрав себе дорогу, он уже никуда с нее не свернул.
 
    Несмотря на молчаливый нрав (товарищи дали ему прозвища: Монах, Семинарист), он имел множество друзей: А. Гине, В. Перов, Е. Ознобишин, К. Маковский. Окончив Московское училище, с тяжелой душой Шишкин расстался с друзьями и любимым учителем А. Н. Мокрицким, решив продолжить обучение в Петербургской академии художеств.

    Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он получил две малые серебряные медали - за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки, исполненные летом в Дубках.

      Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями.

      Он получает большую серебряную медаль за рисунки пером и живописные этюды Валаама - "Сосна на Валааме", "Вид на острове Валааме". От них повеяло заброшенной, дикой красотой, мощной духовной силой, суровостью и величием природы. Выставленные в Москве, они были сразу же проданы, и художник впервые получил большие деньги.

     И только в 1860г, окончив Академию художеств и получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда».
За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками». Среди них — «Шалаш», «Мельница в поле»

    В апреле 1862г Иван выезжает в пенсионерскую командировку в Германию. Живет в Берлине, Дрездене, Праге, Мюнхене. С марта 1863г- в Цюрихе. Обучается в мастерской Р. Коллера. В 1864г - Париж. Вместе с Л. Л. Каменевым и Е. Дюккером работает в Тевтобургском лесу на пленэре. В 1865г поселяется в Дюссельдорфе. Занимается литографией.

   В Европе желание работать исчезает, не было натуры по душе: виды Германии, Чехии, Бельгии, Голландии, Швейцарии не вдохновляли Шишкина. Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа — что изменить своей церкви»

 
      Отсылая осенью 1864 г. на академическую выставку в Петербурге свои картины, Шишкин всей душой хотел отправиться вслед за ними. Но удачный показ своих работ в Дюссельдорфе, Бонне, Аахене и Кельне задержал его отъезд, да и Академия художеств разрешила досрочное возвращение лишь летом 1865 г. Поселяется в Дюссельдорфе, где пишет картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа", за которую получает звание академика.


   Иван Иванович всегда отображал в своих картинах природу родной земли, но как самобытный художник он начался с этюда «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» (1866 г.). Живые облака, легкий ветер, мокрая земля — все просто, естественно и достоверно.

   
     В 1867 году художник снова отправился на легендарный Валаам. На остров Шишкин поехал вместе с семнадцатилетним Федором Васильевым (1850-1873), с которым познакомился год назад, которого опекал и обучал живописи. Тогда и начал Шишкин писать русский лес и началось эта эпопея, по существу, с картины "Рубка леса" (1867).

   Шишкин выезжает на отдых в село Константиновка под Петербургом. Вскоре едет на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание .

            Жена Шишкина, Евгения Александровна Васильева, была сестрой художника Федора Васильева. Познакомились они, когда Шишкин приехал к другу в гости в село Константиновка. Это случилось летом 1868 года, а уже в октябре 36-летний художник обвенчался с «любимой Женькой».

    Евгения Александровна относилась к числу тех женщин, которые растворяются в жизни мужа, пытаясь сделать эту жизнь максимально удобной и комфортной. То гостеприимство, покой и уют, которые так любили многочисленные друзья Ивана Ивановича, часто приходящие в его дом, созданы трудом именно этой простой и скромной женщины. И Шишкин тоже не мог жить вдали от жены и троих детей, которых она ему родила.

      Уезжая из дома, он почти не мог работать и стремился как можно быстрее вернуться к тем людям, для которых он был самым любящим мужем и отцом на свете.


Продолжение- в следующей статье.Хозяином леса называли Шишкина.
http://www.proza.ru/2015/06/02/817

Здесь можно увидеть иллюстрации картин,о которых шла речь в статье.
http://maxpark.com/community/6782/content/1825343