Сценарий к. м. фильма хомо медиус

Анна Дикая
"СЦЕНАРИЙ НАПИСАН В РАМКАХ КУРСА СЦЕНАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ АЛЕКСАНДРА МОЛЧАНОВА "СЦЕНАРИЙ ЗА НЕДЕЛЮ"


СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА

ХОМО МЕДИУС.



ТЕЛЕВИДЕНИЕ. СТУДИЯ. ГРИМЕРКА

Полным ходом идет подготовка к выпуску ток-шоу «Голая правда». В небольшой комнатке полный кавардак. Гримеры надевают участникам парики и пудрят носы, за компьютером что-то ожесточенно печатает помрежка Леночка. Красивая, слегка полноватая барышня чуть за тридцать. С чашкой кофе пробегает мимо взлохмаченный РЕЖИССЕР.



РЕЖИССЕР
Девочки, пять минут.

В комнату влетает Иван.

ИВАН
Леночка, где мое?

ЛЕНОЧКА

(Не отрываясь от компьютера, протягивает ему лист бумаги)



ИВАН
Кто я сегодня?

ЛЕНОЧКА
Инвалид - педофил.

ИВАН
Как педофил? Опять? От меня скоро на улице люди шарахаться будут. Нет, Лен я пойду поговорю с ним. Ну, реально, не могу больше.

Леночка, как ужаленная, выскакивает из-за стола и хватает Ивана за рукав.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА В МИКРОФОНЕ
Десять минут до эфира. Жертвы готовы?

ЛЕНОЧКА
Ванечка, милый, подожди. Ты ведь еще не видел текста. Смотри. Михаил, инвалид с детства…Ваня, все нормально. Ты хороший педофил. Целый день в коляске сидишь у окна. Созерцаешь красоту.
(костюмерам)
Девочки, почему коляска еще не разобрана?



ИВАН
И что?
ЛЕНОЧКА
Смотришь на детей. Ничего такого. По сценарию публика тебя защищает. Ну, Ванечка, ради меня!

ИВАН
Елена Прекрасная, ради тебя хоть гамадрилом. Но сегодня я с Ним поговорю.

Иван плюхается в кресло, гример тут же надевает на него седой парик.

ИВАН
(девчонке на соседнем кресле)
А вы кто? Нимфетка - Лолита?

ДЕВУШКА
(заглядывая в сценарий) Школьница, жертва учителя.

ИВАН
Мир сошел с ума! Зин, на тебя одна надежда. Чтобы ни одна живая душа …

ГРИМЕРША
Мать родная не узнает. (кричит помощнице) Люсенька, нам бы лысинку и усы.

ВАНЯ
(хорошо поставленным голосом репетирует) Ми-ми-ми. Сижу я у окошка, ми-ми. Смотрю я на красоток. Ля-ля. Что-то не звучу сегодня.

ЛЕНОЧКА
Ваня, ты прекрасен. Ванюша, ты это… Жаба сегодня злой как черт. Рейтинги упали, ему начальство хвост накрутило. Я с ним завтра поговорю.

РЕЖИССЕР
До прямого включения десять минут. Все готовы? Гримеры, почему у вас педофилы в одинаковых куртках? Что это вам, клуб по интересам? Так, хорошо. Пошла реклама, после нее выходит ведущий. Все, поехали.



НАТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.

Иван бежит по летнему городу. Жара, пот по его лбу льется градом. Он перебегает оживленную трассу и чуть не попадает под колеса авто. Ему отчаянно сигналят водители. Около подъезда стоит машина скорой помощи. Ваня, не дождавшись лифта, несется по ступенькам.
В дверях его встречает ВРАЧ.

ИВАН
Что с ней?

Он пытается войти в комнату, но мощная женщина-врач его не пускает.

ВРАЧ
Успокойтесь, вы разбудите ее. Пройдемте на кухню.

ИНТ. НА КУХНЕ.

ВРАЧ

              Кризис миновал.
              По крайней мере, на этот раз.

ИВАН
(кричит)

Что значит на этот раз? Вы нормально можете объяснить.

Врач протягивает ему стакан с водой, Ваня залпом выпивает.

ВРАЧ
Гипертонический криз. При таком сердечном клапане как у нее, шансы очень малы.

ИВАН
Сколько?

ВРАЧ
Точно вам никто не скажет. Может день, а может месяц.

ИВАН
Надо отвезти в больницу, показать разным врачам. Я найду деньги.

ВРАЧ.
Я не советую. Вы бы хотели последние часы жизни провести в казенной палате?

ИНТ. КОМНАТА.

Мать спит. Иван, сгорбившись, сидит у ее постели.

Мать просыпается, улыбается.

ИВАН
Как ты?

МАМА
Такой сон красивый видела. Ты играл Гамлета, на тебе чудесный костюм был. Достань, пожалуйста, мое бардовое платье из шкафа.

ИВАН
Зачем?

МАМА
Путь отвисится немного, а то оборки тяжело гладить.

ИВАН
Ты куда-то собираешься?

МАМА
Твой дед и отец играли Гамлета, напоследок я хочу посмотреть на тебя.

ИВАН
Мама, я должен сказать тебе…

МАМА
( с любовью смотрит на него)
Мой мальчик. Твой отец бы так тобой гордился. Во сколько начало?

ИНТ. ТЕЛЕВИДЕНИЕ. ГРИМЕРКА.

ГРИМЕРША
(завивая девчонку-актрису)
Короче, похоронили его как фараона, памятник поставили бронзовый.
(засовывает в рот шпильки)
с меня ростом, наверное. В гроб положили барсетку, ноутбук, мобильник…все как полагается.
(вынимает изо рта шпильки)
И вот его жена через пару дней нечаянно его номер нажала, а он…

АКТРИСА
Ответил?

ЛЕНОЧКА
(из-за шкафа)
Было уже. Закопали пустой гроб.

ГРИМЕРША
А вот и нет. Это у него был сон, летаргический. А от звонка он проснулся.

ЛЕНОЧКА
А что, можно сделать. Заодно рекламу сотового воткнем. Позвони мне на моГильный.

Заходит Иван и мрачно падает в пустое кресло.

ЛЕНОЧКА
Привет, Ванюша. Как мама?

ИВАН
Платье гладит. Собирается на мою премьеру.

Леночка грустно на него смотрит. Кладет руку на плечо.

ЛЕНОЧКА
Все будет хорошо. Кстати, есть хорошие новости. Ты – отец проститутки. Человек, который пережил настоящую боль. Трагедия отца. Есть, что сыграть.

Иван в бешенстве вскакивает и бежит по коридору, Леночка все бросает и кидается вслед за ним.

ЛЕНОЧКА
(на ходу)
Стой, не ходи к нему. Есть еще варианты. Сумасшедший сторож, свихнулся от несчастной любви. Заберу у Кузнецова и тебе отдам.Честное слово, хорошая роль. Ваня!!!

Иван на мгновение останавливается.

ИВАН

А где он нашел эту любовь? В стриптиз-клубе?

ЛЕНОЧКА
(шепотом, чуть не плача)
Нет, в бане. Подсматривал в дырку.

Иван больше не слушает ее, широко открывает дверь с надписью «Не входи. Убью!», и с грохотом захлопывает ее за собой.

ИНТ. КАБИНЕТ ЖАБЫ.

Кабинет ЖАБЫ в стиле пошлого барокко. Потолки с золотой лепниной, красные обои как в борделе, пухлые диваны и цветастый ковер. Посреди всего этого богатства на диване с сигарой сидит ведущий ток-шоу, звезда. У него большие черные на выкате глаза и зеленый блестящий пиджак.

ЖАБА
Что надо, придурок?

ИВАН
Здравствуйте Семен Глебыч. Я хотел внести одно предложение по поводу шоу. Говорят, рейтинги падают и…

ЖАБА
(свистящим от злости шепотом)
Значит, тебе не нравится мое шоу?

ИВАН
Нет, не совсем. Просто я хотел сказать. Я хотел …

В кабинет заглядывает взволнованный охранник.

ОХРАННИК

                Глебыч, все в порядке?
                Убрать этого хорька?

ЖАБА

              Подожди пока. Какой смелый попался.
              Даже любопытно.
(Ивану)
Так что ты хотел, дружок? Иди,   садись.

ИВАН
(ободренный)
Мне кажется, наши зрители устали от грязи. От педофилов и извращенцев. От скандалов и криков. Понимаете? Телевидение - это ведь тоже искусство. Давайте внесем сюда свежую волну, чистую и прозрачную как слеза ребенка. Пусть люди рассказывают истории, но другие.

ЖАБА
(с интересом)
Какие другие?

ИВАН
О чем-то добром, высоком. О любви и верности, о чести и достоинстве.

ЖАБА
О любви и чести?

Жаба начинает хохотать, а потом резко вскакивает, хватает Ивана за плечи и трясет.

ЖАБА
Любовь, слеза младенца! Как вы мне надоели, проклятые актеришки, отрыжки прошлого. Ваш театр, храм красоты, схлопнулся. Искусство никому на фиг не нужно. Ты жрал на помойке и плакал, умоляя взять тебя на работу. В ногах у меня валялся.
(кривляется)
У меня больная мамуля, я готов играть кого угодно.

ИВАН
Я благодарен вам. Возможно вы не понимаете…

ЖАБА
Послушай сопляк. Я пятнадцать лет потратил на это шоу. Я приехал сюда из Мухосранска, жил в студии, варил всем кофе и стирал им носки. Я положил свою жизнь на это шоу. И теперь ты, неудачник, приходишь ко мне и говоришь, что мое шоу – говно. Так? Смотри, смотри сюда (толкает его к большому экрану, на котором в записи идет шоу) Алчные твари перед зомбо ящиком. Они жаждут скандалов, сенсаций. Они  вонючую жижу гребут ложками и просят добавки. Для них, чем хуже и грязнее, тем лучше, тем выше рейтинги. А ты хочешь забрать у них то, что нужно каждому и дать взамен что? Красоту?

ИВАН
Дайте мне попробовать. Дайте мне одну хорошую роль и я докажу вам, что люди хотят другого.

ЖАБА
Люди хотят то, что я им даю. Тетя Маня жаждет чернухи, она хочет увидеть в замочную скважину, что делается на соседской кухне. Я показываю. Смотри, тетя Маня, на соседской кухне дядя Петя расчленил тетю Клаву.

ИВАН
Вы делаете из зрителей тупых животных. Вы даете им мерзость и доказываете, что это круто. Вы издеваетесь над героями, выставляете их дураками и извращенцами. Приглашаете людей из деревни и поливаете грязью так, что они потом не могут вернуться домой, потому что им стыдно.
Вы действительно Жаба, которая всех тащит в свое болото. Потому что кроме болота, вы в жизни своей ничего не видели. Мелкий убогий человечишка, который с утра до ночи торгует своей лупоглазой мордой на экране, день за днем уничтожая в людях все доброе и хорошее. Убивая в них веру в прекрасное, надежду на спасение из этого ада, что вы им показываете. «Мириться лучше со знакомым злом, Чем бегством к незнакомому стремиться!»

Иван останавливается, понимая, что зашел слишком далеко. Лицо Жабы перекошено от злости.
ЖАБА
(хрипит)
Вон отсюда. Мерзавец, актеришка! Я тебя сгною. Внесу в черный список, разошлю твое фото всем продюсерам мира. Тебя теперь даже дерьмо собачье не позовут сыграть. Я тебя урою, тварь. Сдохнешь от голода вместе со своей мамашей!

ИНТ. КОРИДОР.

Охрана волочет за ноги по коридору Ивана.

ИВАН
Скоро ваше время закончится! Исчадие ада, наместник сатаны.

В приоткрытую дверь с испугом выглядывают гример, режиссер и Леночка.

НАТ. НА СТУПЕНЬКАХ ТЕЛЕЦЕНТРА.ДЕНЬ.

Иван в порванной рубашке и с синяком под глазом сидит на ступеньках. Выходит Леночка и садится рядом.

ЛЕНОЧКА
Зря ты меня не послушал.

ИВАН
Теперь уже все равно.

ЛЕНОЧКА
А маме что скажешь?

ИВАН
Не знаю. Я целый год врал. Рассказывал, как идут репетиции, говорил как прекрасна моя Офелия. Она не переживет, когда узнает, что театр закрыли.

ЛЕНОЧКА
У меня есть одна идея.

ИНТ. ТЕЛЕСТУДИЯ.ПАВИЛЬОН.

Небольшой павильон в свете софитов. На фоне задника с силуэтом полуобнаженной фигуры расставлены кресла, на которых сидят участники ток-шоу и гости программы. Напротив них в зале на скамейках расположились зрители. Леночка объясняет зрителям, что нужно делать.

ЛЕНОЧКА
Я поднимаю руку, вы хлопаете, опускаю – перестаете. Давайте попробуем…

За стеклом за пультом сидит режиссер.

РЕЖИССЕР
(в микрофон)
До начала пять минут. Гримеры, поторопитесь, очень ждем братоубийцу.

Жаба стоит на сцене и перебирает карточки с вопросами. К нему подбегают две девушки за автографами. Он натягивает на лицо сладкую улыбку и подписывает им открытки. Но как только они отходят, снова становится жабой.

ЖАБА
Леночка, ради бога, убери от меня этих дур. Мне и одной тупицы тут хватает. Смотри, у тебя тут черт ногу сломит. Я ни фига не понимаю. Кто кого убил? Ты когда будешь, наконец, нормально работать, а не на мужиков вешаться? И когда, наконец, похудеешь? Так. Сын отомстил за отца, отравил мать и пырнул отчима ножом. Герой будет в студии. Свидетели. Кто свидетели?

ЛЕНОЧКА
Там все умерли, прямых нет. Только косвенные. Один мужик накануне видел приведение, которое что-то там предсказало.

ЖАБА
Леночка, я знаю, что у тебя мозгов как у мухи, но думать надо головой, а не попой. На кой нам эти уфологии и прочее. Это не наш формат. Не формат. Знаешь такое слово? Найди в словаре, в конце концов, жирная корова. Призрак у нее, блин. Ладно, с него и начнем, чтобы побыстрее проехать. Потом сам убийца, соседи, знакомые. А секс где? Секса не вижу.

ЛЕНОЧКА
Эдипов комплекс. Вроде как приревновал к матери.

ЖАБА
Ладно, сойдет на безрыбье. Все, погнали.

РЕЖИССЕР
(в микрофон)
Три, два, один, поехали.

ЖАБА
Уважаемые зрители! Мы с вами находимся в прямом эфире. И наше ток-шоу «Голая правда» сегодня снимает все покровы! Мы откроем вам то, о чем вы даже не подозревали. Тема этого выпуска «В семье не без урода» .
Встречайте! Наш гость Никанор Тимофеев.
(Аплодисменты)

ЖАБА
Я правильно понял, что все началось с того, что ты увидел призрака.

НИКАНОР
Короче, я был на даче, копал картошку. А вдруг бац – череп. Мне как-то сразу не по себе стало. А потом вижу – тень какая-то. И говорит мне – отомсти за меня, сынок. Твоего отца убили. Отомсти. Убей отчима.

ЖАБА
А ты?

НИКАНОР
Я взял шампур и пошел в город. Мстить.

ЖАБА
А что скажет наш психолог?

ПСИХОЛОГ
Весной у нервных личностей часто случаются обострения. Почему вы хотели убить отчима?

НИКАНОР
Ну на самом деле он – мой дядя. Моя мамка сразу выскочила за него, как отец помер.

ЗРИТЕЛЬ 1
Я считаю, что это недопустимо. Родители вас вырастили, а вы на них с шампуром.

ЗРИТЕЛЬ 2
Но ведь Никанор считает, что мать и отчим убили отца. И у него есть доказательства.

ЖАБА
Какие доказательства?

НИКАНОР
Призрак. Он хочет поговорить с вами.

ЖАБА
Что прямо тут?

НИКАНОР
Надо только выключить свет.

Жаба вопросительно смотрит на Леночку, та утвердительно кивает.

ЖАБА
Хорошо, гасите.

У Жабы звонит мобильный.

ЖАБА
Какого черта вы звоните. У меня эфир. Кто приехал на шоу? Губернатор? Бог мой, я буду через секунду. (Леночке) Тяни время! К нам важный гость, надо встретить.

В студии гаснет свет, кто-то в черном балахоне выходит на середину «сцены», на него направлен луч света. Под музыку и аплодисменты "призрак" снимает балахон, парик, очки. И становится актером Иваном.

ИВАН
Не смотрите на то, что у меня есть тело. На самом деле я призрак. Призрак прошлого. Того времени, когда люди еще ценили красоту и чистоту души.
Но вы другие. Вы пришли на это шоу, потому что вам хочется видеть в людях голую правду, грязь и черноту.


(Иван снимает рубашку и бросает в зал.)
Вы смотрите на моральных уродов и извращенцев и возвышаетесь, парите над ними. Вы раззеваете голодные рты и жаждете сенсаций, пикантных подробностей. Наконец-то пришло ваше время и можно вволю покопаться в грязном белье.
(Иван снимает брюки)
С утра до ночи под бодрую музыку вам показывают голые души, сопровождая это смехом за кадром. И теперь вы – новое поколение. Хомо медиус, человек медийный. Вы не можете принимать информацию, если в ней нет голых задниц или смеха. Если никто никого не убил и не предал. Если нет шоу.
(Снимает носки)
Разве вам интересен человек тем, как он играет Гамлета? Что он чувствует? Где в это время его душа? Как болит его сердце? Ни черта вам не интересно. Вам хочется видеть его голым – знать с кем он спит, в каких трусах ходит, и на какой тачке ездит. Разве волнует вас вопрос, который мучил его много лет – быть или не быть?
(Иван стоит на сцене голый, прикрывшись черепом.)


Много дней я приходил сюда и изображал гадких людей – маньяков, сутенеров, педофилов. Я сидел на этой сцене и смотрел вам в глаза, пытаясь понять одну вещь – неужели вам не стыдно ЭТО видеть?

Зрители стыдливо тупят глаза.

ИВАН
Ведь на самом деле вы не такие. Вам кто-то сказал, что так правильно, что так нужно. Кто-то сказал, что раздеваться при всех – это признак свободы. Обнажать душу и тело прилюдно – это смело и оригинально.
Мне очень жаль, друзья, но вас обманули. Нас всех обманули. Меня тоже. Они сказали мне, что это нормально, что искусство умерло, бог умер, а выжить в новом мире можно  лишь продавая самое ценное, что есть у каждого из нас – чувство собственного достоинства.
Изо дня в день они смотрят, как мы обнажаемся, словно рабы на площади, когда их выбирает новый хозяин. Смотрят, как ваши глаза пустеют, глядя на экран. Они раздевают и унижают нас в прямом эфире, забирая в это время ваши души. Ваши и ваших детей. Я молю вас, проснитесь.
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны?

Гаснет свет. Секунда тишины бурные аплодисменты.

Леночка забегает к режиссёру в кабину.

РЕЖИССЕР
Это конец. У меня ипотека на двадцать лет. Зачем я только свами связался.

ЛЕНОЧКА
Десять из десяти.

РЕЖИССЕР
В смысле?

ЛЕНОЧКА
Рейтинги выше неба.

Зрители аплодируют. Среди них – две старушки в вычурных вечерних платьях. Одна из них мать Ивана, а вторая врач, которую он встретил дома.

ВРАЧ
Ну, неплохо, неплохо. Не зря я тебе подыграла, тряхнула стариной. Это стоило посмотреть.

МАМА ИВАНА
Не слишком ли современное решение? Все-таки Шекспир.

ВРАЧ
Не дурно. Весьма. Весьма.

ТИТР:

Конец фильма
© Анна Драницына