Галстук

Ева Девдариани
ПРОЛОГ. ЧЕРНЫЙ ЭКРАН. СТРОЧКА ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Он был мой север, юг, мой запад, мой восток,
Мой шестидневный труд, мой выходной восторг…
СЦЕНА 1.  ИНТЕРЬЕР. БОЛЬШОЙ КОРИДОР  В КВАРТИРЕ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
В длинном коридоре стоит большой шкаф с зеркалом, два стула и пальма в горшке на полу.  В конце коридора вешалка с куртками и обувью под ней. Около пальмы лежит домашний стационарный телефон.  Шкаф открыт, перед ним разбросаны вещи. В коридор входит МАЙЯ. Молодая девушка, 22 года, высокая с каштановыми волнистыми волосами, женственной фигурой. На МАЙЕ  бесформенная футболка, походящая на платье.  МАЙЯ садится на корточки, собирает и складывает вещи. Некоторые в шкаф, некоторые откидывает.
Звонит телефон. МАЙЯ берет трубку.
МАЙЯ
Алло. Да, здравствуй, дорогая! Ничего. Как ты? Да, вот вещи разгребаю. Лето всё же. Начало чего-то там теплого и хорошего, верно? Я позже перезвоню, если не будешь спать, хорошо? Целую.
МАЙЯ вешает трубку.  Продолжает перебирать вещи и вдруг натыкается на серебристый узкий галстук в черную тонкую косую полоску. Держит его в руке и смотрит на него некоторое время.  Оглядывается кругом, как будто кто-то её может увидеть. Затем закрывает глаза, нюхает галстук. Резко отрывает его от носа, снова разглядывает. Глаза МАЙИ покрасневшие. Она смотрит на галстук в руке, встает, надевает его на себя, затягивает по горло. Смотрит в зеркало отсутствующим взглядом. Подходит к вешалке, накидывает на себя куртку, надевает ботинки и уходит.
СЦЕНА 2. НАТУРА. УЛИЦА. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
На улице по-летнему светло, немного моросит дождь. Шумят машины, люди идут туда-сюда с работы.  МАЙЯ подходит к лестнице метрополитена. Поднимается по ней, заходит в метро.
СЦЕНА 3. ИНТЕРЬЕР. МЕТРО. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
МАЙЯ стоит в вестибюле метро, озирается, находит глазами телефонный автомат.
ФЛЕШБЭК.
СЦЕНА 4. ИНТЕРЬЕР. МЕТРО. ДЕНЬ.
МАЙЯ держит в руке телефон от автомата, кладет в него монетки, набирает номер. На МАЙЕ обтягивающее короткое пальто, сапоги на высоком каблуке, волосы завиты.
МАЙЯ.
(игриво)
Что насчет завтра?
(Пауза)
Она самая. Как узнал?
(Смеется)
 Да, хочу.
(Пауза)
Новую жизнь хорошо начинать в понедельник, как думаешь?
(Смеется)
(Серьезно добавляет)
До встречи.
РЕАЛЬНОСТЬ
СЦЕНА 5. ИНТЕРЬЕР. МЕТРО. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
МАЙЯ неподвижно стоит в вестибюле метро, смотрит перед собой с растерянным видом, кругом ходят люди, кто-то  толкает, кто-то ругается, кто-то кидает: «Вот встанут некоторые и стоят, а ты жди их».
МАЙЯ не замечает, проходит через турникет и спускается вниз.
СЦЕНА 6. НАТУРА. УЛИЦА. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
МАЙЯ идет по центральной улице,  теребит кончик галстука. Дождь по-прежнему моросит, город в шуме из автомобилей, уличной рекламы, людей, торопящихся домой или праздно гуляющих. МАЙЯ вдруг обращает внимание на парочку, выходящую из кинотеатра, молодой человек что-то оживленно рассказывает девушке, девушка смеется, в руке у нее цветок из надувных шаров. МАЙЯ провожает их глазами, затем смотрит на вход кинотеатра.
ФЛЕШБЭК.
СЦЕНА 7. ИНТЕРЬЕР. КИНОТЕАТР. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
МАЙЯ и ГОША сидят за столиком в холле кинотеатра. ГОША молодой человек, 21 год, волосы русые, на ГОШЕ пальто с меховым воротником и голубые джинсы. Пальто расстегнуто, под ним рубашка. На МАЙЕ обтягивающее пальто и сапоги на высоком каблуке, волосы завиты.
ГОША
(неуверенно, с паузами)
Так необычно тебя видеть здесь. Когда мы вот так вдвоем. Одни.
МАЙЯ
(улыбается)
Самой странно.
ГОША
Я сначала думал, что это розыгрыш, или Юля меня проверяет.
МАЙЯ
Кстати, по поводу Юли. Она просила вернуть твою вещь. Хочешь, забери?
МАЙЯ расстегивает пальто, на ней черное обтягивающее платье до колен. Она встает и кокетливо крутится перед ГОШЕЙ. На её талии завязан серый галстук.
Гоша смеется.
ГОША
Он тебе больше идет. Лучше будет, если останется у тебя.
МАЙЯ
(шутя)
Тогда я буду носить его при каждой нашей встрече.
Оба улыбаются. Молчат. Смотрят друг на друга. Кладут руки на стол, но не касаются друг друга. Теребят руками.
ГОША
На тебя свет так падает красиво.
МАЙЯ
Ослепляет немного.
ГОША
Фотогеничная.
(Делает пальцы перед ней квадратом)
(Серьезно добавляет)
Если бы ты не пришла, если бы пошутила. Я бы разозлился.
МАЙЯ
Но я пришла. И что теперь?
ГОША
(Полушутя)
Не будем никому об этом рассказывать. И закажем выпить?
МАЙЯ
Можно. Хочется чего-нибудь легкого и сладкого.
ГОША
Будет.

РЕАЛЬНОСТЬ
СЦЕНА  8. НАТУРА. У КИНОТЕАТРА. НОЧЬ.
МАЙЯ сидит на ступеньках у кинотеатра на газете с задумчивым видом. Мимо нее проходит кошка. МАЙЯ смотрит на кошку. Кошка подходит к МАЙЕ, мяукает неуверенно, трется о ногу МАЙИ, МАЙЯ протягивает руку, чтобы погладить. Кошка убегает. МАЙЯ смотрит ей вслед. Затем смотрит в другую сторону. Встает и идет дальше.
СЦЕНА 9. ИНТЕРЬЕР. КОФЕЙНЯ. НОЧЬ.
МАЙЯ заходит в кафе. На первом этаже заняты почти все столики, оживленно беседуют люди, ходят официанты.
ОФИЦИАНТ
Здравствуйте, Вам зал для курящих или для некурящих?
МАЙЯ смотрит на второй этаж, поднимается по лестнице, занимает диван в углу. Смотрит вокруг себя. Ставит локти на стол, закрывает лицо руками. К МАЙЕ подходит официант.
ОФИЦИАНТ
(с улыбкой)
Что будете заказывать?
МАЙЯ
Много кофе.
Официант уходит. МАЙЯ кладет руки на стол, голову на руки.
ФЛЕШБЭК.
СЦЕНА 10. ИНТЕРЬЕР. КОФЕЙНЯ. НОЧЬ.
МАЙЯ лежит на том же диване, на боку. На ней короткое расклешенное платье, галстук спадает с шеи, сапоги лежат под столом, на лице переплетаются волосы. Напротив нее сидит ГОША. Он смотрит на то, как МАЙЯ спит. За соседним столиком сидит мужчина. Помешивает ложку в чашке, кидает косые взгляды в сторону столика МАЙИ и ГОШИ. ГОША встает и переставляет стул. Ставит в ногах МАЙИ, садится на него. Начинает гладить её по бедрам и ногам. Мужчина за соседним столиком откашливается. МАЙЯ просыпается, привстает на локте.
МАЙЯ
(сонно)
Это ты?
ГОША
(с нежностью)
Я только отошел, а ты уже спишь.
Майя переворачивается на спину, раздвигает ноги перед ГОШЕЙ. Он продолжает её гладить между ног и по животу. МАЙЯ улыбается, глаза закрыты. Мужчина за соседним столиком краснеет, снова откашливается.

ГОША
Мне нравится, как ты себя ведешь.
(Пауза)
Что же я делаю.

МАЙЯ
(растянуто)
Если делаешь что-то плохое, делай это хорошо, верно?
ГОША резко хватает МАЙЮ за галстук и тянет к себе, обхватив за талию. Мужчина за соседним столиком поднимает перед своим лицом газету. ГОША целует МАЙЮ.
РЕАЛЬНОСТЬ
СЦЕНА 11. ИНТЕРЬЕР. КОФЕЙНЯ. НОЧЬ.
МАЙЯ поднимает голову от стола. Волосы растрепаны.  Стол заставлен кружками, полностью наполненными кофе. МАЙЯ макает каждый палец в каждую кружку. Смотрит, как капли кофе капают то в кружки, то мимо них.  Затем проводит пальцами по губам. Встает и уходит.
СЦЕНА 12. НАТУРА. УЛИЦА. НОЧЬ.
МАЙЯ идет по улице. Подходит к автобусной остановке. Смотрит на расписание.
Флешбэк.
СЦЕНА 13. НАТУРА. АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
ГОША
Здравствуй.
МАЙЯ целует ГОШУ.
ГОША
Куда идем?
МАЙЯ
Едем в Выборг.
ГОША
(озадаченно и удивленно)
Ты не говорила.
МАЙЯ
А ты не спрашивал.
ГОША
(улыбается)
Хорошо, едем.
РЕАЛЬНОСТЬ
СЦЕНА 14. НАТУРА. АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА. НОЧЬ.
К остановке подъезжает ночной автобус. МАЙЯ садится в него. Автобус уезжает.
СЦЕНА 15. НАТУРА. АВТОБУС. НОЧЬ.
МАЙЯ сидит у окна, прислонившись к нему лбом, смотрит на дорогу, расстегивает немного галстук. Мелькают огни от витрин, кофеен, ресторанов. Взгляд МАЙИ останавливается на входе в бар, где толпятся люди, курят, говорят, кто-то входит внутрь.
ФЛЕШБЭК.
СЦЕНА 16. ИНТЕРЬЕР. БАР. НОЧЬ.
За барной стойкой сидит ГОША, пьет текилу, смотрит в зал, где танцует МАЙЯ. Она запрокинула голову, глаза закрыты, плавно танцует, цветомузыка переливается на её теле. К ней иногда подходят молодые люди, танцуют, но МАЙЯ их не видит, и они уходят.
ГОША
(бармену)
Ещё.
ГОША выпивает еще одну стопку текилы. Смотрит на МАЙЮ, идет к ней. Обхватывает её сзади, МАЙЯ улыбается, поворачивается к нему. Танцуют вдвоем.
ГОША
Когда мы виделись в последний раз. Я хотел сразу же тебе позвонить.
МАЙЯ
(смеется)
Я не слышу.
ГОША
(говорит ей на ухо)
Но сдерживал себя.
МАЙЯ
Зачем?
ГОША
Не знаю. И всё равно позвонил.
МАЙЯ
Всегда делай, что хочется.
ГОША смотрит на МАЙЮ, МАЙЯ открывает глаза, тоже смотрит.
МАЙЯ
Ничего не вижу, кроме тебя.
ГОША целует её.
Прекращают целоваться.
ГОША
Я сейчас полностью твой. Пожалуйста, не пользуйся этим. Прошу.
МАЙЯ
(Смеется)
Ты говоришь так, будто ты… (замолкает)
Вокруг запястья у МАЙИ обвязан галстук. Она берет свободный конец галстука и завязывает на руке ГОШИ. Оба уходят из бара.

РЕАЛЬНОСТЬ
СЦЕНА 17. НАТУРА. УЛИЦА. РАННЕЕ УТРО.
МАЙЯ выходит из автобуса. Бродит по улице, вялая и сонная. Потирает глаза. Подходит к витрине ресторанчика. Облокачивается на него руками, прислоняет лицо, чтобы рассмотреть зал внутри. Хмурится.
ФЛЕШБЭК.
СЦЕНА 18. НАТУРА. УЛИЦА. РАННЕЕ УТРО.
Вид на витрину ресторана. Перед витриной на улице сидит музыкант, играет на гитаре попсовую песенку. За столиком у витрины сидят МАЙЯ и ГОША. Локти МАЙИ на столе, в её руках опущенное лицо ГОШИ. Он отрицательно мотает головой. Лицо МАЙИ залито слезами. Она целует его голову. Прислоняется к ней лбом. Вздрагивает от слез. ГОША поднимает голову, облокачивается на стул. Оба смотрят в разные стороны. У обоих слезы на глазах. Музыкант прекращает играть, чешет затылок и уходит.
РЕАЛЬНОСТЬ
СЦЕНА 19. НАТУРА. УЛИЦА. РАННЕЕ УТРО.
МАЙЯ сидит на скамейке около ресторана, курит. Откидывает голову назад, пускает дым вверх. Встает, тушит сигарету. Идет к метро. Заходит в него.
ФЛЕШБЭК.
СЦЕНА 20. ИНТЕРЬЕР. ЭСКАЛАТОР В МЕТРО. РАННЕЕ УТРО.
МАЙЯ и ГОША спускаются по эскалатору. Оба стоят на одной ступеньке, но у разных поручней. Расходятся в разные стороны. У МАЙИ из кармана пальто торчит кончик галстука.

РЕАЛЬНОСТЬ
СЦЕНА 21. ИНТЕРЬЕР. ПАВИЛЬОН МЕТРО. РАННЕЕ УТРО.
МАЙЯ подходит к телефонному автомату, берет трубку, не кладет в него монеты, в трубке тишина и резко всё кругом становится беззвучным.
МАЙЯ
Здравствуй. Прошло два года. А я до сих пор… Не хочу больше. Не могу. Честно. Отпусти. Хоть ты и не держишь. Уйди. Прошу уйди.
По лицу МАЙИ стекают слезы. Она оттирает их галстуком. Некоторое время стоит с трубкой в руке и опущенной головой. Затем кладет трубку на место. Звук возобновляется. МАЙЯ снимает с себя галстук и вешает на телефонный автомат. Уходит. Кадр останавливается на автомате с галстуком.
Затемнение.
Эпилог. На экране текст:
Он был мой север, юг, мой запад, мой восток,
Мой шестидневный труд, мой выходной восторг.
Слова и их мотив, местоимений сплав.
Любви, считал я, нет конца. Я был не прав.