Христианский треугольник

Дмитрий Гендин
«Христианский треугольник»

Я люблю Лену, Лена любит Павла, а Павел — мой лучший друг. Обычный «любовный треугольник». Хотя не совсем обычный. Мы все трое — православные христиане, у нас не может быть «Санта Барбары». Мы с Павлом звали Лену в гости (ко мне или к нему, не важно), но она отказалась. Ломается? Наверное, да.

Мы ездили с Леной помогать в епархию: выкапывали корни отцветших тюльпанов. Это было вечером в конце весны, было не жарко, даже моросил дождик. Нас до работы и после работы хорошо покормили. Я работал два часа лопатой, Лена — совком, более аккуратно. Труд сближает. Когда я устал, мы поехали домой. По дороге зашли в Зачатьевский монастырь, вмест6 молились. Возвращались мы на электричке (сам я предпочитаю метро и автобусы; электричек боюсь: ошибся в расписании и уехал не туда). Много общались в тот дивный вечер. Я был счастлив, что работал вместе с ней, что у нас было общее дело.

Но она была и второй раз в епархии. Я тогда не смог поехать, а Павел и ещё один наш товарищ поехали: собирали кровати. Лена тогда потирала всю пыль, которую замечала. Выходит она и с ним работала.

А сегодня мы с Павлом играли вместе в компьютер. В игру «Симсити». И его дружба, казалось, была дороже любви Лены.

Посмотрим, что получится. Может, ей понадобиться моя помощь в области философии.  Я такой застенчивый, что не сразу ей это предложу.

Господи, пусть Лена будет с тем, с кем она будет наиболее счастлива, кто ей больше нравится. И нет повода обижаться на друга.


2 июня 2013. Москва.


Сегодня Павел уломал Елену пойти к нему в гости, он и меня звал, но у меня были дела, и я был переутомлён. Они были вместе в гостях у него!

Нет, я не завидовал. Я не стал зацикливаться на Лене. Если им вдвоём весело, почему нет? Я её не то чтобы отпустил, нет. Я перестал быть её фанатом, она перестала быть кумиром, осталась милой девушкой, которая ещё, скорее всего, не разобралась в своих чувствах. Она не знает, кто ей больше нравится.

Они сидели у Павла, а я пришёл домой, принял душ, поспал, поужинал, решил вопрос с делами, пошёл прогуляться по району... и случайно встретил Елену, которую провожал Павел. Я опять разбавил их компанию. Теперь и я могу её к себе позвать. Чем я хуже Павла?

Повторим. Я уверен, она ещё не выбрала себе парня. Может, ей вообще парень не нужен. Может, у нас дружеский, а не любовный треугольник? Мне интересно с Еленой, мне интересно с Павлом. Я не вижу Лену своей девушкой, так и она ещё к таким отношениям не готова. Её возможный союз с Павлом тоже выглядел бы странно. Почему? Может, они созданы друг для друга? Пока не известно. Пока не обидно. Пока всё хорошо. Никаких интриг.

А Лена очень хороша. Красиво мыслит, говорит. Одевается. Простая русская девушка. Студентка-архитектор. Приятный голос с долей какой-то обидки. Любит крыс. Славная — православная. Глаза немного уставшие. Сама, как мышка.

Вот я с ней. Представим. Что будет? Будем держаться за ручку? Другие ребята из нашего православного клуба обидятся. А время? Я занят делами, она как студентка тоже в делах. Как представить её поцелуй? Это-то нечто сверхреальное.
Мы будем болтать с ней обо всем. Будем говорить и не наговоримся, как настоящая пара. У меня с ней больше общих тем, чем с Павлом. У меня шире кругозор (у него он глубже). Я с ней более непосредственен. Я не шпарю анекдоты и байки. Я если и острю, то в меру. Даже если это общий разговор, мы с Леной находимся на одном берегу дискуссии.  Она запоминает сведения о мне, как я собираю сведения о ней.

Лена — загадка.

Посмотрим, поживём, увидим. Всё, что не делается, всё к лучшему.


9 июня. 2013 год. Москва.


Сегодня Павел и Елена были у меня в гостях. По дороге ко мне, они шутили, что мой дом — логово маньяка. Из того, что мой дом — башня., они вывели, что это башня Саурона. Потом они шутили, что это я сам разрисовал  лифт дома свастиками.

Мы играли в игру «The Movies». Павел снимал кино в программе-игре, я показывал Лене свои пластилиновые фигурки. Потом мы смотерли уже настоящие мои мультфильмы. Она развеселили моих гостей.

Мы пили чай, Павел критиковал философию. Острил в каждой фразе. Я лишь изредка, но метко шутил. Елена в чём-то ближе мне, чем Павел. Но именно Павел смог уболтать Лену пойти после клуба ко мне домой. Он поступил благородно. Он дал мне шанс показать себя таким, какой я есть.

Теперь Лена имеет представление о доме каждого из нас. Дом много говорит о человеке. Теперь она знает о на всё. Но признаваться ей в любви ещё рано для нас с Павлом обоих, она еще первокурсница, ценит свободу. 

Наше соперничество носит весьма рыцарский характер.

А что Лена?! Пусть поживёт свободной. Нам достаточно, что она наш друг и единоверец.


16 июня, 2013. Москва.


Сегодня у меня не было соперников. Мы с Леной после бесед в клубе церковном вышли вдвоём. Она угостила меня конфетой. Мне кажется, я ей нравлюсь.

Я проводил её немного. Она шла кинуть деньги на телефон. Я её отпустил. Когда ещё нам побыть наедине. Жаль, но я не предложил ещё вместе «потусоваться». Хотя, может, это и к лучшему. Пусть не думает, что я зацыклен на ней. Хотя погулять всё же можно было подольше.

Она призналась, что тоже в неофитстве старалась избавиться от своих вещей, но я их просто выбрасывал или оставлял где-то на улице, то она вещи дарила.

Конфету буду беречь как трофей.

А ещё в пятницу в Павла был День рождения. Ему стукнуло 25. Я пришёл рано и ушёл рано. С Катей тогда не пересеклись.

23 июня 2013. Москва.


Сегдня подарил Лене шпаргалку по философии. У неё завтра экзамен. Это последняя попытка. Надо было ко мне раньше обратиться. Я должен был навязать ей свою помощь. Я же преподаватель философии.

Ещё она потеряла сумочку.  А там все средства к существованию. Я хотел ей предложить 1000 рублей. Она отказалась. Я передал деньги другу, а он эти деньги приклюсует к тому, что пожертвовал ей священник.

30 июня 2013, Москва.
Сегодня появился новый соперник — Виниамин. Он шёл за Леной по улице и попал в наш храм. Мы дружно принялись его катахизировать.

Я, Лена, Павел и Виниамин обсуждали философию буддизма и христианства. Лена была очень увлечена, смотрела на меня горящими глазами. Ей философия очень интересна, а я по образованию философ. Но на экзамен по философии она опять не пошла.

Павел — мой лучший друг. Сегодня сидели у меня, играли с компьютером, в шашки, шахматы и в домино. Он как всегда много острил. Нет, он мне не соперник. Он -лучший друг. Но и Лена пока не моя девушка. Она нам всем подруга. Было бы несправедливо, если бы с ней был кто-то один из нас. Хотя я уже вижу её «своей девушкой».

Сегодня она сообщила мне свою электронную почту. Мне всегда было легче писать, чем говорить. Я поделюсь с ней своим литературным творчеством.

Стоит опасаться Виниамина, ведь сегодня она ушла с ним в одну сторону.

7 июля 2013, Москва.


Сегодня Лены не было. Наверное, она уехала в другой город — в родной Липецк. Теперь только осенью увидимся. Надо накопить пока смелости и осенью предложить ей встречаться. Я ей вроде не противен и даже нравлюсь. Надо-надо собраться с силами. Прочь стеснительность! Пока другие не увели. Не теряй время! Оно уже пришло! Пора открыться Лене. Мы ещё точно увидимся — у меня её книга.
Надеюсь и уповаю на Бога. 

14 июля Москва.


Молебен был посвящён Сергию Радонежскому. Мы песни хвалебные, песни и молитвы. Всё действо посходило около нашей часовни на улице Малыгина (деревянная часовня с серебряным куполом, относящаяся к храму Адриана и Наталии на Ярославском шоссе). Было много пожилых женщин. Служил отец Георгий. У него блинная чёрно-белая борода и очки. Я много раз ему исповедовался. Читали Апостола, читали Евангелие. Ходили крёстным ходом. Это был первый крёстный ход в моей жизни!
Затем отец Георгий окроплял нас святой водой. Меня будто из ушат облили.

Потом отец Георгий произнёс проповедь. Нужно подражать Сергий Радонежскому. Наша часовня особенно для этого предназначена — молить святого, чтобы молил за нас Богу. Но меня поразили слова не о святом. Священник сказал, что не нужны материальные вещи, а нужна радость и покой. Вещи не приносят счастья. Нужно избегать пустоты.

Не надо требовать у Бога каких-то благ. Надо стяжать Царство Божие, а всё сотальное приложится. А я ведь так и молил раньше, как язычник: подай мне, Боже, здоровье, помоги найти работу, помоги найти невесту и будущую жену, дай литературное признание. Но всё это мишура. Надо любить Бога больше всего и всех. Надо стяжать Царство Небесное, благодать.

Я заплакал. Ведь я всю жизнь не так молился, не того просил. Богу легко дать мне работу, но буду ли я счастлив на этой работе? Бог легко подберёт мне жену,  красивую и добрую. Но буду ли я с ней счастлив. Ведь дело во мне. Будет ли она счстлива со мной?

Надо гореть верой.

Сегодня купил за 200 рублей икону с Троицей. Так меня она нравится, так умиляет. Неужели в Царстве Небесном  всё так прекрасно?

Я плакал и уснул, а проснулся очень радостный, что у меня в такой день появилась новая икона.

Пока я не умею любить Бога больше друзей по церкви, больше матери. Возможно, я просто не знаю, Кто Он Такой? Надо бы Евангелие перечитать...

Когда Катя вернётся, я попрошу у отца Николая (работает с молодёжью) совета, как признаться ей в любви и стоит ли признаваться?

Надо, надо быть нормальны христианином. Соблюдать посты и крепко молиться. Сегодня я получил новый заряд веры.

Четверг. 18 июля 2013 года, Москва.

Лена приехала с севера, где она чем-то кому-то помогала: кажется, восстанавливать храм.

Сегодня увидел её после долгой разлуки. Люблю ли я её. Она мне нравится. Это без всякого сомнения. Но люблю ли? Сегодня она угостила меня «юбилейным», а я её «чоко-паем», такие знаки внимания. Сегодня она не смогла пойти ко мне с Павлом, потому что её ждали друзья по поездке на север. Зато мы с Павлом отлично провели время. Он помог мне выбрать новую компьютерную игру. В неё немного поиграли, потом в другие игры, играли и в шахматы. Я утомился, поэтому плохо следил за фигурами. Павел — мой лучший друг, хорошо, что ещё и брат по вере. Он интеллектуал, знает математике, географию, историю. Музыкой не увлекается. Искусство ему, видимо не близко. Моя рациональность не строгая, философская. Глупость для меня не главное зло. Девушки любят умных. Кого же выберет Лена?

4 августа 2013 года, Москва.

Лена в электронном письме написала, что согласиться быть моей ученицей философии.

Она всё делает спонтанно, так пропустила две попытки сдать философию. Боюсь её отчисления из-за философии. Предложил помочь. Сказал, что и она мне нужна как тренировка. Она же хочет быть нужной.

Написал  ей ответное письмо:

«Привет, Лена!

Рад, что ты принимаешь мою скромную помощь. Думаю, у нас будет не очень много занятий. (Во второй половине августа выходят из отпуска ректоры, деканы, заведующие кафедрами, о которых зависит, буду ли я работать по специальности или нет.)  Ты подумай и сообщи мне, что самое сложное в истории философии, какой философ вызывает наибольшие трудности. Ты мне скажи, а я пока подготовлюсь, вспомню, перелистаю свои конспекты.

Я принимал экзамены. Так что ты можешь на мне потренироваться, узнала бы, что бы я тебе как настоящий препод поставил за ответ.

Я покажу тебе, что философия — вовсе не рутина, что она берёт за душу.

Поклон.

Дима»

Я думаю 3 занятия по 2 часа поведём. За это время лучше узнаем друг дружку. Она будет ближе, с ней можно будет говорить откровеннее.

Серёжа — наш лидер (лидер церковного кружка, мой друг). Оказывается много говорит с Леной по телефону. Сегодня мы праздновали День нашего кружка. Он ей звонил в Липецк. А я как-то боюсь ей звонить: я — стеснительный, там помехи ещё в мобильном телефоне всегда. Да и разучился с девушками по телефону говорить. Я успокаиваю себя тем, что Лене больше нравится живое общение. 

Я, Павел и Серёжа бьёмся за сердце Елены. Павел — «аналитик», Сергей — «организатор», я — «соратник». Это по терминологии психолога Николаса Бутмена. Лена же — «промоутер». Беда в том, что если она кого-то одного из нас выберет, то двое других обидятся. Поэтому она с нами дружит как «пацанка».  Хотя мы все друзья, и если Лена кого-то выберет, мы поймём и простим. Мы же христиане!


10 августа, 2013, Москва.

1.
Сегодня я убедился, что Павел мне не соперник. Дело в том, что он большой интеллектуал, аналитик и критик. Что хорошо само по себе. Но он критикует всё и вся. Чувства отвергаются. Миром правит математика. Он жёстко раскритиковал два моих опуса на религиозную тему. Я почти обиделся.

Нет, Лена ему не подходит. Да, она всё делает спонтанно, а он готов за неё планировать и решать, но Лена не потерпит критики в свой адрес. Жить с человеком, который тебя постоянно критикует, высмеивает тебя, — не  возможно. Его шутки над дамами похожи на издевательства. Математика, а не православие — вот его истинная религия. Он превратит Лену в теорему.

Критика, постоянная критика — его признание. Борьба с глупостью — его цель.

Сам он человек весёлый, но выпячивание математики в христианском кружке как-то не к месту.  Весёлый и добрый, хороший собеседник, пока не говорим о науке, философии и религии. Искусствами он, похоже, мало интересуется. Зато с ним хорошо играть в любые игры.

Его интересуют разные мнения по различным вопросам, и кажется, что истины его не интересуют.

Сегодня он показал мне, как далёк от меня.  Мне не нравятся его постоянные нападки на философию.


2.

Серёжа, наш лидер, тоже не подходит Лене. Да, он много ей звонит. Но я знаю, что телефонное общение может полностью заменить реальное. Серёжа —  «организатор», он любит, чтобы всё было, как он сказал. Это его функция, но и свойство души. Он будет командовать Леной, а ей это не понравиться. Жить у него под колпаком она не станет.

Серёжа добрый, общительный, он мудр. Играет на гитаре. Но слишком большой командир.

Методом исключения остаюсь я.

3.

Осенью будет поездка в Липецк, боюсь там Серёжа и Елена смогут лучше друг дружку узнать. Я там тоже должен быть, чтобы самому лучше узнать Лену.

11 августа, 2013 год. Москва.



Я — идиот. Отпустил Павла и Елену в книжном магазине, а сам пошёл домой, почувствовав лёгкую тревогу. Я и до этого с ними прощался, недалеко от храма, но случайно наши пути пересеклись. Случайно снова их встретил. Это был шанс (наверное, от Бога), а  его профукал около книжного магазина.

Катя потеряла мобильный телефон. Мы как могли его искали... и не нашли. Зато я узнал адрес Лены «В контакте». Предложил ей свой смартфон, которым н пользуюсь. Не знаю, что ответит. Оба ответа я принимаю.

Нет, Павел никогда не признается Лене в любви. Я просто это знаю. В нём, в глубине его есть та же робость.

Мама говорит, что Лена «просто девочка». Загадал на монете: «орёл» — Катя меня любит, «решка» — не любит. Выпал «орёл»!

25 августа, 2013 год. Москва. 



Сегодня в нашем христианском клубе появилась новая девушка, тоже Лена, тоже симпатичная. Павел её мучил математикой. Новая Лена учится на биологическом факультете МГУ. Павел успевал общаться с обеими  Ленами.

Он был в ударе. Какой же он умный и эрудированный. Он умнее меня в чём-то. Мне по многим параметрам до него далеко. Он активнее меня. Он большой юморист и вообще весёлый. Весёлый и умный, таких девушки любят.  Потому и нравится. Надо с ним дипломатично разделись «сферы влияния», кому какая Лена больше понравится, тот за той и волочись, а другой пусть будет помогать.

Сегодня не было ни ведущего, ни лидера (Сергея), ни священника. Мы сами организовались на чаепитие. Потом пришёл о. Николай и сказал, что у нас будет полноценный закон Божий по воскресениям.

Вчера я был один на одни с ведущим. Поговорили о литературе, политике (угроза войны в Сирии), о красоте еврейских девушек...

Так чтоже первая Лена? Нравится ли она мне ещё, на фоне новой? Да, я верен первой Лене.

15 сентября 2013 года. Москва.


Павел остроумнее меня. А может он просто знает, как легко найти приколы в Сети? Лене его шутки не очень нравятся. Или это кокетство?

Я бы мог прожить без женщины, но сколько радости подарила бы мне ответная любовь!

22 сентября, 2013 год. Москва.

Павла долго (недели две) не было в Москве. Он уезжал в Крым на конференцию математиков. За это время, я думал, сумею лично поговорить с Леной о своих чувствах. Но она эти дни, эти воскресения не приходила в церковный клуб. Я не забил в телефон её новый адрес, поэтому она после службы уходила, и не было возможности её вернуть (караулить в входа в храм — это нечто маниакальное).

Павел вернулся вчера и привёл мне из  Крыма солдатика: рыцаря-генуэзца. Сегодня Лена пришла очень нарядная: белая вязаная кофта, зелёный вязаный берет. Для кого она нарядилась? Для себя? Скорее всего так. А может для Павла? Павел был в ударе спорил с одной пессимистичной дамой, которая предрекала оккупацию России Западом. Я почувствовал тревогу, ушёл раньше. У меня скоро день рождения, они должны были без меня обсудить, что они мне подарят.   

Почему, на самом деле, я волновался? Ведь я уже вычеркнул Лену из своего сердца. Её наряд был как издевательство: «Такая красивая и... не твоя и никогда не буду твоей».  Вещал Павел, Лена была в восхищении.

Похоже на то, что я сворачиваю «проект», проект «Лена Дмитриева». Подписываю «декларацию независимости» от Лены, но пока не утверждаю. Посмотрим, как пройдёт мой День рождения. Возможно я поставлю точку в этом дневнике.

6 октября, 2013 год, Москва.

Лена вышла замуж за некого Сергея и пропала.

2 июня 2015 год, Москва.