Когда-нибудь мы все...

Светлана Горло
СЦЕНАРИЙ НАПИСАН В РАМКАХ ОНЛАЙН-КУРСА СЦЕНАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ АЛЕКСАНДРА МОЛЧАНОВА

НАТ. - ПОЛЕ — ДЕНЬ
 
По дороге идут молодой человек и девушка — ТИМОФЕЙ и АННА. Одеты по советской моде 50-х. Его костюм, ее платье и укладка кажутся довольно нелепыми здесь, посреди поля. Он несет чемодан и бурно возмущается.

ТИМОФЕЙ
Анна Павловна, какие же они идиоты! Отправить людей в такую тьмутаракань и пожмотничать на машину. Хоть что-нибудь в этом театре делают по-человечески?

АННА
Да ладно тебе, Тимоша. По-моему, очень необычное у нас с тобой получилось приключение. Я сто лет вот так не гуляла. 

ТИМОФЕЙ
Они еще, пожалуй, за опоздание и срыв спектакля с нас спросят. А то, что нас этот местный шоферила чуть не угробил, потому что с прошлой пятницы не просыхал — это никого не касается.

АННА
Срыв спектакля?
(смеется)
С кого, с нас? Ну пусть попробуют, конечно, но после этого они половину спектаклей могут сразу снимать с репертуара. И тебя я в обиду не дам, не волнуйся.

ТИМОФЕЙ
(отмахивается)
Да я-то что?

АННА
Кстати, давай уже на ты переходить, пора!



ТИМОФЕЙ
(смущенно)
Хорошо.

АННА
Речка!

Они выходят к берегу реки. Анна снимает сандалии.

АННА
Ну вот что. Раз уж мы сегодня гуляем, я хочу сделать еще кое-что.

Она заходит в воду по колено и идет дальше вдоль реки.

ТИМОФЕЙ
Анна Павловна, будьте осторожны, я вас прошу, дно скользкое!

АННА
(оборачивается к нему)
Мы же решили, что мы на ты!

Анна делает шаг вперед спиной, оступается и с криком падает в воду. Тимофей в ужасе бросает чемодан и прямо в одежде кидается за ней и на руках выносит ее из реки.

ТИМОФЕЙ
Вы не ушиблись?!

АННА
(хохоча обнимает его за шею)
Тимоша, ну какой же ты смешной!

ИНТ. - КВАРТИРА САШИ, ГОСТИНАЯ — ДЕНЬ

За столом обедают ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ(дедушка, 85 лет), САША (35 лет), ЛЕНА (33 года) и ВАНЯ (7 лет). На столе рядом с Тимофеем Аркадьевичем ополовиненная бутылка водки. Он медленно, вдумчиво, со вкусом рассказывает историю. Лена улыбается и изо всех сил делает вид, что ей интересно. Саша со скептическим видом смотрит в тарелку: видно, что ему не нравится рассказ отца.


ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Я стоял у служебного входа театра с букетом огромных желтых нарциссов. Они так благоухали! Ждал два с половиной часа. Все разошлись. Я как кремень.

ЛЕНА
Ваня, подбери кусочек хлеба, у дедушки упал.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Наконец вышла. Сначала меня не заметила, идет мимо, каблучками цок-цок-цок. Я ее окликнул, она смотрит на меня — и я вижу, как ее глаза наполняются слезами. «Тимоша, - говорит, - ты все-таки пришел...» А я ей говорю: «Аня, после того, что было между нами там, на берегу Оки, я не имею права исчезнуть из вашей жизни!»

САША
Папа, по-моему Ване еще рановато такие рассказы слушать.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Семейную историю нужно с младых ногтей знать. Вот, Ваня, будешь рассказывать друзьям во дворе: мой дедушка чуть не женился на Анне Евграфовой.

САША
Что-то я нигде не видел доски почета с надписью «Здесь жила и творила Анна Павловна Евграфова», так что вряд ли у нее был такой уж выдающийся талант.

Тимофей Аркадьевич смотрит на сына ошарашенно. Лена пытается сгладить неловкость.

ЛЕНА
Давайте чай пить!

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
(приходит в себя)
Ладно, ты всегда был парень своевольный, и на отца тебе было наплевать, но пусть хоть внук имеет представление о том, какой важный у него был дедушка.
(делает паузу и сердито сопит)
Да я с Леней Быковым сидел за одним столом, и он мне читал сценарий своих «Стариков»!

САША
Ага, а потом он прислал тебе карточку со словами «Спасибо за Смуглянку, Тимофей, ты гений».

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Да, прислал!

САША
Где она, та карточка-то?

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
(после паузы)
Мать твоя выкинула, когда мы с ней поругались в очередной раз. Знала, как я ей дорожу.

САША
Угу, угу.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Не веришь? А вот я тебе сейчас покажу!
(встает из-за стола) 
Лени у меня не осталось, а вот Анечка у меня в рамке стоит. Сейчас я тебе все покажу

Ваня поднимает голову и смотрит на взрослых.
Тимофей Аркадьевич взволнованно удаляется к себе в комнату

ЛЕНА
Ваня, иди пока в спальне поиграй.

Ваня уходит.

ЛЕНА
Ну зачем ты так? Пусть рассказывает, честное слово, мне не жалко.

САША
Мне жалко
(устало трет глаза)
Лен, ты себе не представляешь…

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
(взволнованно зовет из другой комнаты)
 Саша! Саша!!

Лена и Саша кидаются в его комнату

ИНТ. - КВАРТИРА САШИ, КОМНАТА ТИМОФЕЯ АРКАДЬЕВИЧА

САША
Папа, что случилось?

Тимофей Аркадьевич растерянно шарит руками по полкам.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Где она? Где она? Анечка…

САША
Тьфу ты черт…

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Куда она пропала?

САША
Папа, ее кроме тебя никто взять не мог.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Что ж, выходит, я сам ее выкинул?

САША
Ты же ее показываешь всем кому ни попадя, вот и засунул куда-то.


ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Я никуда не мог ее деть, я всегда кладу ее на место, это самая дорогая вещь, которая у меня есть.

Саша молчит.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Это ты ее взял!

САША
Зачем?!

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Ты ее ненавидишь! Ольга ее ненавидела, и ты ненавидишь. И меня заодно.

САША
Ну пошел театр одного актера…

ЛЕНА
Тимофей Аркадьевич, не волнуйтесь, мы ее найдем.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Ты это специально! Ты меня вечно попрекаешь, что я все вру. Теперь и это у меня решил отнять!

Тимофей Аркадьевич выходит из комнаты в прихожую.

САША
(кричит ему вслед)
Хорошо, если тебе так угодно, считай, что это я взял! Что хочешь делай!

Лена пытается успокоить Сашу, потом бежит за дедушкой, который в прихожей надевает ботинки.

ИНТ. - КВАРТИРА САШИ, ПРИХОЖАЯ

ЛЕНА
Тимофей Аркадьевич, куда вы?! Подождите, давайте вместе поищем!


ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Не надо, Леночка. Много чести…

Тимофей Аркадьевич уходит.

СЦЕНА 5
НАТ. — УЛИЦА - ДЕНЬ

Тимофей Аркадьевич выходит из подъезда, стремительно и сердито идет по улице. Он пытается перейти дорогу, но машины не пропускают его. Наконец к переходу подходит молодой человек и решительно устремляется через проезжую часть. Тимофей Аркадевич идет за ним, но не поспевает. Машины тормозят перед переходом, Тимофей Аркадьевич смотрит на них злобно и с недоверием.

Тимофей Аркадьевич останавливается у автобусной остановки, пытаясь что-то припомнить. Подходит автобус. Тимофей Аркадьевич садится в него.

ИНТ. - САЛОН АВТОБУСА — ДЕНЬ

Тимофей Аркадьевич пытается пройти в салон, но натыкается на турникет. Он с недоумением смотрит, как другие пассажиры прикладывают электромагнитные карты к турникету, и начинает разглядывать объявления внутри автобуса.
Водитель автобуса обращает на него внимание и открывает окошко.

ВОДИТЕЛЬ
Дедушка, вы по социальной?

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
А?

ВОДИТЕЛЬ
По социальноЙ карте едете?

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Н-не понял.

ВОДИТЕЛЬ
Я говорю, карточка у вас есть? Социальная, пенсионная.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Не знаю, я давно не ездил.

ВОДИТЕЛЬ
Вам карточку надо купить на проезд.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Сколько?

ВОДИТЕЛЬ
Пятьдесят рублей.

Тимофей Аркадьевич изумлен, но старается не подать виду. Он долго роется в барсетке, наскребая мелочь, то и дело недоверчиво поглядывая на водителя. Наконец отдает ему деньги, получает карточку. Пытается приложить карточку к терминалу так же, как это делали другие. Это видит девушка-пассажир.

ДЕВУШКА
Не так, вот сюда ее нужно.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Сюда?

ДЕВУШКА
Нет, вот сюда. Во-о-от сюда. Давайте я помогу

Девушка отбирает у него карточку и засовывает в прорезь автомата. Тимофей Аркадьевич протискивается в салон и садится у окна нахохлившись и наблюдая за пролетающими мимо него домами.

НАТ. - СКВЕР — ДЕНЬ

Анна сидит на качелях, подставив лицо солнцу. Тимофей легонько покачивает качели, любуясь ею.

АННА
И где же ты остановился?

ТИМОФЕЙ
У друга, в общежитии. Сегодня спал на полу. Очень жестко и не очень тепло. Жаль, что ты вчера не смогла со мной встретиться.

АННА
Да, жаль.

ТИМОФЕЙ
Но это все мелочи. Ради тебя я готов спать хоть на голой земле.

АННА
И что же она сказала?

ТИМОФЕЙ
Кто?

АННА
Жена

ТИМОФЕЙ
Не знаю, когда я ушел, ее не было дома. Но меня не волнует, что она скажет! Мы же не при царском режиме живем, для развода нужно не так уж много.

АННА
И тебе ее совсем не жалко?

ТИМОФЕЙ
(останавливает качели)
Аня, да нет мне до нее дела, она уже где-то в прошлой жизни остался, понимаешь?

АННА
(небрежно)
Убери-ка руку
(раскачивается на качелях)

ТИМОФЕЙ
Ты у меня самая красивая!

Анна смеется и раскачивается все сильнее

НАТ. - ДВОР НОВОСТРОЙКИ — ДЕНЬ

Компания молодых людей (двое юношей и девушка) сидит на скамейке с пивом. Они оживленно болтают и смеются. Один из них обращает внимание на Тимофея Аркадьевича, который растерянно бродит по двору и бормочет что-то себе под нос.

ПЕРВЫЙ ЮНОША
Вот смотри, будешь много пить, станешь вот как этот дедушка.

ДЕВУШКА
Дурак!

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
(подходит к ним)
Ребята, здесь же парк был.

ПЕРВЫЙ ЮНОША
Чего?
(наклоняется к Тимофею Аркадьевичу, чтобы лучше расслышать)

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Парк был!

Первый юноша резко отклоняется и за его спиной машет рукой перед носом, чтобы разогнать запах перегара.

ВТОРОЙ ЮНОША
Не, мы не знаем.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Тут липы росли еще с прошлого века.

ДЕВУШКА
Извините, мы не знаем.

ПЕРВЫЙ ЮНОША
Дедуль, да мы сами не местные
(смеется)

Тимофей Аркадьевич уходит, с досадой качая головой. Молодежь со смехом провожает его взглядами.

ИНТ — КВАРТИРА САШИ — ВЕЧЕР

Саша сосредоточенно чинит сантехнику под раковиной. Деталь выскальзывает у него из рук и падает, он пытается удержать конструкцию одной рукой, а второй достать упавшую деталь, но теперь у него вываливается из рук уже все. Саша в ярости швыряет инструмент на пол. На грохот прибегает Лена.

ЛЕНА
Да что ты тут творишь?

САША
(раздраженно)
А ты не видишь? Сама говорила, трубы текут. Вот чиню.
(подбирает инструмент и снова пытается чинить раковину)

Лена скептически качает головой и задумчиво проходит туда-сюда по кухне.

ЛЕНА
Саш, где он ходит, а?

САША
(резко)
Не надо! Вот не надо мне ничего про него говорить. Он не маленький. Сам решил впервые за десять лет вылезти на свет божий — пусть сам и расхлебывает.

ЛЕНА
В том-то и дело, что он как маленький. Он же совсем ничего не соображает, живет только в своем мире. Он даже каналы в телевизоре сам переключить не в состоянии. Передачу любимую отменили — все, катастрофа! Мир никогда не будет прежним!

САША
Ага. Для тебя он милый беспомощный старик. Ты бы посмотрела на этого младенца лет эдак тридцать назад. Когда он пропадал на несколько дней, а потом возвращался и говорил, что случайно сел на поезд в Крым. А на самом деле все это время отсиживался у какой-нибудь актрисы второго плана, которой рассказывал, он вовсе не бухгалтер в администрации Мосфильма, а личный ассистент Гайдая.
(устало кладет инструмент на пол)
Его даже за хлебом нельзя было отправить, он непременно из магазина приносил бутылку и еще какую-нибудь бредовую историю. Быков этот… Господи, почему же я так поздно родился? В один прекрасный момент я бы матери просто не дал его в дом пустить.

ЛЕНА
Наверное, она его очень любила.

САША
А он ее нет! Она из-за него столько слез пролила, сколько ни один человек на свете не стоит.

Лена садится рядом с Сашей и обнимает его.

ЛЕНА
Когда-нибудь мы с тобой тоже будем старые и никому не нужные. И тоже будем путаться в программе передач.

Саша кладет голову ей на плечо, и она гладит его по волосам.

ЛЕНА
И будем рассказывать про то, какие мы были молодые и красивые. И нам никто не будет верить. Потому что мы будем старые и никому не нужные…

Саша молчит

ЛЕНА
Ты ведь сам себе не простишь, если с ним что-то случится.

Саша прижимает ее ладонь к губам и грустно смотрит на нее.

САША
Откуда ты такая на мою голову?

Поднимается с пола, целует ее в лоб и выходит из кухни. Лена с улыбкой смотрит ему вслед.

ИНТ — КВАРТИРА САШИ, КОМНАТА ВАНИ — ВЕЧЕР

Ваня сидит за столом и рисует. В дверном проеме видно, как Саша одевается. Ваня поворачивает голову и смотрит на него, собираясь с духом.

ВАНЯ
Па-ап!

САША
Чего такое?

ВАНЯ
Можно я тебе скажу кое-что?

САША
Ну говори, только быстро, мне убегать надо.

ВАНЯ
(смотрит в пол, с трудом сдерживая слезы)
Это дедушка из-за меня ушел.

САША
С чего ты взял? Ты тут вообще ни при чем.

ВАНЯ
При чем! Это я фотографию взял

САША
Ты?.. Зачем?..

ВАНЯ
Ну… нам в школе задание дали, рассказать про своего дедушку. Я вспомнил поздно вечером, он уже спал, и я его разбудить не хотел. Зашел в комнату, а там эта фотография стоит, где он с красивой тетей. И я ее взял. А потом пришел после перемены, а на столе ее нету.

Ваня утыкается головой в Сашину грудь. Саша обнимает его, потом, вздохнув, собирается с мыслями.

САША
(твердо)
Значит так. Отставить панику.

Саша отстраняет Ваню, сажает его на стул, садится на корточки напротив него.

САША
В том, что фотография пропала, ты виноват, это правда. Но в том, что дедушка ушел — нет. И не вздумай! Это ясно?

ВАНЯ
Угу

САША
Мы с тобой главные мужики в семье, надежда и опора. Понял?

ВАНЯ
Понял

САША
Я сейчас иду искать дедушку. На твоем попечении остаются мама и Барсик. Следи, чтоб мама не волновалась, а Барсик не сс… тоже не волновался. Все понял?

ВАНЯ
(хихикает)
Да.

САША
Молодец. Вернусь — доложишь обстановку.

Саша поднимается выбегает из комнаты. Ваня выпрямляет спину и делает очень серьезное лицо.

НАТ — СЛУЖЕБНЫЙ ВХОД ТЕАТРА — СУМЕРКИ

Тимофей стоит у входа с огромным букетом нарциссов. Поглядывает на часы.
Наконец выходит Анна. Она буквально завалена цветами. Ее поддерживает за талию импозантный мужчина. Они вместе сходят со ступеней и идут в противоположную сторону от Тимофея, о чем-то говоря. Ее каблуки громко цокают по асфальту.

ТИМОФЕЙ
Аня!

Анна оборачивается, смотрит на него с удивлением, сменяющимся досадой.

АННА
(своему спутнику)
Подожди, пожалуйста, минутку.

Анна подходит к Тимофею. Ее спутник покорно ждет, подозрительно глядя на Тимофея

ТИМОФЕЙ
Кто это?

АННА
Мой друг.

ТИМОФЕЙ
Я тебе звонил вчера весь вечер, где ты была?

АННА
Гуляла.

ТИМОФЕЙ
Одна?

АННА
С другом.

ТИМОФЕЙ
Аня, что происходит?

АННА
Тимоша… а с чего ты взял, что между нами вообще что-то происходило?

ТИМОФЕЙ
Но ты же там, на Оке, сама сказала…

АННА
(перебивает его)
Что было на Оке, то было на Оке.

Анна пытается уйти, Тимофей преграждает ей дорогу.

ТИМОФЕЙ
Я ради тебя ушел от жены!

АННА
Что ж, она очень несчастная женщина. Может быть, достаточно добрая, чтобы принять тебя обратно.

Тимофей стоит поникнув. Анна через его плечо делает знак своему спутнику: «Еще немного»

АННА
Ты очень хороший человек, Тимоша, только ты за чем-то таким погнался, чего и не было никогда.

Анна снова собирается уйти. Тимофей протягивает ей букет.

ТИМОФЕЙ
Это тебе.

АННА
(не берет цветы)
Спасибо. Я очень люблю нарциссы. Только я их не возьму. Потому что ты мне опять пытаешься не цветы подарить, а что-то такое, что мне совсем не нужно.

Анна уходит вместе со своим спутником, Тимофей с букетом в руках смотрит им вслед.

НАТ — КЛАДИЩЕ — ВЕЧЕР

Тимофей Аркадьевич сидит на могиле и тихо плачет. Могила аккуратная, прибранная, с искусственными нарциссами.
Из глубины кладбища появляется Саша.
Тимофей Аркадьевич, заслышав шаги, вытирает слезы.

САША
Слава богу, ты здесь. Видишь, я хороший сын, я знаю, где искать отца если что.

Тимофей Аркадьевич молчит.

САША
Пап, пойдем домой. Ленка переживает.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
(плачет)
Зачем? Что мне там делать? У меня ничего не осталось!

САША
(вздыхает)
У тебя сын есть. Может не совсем такой, о каком ты мечтал. Может не от той женщины, от какой ты хотел бы. Но какой уж есть. Невестка тебя любит. Больше чем мужа своего, по-моему. Внук подрастает. Кто еще таким богатством похвастать может?

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Ты не понимаешь. У меня ничего не осталось. В театре, где она играла, теперь кино. Парк снесли. Вот я говорю, а это все пыль. Но ведь это же все было, было! Что было вчера не помню, а вот туфельки ее голубые — помню... Было у меня две драгоценности — ее карточка и эта могила. Теперь только могила и осталась.

САША
Ты ее любил?

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Она одна меня понимала. Святая женщина.
(снова начинает плакать)
Прости меня, Саша. Знаю я все свои грехи, знаю. Только исправляться уже поздно.

САША
Пап, у меня другого отца нет.
Давай просто пойдем домой, а?

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Пойдем…
(с помощью сына поднимается со скамейки)

Саша берет отца под руку, они удаляются.

САША
А фотографию, оказывается, Ванька взял. Он ее в школе хотел показать. Нравится, говорит, где дедушка с красивой тетей.

ТИМОФЕЙ АРКАДЬЕВИЧ
Да? Ну и бог с ней… все равно она у меня в воспоминаниях еще красивее.

Они уходят.
На фотографии на надгробии изображена брюнетка. Ее имя — Ольга.