Старик и фуга Баха

Коршуниха62
Навеяно впечатлениями о Дне Победы.

Некоторые не любят классическую музыку из-за её сложности, но «высокая» музыка так же интересна, как тригонометрические функции, алгебраические уравнения и прочие логарифмы. Гармонические музыкальные звуки  являются частью духовной пищи, обогащают чувства,, шлифуют, смягчают характер, подвигают на добрые и благородные поступки. Есть у меня знакомый чудак, который в старости неожиданно полюбил немецкого композитора Баха, а через него открыл для себя много имён других музыкантов. О нём и пойдёт речь в этом рассказе.

Начало, почти как в известной сказке А.С.Пушкина. Жил советский старик со старухой ровно сорок лет и три года. Угораздило его после армии жениться на учительнице русского языка и литературы. Она любила свой предмет и учеников, он - заводской станок и чудо-детали, которые делал для самолётов. Ещё она любила «серьёзную» музыку и упрашивала мужа хотя раз сходить в филармонию, но супруг парировал: «Ты смеёшься надо мной? С какой стати?»
Он с гордостью заявлял, что не дорос до «высоких материй». Парень служил в армии, побывал в «горячей точке», участвовал в боевых действиях, какая тут филармония, учёба, после дембеля сразу на завод. К тому же ему «медведь на ухо наступил». Музыкальный слух потерял в детстве. При немцах в избе малыши мёрзли от холода, зимой стёкла покрывались толстым слоем льда, плохо пропускали дневной свет. Простудился, переболел золотухой. Брат и сестра были покрепче, им ничего, а ему повлияло на слух. Во время проводов в армию пришли товарищи, за столом впервые выпили горилки, он вместе со всеми пел песни. Мама дипломатично сказала: «Сынок, не надо». В армии все пели, там и лошадей петь научат.
 С тех пор сам не пел, но хорошие песни любил. На жёстких дисках, на ДВД слушал Пугачёву, Малинина, Бичевскую и других.

У жены другая музыкальная история. Росла в деревне, отец  то же погиб на войне, мать-доярка одна растила троих детей, жили трудно, песни помогали выстоять, не пасть духом. В те времена находились зубоскалы, которые униженно называли деревенских «Нюшки с трудоднями». Сельские себе цену знали, за словом в карман не лезли, отвечали с иронией: «Виноват, что сероват, только из деревни», а сами поступали учиться в лучшие столичные вузы. Жена Старика по конкурсу прошла в педагогический институт, получала повышенную стипендию. В свободное время часто ходила на концерты в консерваторию имени П.И.Чайковского, в Кремлёвский Дворец Съездов, узнала много произведений великих композиторов, как будто готовилась стать не учителем, а музыкантом. Она и в старости, услышав музыку по радио или по телевизору, могла без ошибки назвать Баха, Бетховена, Мусоргского,  Чайковского, Брамса, да кого угодно.

После женитьбы в семейных отношениях оказался небольшой диссонанс: бедный муж даже не слышал финал Первого Концерта для фортепиано  с оркестром П.И.,Чайковского в исполнении американского пианиста Вана Клиберна, которого знал весь мир. Хорошо, что этот недостаток не мешал семейной жизни. По своей профессиональной привычке нести знания и воспитывать, жена-меломанка пыталась повлиять на мужа, купила много грампластинок для проигрывателя, заведёт, наслаждается «Танцем Анитры», «Песней Сольвейг 2 Грига, а благоверный, как глухой, на кухне пилит, строгает, прибивает, паяет. Позовёт в филармонию, у него один ответ: «Скажи спасибо, что я с тобой два раза в драмтеатр ходил». Признаться, об этом не пожалел, понравилась «Бесприданница» А.Н.Островского, «Дядя Ваня» А.П.Чехова.

 Он бы и ещё с удовольствием сходил в театр, да где денег взять в эту долбанную перестройку, которую устроил размазня Горбачёв, а закончил пьяница Ельцин?

 Лихое время семья испытала. Сыновья в институт поступили, для них берегли каждую копейку, не оставлял себе даже на кружку пива.  Осведомлённые предатели из высшей власти, «архитекторы» капитализма, все продукты из магазинов перевезли в подвалы домов, на дачи, народу оставили пустые полки, сваливая вину на советскую власть, до сих пор возбуждают народ против социализма. Спасибо, вьетнамцы поддержали, вермишель в пачках присылали, грызли сухую вместо сухарей, да куриные кубики из Египта кипятком заваривали и ели с хлебом в виде бульона.
Когда Ельцин бросил клич «обогащайтесь!», глава семьи решил не отставать от всего народа. Но получилось так, как говорила бабушка: »Трудом праведным не наживёшь палат каменных». От завода получил земельный участок семь соток за 10 километров от города, думал, будут свои овощи, не надо покупать в магазине, от этого большая экономия. Трудился с огоньком, всей семьёй: в лесу деревья пилили, корни корчевали с помощью рычага, сжигали их на костре, целину рубили топором, резали лопатами, наживали радикулит, но всё равно радовались - это  же своё! Вырастили картошку и кабачки, а девать некуда. Домой в сумках не перевезёшь, езда с пересадками, автобусы переполнены дачниками, желающими «разбогатеть». Закопали урожай в бурт, к весне всё сгнило. семью подвёл либеральный проект. Авторов новой науки в народе стали называть «либералы с большой дороги».

Испробовал другой способ «разбогатеть», но не умел ни грабить, ни перепродавать богатейшую экономику Советского Союза. Его, специалиста высокой квалификации, уволили с завода за ненадобностью, оставили ловких, увёртливых, услужливых. «Дети войны» пережили и эту напасть. Нашёл работу в соседнем районе, там на базе советской «Сельхозтехники» предприниматель организовал производство ангаров. За работу платил «копйки», зато зарплату не задерживал, это редкость для тех времён. Потянулись в село квалифицированные мужики из города, «костяк» советского рабочего класса, кинулись наниматься на работу. Ехать с тремя пересадками, расписание автобусов нарушалось. Мёрз в дороге, в ангаре, где от холода птицы падали на пол. А он выжил, в отличие от воробьёв, потому что был одет хорошо. Согревало длинное суконное пальто на вате с цигейковым воротником, отцова память, в нём он «вкалывал» за станком. На голове огромная смешная шапка, сшитая в Доме Быта из отходов меха кролика, на ногах новейшие рыночные кирзовые полу сапоги, вмещающие ногу с двумя  шерстяными  вязаными носками. В обед вместо привычной столовой и еды из трёх блюд шикарный стол за станком: куриный кубик из Египта, залитый в кружке кипятком, с куском хлеба. Таков образ советского рабочего при рождении «прогрессивного» капитализма.

Немного оклемался, когда дети получили специальность, нашли работу, женились, жили отдельно, а родители - ветераны стали без задержек получать пенсию. В таких чудесных условиях можно и музыкой заняться, не выходя из дома, благо, база имелась: для каждого мужчины было престижно иметь в квартире заветные колонки и динамики.

 Старик стал часто наведываться в магазины поглядеть на заморские товары, их стало видимо-невидимо. Сберёг деньги, подаренные на день рождения, да и  купил музыкальный центр. Постепенно «богател», в хозяйстве появились железные диски, ДВД, слушал Пугачёву, Малинина, Бичевскую, других. Однажды ему сильно повезло: в универмаге купил последние колонки китайского производства, правда, уценённые, но хорошие, без брака. Не пожалел трёх тысяч рублей на наушники без проводов. Теперь когда работает, в любом уголке квартиры слушает через наушники шансон, ретро, эстраду, назойливое «Эхо Москвы».

Когда ему дети подарили компьютер и подключили Интернет, у него изменились вкусы к прекрасному. С «голодухи» набросился слушать «допотопные» украинские и русские народные песни, очень понравилась ему исполнительница Пелагея, у неё голос без компьютерной обработки, красивый и сильный от природы.
 
Всё было неплохо, но до полного совершенства потребовались к компьютеру колонки. Все магазины обошёл, читал инструкции, слушал звучание, сравнивал цены. В одном супермаркете задержался подольше. Молодой продавец поглядел на дедушку, прикинул в уме его финансовые возможности и предложил «хорошие колонки, но подешевле». Покупатель оказался с гонором, спросил: « У вас есть такие, чтобы были не только хорошие, но и дорогие?» «Без проблем», - улыбнулся консультант. Цена «кусалась», но дед не привык мелочиться - купил акустическую систему высокого класса совместного российско-финляндского производства. Это был класс!» - по два динамика, частоты низкие и высокие, отсутствие посторонних шумов, хорошая регулировка звука.

 С большим удовольствием Старик занялся самообразованием, потому что в советской стране окончил только десять классов, потом армия, работа, семья, дети. Теперь он был свободен. Лёжа на диване, через новые колонки Старик с большим вниманием прослушал художественное чтение всех глав романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и лекцию протодьякона Кураева об этом произведении, вместе с которым оценил разные философские тонкости. Затем из компьютера узнал много нового и интересного об Америке, по которой в 1935 году путешествовали известные советские писатели Ильф и Петров.
 
В один из приездов сына отец похвастался перед ним восхитительными колонками. Вместе они сделали настройку колонок, стали слушать музыку. Благодаря высокому качеству акустической системы создавалось впечатление, что находишься в концертном зале. И хотя у Старика не было музыкального слуха, но он сумел воспринять и почувствовать музыку, в этом ничего особенного, если даже глухой Бетховен создавал потрясающие музыкальные шедевры.

Сильное впечатление на отца произвели сочинения немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. О нём ему рассказывала жена, когда ухаживал за ней. Студенткой она слушала органные сочинения Баха в знаменитом старинном Домском соборе в Риге. Ему казался загадочным, таинственным старинный собор, сероватое на вид здание с высоким куполообразным потолком, звучание органа. И публика, не сидела, а стояла, не отвлекаясь на посторонние разговоры, сосредоточенно слушала токкату и фугу ре минор. Он удивлялся, что жена ради органа ездила в Латвию, неужели потому , что учительница, ему хотелось дорасти до «высоких смыслов». Когда сын включил кнопку с записью токкаты  и фуги ре минор, Старику показалось, что, наконец, он чего-то достиг. Старик был очарован красотой, мощью и величием звучания органа и музыкальной мысли, от которой чувствуется, будто ведёшь разговор с небесами. Это была победа над собой, над теми либерастами «с большой дороги», которые считают, что советское десятилетнее образование плодило «уродов», потому что было бесплатное. Интересно, а сами-то они, кроме угарной «попсятины», хотя бы раз слушали Баха? Много обещали народу, а сами рвались к властному «корыту», разрушили страну, ограбили, продолжают «освистывать» историю СССР, народную власть, которую заменили диктатом буржуазии - олигархов и чиновников. К ним у Старика нет и не будет ни уважения, ни любви. Разве можно забыть: ему от Советского Союза досталось старое пальто на вате погибшего в 1941-м году отца, увольнение с завода, пакет вьетнамской вермишели и куриный кубик из Египта. У них дворцы в Лондоне и триллионы долларов в швейцарских и других банках мира. К ним нет абсолютно никакой зависти, кроме жалости
 купание в богатстве порождает стрессы и смертельно опасную конкуренцию.
 
«Послушай, - сказал Старик сыну. - Мама не знает о моей покупке. Давай 9 Мая устроим ей филармонию на дому. Пусть порадуется, а то из-за меня
без музыки она совсем «одичала». Подарок Старик решил сделать на юбилей Победы.

В День Победы Старик был в шоколаде: ему, как участнику боевых действий, Путин подарил 7 тысяч рублей. Деньги оказались кстати! Купил брюки по размеру, красивую рубашку  вишнёвого цвета, о которой давно мечтал, она очень шла к его коротко остриженным седым волосам, в тон подобрал галстук. Дорогие кожаные туфли уже были, светлый пиджак ему подарили спонсоры. «Нарядился, как жених!» - любуясь, сказала супруга.

Юбилей Победы 9 мая 2015 года был таким, каким ему и положено быть: с утра сходили в церковь, отнесли записки о упокоении душ своих отцов, которые в 30 лет отдали жизни с думой о детях и о Победе, поставили им свечки за упокой, помянули дома.
 Потом Старик с сыном поспешил на митинг к Вечному Огню, положил букет красных гвоздик.

Было солнечно и тепло, как в 45-м. Море людей, которые стояли плотно, плечом к плечу, не пройти. Только герои, вернувшиеся с войны, были не 22-х летними парнями, а стариками. В гуще митингующих особенно выделялся своей седой бородой знаменитость города - 103-х летний ветеран с иконостасом боевых наград. Не теряли бодрости духа его 90-летние друзья-однополчане, у которых при дуновении ветерка звенели медали. По фигуре, по наградам или по их отсутствию можно узнать всегда неунывающих «тружениц тыла» и «детей войны». На лицах молодёжи счастливые улыбки. И такие же чувства преобладали - радости и гордости за советский народ-победитель, за свою страну, которую, к горечи большинства, променяли на доллары.
О «той» стране напомнила и выбила слезу песня «Священная война», которую писатель А.А.Проханов назвал «псалмом Победы», и родной флаг (копия) с серпом и молотом над высоким зданием города, его 70 лет назад советские воины Егоров и Кантария водрузили над Рейхстагом в поверенном Берлине. И портрет Вождя Победы И.В.Сталина на фанерном щите, который держал в руках какой-то смельчак, поскольку это имя раздражает олигархов и напоминает буржуазии о «грязном» происхождении их доходов и социальной справедливости. Радостью наполняли сердца любимые, непревзойдённые песни военных лет советской эпохи. которые то же стали историей.

В специальной палатке Старик выпил «фронтовые сто «капель»», съел пирожок, пообщался с ветеранами, послушал воспоминания участников войны, представителей общественности, молодёжи, школьников, послушал песни из динамиков, со сцены и пошёл домой.
 У него была своя миссия - рассказать жене о празднике, о встречах, о настроении людей. Ветеран не любил красивых слов, но без них не обошлось,  впечатлений было очень много. Сплочённость людей, пришедших на праздник, подтверждала его мысль о том, что День Победы является частью национального самосознания, который нельзя отменить, забыть, вычеркнуть из памяти, как бы сильно не желали того враги России, внешние и внутренние. Ещё он думал о поиске Россией своего собственного пути развития. Он - обычный рассуждающий обыватель, готов поддержать  главного редактора газеты «Завтра» А.А. Проханова, который вывел для страны специальную формулу: Е2=мс в квадрате, где Е-человечество, м- Россия, с - Сталин» с его ускорением всех сфер жизни Советской России. Выбирать пути развития государства - дело политиков, а он, Старик, хочет рассказать жене о празднике не только словами, но с помощью фуги ре минор, она ещё всего лишь хочет рассказать,  что День Победы - это «праздник» каждой семьи, и не лучше поймёт, потому что музыка - её стихия.


На вопрос жены: «Что там было?», он махнул рукой, коротко сказал: «Был праздник советского народа в честь 70-летия Победы советского народа над фашистской Германией», подробности расскажу потом».

 Сняв пиджак двумя медалями и георгиевским бантиком, муж подошёл к компьютеру.  Оставив свои дела на кухне, в зал вошла моложавая старушка, с короткой стрижкой полу седых волос, с прямой фигурой, в ситцевом платье, и строго сказала: «Что за фокусы?»
- Не фокусы, это сюрприз. Ты меня всю жизнь звала на концерт, а сегодня я тебя приглашаю в филармонию». Старик отыскал на компьютере текст с произведениями Баха, нажал на строчку - и в хрущёвской «двушке» царственно зазвучал орган. Как было не узнать токкату и фугу ре минор, которые ей нравились больше всего!  Она подумала, что это произведение очень подходит к сегодняшней дате. Мощным звукам было тесно в  хрущёвской «двушке», они рвались на простор, через открытое окно к небу, к цветущим яблоням, к первым весенним цветам, сливаясь с шумным многолюдьем земной жизни людей, празднующих свой Великий нестареющий День Победы.