Три счастливые пары

Александр Герзон
               
                Сказка

Это было очень давно, когда бабушка твоей бабушки была еще совсем маленькой девочкой. И было это вовсе не в нашем городе, не в нашей стране, а очень-очень далеко: это было там, где луна восходит и заходит не так и где солнце светит куда как сердито.
Но люди там жили такие же, как мы с тобой, только одеты были иначе.  Да и обычаи у них были тоже другие.

Среди этих людей был один славный человек и его славная жена, родившая ему троих маленьких сыновей. Они жили дружно и помогали, как могли, отцу и матери.
Они никогда ни к кому не приставали, не задирались, но и себя в обиду не давали.
Время шло, мальчики подрастали. И вот стали они совсем взрослыми. И задумали они жениться. Вернее, старший брат захотел жениться, а два других не желали отставать от него.
Сказали отцу и матери о своем желании.

- Ну что ж, - ответил отец. – Раз решили, значит, так тому и быть.
- И то верно, - поддержала его мать трех братьев.
- Спасибо, отец, что понимаешь нас и разрешаешь, - сказали братья хором. -  Спасибо и тебе, матушка.
- Каких же девушек возьмете в жены, дети дорогие? Спросили родители сыновей своих.
- Я возьму умную, - сказал старший брат, которого звали Дум.
- А я возьму красивую, - сказал средний, которого звали Эст.
- Практичную возьму, - сказал младший, и имя его было Хоз.
- А приглядели ли вы девушек в нашем городе?
- Нет, еще не приглядели. Но приглядим.
- Не проще ли к свахе обратиться? – предложил отец. – Она  дело знает, она найдет каждому из вас по вкусу.

- Да, сваха не ошибется, - поддержала его мать.
- И то верно, - решили братья. – она же на этом деле  только и живет.
Сваха (ее Вассисой звали) тотчас же принялась за работу и нашла трех девушек в жены трем братьям. И в один день три свадьбы сыграли.
А жить все три брата со своими женами не в отцовском доме стали, хотя и большой был дом, и места всем хватило. Дело было летом, а построили братья еще весной три небольших флигеля для медового месяца.
Построили дружно. Помогали друг дружке. Да и отец помогал.

Прошел медовый  месяц, стали братья в гости друг к дружке ходить. Жили все три семьи дружно и весело.
Сперва пришли братья с старшему. Смотрят вокруг, а во флигеле такая чистота, такая лепота! Стали угощаться обедом, а обед-то такой вкусный, такой славный!
- Это все женушка моя, - сказал Дум. -  Она ведь до нашей свадьбы дома ничего не делала. Только книги умные читала. По истории, по философии, по психологии и биологии. А еще по астрономии и астрологии.
- Как же она научилась так хорошо готовить? Да и домик твой обставить так мило?
- Опять же книги. Достали мы книги толстые по куховарению и по домоводству, дружно их изучали, вот и научились скорехонько.
- Так вы все вдвоем делаете?
- Ну да, все вдвоем. Где я ей помогаю. А где – она мне. Она мне никогда не перечит, но всегда и совет дельный подаст. А если  не согласна, то не журит, а опять же совет дает. Я – тоже так делаю.
Похвалили братья своего старшого и жену его  умную.

Пошли в гости к среднему брату.
В доме – порядок, чистота, уют. Обед – прямо царский.
- Как вы этого добились? – спросили братья молодоженов.
- А очень просто, - сказала красавица, жена Эста. Я своей красой ублажаю мужа, счастье дарю ему, а он изо всех сил старается угодить мне, чтобы счастье это сохранить. Он и мужскую работу всю делает, и женскую делать успевает. Только наряды я сама себе шью.
Ничего не сказали братья на это, только головой покачали.
- Вольному воля, - сказали жены их без всякой улыбки.

Пошли к третьему брату в гости.
Хоз их встретил на пороге, велел обувь снять и домашние туфли надеть. Не отказались братья, хоть и удивились.
Стали угощать хозяева. На первое в тарелки налили по полпорции. На второе по половине котлетки  положили каждому, на десерт – по полчашки компота. Хоть и вкусно все было, да ведь никто не наелся.
- Что ж вы так скупо угощаете? – спросили гости.
- Все по уму, больше и не надо, - пояснил Хоз. – Моя жена все знает, как и что и почему. В доме у нас нет ничего лишнего,  только самое нужное. Потому у нас сходятся доходы с расходами, даже излишки мы с умом употребляем. Руководит у нас жена, потому как она меня практичнее. Я ею доволен, она – мною.
- Шутит Хоз, улыбнулась жена. – Он руководит, потому как он главный в доме. Я только его придерживаю, когда он шибко сильно замахнется на расходы.
Тут все и посмеялись.

Довольны родители: у всех троих сыновей славные семьи, все довольны женами. Потому как взяли таких, каких хотели. Сваху еще раз поблагодарили за ее работу. Подарок общий поднесли.
Вассиса взяла подарок, но так сказала при этом:
- Через десять лет должны вы были бы мне подарок сделать. Ведь только начали свою жизнь молодые. А что еще получится у них, нам пока не известно.
Что ж, прошло десять лет.

У старшего брата от умной жены родился один-единственный ребенок, мальчик. Был он не по годам умный, в школе учителей не только радовал, а и удивлял. А то и в тупик поставит учителя.
Сам Дум под руководством жены своей умной жены наибрался знаний, даже сам удивлялся своим способностям. Жену этим радовал. В  большие ученые поднялся, почетом пользовался. Сам король тамошний за руку с ним здоровался. Жена его однако же не прославилась, мудрость ее покоряла только тех людей, которые ее близко знали.
Говорил ей Дум не раз, что должна и она в ученый мир войти, ведь она же, чего там греха таить, умнее его. Жена улыбалась только. И как прежде помогала ему осваивать науку.
- Не нужна мне слава, не нужен мне почет. Мне главное – чтобы ты любил меня.
Так говорила умница своему супругу. А он лишь головой качал.
Как и прежде, любили они  друг дружку, а уж в сыне своем души не чаяли.
Жить же они перешли в дом к родителям Дума и помогали им, как могли. Те, хоть и   состарились, но тоже помогали детям: частенько с внуком оставались, в школу его провожали и из школы забирали, в кружки его водили. Стал он и в шахматы играть лучше всех школьников, и на баяне играл хорошо. И пристрастился  он к математике и к физике, и познакомили его учителя со знаменитыми учеными, и стал мальчишка надеждой всей науки в том королевстве.
Хотел Дум еще детей, но отказалась жена его любимая.
- Давай, дорогой, этого воспитаем, как следует. Он своим умом и тебя, и меня затмит. И отечеству великую пользу даст.

Зато у Хоза и жены его дети рождались чуть не каждый год. И было их через десять лет шестеро: три мальчика и три девочки. Старшие помогали младщим, защищали их, а те их одежонку, из которой старшие выросли,  донашивали с удовольствием.
Все помогали в доме отцу и матери. Все любили трудиться и умели трудиться хорошо.
Хоть и мало у них было денег, но накопили Хоз с женою немного и открыли лавочку. Продавали все не дорого и не дешево, а по справедливости, и ннкогда не предлагали плохой товар. И была у них прибыль хоть и небольшая, но постоянная. А другие купцы лишь посмеивались, думали, что так недолго и разориться.
Ошиблись они: через год открыл Хоз еще одну лавочку, за ней – еще одну, и пошло дело у него чем дальше, тем лучше. И стал он купцом известным, и даже в других странах дела имел. И сам король его к себе приблизил, доверял ему поставлять товары к своему двору.
А жена Хоза верным ему товарищем была в деле. Проверяла работу везде вместе с мужем, следила, чтобы все было честно. Обворовывать себя не позволяли они никому.
Хотели было дворец себе построить, да передумали, к родителям мужа переехали. А дом родительский сумели расширить, большую пристройку к нему сделали. С большими окнами, сад посадили во дворе.

Что ж третий брат, Эст?
Его жена рожать не хотела, красу свою берегла. А Эст только и думал, как ей угодить. Раз не хочет – не надо.
Один раз ушел куда-то Эст, а жена его решила прибрать в доме. С непривычки скоро устала, присела отдохнуть – и увидела большой альбом. А в том альбоме – рисунки. Один из тех рисунков был особый, там она себя узнала. До чего же похожа оказалась. Даже еще лучше, чем в жизни.
- Не знала я, муженек дорогой, что ты так дивно рисуешь, - сказала она мужу. – Это же дар тебе такой дан. Это же – большие деньги!
- Какие уж деньги? – удивился Эст. – Я не умею.
- Я сумею. Давай-ка сделай картину, где я буду голая.
- Так ведь стыдно будет показывать.
- Королю отнесешь.
Купил Эст краски – и целый месяц учился красками теми работать.  А как научился, то и сделал картину, где его жена-красавица лежит, в чем мать родила. И понес королю тамошнему. Тот ахнул: до того картина глаз радовала, – и купил ту картину за большие деньги.
И повелел художнику его, короля, со всей семьей изобразить. Два месяца Эст ту картину делал, а когда закончил, то все люди ахнули: какой на ней король, на себя похож, а вроде бы там, на картине, он и умнее, и добрее, и смелее. И повелел король положить  художнику жалованье большое, и взял его жить в свой дворец.

Тут-то и исполнилось десять лет с женитьбы братьев. И пришла в тот день сваха Вассиса к родителям братьев. Попросила всех собрать – с семьями, чтобы поговорить с ними.
Собрались все за большим столом раздвижным, а все равно не хватило места.  Тогда детей отправили в другую комнату - и  сразу всем        места хватило. А стол уже накрыли, и блюда всякие расставили, и мед-пиво к еде принесли.
И сказала Вассиса такие слова:

- В жизни нашей важно половинам найти друг дружку, а две половины, которые подходят друг другу, - это и есть счастье семейное. Разве был бы счастлив Эст, если бы жена его не была красавицей?
- Нет, - молвил Эст, - ни с умной, ни с практичной не было бы мне счастья.
Улыбнулись все, а Вассиса продолжала:
- Разве был бы счастлив Хоз, если бы жена не была практичной?
- Нет, - пробасил Хоз, - ни с умной, ни с красивой не знал бы я счастья. Мне нужна была жена такая, какую ты, Вассиса, нашла мне.
- То-то и оно. А что  Дум скажет?
Вместо ответа Дум и жена его вместе низко поклонились свахе. И был их поклон всех слов красноречивее. И одарили сваху щедро еще раз.