Литературная Система 1. 6. Сюжет

Андрей Тигр
  Пишем так называемое "краткое содержание" нашей книги. Для романов и повестей это может быть несколько листов. Для малых форм сюжет укладывается в одном абзаце. Сюжет должен отвечать на следующие вопросы?
1. Что произошло?
2. С кем?
3. Когда?
4. Где?
5. Как это повлияло на персонажей, как они изменились?

  И так на каждую главу романа. Сюжет нужно "нанизывать" на конфликт, поскольку он крутится именно вокруг конфликта. Один конфликт - одна сюжетная линия. Конфликт заканчивается - сюжетную линию нужно закрывать, написать для неё развязку.
  Отдельно остановлюсь на пункте 5 - влияние событий на героев. Так называемый "сдвиг характера". Я писал в статье 1.4 что персонажи обязательно должны меняться по ходу действия книги (по крайней мере главный персонаж). В сюжете нужно описать - какие именно события изменили героя и почему они изменили его именно так. Тут всё должно быть ясно. Можно сперва скрыть причину этого изменения от читателя, но потом - обязательно показать. Читатель должен чётко понимать - почему герой изменился.

  Работу над сюжетом можно поделить на две части: работа над фабулой, и работа, собственно, над сюжетом. Фабула отличается от сюжета - в ней события выстроены в чётком хронологическом порядке, все причинно следственные связи видны и всё сразу понятно. В сюжете события можно "менять местами", сначала описать что-то, потом предысторию этого. Можно скрыть мотивы героев, причинно следственные связи. Для интриги, либо осуществления другого авторского замысла.
 
  Автор должен чётко представлять фабулу произведения, иначе качественного сюжета не получится. Прям по датам расписываем - что когда произошло. А потом - все события "распихиваем" по главам, перемешиваем так, чтоб читателю было интересней читать. Делаем сноски - что мы от читателя временно скроем, что ему покажем сразу. Пишем - где у нас будут "флешбэки", комментарии, эпиграфы и т.п. - получаем сюжет.
 
  Фабулу можно представить следующим образом:
Дата 1 - Событие 1
Дата 2 - Событие 2
Дата 3 - Событие 3
и т.д.
  Сюжет будет выглядеть, например, так:
Глава 1 - Событие 2 (не показываем элемент 1)
Глава 2 - Событие 3
Флешбэк в главе 2 - Событие 1
Глава 3 - Событие 4 (демонстрируем элемент 1)
и т.д.
 
  Повторюсь - каждое событие должно быть описано с учётом - времени, места, действующих лиц и влияния этого события на персонажей.
  Кроме того нужно оставить "свободу манёвра". По ходу написания могут возникнуть новые мысли, новые события. Должна быть возможность вставить их в сюжет, либо изменить нынешние события. Если по ходу написания книги автор что-то решил изменить, "уйти" от намеченного плана - нужно будет изменить сюжет, продумать - как новое событие повлияет на последующие. Может быть даже по ходу дела возникнет идея нового конфликта, а значит - новой сюжетной линии.
  Когда фабула и сюжет готовы, перед началом работы над текстом осталось всего ничего: продумать завязку книги и проверить всю свою предыдущую работу на штампы. "Патентный поиск писателя" - можно так назвать. Материал на эту тему изложу в следующих статьях.