Рисовал, да и зарисовался...

Анатолий Шуклецов
Сколько ни правишь вещь, а начни переписывать или печатать, обязательно видоизменишь; и не всегда к лучшему. Павел Бажов. // Тебе не дано знать, когда будет закончена твоя картина, но важно уловить час окончания работы над ней. Увлекшись тщательной отделкой, можно нанести труду непоправимый урон; одной интуиции здесь недостаточно. Вспомни, ты не раз сожалел, что продолжал «отделывать» картину, безвозвратно губя её. Сальвадор Дали. // Хорошее переделывать – только портить. Окоротишь – не воротишь. // …с того дня я десятки раз стирал написанное. Не выходила «живопись», я не мог напасть на прежнее выражение умилённой старческой улыбки. Рискуя продырявить холст, я стирал написанное по нескольку раз на день. Однажды, измученный, опять написал то искомое лицо. Михаил Нестеров. // Ты никогда не сможешь понять, что такое «достаточно», пока не узнаешь, что такое «более чем достаточно». Уильям Блейк. // Флобер всю жизнь мучился совершенством слога, в стремлении к кристальной прозе не всегда мог остановиться. Правка рукописей делалась иной раз самоцелью. Он терял способность верной оценки и явно засушивал свои творения, говоря по Гоголю, «рисовал, рисовал, да и зарисовался». Константин Паустовский. // …фигуры были только эбошированы; та прелесть импрессионизма – первого пыла чувства художника, которая неповторима и исчезает навсегда, лишь пойди в дальнейшую обработку. Вот отчего такие громадные таланты, как Трубецкой, предпочитают оставить навеки свои эбоши, и правы. Эти дивные создания кипевшей вдохновением души неповторимы, очаровательны по своей свежести жизни и горячечному, как бред, чувству художника. Илья Репин. // Если делить художников на тех, чьё искусство выше личности авторов (Бальзак, Гоголь), и тех, чья личность крупнее созданного им, Андрей Белый яркий представитель вторых. Всё, что им написано импровизационно, интересней и талантливей писанного в потугах, а не самоизлиянием. Переделывая раннее, он чаще всего это портил, отяжелял, вторые редакции его стихов заметно слабее первых. Он полнее и крупнее самовыражался в естественных, «черновых» проявлениях своей художественной натуры, удивительной по глубине и оригинальности. Пример драматической раздвоенности: раскованная гениальность замыслов и натужное исполнение; почти гениальный ум и средние изобразительные способности. // Каждый пишущий знает: многократное переписывание с целью отделки и шлифовки текст иногда ухудшает, а введённая новая подробность возвращает рассказу свежесть и тот характер импровизации, что есть начало начал всякого творчества. Александр Гладков. // …работая подолгу над портретом, Репин очень часто портил превосходные, артистичные и вдохновенные произведения, засушивал свои работы, прекрасно, с темпераментом и широтой написанные, созданные по первому впечатлению в первые сеансы. // Для любого художника всегда рискованно пытаться улучшать свои более ранние достижения. Петер Роде. // …я не в силах уже переделать мною однажды написанное. Александр Пушкин. // …сделанного не переделаешь. // Всё созданное в давнюю пору обладает каким-то внутренним правом на неприкосновенность. Генрих Гейне. // Квинтилиан и Гораций боялись авторского увлечения в этих переделках, потому что перемены не всегда бывают к лучшему. Слишком отделанная картина часто бывает лишена очарования. Художник не может вовремя остановиться, не может бросить кисти и столько прекрасного гибнет под его собственною рукою! Исаак Дизраэли.