Сказка о закончившемся студенте

Борух-Нахман
…Долой жидов! Они во всем
виноваты… Мы их загоним в этот их Израиль… Им тут – не место…
(из разговора в трамвае №; 6)

   Был один студент в одном себе университете, в одной себе стране. Собственно, университета, в котором бы этот студент учился, в помине не было. Но студент был – это уж точно.
  Было в той стране много мудрецов. Но все только такие, какие у других мудрецов учились. С глазу на глаз, с уха на ухо, со рта на рот. И у тех, и у других одна книга и была. Но только книга – волшебная, на ней в каждой страничке новая книга умещалась, а в каждом абзаце – новая глава, в каждом слове – новый абзац, а когда читка книги до каждой отдельной буквочки доходила, то эта самая буквочка снова в первую книгу обращалась. Чудеса, да и только.
  Так вот, учился студент, учился, много чему научился – у одного мудреца, у другого; что в книге вычитал, что сам додумал. Интересная жизнь.
Главное – учение в студенте поселилось. Точно он знал, что его учителя, его мудрецы – самые что ни на есть мудрые на всем белом свете. Уважение у студента правильное такое выросло. Настоящее.
   Спешил как-то студент в библиотеку, бежал по кривой улочке, что городской парк огибала. И слышит за оградой кованой, за листвой густой голоса мудрецов, которые ему науку в университете преподавали. Но спрашивает их голос с акцентом чужеземным о том, где душа человеческая находится, и как мир устроен, и почему люди все разные, и почему один лучше другого стать хочет и ни в чем не уступает. Но молчат его мудрецы – на многие вопросы ответа не находят.
   Понял студент, что не могут его мудрецы дать чужестранцу ответ правильный. Не слагается у них то, что им по их мудрости сложить положено. Нет у его учителей полного понимания той волшебной книги или кто-то это полное понимание забрал у них и унес куда-то. А, может, и не было его вовсе – только текст книги помнили и всего тут. Мудрые его мудрецы – да только есть мудрее.
Обидно стало студенту, даже грустно. Вот тут студенчество и кончилось!
Июнь 2005 г