Встреча

Светлана Весенняя
 
 Встречи бывают случайные,  забываемые мгновенно, а есть встречи, которые, на первый взгляд, ничем особенным и не выделяются, но заставляют как-то по-новому посмотреть и на собственную жизнь, и вообще на жизнь!
8 мая. Электричка. На одной из станций пожилая женщина садится напротив меня и сразу задает мне вопрос  : " Не подскажите, где можно купить морошковое варенье?»
 Я не успела ответить, а соседка по купе начала свой рассказ :

 Я из Ижевска, приехала на могилу своего отца,  он в этих местах воевал, здесь и погиб. А нам после войны пришло извещение, что пропал без вести. А я,представьте себе,  искала его могилу почти 60 лет. Вот нашла, и последние 6 лет каждый год  в эти майские праздничные дни я  здесь. Проезд бесплатный на все виды транспорта, вот уже побывала на могилке, похоронен в деревне  Поречье, только что оттуда. А  сумку, с которой приехала из Ижевска, оставила в камере хранения на Ладожском вокзале. А завтра, 9 мая, нас в автобусе повезут по местам боев, где отец воевал, потом митинг будет на кладбище. За автобус уже придется платить, но что делать, зато удобно, целый ведь день будем на ногах.

 - Неужели Вы до сих пор помните отца?
- Мне было 4,5 года, когда началась война. Помню,  и очень хорошо! Таких, как он, не бывает сейчас. Семья у нас была многодетная, а папа работал в отделении милиции водителем. Он всё умел и всё делал  всегда с настроением и желанием, даже валенки сам шил и, конечно, подшивал. Нас, детей, баловал, находил время и на руках подержать, и сказку рассказать. Нет, таких, как он, больше мне в жизни не встречалось людей. Очень он был добрый, веселый, заботливый. Таких  людей просто не бывает.

- Что же вы одна приехали ,путь неблизкий?
- А всем остальным некогда, дети работают, внуки учатся. Да я и не просила никого меня сопровождать. Пока силы есть, и ноги не подводят, я буду приезжать каждый год на 9 мая!    На общей могиле и памятник  поставлен,    фамилию отца я читаю в общем списке, и как будто вижу живым папу и молодым, себя вижу девочкой маленькой, как он меня берет на руки,  подбрасывает к потолку. Вроде как вчера это было, а не 70 с лишним лет назад. Каждый год этой поездки я жду, всю жизнь мне не хватало папы. После окончания войны некоторые папины друзья вернулись с фронта живыми, к маме пришли и сказали, чтобы она замуж больше не выходила, все равно такого, каким их друг был, больше не встретит. Мама замуж не вышла, их ли послушалось, или судьба так сложилась…не знаю уж…

 Смотрю на свою собеседницу и в уме считаю ее возраст, к 80-и цифра получается. А выглядит она моложаво, одета по-городскому, спина прямая, глаза ясные. Думаю, что эта духовная связь с отцом, которого она помнит только молодым, не успел он состариться и познать дочернюю любовь, и ей дает душевные силы и оберегает от старения тела, душа-то свои особенные свойства имеет!

 Дочь свой долг отцу вернула сполна!

А варенье морошковое ей надо, чтобы родственников угостить, когда вернется из поездки. Морошка  в ижевских лесах не растет, хотя клюква и  брусника есть.

Меня очень тронуло, что эта пожилая женщина, вспоминая своё детство спустя десятилетия,говорила "папа", а не "отец".
май 2015г