Продолжение:
Вообще-то говоря, этот роман Михаила Булгакова ну просто очень насыщен всякого рода мистикой и фантастическими приключениям вплоть до полета ставшей ведьмой Маргариты над улицами Москвы на метле, и загадочного Бала Сатаны, на котором ей предназначена роль «королевы». А обозначенные Булгаковым параллели между веком 20-м и временами «Иисуса Христа - Понтия Пилата» делают этот роман еще и произведением достаточно философским, посвященным вечным проблемам человеческого бытия, таким как вера и безверие, любовь и дружба, верность и предательство, мужество и трусость…
Причем, большинство читателей, очевидно, не сразу догадываются, что Михаил Булгаков, фактически, разместил два романа в одном! Первый, «внутренний роман», он сочинил как бы за Мастера, и данный сюжет разворачивается в древнем Иерусалиме, а его главной драмой являются взаимоотношения пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри (в истории и богословии – Иисус Христос или Иисус из Назарета). Причем, в этом «условно историческом – внутреннем романе» реализма, пожалуй, больше, чем мистики.
А второй – «внешний» и уже, как говорится, «от и до» фантастический (но во многом еще и сатирический) роман Михаил Булгаков написал уже как бы «сам от себя», делая собственный образ и образ своей любимой женщины (в конечном варианте романа – образ его последней жены Елены) главными героями произведения, посвященного Москве и вообще России 30-40-х годов. То было время сталинских: индустриализации, коллективизации, подлых доносов, а также массовых политических репрессий. И Булгаков со своими гуманистическими идеалами в эту эпоху никак не вписывался.
Недаром, ведь, у Булгакова так много времени ушло на создание этого двойного романа! Он работал над ним примерно с 1928 по 1940 г., то есть до самой смерти, осознавая, что, при жизни опубликовать такое «антиобщественное» произведение, у него ни при каких условиях не выйдет. В этом отношении он был подобен знаменитому польскому астроному Николаю Копернику, решившемуся на обнародование своей Гелиоцентрической Системы лишь на смертном одре, поскольку к тому моменту для карающей руки Святой Инквизиции он был уже практически недоступен.
С таких позиций, роман Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА» - это не только фантастика, фэнтези и социальная сатира, но это еще и роман-пророчество, роман – предупреждение о том, что общество и социальная система, построенные на узурпации власти, запугивании, терроре и глобальной лжи – не жизнеспособны. Рано или поздно они будут сметены дальнейшим ходом истории!
Предыдущая часть http://www.proza.ru/2015/06/01/166
Продолжение http://www.proza.ru/2015/06/03/351
Рисунок - коллаж автора.
Другие мои произведения на этом сайте:
Колумб открывает Америку - фантастика (7) http://www.proza.ru/avtor/alzin747&book=44#44
Бартоломео Диаш и Мыс Доброй Надежды - фантастика (5) http://www.proza.ru/2014/08/16/1752
Ребята и принц - мореплаватель - фантастика (4) http://www.proza.ru/2014/08/19/1530