Глава 10. Казачий городок

Кармелита Смит
 Начало: http://www.proza.ru/2013/11/25/118

    Гарзин, сидя на пеньке с закрытыми глазами и подставляя лицо под тёплые лучики солнца, блаженно улыбался. Он был в хорошем настроении. Ведь всё складывалось удачно, неожиданная остановка помогла найти прекрасное место для зимовки и устройства казачьего городка. Ладью и струг казакам удалось перетащить в озеро и спрятать от посторонних глаз, а персидские бусы было решено разобрать и пустить  на постройку жилищ. После долгих споров Гарзин убедил казаков вместо традиционных  куреней  построить большие землянки так, как это делали те, кто жил на этом месте раньше.

    Чуть позже было решено обнести городок частоколом и устроить башню-каланчу, к этому решению казаки пришли не сразу, а только после того, как к ним ранним утром пожаловал большой бурый медведь и напугал женщин у озера. В то утро, когда Дид грел старые кости на солнышке, часть казаков валила рядом с городком лес для частокола, одновременно очищая площадку под пашню и огороды. К Гарзину подошёл бывший атаман Гара и начал разговор издалека:

    - Здорово ночевал, Дид!
    - Слава Богу! Впервые ничего не приснилось спал, как младенец у жинки под мышкой, - похвалился Гарзин.
    - А до этого знатца, грехи молодости мучили?
    - Не-а!  То не грех, а доблесть молодецкая була, - серьёзно ответил Дид и внимательно посмотрел на товарища. - Ты чё мне голову морочишь, шо баить имеешь,  гундявь!

    - Надобно часовенку поставить...
    - Шо! Ты в своём уме,  - Гарзин постучал по своему лбу насекой. - Зима заходит, казаки и так спешат к лютым морозам всё заготовить.
    - Атаман! - к Диду подбежал Юшка Шваров. Он тяжело дышал от быстрого бега. - Худо случилось! Там, уф! - малец показал рукой на будущее поле. - Там, дядьку Садко прибило сосной.
    - Показывай дорогу, да поспешай милый може успеем спасти.

    Чудо не случилось, Садко Климова привалило сосной насмерть. Все казаки собрались  в центре городка. У всех было мрачное настроение, погибнуть в бою было делом чести каждого, но вот так глупо и не по осторожности было большой неожиданностью для всех.

    - Атаманы — молодцы! Дозвольте слово молвить? - в центр вышел Гара и снял трухменку с головы. Казаки одобрительно закивали головами. - Погиб наш товарищ. Вечная ему память. Но! - Гарх поднял вверх указательный палец правой руки. - Жизнь идёт дальше и поэтому встаёт вопрос: «Где будем устраивать погост и ставить часовенку?»

    - Мы не будем осквернять землю. Сложим погребальный костёр на берегу  и справим славную тризну, чтоб душечке-мужу моему легко было Ирия достичь, -  сказала Забава Климова, жена Садко.
    - Вот нехристи!  - вспылил Гарх. - Как вас только земля носит?
    - Земля - она для всех мать родная, - Забава утёрла слёзы и гордо посмотрела на Гару. - А отец наш Всевышний всё видит и нас своих детей в беде не бросит.
    - Язычники, - зашипел Гарх. - Ты не в костёр ли собралась, Забава?

    - А хоть бы и так! Мне без милого жизни нету, тоска-кручина одна!
    - Вот дура! - Гара сплюнул на землю и отвернулся от Забавы. Казаки нарушили молчание, задвигались, каждый хотел высказать своё мнение, со всех сторон раздались тревожные голоса.
     - У нас баб не хватает!
     - Да тебя любой за себя возьмёт!
     - Такую красавицу и в огонь?

    - Не люб мне никто, кроме моего Садко, - женщина прикрыла глаза руками, и слёзы в два ручья потекли по щекам Забавы. Два её взрослых сына молча стояли рядом, поддерживая мать с двух сторон.
    - Отстань от неё, - тихо сказал Гарзин Гарху. - В чужой монастырь со своим уставом не лезут. А ну сынки уводите мать отседова. Негоже бабам тут командовать!
    - Ну так шо, где погост устраивать будем? - спросил Гарх казаков.
    - Тебе же, сказали не надо погоста, - сурово сказал Сусар Лютый. - Мы, православные, завсегда своих сжигаем и тризну справляем. Ежели Забава захочет, то вслед за мужем в костёр пойдёт. Мы препятствовать не будем.
 
    - Дикари! Это мы православные, - Гара ударил  кулаком в свою грудь. - А вы, нехристи! Да разве можно такую бабу в костёр?
    - Мы своих богов славим, а вы своему мертвяку на кресте поклоняетесь, хоть и утверждаете шо он у вас воскрес,  - зло ответил Сусар. За его спиной зашумели новгородцы и севрюки, явно поддерживая своего атамана. За Гундиным и Гарой также стали собираться казаки-христиане, только ватага Гарзина не принимала участие в споре. Назревал явный раскол между казаками, грозивший вылиться в откровенную драку «стенка на стенку».

    В центр круга вышел Дид. Он молча снял шапку и поклонился на все четыре стороны. Казаки в миг притихли, но Гарзин молчал, его глаза были устремлены вдаль, они казались остекленевшими и ничего не видевшими вокруг. 
    - Шо я вам сейчас скажу, - наконец подал голос Дид. - Нельзя нам сейчас ссориться. Год у нас с вами впереди будет очень тяжким. Нас ждёт лютая зима и холодное короткое лето. Я думаю, что погост нам всё равно будет нужон. Все там будем, хто раньше, хто позже. Я предлагаю погост устроить за ручьём. На полянке можно будет погребальный костёр устроить, а между деревьями христиан хоронить. Я всё сказал.

    - Кто за предложение Гарзина -  шапки долой. Кто против - очи долу, - Клён пошёл по кругу, считая голосовавших по шапкам. - Собирайте погребальный костёр на полянке. Отныне всех хоронить за ручьём будем.
    - Вот и добре, - тихо сказал Дид и пошёл прочь из круга, приговаривая: «А мне ещё одно дельце справить нужно!»


Продолжение:  http://www.proza.ru/2015/11/29/1624