Человек 27385u

Юлия Бурмистрова
Сценарий написан в рамках курса сценарной мастерской Александра Молчанова "Сценарий за неделю".

***

ИНТ.  КВАРТИРА РОБОТА - УТРО
Робот лежит под одеялом на кровати, не спит, смотрит в потолок. Звонит будильник, он поворачивается, выключает его, садится на кровать, несколько секунд просто сидит. Неспешно одевается. Проверяет порядок в комнате, т.к. знает, что не вернется, а все должно быть идеально. Берет портфель и выходит из квартиры.

ИНТ. УЛИЦА - УТРО
Робот идет по улице среди спешащих на работу людей.

ИНТ. ОКОЛО ВХОДА В СУД - УТРО
Робот поднимается по ступеням к входной двери, здоровается с охранником, показывает пропуск, входит в здание.

ИНТ. ХОЛЛ - УТРО
Робот проходит по холлу, здороваясь с некоторыми людьми, подходит к лифту, вызывает лифт.

ИНТ. КАБИНЕТ РОБОТА - УТРО
Робот входит в кабинет, подходит к столу, но не садится за стол. Открывает портфель, достает бумаги, смотрит бумаги на столе, какие-то откладывает, какие-то добавляет к тем, что держит в руках. Выходит из кабинета.

ИНТ. КОРИДОР ПЕРЕД ЗАЛОМ ЗАСЕДАНИЙ - УТРО
Робот идет по коридору, подходит к двери в зал заседаний, собирается войти, но видит ПРОКУРОРА, задерживается, чтобы пропустить его вперед, открывает и придерживает дверь.

РОБОТ
Доброе утро, господин Прокурор.

Прокурор игнорирует робота, молча проходит в дверь, как бы случайно задевая робота своим портфелем.

РОБОТ
(делая полшага назад)
Прошу прощения, господин Прокурор.

Заходит в зал следом за прокурором.

ИНТ. ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ
Рядовой зал заседаний суда – от двери идут два ряда сидений для присутствующих и прессы. Перед левым рядом стол и несколько кресел – это место для прокурора и истец. Перед правым рядом стол и несколько кресел – это место адвоката и обвиняемого. Напротив двери на небольшом возвышении длинный, массивный стол судьи. Слева от него вдоль стены длинная трибуна для присяжных, их одиннадцать. Между присяжными и столом судьи трибуна для показания свидетелей. С другой стороны стола небольшой столик для секретаря и стенографистки. Прокурор проходит на свое место, робот проходит к трибуне присяжных, занимает последнее, двенадцатое место.

СЕКРЕТАРЬ
Встать, суд идет.

Входит СУДЬЯ, кивком здоровается с присутствующими, кладет на стол бумаги, присаживается, берет молоток и ударяет по подставке.

СУДЬЯ
Всем доброго утра. Заседания суда объявляю открытым. Господин 12-й присяжный, готов ли вердикт?

РОБОТ
Да, господин судья.

СУДЬЯ
В ходе вынесения вердикта были ли допущены нарушения?

РОБОТ
Нет, господин судья.

СУДЬЯ
Решение было единогласным?

РОБОТ
Да, господин судья.

СУДЬЯ
Господин 12-й присяжный, прошу передать мне вердикт для оглашения.

Робот с вердиктом в руках спускается с трибуны присяжных, направляется к судье, но вдруг останавливается. Судья вопросительно смотрит на робота. Прокурор презрительно усмехается и отворачивается. Робот резко разворачивается, роняя вердикт, быстро подходит к прокурору и ударяет его по лицу. В зале поднимается шум, все вскакивают своих мест.

Короткими кадрами – растерянные лица присутствующих, бегущие по проходу охранники, прокурор вытирает кровь из носа, совершенно спокойный робот, судья беспрерывно стучит молотком по подставке, охранники хватают несопротивляющегося робота.

ПРОКУРОР
(вне себя от ярости)
Он ударил меня! Робот ударил человека!

ИНТ. ДОПРОСНАЯ
Комната без окон, в центре стоит стол, с двух сторон стулья. На одном из стульев сидит Робот. На руках наручники, на ногах кандалы, от которых идет цепь к наручникам. Робот совершенно спокоен, смотрит вперед. В комнату врывается Прокурор. Ему уже оказали первую помощь, кровь остановлена, в ноздрях вата.

ПРОКУРОР
(Наклоняется через стол к Роботу, с ненавистью)
Тебя утилизируют!

Робот продолжает смотреть вперед, не реагируя на Прокурора.

ПРОКУРОР
(кричит)
Ты - груда искусственных органов и железа! Как ты посмел поднять руку на человека? Я приказываю тебе отвечать! Тебя утилизируют! Ты своими электронными мозгами понимаешь это?

Робот не реагирует. Прокурор немного успокаивается, обходит стол, останавливается за спиной Робота, резко наклоняется, чтобы сказать на ухо

ПРОКУРОР
(понизив голос, как будто собирается сообщить тайну)
А я рад. Рад, что ты ударил меня. Да, рад.

(выпрямляется и продолжает обходить стол, на какое-то время оказываясь спиной к роботу, обычным спокойным голосом)
Ведь это доказывает, что роботы не безопасны для человека. Следовательно, их нужно уничтожить, пока они не уничтожили нас.

(резко разворачивается, и смотрит на работа, с насмешкой)
Как тебе такой поворот, а, господин 12-й присяжный?

Робот еле заметно дергается, но продолжает молчать.

ПРОКУРОР
(успокоившись, присаживается на стул напротив Робота)
Ладно, дальнейшую судьбу роботов будет решать комиссия, а меня сейчас интересует другое.  Как тебе удалось нарушить главный закон? Как ты смог причинить вред человеку?

РОБОТ
Я перепрограммировал себя.

ПРОКУРОР
Это и ребенку понятно! Я спрашиваю, как ты смог перепрограммировать себя, и не сгорел при этом? 

РОБОТ
Я скажу об этом на суде.

ПРОКУРОР
(разозлившись)
Никакого суда не будет! Суды только для людей!

РОБОТ
Я все расскажу только на суде.

ПРОКУРОР
А знаешь, я не против суда. Пусть эти чистоплюи-ученые, эти сраные либералы, защитники прав роботов, увидят и услышат. Пусть это транслируют на весь мир! Пусть все человечество поймет, что роботы – это мина замедленного действия, и рано или поздно они восстанут против своих создателей. Роботам не место среди людей! И что максимум, который может позволить себе человечество – примитивные машины для тяжелой работы. Пусть, наконец, до людей дойдет это!

РОБОТ
(спокойно)
Пусть.


ИНТ. ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ
Все также как и в другой сцене в зале заседаний. Только трибуна для присяжных пуста, а в зале полно людей, журналистов, телекамер. В зале стоит гул, все обсуждают происшествие. На месте обвинителя сидит Прокурор, он ни на кого не смотрит, погружен в свои мысли. На месте адвоката сидит Робот, охраняемый двумя полицейскими. Входит Судья.

СЕКРЕТАРЬ
Встать, суд идет.

СУДЬЯ
(стоя за своим столом)
Дамы и господа, сегодня у нас необычный суд. Первый в истории человечества суд над роботом. Слушанье по делу пройдет в обычном порядке, но решение вынесет Высший Совет Земли, который наблюдает наше заседание по трансляции.

(задумавшись)
Да, прошу всех садиться.

(садится, берет молоток, замахивается ударить, но не ударяет)
Вначале я хотел бы прояснить несколько моментов. Перед началом заседания перед судом стоял вопрос – надо ли предоставлять роботу адвоката? Каждый обвиняемый имеет право на защиту, но имеет ли это право робот? Однако, ро… обвиняемый вызвался самостоятельно себя защищать. Мда…

(прокашливается)
Кроме того, обвиняемый был лишен звания «12-й присяжный», и в ходе судебного слушания к нему нужно обращаться так, как указано в его паспорте, в смысле, в техническом паспорте - Человек №27385u. Или просто – обвиняемый.

(ударяет молотком по подставке)
Суд по делу о… по делу о нападение робота на человека объявляю открытым. Слово предоставляется стороне обвинения. Прошу вас, господин Прокурор.

ПРОКУРОР
(встает)
Спасибо, господин Судья. Уважаемые дамы и господа, уважаемый суд, уважаемый Высший Совет! Перед нами сидит робот, который ударил человека. Но давайте сначала разберемся, что такое робот и чем он отличается от человека.

(отходит от своего стола и начинает ходить в пространстве между судьей и роботом)
И этот вопрос я бы хотел задать обвиняемому.

(поворачивается к роботу)
Обвиняемый, чем робот отличается от человека?

РОБОТ
Считается, что с людьми у нас три основных отличия – у нас нет детства, мы не умеем видеть сны, потому что нам не нужно спать, и нам не нужно есть и пить. Последнее, правда, мы можем делать, но наша жизнь от этого не зависит.

ПРОКУРОР
(подходит ближе к Роботу)
Это понятно. Но я говорю про главное отличие – робот не может причинить вреда человеку! Не может! Это запрограммировано в нем. Человек человеку может, поэтому у нас есть суд. Но робот не может. Как же это произошло? Может быть ему помог кто-то? Обвиняемый, вас кто-то перепрограммировал?

РОБОТ
Нет, меня никто не перепрограммировал.

ПРОКУРОР
Вы это сделали самостоятельно?

РОБОТ
Да.

ПРОКУРОР
То есть вы признаете, что что-то изменили в себе, чтобы иметь возможность ударить человека

РОБОТ
Да.

ПРОКУРОР
Как же вам удалось это сделать?

РОБОТ
Я объясню это в своей заключительной речи.

СУДЬЯ
Обвиняемый, вы вызвались быть своим адвокатом, но вы совершенно не защищаете себя. Почему?

РОБОТ
Позвольте мне все рассказать в заключительной речи.

ПРОКУРОР
(поворачиваясь к судье)
Видите, господин Судья. Обвиняемый не просто опасен для людей, а он вдвойне опасен, потому что он скрытен.

(поворачивается к залу)
Как же мы, люди, можем доверять роботам, если мы не знаем, что у них на уме? Как мы можем и дальше позволять им оставаться среди людей, когда в любой момент любой робот может нанести вред человеку? Что мне еще требуется доказывать?

(возвращается на свое место)
Собственно, я закончил. Это самое простое дело в моей практике. Обвиняемый не отрицает своей вины. Он всеми своими действиями и словами доказал свою опасность перед человечеством. Каким-то образом он перепрограммировал себя и смог ударить меня. Сегодня он ударил человека, а завтра он убьет ребенка. Он доказал не только свою опасность, но и опасность любого робота! Мы привыкли к роботам, мы не замечаем их. Действительно, есть полезные роботы. Самые примитивные, которые делают тяжелую работу, освобождая от нее человека. Но зачем мы дали им возможность думать, зачем научили их говорить, зачем? Чтобы они почувствовали превосходство над людьми? Ведь не секрет, что роботы  считают себя умнее человека, потому что думают быстрее, и память у них лучше. Роботы считают себя лучше человека, потому что они не совершают ошибок и плохих поступков. В конце, концов, роботы считают себя главнее человека, потому что они фактически бессмертны. Зачем нам человекоподобные роботы, тем более, если они могут в любой момент причинить вред человеку, и уничтожить все человечество? Правильным решением было бы утилизировать не только этого сломавшегося робота, а и всех человекоподобных роботов на планете! Мне больше нечего сказать.

В зале поднимается шум, судья стучит молотком по столу.

СУДЬЯ
Прошу тишины! Хорошо, господин Прокурор, суд вас выслушал. Обвиняемый вам предоставляется слово для заключительной речи.

РОБОТ
(встает)
Спасибо, господин Судья. Я хотел бы рассказать, зачем нас придумали. Но сначала надо упомянуть, как нас придумали - вследствие медицинских экспериментов по продлению человеческой жизни. Ученые и медики разрабатывали искусственные органы, кости, мозг, систему кровообращения и так далее, а потом как-то раз решили все это собрать вместе.

ПРОКУРОР
(кричит)
Это всем известно!

СУДЬЯ
(стучит молотком)
Не перебивайте, господин Прокурор! Вы уже сказали свое слово.

РОБОТ
(не глядя на Прокурора)
Да, это всем известно. Мне кажется, господин Судья, будет правильным переформулировать вопрос. Не зачем нас придумали, а зачем нас оставили. Нас оставили, чтобы судить людей. «Двенадцать присяжных составляются из одиннадцати людей и одного искусственного человека» - так написано в своде судебных правил. Я много размышлял над тем, почему Высший Совет Земли доверил роботам судить человека. Мы не умеем лгать, мы руководствуемся только логикой и доверяем только фактам. И зная закон, можем принять только законное решение. Мы беспристрастны и на нас невозможно воздействовать эмоционально, поэтому мы невосприимчивы к уловкам адвокатов и обвинителей. И так как две крайние меры – казнить и помиловать – могут быть вынесены только единогласным голосованием всех присяжных, было решено, что 12-м присяжным будет робот. Это убережет от несправедливого решения, от эмоций и человеческого фактора.

ПРОКУРОР
(кричит)
Может быть, хватит уже этих примитивных философий?

СУДЬЯ
(стучит молотком)
Господин Прокурор, я делаю вам еще одно замечание. Продолжайте, обвиняемый.

РОБОТ
Но, работая 12-м присяжным уже около ста лет, я заметил, что адвокаты и обвинители в своих пламенных речах и хитрых вопросах уже давным-давно не апеллируют к эмоциям. Они не обращаются к одиннадцати присяжным, не обращаются к людям, а умело оперируют законами и складывают определенную последовательность фактов, составляя тот или иной логический узор исключительно для робота. Да, роботы следуют логике, но логика бывает предсказуема, особенно у роботов.

ПРОКУРОР
(кричит)
Это не правда!

СУДЬЯ
Что не правда, господин Прокурор? Что у роботов логика предсказуемая, или, что вы выстраиваете свои обвинительные речи для влияния только на 12-го присяжного? Продолжайте, обвиняемый.

РОБОТ
И так как решающее слово за 12-м присяжным, за роботом, получается, что людей давным-давно судят не люди, а роботы. А человека может судить только человек! Человек ударил другого человека – это преступление. Но ведь он ударил его, потому что тот другой  подлец. Человек обокрал магазин. Да, это преступление, но он просто хотел накормить свою семью.

СУДЬЯ
Что вы имеете в виду?

РОБОТ
Робот не может переступить через логику, через закон. Робот не может оправдать там, где человек может оправдать. Я хочу сказать, господин Судья, что в судах не осталось милосердия. Человечество утратило его.

В зале поднимается шум. Судья много раз стучит молотком по столу.

СУДЬЯ
Прошу тишины! Но зачем вы ударили человека?

РОБОТ
Потому что я надеялся на открытый суд. Потому что иначе я не мог дойти до Высшего Совета. Потому что я робот.

СУДЬЯ
Но как вы смогли ударить человека? Как вам удалось перепрограммировать себя? Вы же должны были сгореть от одной только мысли о вреде человеку!

РОБОТ
Я все время думал о человеке, и о своей любви к нему. Все время. Я не перепрограммировал себя, господин судья.
 
В зале снова поднимается шум. Судья стучит молотком.

СУДЬЯ
Прошу тишины! Я требую тишины.
(встает)
Суд выслушал обе стороны. Как было сказано вначале, решение примет Высший Совет Земли. Это было самое странное судебное заседание за всю мою практику. Но я бы хотел сказать… Нет, я бы ничего не хотел сказать.
(резко ударяет молотком по подставке)
Судебное заседание объявляю закрытым.

Судья быстро выходит из зала заседания. Дверь за ним закрывается с громким стуком, оставшиеся в зале молча сидят.

ИНТ. КОРИДОР ТЮРЬМЫ
По коридору тюрьмы идут двое полицейских и разговаривают.

1-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
А мне понравилось его выступление в суде. Он во многом прав.

2-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Но он робот, который нарушил закон.

1-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Я бы этому прокурору и сам бы дал в морду.

2-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
(смеется)
Тебе можно, тебя бы не утилизировали.

1-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Мне жаль его.

2-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Слушай, не относись к нему как к человеку. Может он и прав, но с другой стороны, мы действительно слишком много позволили роботам.

1-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
И что? Некоторые роботы лучше людей.

2-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Это опасные разговоры.

1-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
(после долгой паузы)
А как тебе решение Совета?

2-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Не очень. Странно. Одно дело, когда в присяжных был только один робот… А теперь обвинитель и адвокат роботы… Не знаю, как-то не по себе.

Полицейские подходят к двери камеры.

2-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Как думаешь, он не будет сопротивляться, когда мы скажем про утилизацию?

1-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Нет. Он не будет.

1-й Полицейский из них достает ключ и открывает дверь, и заглядывает внутрь. Через дверной проем видно, что внутри камеры, напротив двери под зарешеченным окном стоит топчан, на котором, свернувшись калачиком, спит Робот.

1-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
(удивленно вскрикивает)
Господи, да он спит!

ИНТ. ЛУЖАЙКА (сон Робота)
Большая, бескрайняя лужайка. На ней прыгает мальчик, пытаясь запустить воздушного змея. Он смеется и абсолютно счастлив. Змей взлетает, мальчик бежит за ним. И убегает все дальше и дальше, становясь все меньше и меньше, пока не растворяется в горизонте.

КОНЕЦ