Настоящий мужик

Сергей Петрович Мор
          В  тот  зимний  день  мне  надо  было  съездить  по  делам  в  центральную  часть  города.  Время  было  послеобеденное,  на  начальной  остановке  маршрутки  пассажиров  оказалось  немного,  и  я,  к  своему  удовольствию,  занял  свободное  место  в  третьем  ряду  у  окна.  Оплатив  проезд,  я  смотрел  в  окно,  а  микроавтобус  через  несколько  минут  отправился  по  маршруту. В  салоне  оставались  свободные  места,  а  я  через  переднее  стекло  мог  обозревать  всё,  что  происходило   впереди.

          На  следующей  остановке  возле  школы  нашу  маршрутку  ждали  трое:  средних  лет  женщина,  чуть  моложе  мужчина  и  небольшого  роста  мальчик  с  ранцем  за  спиной. Сперва  мне  показалось, что  это  папа  встретил  из  школы  сына – первоклассника. Все  трое  вошли  в  салон,  женщина  заняла  место  сзади  меня,  мужчина прошёл  дальше,  а  малец  с  ранцем  сел  рядом  со  мной. Сразу  же  он  достал  заранее  приготовленные  деньги  и  попросил  впереди  сидящую  девушку  передать  их  водителю  за  проезд. После  этого  я  понял,  -  мой  сосед  возвращается  из  школы  самостоятельно.  Мне  стало  интересно  и  я  окинул  его  взглядом. Его  маленький  рост,  наверное,  обманул  меня. Сейчас  я  рассмотрел  в  нём  спокойную  деловитость,  уверенность  в  поведении,  осмысленный  взгляд,  контролирующий  окружающую  обстановку. Он  мне  сразу  напомнил  знакомого  с  детства  персонажа  стихотворения Н. А. Некрасова  « Мужичок  с  ноготок »,  возившего  из  леса  нарубленные  отцом  дрова. Похоже,  я,  как  и  Н. А. Некрасов  в  своё  время,  встретил  сейчас  такого  же  мужичка,
 
          Тем  временем  мы  проехали  пару  остановок,  маршрутка  наполнилась  людьми. Все  свободные  места  были  заняты, а  в проходе  уже  стояло  несколько  человек. В  это  время  среди  прочих  пассажиров  в  салон  вошла  уже  далеко  немолодая  женщина  с  сумкой  в  руке. Она  какое – то  время  менялась  местами  с  соседями,  готовящимися  к  выходу. Наконец,  она  пробилась  к  свободному  месту,  где  она  могла  спокойно  стоять,  держась  за  спинку  сиденья,  и  никому  не  мешать.  Это  место  было  недалеко  от  нас.

          И  здесь  мой  маленький  сосед  ещё  сильнее  удивил  меня,  да  и,  наверное,  не  только  меня. Этот  маленький  мужичок,  которому,  как  считали  все  окружающие,  должны  уступать  сидячее  место,  как  ребёнку,  встал  и  предложил  своё  место  этой  женщине:

          -  Садитесь,  пожалуйста!

          Женщина  на  какие – то  секунды  даже  растерялась.  Для  неё  было  естественным,  что  ребёнок  сидит,  а  стоять  в  транспорте  она,  видно,  давно  привыкла. К  чему  она  явно  не  привыкла,  так  это  к  тому,  что  ей  уступают  место,  тем  более  в  тесной  маршрутке,  да  ещё  совсем  малыш.

          Преодолев  некоторую  растерянность,  женщина  с  неимоверной  теплотой  в  голосе  произнесла:

          -  Спасибо,  сынок!  Сиди,  родной. Я  выхожу  на  следующей  остановке.

         И  те  слова  и  то,  как  она  их  сказала,  настолько  тронули  меня,  что  я  оказался,  как  говорят  юристы,  в  состоянии  сильного  душевного  волнения.

          Конечно,  эта  женщина  была  из  той  родной  далёкой  страны,  которой  уже  нет.  Из  тех  послевоенных  лет,  когда  весь  народ  той  страны  был  единым  и  сплочённым,  когда  многие  незнакомые  люди  были  добрыми  по  отношению  к  окружающим  и  потому  становились,  действительно,   родными;  родными  -  по  духу,  мировоззрению,  по  отношению  к  Родине,  к  людям.  И  это  мы  во  многом  растеряли  за  два  десятка  лет  жизни  в  новой  стране.  Всё  это  стало  теперь,  как  говорили  тогда,  страшным  дефицитом.
 
          Женщина  повернулась  и  потихоньку  двинулась  по  направлению  к  выходу.  Мой  сосед  присел,  а  я  не  мог  не  посмотреть  на  него.  Рядом  со  мной  спокойно  сидел  маленький  мужчина,  по  виду  ученик  3 – го  класса.  Но  в  нём  уже  чувствовался  тот  внутренний  стержень  настоящего  мужика,  гражданина,  человека,  который  знает,  как  надо  жить  в  обществе,  как  относиться  к  людям  старшего  возраста,  что  нести  в  мир  из  своей  души.

          Через  две  остановки  мой  маленький  сосед  вышел,  а  меня  долго  ещё  не  покидал  тот  душевный  подъём,  возникший  совершенно  неожиданно  в  обычной  городской  маршрутке.  Я  лишний  раз  убедился,  что  не  всё  ещё  потеряно  из  того  доброго  и  светлого,  что  было  в  нашей  стране  раньше.  И  у  нас  есть  надежда  на  лучшее  будущее,  пока  рядом  с  нами  есть  такие  незаметные,  но  такие  настоящие  маленькие  мужики.