Особенности национального бизнеса

Светлана Шуликова
Особенности национального бизнеса
(или Вор, свинарник и "Порше")

Жанр: комедия

Локация: любой крупный город; три деревни или поселка разной степени застройки (заброшенная, стройка, поселок)

Аудитория: массовая 12+

Время: наше время

Готовность: краткий синопсис; начало: 22 сцены 1 акта
 
АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ ЗОЛОТАРЁВ
Тяжело больной пожилой чиновник, одутловатый, брюзга. Если прежде его идеал был «Золотой телец», то теперь так же рьяно, «на кулаках», готов защищает и веру в Бога. То фантазирует и «умирает», то вскакивает и суетиться, показывая алогичность поведения. Лет 60-70

МИХАИЛ (ХОМЯК)
Негласный лидер. Говорит много, делает мало. Лет 40

АНТОН (ЛЫСЫЙ)
Его призвание – драки. Сначала бьет, потом думает. Лет 40.

ИВАН ЧУКМАРЕВ (ЧУКМАРЬ)
Здоровенный детина. Молчалив, но единственный из всех склонен к здравомыслию. Лет 40.

ВАСИЛИЙ (СПИЦА)
От слова «спиться». В недавнем прошлом - алкоголик. Фантазер. Невероятно тощ. В душе – мечтатель. Лет 40.

ЛЕВ АНАТОЛЬЕВИЧ ГУЩА
Руководитель благотворительного фонда «Чистые руки». Высокий, сутулый, носит очки, хитер, сметлив, жаден. Лет 30-40.

НИКОЛЛО ТОРЕЛЛО
«Торелло» в переводе с итальянского - «молодой бык». В России прозванный «Колян». Архитектор-инженер из Италии. Маленький, полноватый человечек, очень нервный, постоянно краснеет от напряжения. Лет 50.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ЖЕНА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, СЕЛЬСКИЙ МУЖИЧОК, ЖИТЕЛИ СЕЛА, ЧИНОВНИКИ, ЛОШАДЬ ПОРОДЫ ВЛАДИМИРСКИЙ ТЯЖЕЛОВОЗ ПО КЛИЧКЕ БАРОН, СОБАКА ШПИЦ ПО КЛИЧКЕ МИСТЕР БРУНО

ЛОГЛАЙН
Лежа на смертном одре, бывший криминальный авторитет, а ныне богатый олигарх раскаивается и требует у подчиненных прекратить прежнюю деятельность. Взамен он завещает им все свои деньги, но с условием, что они заново отстроят село, где он когда-то родился. Перед теми, кто прежде мог пробивать себе дорогу в бизнесе только с оружием в руках, и чьи «прения» всегда сводились лишь к паре нецензурных словечек – задача становится едва ли посильной.

СИНОПСИС
Тяжело болен бывший криминальный авторитет, а ныне – олигарх. Перед смертью он раскаивается в содеянных преступлениях и требует того же у своих подчиненных. Будучи бездетным он желает облегчить свою совесть и завещает часть своего  громадное состояния четверым помощникам - телохранителям. Впрочем, с одним условием: они должны  поднять заброшенное, оторванное от цивилизации давно позабытое властями село, в котором он когда-то родился, где в нищете умерли его родители, и построить на его месте благоустроенный город-сад с развитой инфраструктурой, дорогами, школой, больницей и домом культуры. В противном случае, если все условия и пункты, которые он разработал  для них не будут выполнено в срок, вся положенная им часть наследства переходит благотворительному фонду «Чистые руки». Следить за ходом строительства он поручает руководителю фонда.
Четверо друзей приступают к реализации проекта.  Но решение оказывается не таким простым, как предполагали вначале бывшие криминальные элементы. Ссоры между собой, как лучше взяться за дело и капризы шефа – с одной стороны. Препоны чиновников, которые еще совсем недавно были с ними заодно – с другой. А тут еще благотворительный фонд, чье руководство во что бы то ни стало решило прибрать к своим чистым рукам много миллиардное состояние.
К тому же и сами местные жители давно смирились со своей участью  и им не просто сменить прежний уклад. Они враждебно  относятся к незваным пришельцем с «большой земли», глядя на снующие по небу вертолеты и громадную иномарку начиненную электроникой, которая, впрочем, не спасает от непролазных топей разбитых дорог. Сельчане вовсе не в восторге от идеи, что на месте покосившегося свинарника засверкает современное здание дома культуры, а заброшенные колхозные угодья, где по осени можно отстреливать диких кроликов отдадут на растерзание строителям.   Чтобы воплотить в жизнь утопическую идею своего босса незадачливая четверка должна привлечь к проекту талантливых управленцев, инженеров, архитекторов, дизайнеров, артистов. Перед теми, кто прежде мог пробивать себе дорогу в бизнесе только с оружием в руках, и чьи «прения» всегда сводились лишь к паре нецензурных словечек – задача становится едва ли посильной. Но жажда обеспечить себя до конца дней заставляет их шаг за шагом преодолевать трудности. В конце - концов они понимают, что прежний образ жизни - это дорога в никуда, и единственный смысл человеческого существования  - созидание.

НАТ. САД ПЕРЕД ОСОБНЯКОМ - ДЕНЬ
ЧУКМАРЬ

Чукмарь поливает розы рядом с домом, на нем камуфляжная форма, на ремне чехол с торчащим охотничьим ножом; из дома слышен телефонный звонок, он с недовольным видом выключает воду.

1. ИНТ. БИЛЬЯРДНАЯ
ЛЫСЫЙ, НАПАРНИК

На краю стола стоят бутылка дорогого алкоголя, стаканы, сигары. Лысый забивает шар в лузу

НАПАРНИК
Эй! Ты опять нарушил правила!

ЛЫСЫЙ
Что ты сказал?

Лысый тут же «вскипает» и хватает напарника за грудки, но его отвлекает пришедшая смс.

2. ИНТ. ДЕТСКАЯ - ДЕНЬ
СПИЦА, МАЛЬЧИК ЛЕТ ТРЕХ

Спица играет с ребенком: возит по полу танки и машинки, показывает, как надо бить одного солдатика другим, но делает это с задумчивым и сентиментальным видом.

СПИЦА
Пах-пах и убит!

МАЛЬЧИК
Пах-пах и убит!

Повторяет мальчик и бьет его по голове игрушечным пистолетом.

ЖЕНЩИНА
Тебя опять к телефону!
(голос из другой комнаты)

3. ИНТ.ГОСТИНАЯ – ВЕЧЕР
ХОМЯК, ЖЕНЩИНА ЯВНО ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ

На столе остатки ужина. Хомяк со скучающим видом полулежит на диване перед большой плазменной панелью, щелкает каналы, останавливается, когда видит человека с ружьем. Женщина просыпается и гладит его ногой. Хомяк равнодушно отталкивает ее. На экране лежащего на столе мобильного телефона загорается свет и мигает беззвучно.

4. НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД ОСОБНЯКОМ – УТРО
ЛЫСЫЙ, ЧУКМАРЬ, СПИЦА

Выходят из машины и идут по направлению к роскошному особняку.

ЛЫСЫЙ
Ты ему дозвонился?
(на ходу)

ЧУКМАРЬ
Только час назад.

ЛЫСЫЙ
И что?

ЧУКМАРЬ
Сказал, что ему надоело слушать очередной лекцию про карму и его наследство.

ЛЫСЫЙ
Интересно, что будет на этот раз? Страусиные фермы, дома престарелых? Их, вроде, еще не было.

СПИЦА
Мне понравилась его последняя идея с африканскими боингами.
(на ходу, задумчиво)

5. ИНТ. СПАЛЬЯ АРКАДИЯ ИВАНОВИЧА
АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ, ЛЫСЫЙ, ЧУКМАРЬ, СПИЦА, ДВЕ МЕДСЕСТРЫ

Длинное помещение, богатая обстановка, кровать, балдахин, на стенах картины, в основном, полуобнаженные женщины в разных позах. Трое подходят к кровати, на которой полулежит Аркадий Иванович. Вокруг него хлопочут медсестры. Он раздраженно машет на них руками.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Вы опоздали!
(троим друзьям)

ЧУКМАРЬ
Простите..

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Я могу предстать перед Господом в любой момент!

ЛЫСЫЙ
Мы только..

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Бездельники, я плачу вам за работу, а не за гулянки!

СПИЦА
Но мы же..

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Молчите и слушайте!

Тишина. Слышен ход часов на камине, цоканье собаки-шпица, пробегающего мимо. Шпиц виляет хвостом и тыкается в ноги Спице. Тот с умилением тянет к нему руку, но Лысый толкает его в бок.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
А вы уходите, уходите! Оставьте меня! Я хочу спокойно умереть.
(капризно медсестрам)

ЛЫСЫЙ
Он умирает последние три года.
(тихо Чукмарю)

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
И заберите эту отраву с собой, мне от нее только хуже! Могу я перед смертью выпить чашку простого чая?
(раздраженно)

Медсестра наливает чай в чашку, ставит на поднос рядом с кроватью, затем обе уходят. Аркадий Иванович устало откидывается на подушки. Раздражение сменяется мрачным торжественным спокойствием. Друзья подходят ближе.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Я скоро умру! Да, я умру..Мы все умрем. Жизнь так коротка… в ней столько боли и несправедливости.
(отпивает чай)

Шпиц радостно залаял и начал прыгать на Спицу.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Вчера я медитировал..и на меня снизошел свет, это было настоящее озарение.

Шпиц снова лает и проситься на руки.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Заткните, наконец, мистера Бруно!
(внезапно вскрикивает)

Спица берет собаку на руки, мистер Бруно вылизывает ему лицо.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Вы что-нибудь слышали о чакрах?
(меланхолично)

Чукмарь тяжело вздыхает.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
У меня нет семьи..а ведь я всегда мечтал о детях.. но так и не нашел идеальную женщину.
(смотрит на одну из картин)
Это карма..расплата за грехи..Деньги, проклятые деньги - это все чего я добился..но деньги растлевают душу человека.

Ставит чашку китайского фарфора на позолоченный поднос, на руке блестит золотой перстень.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Я не устану призывать вас к радостям простой скромной жизни.
(тоном проповедника)

Мужчины переглядываются, видно, что им надоело это слушать: Чукмарь скептично смотрит, Лысый раздраженно топчется на месте, Спица мечтательно закатывает глаза.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Итак, я пришел к выводу, что уже много лет вы и есть моя единственная семья..
(внезапно)

ЧУКМАРЬ
Мы только работаем на вас..
(смущенно, тронутый этим признанием)

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Не перебивай меня!
(грубо)
Я наконец решил, как распоряжусь наследством.
(переходит на деловой тон)

Скучающие лица.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Я все завещаю вам..

Немая сцена. Лица каждого, на которых отражается весь спектр человеческих переживаний, он недоверия, до бурной радости, в зависимости от темперамента героя. Затем следуют три сцены фантазий: Лысый представляет себя на огромной яхте, в окружении женщин, кругом веселье.
Чукмарь небоскреб в Сити, на котором крупно вывеска "Юридическая фирма Чукмарев и Ко". Спица - особняк с садом, где бегает дюжина детей похожих на него, он сидит под зонтом у бассейна.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Но только с одним условием.

6. НАТ. В МАШИНЕ - ДЕНЬ
ЛЫСЫЙ, ЧУКМАРЬ, СПИЦА, ХОМЯК

Вместе едут куда-то. Чукмарь за рулем. Рядом с ним Хомяк. Сзади сидят Спица и Лысый.

ХОМЯК
Село?! Он так и сказал – село?

Чукмарь хмуро кивает в ответ.

ХОМЯК
Но это же…бред.

Лысый кусает губу и бьет кулаком в руку. Спица улыбается.

ХОМЯК
Как мы сможем построить за пол года целое село?

СПИЦА
Я вот тоже родился в деревне.
(невпопад, задумчиво, после паузы)

Все поворачиваются и смотрят на него.

7. ИНТ. СПАЛЬЯ АРКАДИЯ ИВАНОВИЧА - ВЕЧЕР
АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ, СПИЦА, ЛЫСЫЙ, ЧУКМАРЬ, ХОМЯК

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Вы сделали запрос?

ЧУКМАРЬ
Да, босс, они сказали, это возможно, но только..

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Я передумал! Они ничего в этом не смыслят!
(резко перебивает)

Аркадий Иванович вскакивает с кровати, словно здоровый человек, резво подходит к письменному столу, достает бумаги и кидает их на кровать.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Я сам сделал все чертежи. Мне лучше знать, что нужно моим бывшим односельчанам.

Четверо с растерянными лицами склоняются над чертежами, которые больше походят на рисунки фантастического пейзажа. Шпиц скулит.

8. НАТ. ЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ - УТРО
ХОМЯК, МАССОВКА

Хомяк сидит у кабинета министра. Спокойно отхлебывает из жестяной банки кока-колу (реклама)

9. ИНТ. СПАЛЬНЯ АРКАДИЯ ИВАНОВИЧА - ДЕНЬ
АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
В центре обязательно должен стоять дом культуры. Как настоящий дворец! Нет, замок! Там будут выступать лучшие артисты, певцы, танцоры
(бойко, с воодушевлением)
об этом всегда мечтали мои бедные родители.
(сентиментально)

10. НАТ.ЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ - ДЕНЬ
ЛЫСЫЙ, МАССОВКА, МУЖЧИНА ПРЕКЛОННЫХ ЛЕТ

Лысый в джинсах и футболке с надписью "Yes, I'm from Russia!" стоит у кабинета министра.  Один из посетителей пытается войти вне очереди. Он тут же подскакивает к вальяжному мужчине преклонного возраста.

ЛЫСЫЙ
Куда, папаша? Моя очередь!
(агрессивно)

11. ИНТ. СПАЛЬНЯ АРКАДИЯ ИВАНОВИЧА - ДЕНЬ

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Что есть капилляры, артерии, вены любого города?
(словно с трибуны)
Дороги! Дороги!! Дорогие мои.

12. НАТ. ЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА - УТРО
СПИЦА, ЧИНОВНИК

Спица ссутулившись сидит в кабинете чиновника. Руки зажаты между коленями, смущенно улыбается и качает головой

СПИЦА
..Нет, я ведь не водитель..
(вежливо поддерживая разговор)

13. ИНТ. СПАЛЬЯ АРКАДИЯ ИВАНОВИЧА

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
О ходе строительства, вы будете отчитываться каждые два дня, здесь, у меня.

Чукмарь пытается что-то возразить, но Аркадий Иванович его перебивает.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Пожалуй.. я куплю еще один вертолет.

14. НАТ.РОСАВИАЦИЯ, ПАРК - ДЕНЬ
ЧУКМАРЬ, МУЖЧИНА В ФОРМЕ ПИЛОТА, МАССОВКА

Оживленная беседа, которой не слышно из-за шума двигателей.

15. ИНТ. СПАЛЬНЯ АРКАДИЯ ИВАНОВИЧА

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Кто-нибудь из вас говорит по-итальянски?

Шпиц гавкает, сидя у него на руках.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Это должен быть только итальянец!
(удовлетворенно откинувшись назад и мечтательно улыбаясь, гладит собаку)

16. НАТ. В МАШИНЕ - УТРО
ЧУКМАРЬ, ЛЫСЫЙ, СПИЦА, ХОМЯК

Автомобиль Porsche Cayenne (реклама), начиненный электроникой, все мигает, как на борту космического корабля. Трасса, по одну сторону - лес, по другую - поля. Машина стоит у обочины, Лысый отошел в кусты, остальные его ждут. У всех четверых усталый, по-утреннему мятый и подавленный вид.
Хомяк слегка постукивает носком ботинка по шине, рассеянно осматривая крыло.

ХОМЯК
Я так и не понял... Что он говорил про резину?
(сосредоточенно хмурясь после долгого молчания)

ЧУКМАРЬ
Трезини. Архитектор. Был такой в 18 веке. Питер построил.

17. НАТ. В МАШИНЕ - ДЕНЬ
ЧУКМАРЬ, ЛЫСЫЙ, СПИЦА, ХОМЯК

Лесная ухабистая дорога, всех подбрасывает и болтает в разные стороны. Спица охает.

ЛЫСЫЙ
По-моему, мы заблудились.
(оглядывается и замечает грубо)

ХОМЯК
Все нормально. У меня отличный навигатор. Как на борту Шатла.
(любовно гладит экран)
Деревня.. Наш победный въезд запомнится аборигенам надолго.
(посмеиваясь)
Бери вправо!
(командует Чукмарю)

18. НАТ. В МАШИНЕ - ВЕЧЕР
ЧУКМАРЬ, ЛЫСЫЙ, СПИЦА, ХОМЯК

Дорога - непролазная топь, машина чавкает, с трудом, но двигается вперед на низкой скорости. Чукмарь давит на газ, но она все больше вязнет.

ХОМЯК
Эй, полегче!

ЧУКМАРЬ
Да что ей будет! Она как танк.
(сквозь зубы)

ХОМЯК
Давайте-ка, все выходите!

ЛЫСЫЙ
Я не выйду. Ты толстый, ты и выходи.

СПИЦА
Я тоже не хочу.

ЧУКМАРЬ
Я могу выйти, рули сам!

СПИЦА
Идея с вертолетом была неплохая
(мечтательно)

ЛЫСЫЙ
Да, но он будет только через месяц.

СПИЦА
Это – конец..
(после продолжительной паузы)

ЧУКМАРЬ
Не каркай ты, выберемся!
(жмет на газ)

СПИЦА
Я говорю: "Конец". Мы приехали.
(открывает окно и вглядывается куда-то)

Поодаль стоит покосившийся столб с ржавой табличкой, на которой написано название села "Конец".
Машина рванулась вперед, затем села на бок.

ЧУКМАРЬ
Все. Сели.
(обреченно)

Все выходят из машины. Осматриваются. Спица потягивается с безмятежным видом. За полем видны крыши домов. Невдалеке по полю проходит стадо коров. За ними бежит мальчишка. Слышится мычание.

ЛЫСЫЙ
Эй, пацан!
(со свистом)

Мальчик останавливается, прикладывает руку ко лбу козырьком - от солнца, смотрит какое-то время, затем убегает в сторону деревни. Лысый делает попытку его догнать, но тут же оскальзывается и проваливается в жижу.

ХОМЯК
За работу!

Спица подтаскивает бревна, прогибаясь от тяжести, Чукмарь снова садиться за руль, Лысый и Хомяк пытаются раскачать машину, но вытащить из глубокой топи ее не удается. Чукмарь поднимает голову, щурится и видит телегу с запряженным в нее тяжеловозом, пересекающую дорогу. На телеге сидит мужичок, и смотрит в их сторону.

19. НАТ. ОКОЛО ЛЕСА - ВЕЧЕР

На земле, в грязи, видны глубокие следы шин. Поодаль, у развилки, стоит брошенная повозка без лошади.

20. НАТ. ДОРОГА - ВЕЧЕР
ЛЫСЫЙ, ЧУКМАРЬ, СПИЦА, ХОМЯК, МУЖИЧОК

Проселочная дорога - сплошная топь, похожая на американские горки. Тяжеловоз впереди машины, медленно двигаются в сторону деревни. Позади лошади, между оглоблями, сложная самодельная конструкция, соединенная веревками к бамперу. Чукмарь за рулем, то газует, то отпускает. Когда машина угрожающе наклоняется, мужики снова начинают ее толкать.

ХОМЯК
Выбрались, давай распрягай!

ЧУКМАРЬ
А если снова сядем? Кто знает, что там впереди.

МУЖИЧОК
Да-а, места у нас "короритные".
(удовлетворенно посмеивается)

21. НАТ. ПОДОБИЕ СЕЛЬСКОЙ ПЛОЩАДИ - ВЕЧЕР
ЛЫСЫЙ, ЧУКМАРЬ, СПИЦА, ХОМЯК, МУЖИЧОК

Тяжеловоз медленно ступает, за ним едет машина. Кавалькада останавливается по середине площади. Мужичок начинает распрягать лошадь.

МУЖИЧОК
Тут-то дороги у нас хорошие. Это у леса разнесло все после грозы. А тут то - хорошие.

Мужчины разочарованно осматриваются. Видно полное запустение. Хомяк указывает на единственное обветшалое здание на "площади", над крыльцом которого прибита доска с выцветшей надписью "АД.МИНИСТР..Я", где "АД" И "Я" покрашены темно-синей краской "МИНИСТР" - бледно-голубой, а оставшиеся буквы вообще затерлись от времени.

ХОМЯК
Эт че такое?

МУЖИЧОК
Тут председатель наш заседает.

ЧУКМАРЬ
Он нам и нужен, отец.

МУЖИК
Так нет его. Самим нужен.

ЛЫСЫЙ
Как нет? А когда будет?

МУЖИК
Черт его знает - когда. Мы его с прошлого месяца не видели. Акромя его бабы тут никого и не бывает. Это вам к ней надо.

(продолжение следует после проф. обучения)

...........................................

Сценарий написан в рамках курса Александра Молчанова "Сценарий за неделю".

Под занавес.
Здравствуйте, Александр и все все!))
Благодарю за предоставленную возможность – пробы пера под арт обстрелом чутких коллег-критиков))
Еще раз, огромное Вам спасибо!)))
С уважением, Лана Шуликова


shulickova@mail.ru

01.06.2015

Санкт-Петербург