Литературная Система 1. 7. Завязка

Андрей Тигр
  Вообще говоря, начать произведение можно сразу, не проводя предварительной работы. Ни сюжет, ни идея, ни тема - всё это может быть ещё не написано. Увидел автор яркую сцену и решил начать рассказ (или роман). Однако, некоторые вещи про завязку следует знать, чтоб начало у книги было достойным. Внимание читателя цепляют первые несколько секунд, если не "зацепило" - вся книга будет отправлена назад на полку. Или будет закрыто окно в браузере... в любом случае - читать не будет.
  Как начать? Для начала - формы завязки.

  Описание
Описываем обстановку, действие начинаем позже. Актуально было веке в девятнадцатом или раньше. Сначала смотрим на природу вокруг, потом на одну деревню, потом двигаем камеру к дому и так далее. Современный народ нетерпелив, долго ждать не будет. Им подай действие. Затягивать описание не стоит.

  Повествование.
Сразу начинаем действие. При том, может быть два варианта - начинаем постепенно, либо - сразу экшен: перестрелки, погони и т.п. Объяснения всего этого откладываем на потом. Сразу привлекает внимание и какое-то время его держит. Главное - дать объяснение. Можно и не сразу, но обязательно. Детективы, например, как раз построены так, что в начале идёт ключевое событие (например - убийство), а всю книгу автор даёт объяснение этому событию. Нормальный вариант. Всегда цеплял и будет цеплять.

  Диалог.
Плюсы – можно сказать простым разговорным языком всё, что угодно. На первую реплику может следовать как логичный ответ, так и неординарный, неожиданный, который повысит градус и увеличит интерес.
Минусы – недостаток информации о месте действия.
Подвид - телефонный разговор. После такого диалога можно раскрутить сразу две линии событий. Там, где находится один человек и там - где другой. Ещё более современный вариант - разговор по скайпу или даже конференция. Для многих это будет "родное".

  Монолог.
Беда с ними нынче. Монолог Гамлета - помню хорошо. А вот современные книги бедны на монологи. В монологе герой как правило копается в себе, размышляет. Монолог увлекает хуже диалога или повествования. Однако есть плюс - возможность строить сложные логические конструкции, задавать ими мотивировку последующих действий. Минус - опять недостаток информации о месте действия.

  Письмо.
Старомодно. В более современном варианте - э-мейл. Есть эффект "рассказа в рассказе". Можно написать завязку в стиле, отличном от стиля всего произведения.

  Переписка.
Очень современно и будет цеплять внимание молодёжи. В скайпе, аське, контакте. Похоже на диалог, но не совсем. Вообще, ни разу не читал вещи, которая бы начиналась с переписки в скайпе. Но это - вполне достойный, современный вариант начала книги.

  СМС-ка.
С красноречивой СМС-ки можно хорошо начать, а потом дать объяснение. Люблю современные варианты. Время пера и чернил давно прошло. Переписка и СМС-ка - намного менее изъюзанные способы завязки, чем всё остальное.

  Если завязка "спокойная", события развиваются постепенно и конфликт нарастает ровно, то особых нюансов тут нет. Выбираем форму, пишем. Подаём всю нужную информацию, используем литприёмы, которые будут цеплять внимание читателя, интригуем.
  Во втором варианте - завязка с кризисом. Вариант более "ядрёный", но есть несколько нюансов, знать которые есть полезно, чтоб избежать недоумения читателя.

  Полезная инфа по кризису в завязке:
1. Кризис должен отражать жанр произведения.
Если повесть для младших школьников начинается со зверского убийства родителей главного героя (а ему лет 10) - наверное это не совсем то. Для десятилетнего пацана кризис - это драка в школе.
2. Кризис должен резко изменить жизнь героя в худшую сторону. Причём насколько сильно, что с последствиями этого кризиса герой может носиться до конца книги. Иначе книга выдохнется. Если герой всё преодолел в середине книги - что ему делать дальше?
3. Кризис должен захватить ваше (автора) воображение. Особенно, если дело касается романа. Несколько месяцев минимум вам придётся с ним возиться. Должно быть интересно, иначе вряд ли закончите. А если и закончите без интереса - читать будет тошно.
4. Трагические последствия.
Если герой не сможет преодолеть кризис, последствия будут ужасны. Ну, не обязательно апокалипсис, скорей для жизни героя всё должно стать очень плохо. Хотя и армагеддон кучу раз вполне работал.
5. Высокие побуждения.
Чувство долга, любовь, честь, достоинство, справедливость, товарищество, патриотизм, раскаяние, самоуважение. Хоть один из этих мотивов должен вести героя при достижении его цели. Тогда читатель будет лучше сопереживать. Есть, однако, куча фильмов и книг, где героями руководит банальное желание выжить. И ничё - пипл хавает. Фильм "Хищник", например. В общем, высокие мотивы - на усмотрение.
6. Непреодолимые препятствия.
Читателю должно казаться - ну невозможно сделать то, что нужно герою. Или - почти невозможно. И когда герой всё же как-то это делает, читателю прям хорошеет. Ведь, как правило, читатель ассоциирует себя с героем, а значит - это он сделал невозможное!
7. Обладание или избавление. Чтоб преодолеть кризис, герой должен добиться обладанием чем-то, либо избавиться от чего-то. Если герой хочет победить на соревнованиях, он хочет обладания призом или победой. Если герой хочет сбежать из дома - ищет избавления от опеки родителей.

  Улучшаем кризис.
Есть несколько способов усилить кризис, поднять градус. Не всегда оно надо, но иногда можно.
1. Ухудшение.
Главный герой лишился работы? Пусть теперь и жена от него уйдёт.
2. Масштаб.
Если в начале из машины времени вылез динозавр, пусть через день вылезет весь парк юрского периода и заполонит землю.
3. Перетасовка элементов.
Поменяйте местами охотника и дичь, убийцу и жертву и т.п.
4. Смена места действия.
Царь узнал про роман своей дочери с простолюдином, сидя во дворце? А пусть он узнает об этом в военном походе. Пусть этот простолюдин будет солдатом враждебной армии, например.
5. Соединение элементов двух разных завязок.
Рискованно - может выйти мультижанр, что, в основном, не есть хорошо.
Царь узнал про роман своей дочери и вдруг оказался в лаборатории сумасшедшего учёного, который изобрёл машину времени. Как-то так.

  Написать завязку - не обязательно значит написать начало произведения. Просто подробней и лучше разобрать ту часть сюжета, которая касается начала. После этого (и всей работы, описанной в предыдущих статьях) непосредственная работа с текстом будет намного более продуктивна. Можно, конечно, сразу сесть и начать писать. Только это будет попытка построить дом, не имея чертежей. Опытный строитель, может и справится (если дом не слишком большой). Но всё же я сторонник стабильности и надёжности. Предварительная работа даже важней основной, без неё вещь рискует стать бесформенной и бессмысленной. А продуманный сюжет, персонажи, идея и т.д. - всё это поможет произведению пережить создателя.