Память народа

Светлана Поталова
Алька не помнила своего отца.. Совсем еще малая была, даже запаха его не помнила, не помнила ни голоса, ни рук.. Ничего. Это печалить стало потом, когда подросла, лет пять, когда стукнуло...
 
И вся память об отце – одно единственное письмо, которое  оплакивала мама: «.. береги девочек, милая.. я скоро вернусь»… Именно эти строки, глотая слезы, шептала мама, когда разворачивала этот листочек.
 
Алька пока читать не умела, но запомнила строчки и повторяла вслед за матерью «береги девочек..»

Алька бойкая была. Когда уехали из деревни и куда – не помнила, не осознала, а вот переезд в город запомнила. Да и почти взрослая уже была. Целых шесть лет все-таки.

Так и остались здесь. Мама похоронку прятала. Это не похоронка даже была, а обнадеживающая в своей неконкретности фраза «пропал без вести».
«Пропал, так ведь и найдется… И придет, вот только бы знал, где мы», - думала Алька. От деревни ничего не осталось, а этого адреса он конечно не знает.

Искала его Алька, сердце томилось, страдало.. А вдруг где живет, о нас не знает, а мы о нем… К маме приставала с вопросами.. Только мама все больше плакала, от вопросов её глаза наполнялись слезами, что сильно пугало Альку. Больше всего она в жизни боялась, когда плакала мама. Когда кричала, ругалась, наказывала – не страшило, а молчаливые слезы, в горестных дорожках-морщинках на лице, очень её пугали.

Повзрослев, Алька меньше думала о папе, создала свою семью, сына родила, активной была по жизни, веселой, озорной. Неугомонная, не равнодушная Алевтина-Алла.

На День Победы только тоскливо приходилось. Искала и через военкомат, и в Москву писала, только ответ один – нет сведений. Очень хотелось хоть место гибели узнать. Узнала только, что воевал в Белоруссии, там и пропал. Такой ответ.

Много лет уже прошло, возраст Алевтины намного больше отца, пропавшего без вести, стал. Ему ведь только тридцать было, когда ушел. А к Алевтине Николаевне уже и пенсия пришла. И внучка подросла. И дедку-мужа своего похоронила. А вот память и какое-то чувство невыполненного долга перед отцом тяготит.

Память. Дочерняя, генетическая. Ну, хоть цветочки на могилку возложить. Хотя, наверное, и могилки нет, без вести ведь пропал.

Только память не только у Алевтины Николаевны. Есть еще и память народа.
Как-то зашел разговор в общественной приемной с корреспондентом местной газеты. А эта добрая душа и подсказала, что сайт такой есть о подвиге народа. Так и называется. Тут же набрали поиск. А вот и отец. И награда. И могилка.

Не просто награда – Орден Красной Звезды. И могилка - место захоронения отдельное. В благодарность и память о нем. Жители небольшой белорусской деревни охраняют и берегут покой солдата.

Пришла Алевтина Николаевна за помощью, как и раньше часто приходила. Губы дрожат, в глазах слезы. До Дня Победы всего – ничего. С сыном решили ехать. Дорогу то найдут, а вот где остановиться, хоть ночку переночевать? Да и с чем ехать? С пустыми руками - неудобно, хоть грамоту какую-нибудь благодарственную жителям деревни дать надо.

Разве ж можно отмахнуться от просьбы? Все сделали, на сайт Президента Беларуси зашли – письмо написали, помощи в устройстве попросили, книг о нашем историческом городе воинской славы дали, слова, ободряющие, напоследок сказали, благословили словом на дальнюю поездку. Для нас – просто работа, а для человека – путь открылся, мысль о котором томила и звала в дорогу.

***

Встретила её только уже после праздников. Умиротворение на лице, спокойная радость от выполненного долга.

- А знаешь, и Лукашенко нам прислал приглашение персональное на празднование 70-летия Победы, и из сельсовета позвонили, пригласили, и встретили, и разместили, и по музею боевой славы экскурсию мальчик, лет двенадцати, нам провел. И к обелиску нас конечно отвезли. Он отдельно захоронен, недалеко от братской могилы. Земельку я ему отвезла на могилку. Мне и слово дали на митинге, привет им от нашего города и подарки, и приглашение в гости передала. Обещали приехать. 
Помнят о нем жители. Да и как забыть того, кто под пулями и снарядами продукты на телеге возил для наступающих бойцов, спасал раненных, местных жителей от голода? Погиб он уже в 1944, снаряд попал в телегу. А награды у него две – Орден Красной Звезды и медаль "За отвагу".