Образ Горы в творчестве Цветаевой

Ольга Оборина
Сегодня----самый сумасшедший день в моей жизни… Почему? Мне-------СМЕШНО!-------------СМЕШНО!-----------СМЕШНО! Ибо...  Для того, чтобы писать рецензии на произведения Цветаевой нужно----КАК МИНИМУМ----ВСТАТЬ ВРОВЕНЬ С НЕЙ!!!! Посему...
Сегодняшний опус----это безумие!!!!!!!!!!!!!
Образ Горы---это один из любимых образов в творчестве Цветаевой. Это видно, в частности, из ее писем к Пастернаку. Цветаева пишет Пастернаку: «Гора---божество. Гора разная. Гора умаляется до Мура (умиляясь им!). Гора дорастает до Гетевского лба и, чтобы не смущать, превышает его. Гора с ручьями, с норами, с играми. Гора---это, прежде всего, МОИ НОГИ, Борис. Моя точная стоимость. Гора---и большое тире, Борис, которое заполни глубоким вздохом».
Или... В другом месте: «А горы---благодарны (божественны)».
И еще. Цветаева в автобиографической прозе кланяется Ахматовой…Горой. Я цитирую: «Поклониться ей самой Поклонной Горой с самой непоклонной  из голов на вершине».
Одной из самых лучших поэм Цветаевой является «Поэма горы».
Попробую более подробно рассмотреть это произведение.
Итак...
Вначале нужно сказать, что эта поэма посвящена Константину Родзевичу. Сын генерала царской армии, он в годы гражданской войны был приговорен к расстрелу, как красный командир, его спасает генерал, знавший отца. Позже он будет воевать в Испании, станет участником французского Сопротивления, будет узником фашистских лагерей. Вместе с остатками разбитой белой армии К. Родзевич попадает в Галлиполи, где знакомится с Сергеем Эфроном. Затем они вместе учатся в Пражском университете и живут в общежитии для студентов-эмигрантов.
«Поэма Горы» написана на одном дыхании за несколько дней, причем на самом пике любви к Родзевичу (в январе 1924 г.).
Из самой поэмы видно, что Цветаева разрывалась между долгом и страстью. И…. В письме к А. Бахраху Марина Ивановна писала: «Я рассталась с тем, любя и любимая, в полный разгар любви, не рассталась-----------ОТОРВАЛАСЬ!!!»
То есть эта любовь была взаимна-----«ЛЮБЯ И ЛЮБИМАЯ!!!!»
«Вздрогнешь---и горы с плеч,
И душа---горе!
Дай мне о горе спеть:
О моей горе»
«ДУША----ГОРЕ»
О нет!!! Это----------не любовь к Горе, а-----------------
Любовь к Мужчине-----------------ВРОВЕНЬ С ГОРУ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
«Дай мне о горе спеть:
О моей горе»
То есть горе----от утраты Любимого------РАСТЕТ!!!-----------------РАСТЕТ!!!----------И ДОРАСТАЕТ ДО ГОРЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Гора---------------ОНА ЖИВАЯ!!!!!
«Та гора была как грудь
Рекрута, снарядом сваленного».
Гора--------------это сама Цветаева--------сама лирическая героиня.
«Та гора хотела губ
Девственных, обряда свадебного».
Гора-----это и реальное место----знаменитый холм в Чехии-----Петршин холм в Праге, где жила Цветаева и где они встречались с К. Родзевичем.
«Той горы последний дом
Помнишь---на исходе пригорода?»
Или… В другом месте:
«Горе началось с горы.
Та гора была над городом».
Вообще…… Сама Цветаева говорила по поводу своей поэмы: «Поэма горы----гора, с  другой горы увиденная».
Гора-------ОНА ЖИВАЯ!!!!!!
Гора----------------ОНА СТРАДАЕТ!!!!!
Гора-------------------------ОНА ГОРЮЕТ!!!!!
«Гора горевала (а горы глиной)
Горькой горюют в часы разлук),
Гора горевала о голубиной
Нежности наших безвестных утр».
Гора как бы говорит, что эта любовная страсть----от демона…..
«Еще говорила, что это---демон
Крутит, что замысла нет в игре».
Гора-------ОНА ЖИВАЯ!!!!!!!
Гора играет--------------------играет на стороне Цветаевой:
Потом... Через 100 лет...
«Гора горевала, что только грустью
Станет----что ныне и кровь и зной.
Гора говорила, что не отпустит
Нас, не допустит тебя с другой».
Цветаева разрывалась между----------------------------
«Гора горевала о страшном грузе
Клятвы, которую поздно клясть.
Гора говорила, что стар тот узел
Гордиев----долг и страсть».
Гора----------ОНА СТОНАЛА!!!!!!
«Та гора была как горб
Атласа, титана стонущего».
«Минут годы, и вот означенный
Камень, плоским смененный, снят».
И...
«Горе началось с горы.
Та гора на мне-----надгробием».
То есть сейчас ГОРА КАК НАДГРОБИЕ...
Но после смерти Цветаевой гора--------УЖЕ НЕ КАК МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ-------НАДГРОБИЕ, а как обыкновенная плоская надгробная плита.
«Камень, плоским смененный снят».
Потом...  Пройдет 100 лет...
«На развалинах счастья нашего
Город встанет---мужей и жен».
ЭТО-------------------------------КАК ЗАКЛЯТЬЕ ПОТОМКАМ:
«Дочь, ребенка расти внебрачного!
Сын, цыганкам себя страви!
Да не будет вам места злачного,
Телеса, на моей крови!»
Такое---------------ТАЙНОЕ!!!!------------чувство, что Цветаева кричит нам о том, что ГОРА!!!!!!!!!!!!!!!!--------------------------------ДАЖЕ ПОСЛЕ МОЕЙ СМЕРТИ!!!!!!!!!!!!!!!!!
«Да не будет вам места злачного,
Телеса, на моей крови!»
Телеса-------------------------------обращение к человечеству!!!!!!!!!!!!
Ибо сама Цветаева--------это не  «ТЕЛЕСА», а ДУХ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Цветаева говорит Пастернаку, что она-----это Лилит!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
(В еврейской традиции Лилит----первая жена Адама (до Евы), созданная Богом, как и Адам, из глины. Не сумев убедить Адама в равенстве по происхождению, Лилит обратившись в дух улетела. В литературе прекрасная, неземная Лилит противопоставляется простой, обыденной Еве.)
ТЕЛЕСА------------------ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО,
А ЦВЕТАЕВА----------ЭТО ЛИЛИТ----------ЭТО ДУХ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ну да…. Цветаева пишет Пастернаку:
«Я на мужчин никогда не смотрю, я их просто не вижу. Я им не нравлюсь, У НИХ НЮХ… Я не нравлюсь ПОЛУ. Пусть в твоих глазах я теряю, мною завораживались, в меня почти не влюблялись… Ни одного выстрела в лоб----ОЦЕНИ!!!
Стреляться из-за Психеи! Да ведь ее никогда не было (особая форма бессмертия)».
ТЕЛЕСА------------------ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО,
Цветаева------это Психея...
Она пишет Пастернаку:
«Пойми меня: ненасытная исконная ненависть Психеи к Еве, о которой во мне нет ничего. А от Психеи---ВСЕ. Психею----на Еву! Пойми водопадную высоту моего презрения. (Психею на Психею не меняют). Душу на тело».
Или… В другом месте:
«Твоя тоска по мне---тоска Адама по Лилит, ДО---------первой и НЕЧИСЛЯЩЕЙСЯ. (Отсюда моя ненависть к Еве!)»
Или… В другом месте:
«Ты не понимаешь Адама, который любил одну Еву. Я не понимаю Еву, которую любят все. Я не понимаю ПЛОТИ КАК ТАКОВОЙ...»
Итак… Петршин холм в Праге------ЭТО ГОРА ЦВЕТАЕВОЙ-------ДАЖЕ ПОСЛЕ ЕЕ СМЕРТИ!!!!!!!!!!!!!
«Тверже камня краеугольного,
Клятвой смертника на одре:
----- Да не будет вам счастья дольнего,
Муравьи, на моей горе!»
Муравьи----------------это обращение к человечеству!!!!!!!!!!!!!!!!!
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА????????????????
А доказательство прямо здесь:
«----- Да не будет вам счастья дольнего,
Муравьи, на моей горе!»
Ибо...
Желать или не желать счастья можно только одушевленным предметам------только людям...
…………………………………………………………………………………………………
Если муравьи-------------это человечество, то…..
Цветаева---------------------ЭТО И ЕСТЬ ГОРА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
«Борис! Гора---------------МОЯ ТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ»!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!»
«Говорят, тягою к пропасти
Измеряют уровень гор».
И----последнее.
Память Цветаевой не видит К. Родзевича ни с какой другой женщиной:
«Но зато, в нищей и тесной
Жизни-----«жизнь, как она есть»----
Я не вижу тебя совместно
Ни с одной.
                ------Памяти месть». Конец поэмы.
Цветаева писала самому Родзевичу: «Я не могу тебя с другой... Не отдавай меня без боя!!!! Не отдавай меня ночи, фонарям, мостам, прохожим, всему, всем...»
И все-таки…..  Спустя два года К. Родзевич женился, но даже в старости говорил: «Другой такой любви у меня потом уже никогда не было………»
Кстати сказать, образ горы встречается у Цветаевой и в письмах к Рильке...
Цитирую:
«Чего я от тебя хочу, Райнер? Ничего. Всего. Чтобы ты позволил мне каждый миг моей жизни подымать на тебя взгляд----как на гору, которая меня охраняет (словно каменный ангел-хранитель!»
Цветаева к Рильке:
«Да, Райнер. Если бы я написала о тебе что-нибудь, это называлось бы: Поверх  горы».
Ах!--------------Ах!-------------------Ах!
Если бы я сейчас------------СТО ЛЕТ СПУСТЯ-------------написала бы НЕЧТО о Цветаевой, то это НЕЧТО называлось бы------------ПОВЕРХ ГОРЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

31 мая 2015 год
Дивногорск