Как закаляли сталь по-корчагински

Мита Пе
Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперед.

/Из комсомольской песни/

Недавно я совершила личный подвиг – перечитала роман "Как закалялась сталь".  Получилось это случайно –  просматривала в домашней библиотеке книги с иллюстрациями Саввы Бродского, и среди них была книжка Николая Островского. Открыла её,  и вновь увидела непримиримый взгляд Павки Корчагина ...

Я прекрасно помню этот роман ещё со школьной поры, он активно (устно и письменно) изучался на уроках литературы, нас даже водили на Тверскую в Музей-квартиру Н.А.Островского.

Я до сих пор помню наизусть отрывки из книги, нас в обязательном порядке  заставляли их заучивать. И долгое время после школы я считала, что жизнь надо строить по образу и подобию Павки Корчагина, чтобы (не дай Бог!) позже "не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". И хоть по литературе (когда "проходили" Островского) я получала пятёрки, но эта книжка не стала моей любимой – я забыла её сразу же, как мы перешли к другой теме.  Но из библиотеки не выбросила, даже не свезла на дачу, куда отправились многие произведения известных советских писателей. Причина – иллюстрации Бродского.

Так вот, "картинки" Бродского к роману Островского мне в школьные годы не нравились. Я считала, что они искажают представление о Павке Корчагине - он  виделся мне (и не только мне) Героем с большой буквы, энтузиастом, строителем светлого будущего, яростным борцом за народное счастье, неустанным борцом за справедливость, а иллюстрации Бродского говорили о другом Павке, одержимом, пожираемым революционным огнём и духом непримиримости не только к классовым врагам, но и к чему-то мне тогда ещё непонятному. Эти "картинки" вызывали во мне внутреннее беспокойство, в них была тайна, которую я не умела познать. 

Сейчас, перечитав роман, я поняла, чем беспокоили меня иллюстрации Бродского – они  были правдивее текста. Бродский как всегда гениально-правдиво обнажил истинную  трагическую суть произведения. Раньше я чувствовала эту трагедийность  интуитивно, но мне не хватало жизненного опыта, чтобы понять и осознать, я старалась вообще об этом не думать, тем более, что графически изображённая правда шла вразрез с общепринятым пафосным мнением о романе.

Гениальный художник  изобразил Павла Корчагина, как видел, без розовых очков, сквозь которые на книгу глядели мы, школьники тогдашнего времени,  изучавшие идейный роман как инструкцию классовой борьбы и руководство к действию.

Откровенно говоря, я стала перечитывать роман в надежде узнать, произведёт ли он на меня такое же впечатление, как в школьном детстве.  Прочла быстро, за один день. Домашние мне не мешали, я так обескуражила их своим решением перечитать "Как закалялась сталь", что они почтительно притихли и не обременяли меня хозяйственными заботами. )))
 
Да, прочла быстро и вот что хочу сказать.
У Николая Островского, несомненно, была героическая жизнь, настоящая революционная жизнь, в духе того беспокойного времени, когда вслед за Блоком хотелось повторять: "Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем".
Павел Корчагин, как и его прототип Николай Островский, находился в самом горниле яростной борьбы за светлое коммунистическое "завтра", мчался в первых рядах штурмового отряда революционной молодёжи, которая увлекала за собой остальных. Кому-то надо быть примером, и Корчагин им стал.

Вспоминаю рассказ Максима Горького о Данко, который разорвал себе грудь, чтобы своим пылающим сердцем осветить путь другим. Павел Корчагин был именно таким Данко. "Горя другим, сгораю сам!" - вот девиз жизни главного героя. Таким был сам Островский, таким он отобразил себя в образе Павла Корчагина.

Текст романа много раз (около 20-ти) редактировали в редакции журнала "Молодая гвардия", и от авторского текста остались лишь идея и канва повествования, но - книга получилась "зажигательная"! Вот и меня, помню, зажигала - хотелось куда-то скакать, кого-то освобождать, с кем-то бороться и искренне верить, что это и есть смысл жизни!

В целом, книга читалась легко, непринуждённо и оставила положительное впечатление, хотя  высокохудожественной я её не назову.  При перечитывании (а раньше не замечала) я обратила внимание на лирические вставки на тему природы,  которыми начинались некоторые главы. Они   приятно разбавляли нескончаемый разговор на тему  революции, гражданской войны, комсомольского энтузиазма  и радостей борьбы за создание мирового коммунистического общества.   

Воспитание подрастающего поколения в советское время было идеологически выдержанным и усомниться в правильности жизненного пути Павла Корчагина (он же Николай Островский)  даже не приходило в голову.
Усомнилась я сейчас, когда заново перечитала это произведение.  Уже ближе к середине книги во мне родился  и засвербил вопрос:  "А так ли уж правильно жил Павел Корчагин?"

Вся его короткая жизнь – это самопожертвование во имя призрачных коммунистических идей. А то, что коммунизм это призрак, говорил ещё Карл Маркс: "Призрак ходит по Европе, признак коммунизма". А кто-то из моих знакомых  однажды изрёк, что коммунизм – это горизонт, к которому насколько приближаешься, настолько он и удаляется. Что ж, выходит, неугомонный  Павка приближал к себе горизонт и, как Дон Кихот, боролся с ветряными мельницами?

Сам Корчагин и энтузиасты его типа искренне верили в то, что им по силам  сказку сделать былью, что они силой духа одолеют «пространство и простор», а также все трудности и построят счастливое будущее для всех! Честь им и слава за такую Веру!
У Корчагина было много последователей, советская молодёжь, выросшая на примере Павла Корчагина и его друзей, не щадила себя во имя светлых идеалов.  Я сама была из таких верящих, так что промывка мозгов в советском воспитании/образовании  было ещё то!

Музей Н.А Островского (ныне Музей-центр "Преодоление" им. Н.А.Островского)  ратует за  возвращение произведения  Н.А.Островского "Как закалялась сталь"  в школьную программу по литературе.  Вроде, на обращение обратили внимание, и роман вернут в школу.  Только зачем?

Снова будут учить наших школьников непримиримости к врагам? К каким врагам, к американцам? Или к угнетателям негритянского дяди Тома? И будут воспитывать на примере Павки множество новых Павликов Морозовых? Не сомневаюсь, что при своей революционной упёртости и ненависти к классовым врагам Павка пустил бы в расход и родного брата Артёма, если бы тот перешёл на другую  сторону баррикад! Для таких одержимых героев нет полутонов – они признают революционную простоту: свой – чужой, друг – враг, чёрное (красное) - белое.

Времена меняются, и время произведения "Как закалялась сталь" ушло, и вряд ли современные школьники воспримут мировоззрение первых комсомольцев. Да и комсомола уже нет! Можно из интереса познакомиться с этой книгой, но изучать ... не надо! Помню, как соседка девочка-старшеклассница сказала своей маме, придя из школы: "Мы сегодня на уроке смотрели фильм "Повесть о настоящем коммунисте". Я думала, что покажут про настоящего коммуниста, а показали про  Брежнева!"
Вот такой анекдот из жизни! Как бы и о роман Островского не постигла бы подобная участь!

Последним идеалом советских комсомольцев было строительство БАМа. Энтузиасты-строители были последними корчагинцами, а новых не будет, потому что идеалы комсы 20-х годов стали для нынешних молодых  устаревшими и ненужными. 

Полезно перечитывать известные книги. Они помогают осмыслить продвижение по пути собственного духовного развития. Я не жалею, что перечитала "Как закалялась сталь". То, что раньше подспудно жило в моём сознании и тщательно упрятывалось по причине юного возраста, отсутствия жизненного опыта и неумения объяснить интуитивную тревожность, то, что пронзительно кричало в иллюстрациях художника-провидца Бродского, сейчас всколыхнулось и прорвалось наружу. Я поняла, что супер-идейность романа, бьющая по глазам, ничто иное, как приношение себя в жертву революционному Молоху.

Роман "Как закалялась сталь"  - это повествование о самоубийце-мазохисте, о человеке, который ежедневно и целенаправленно убивал себя, отказываясь быть человеком. Павел Корчагин, поначалу смелый, гордый, протестующий мальчишка, вырос  в робота-воителя, железного человека, подчинившего свою плоть силе сознания,  и добровольно посвятивший себя физическому аскетизму.

Природа существует в балансе, всё живое живёт в гармонии, одно не может бытьь без другого, даже противоположности существуют в единстве. День и ночь, белое и чёрное, большое и маленькое, холодное и горячее, сердце и разум ...

Человеческое тело и сознание тоже должны пребывать в гармонии.   Любой перебор наказывается гибелью. Выберешь тело, оттеснив сознание, станешь идиотом или животным, а это всё равно что смерть. Выберешь сознание, начхав на тело, тело отомстит медленным умиранием.
 
Но тело милосердно, во имя собственного спасения оно посылает сигналы "СОС"  недомоганиями, ранениями, болью, неполадками в том или ином органе, тревожными мыслями. Но что такое тело для Павла Корчагина? Тьфу на него, сознание, дух, целеустремлённость превыше всего!  Нравится девушка – сапогом на собственные чувства, отказали ноги, не беда, главное, жив дух, глаза перестали видеть, можно жить и во тьме ... И продолжать бороться, бороться, бороться ....
С кем? С самим собой!

Вот таков он, Павка Корчагин. Он двигался по жизни с неумолимостью танка, ровно вперёд, не сворачивая на обочины, словно носил шоры на глазах. Жизнь поначалу его жалела, подсказывала, советовала: а вдруг одумается! Вот Тоня Туманова ... она встретилась Павлу не случайно - первый раз в самом начале его одержимо-революционного пути. Появление девушки она же Любовь, жизнь, нежность) как бы предупреждало подростка: "остановись и оглянись, жизнь это не только борьба, есть ещё и другие ценности, питающие душу, и от них нельзя отказываться ...!"

Не понял этого Корчагин, знакомство с  Тоней он посчитал помехой в его избранном пути самосожжения.  Тоня ещё раз появилась на пути Павки (остановка поезда в Боярке), как предупреждение, как новая попытка образумить Павла, но тщетно. Он уже, как Данко,  разодрал себе грудь - Тоня, ... "я буду принадлежать прежде партии, а потом тебе и остальным близким".

Последняя отчаянная  мысль спасения всё-таки попыталась пробиться к Павлу, когда он захотел сблизиться с Ритой, но – поздно, время было упущено.  Тело сдалось, а Сознание восторжествовало.

Супружество с Таей Павел объяснял целью якобы спасения Таи из-под гнёта её семьи, то есть это была не семья, а фикция. Павел не мог быть Тае полноценным мужем – когда какой-нибудь орган в организме не востребован, он теряет свои функции, и, хотя, в романе об этом не говорится (выдаётся за высокие нравственные идеалы), но я уверена, что Павел в свои 30 лет был стопроцентным импотентом.

Люди всегда восхищаются силой воли, развивают её, поощряют и не дают себе труда подумать,  что сила воли – это элементарное насилие над собой. И чем сильнее воля (желание победы над собой), тем сильнее насилие. Тело человеческое хрупкое и насилия не терпит. Насилие (оно же сила воли, оно же постоянное напряжение ) напрямую воздействует на мышцы. Чем больше и непреклонней у человека сила воли, тем серьезнее у него изменения в мышечной ткани.

Привычка истязать себя усилием воли, не обращаяя внимания на потребности тела,   в конце-концов приводит к поражению – волевой человек заболевает безнадежной болезнью. Что и произошло  с Павлом Корчагиным.

В-общем, жизненная трагедия, случившаяся от победы духа над телом. Единственное, что я приветствую в Павке Корчагине – это его неукротимая любовь к жизни. Правда, любовь парадоксально-мазохическая - сам себя калечит, и сам же себя преодолевает. Так что, слова про «бесцельно прожитые годы»  Павел Корчагин говорил именно о себе.

Вряд ли когда-нибудь я захочу вернуться к этой книге.  К иллюстрациям Саввы Бродского вернусь, но ниточка от них уже не потянется к тексту. Просто взгляну и вспомню, что было такое жёсткое время в истории нашего государства, и были люди, про которых поэт Николай Тихонов сказал в своей "Балладе о гвоздях": "Гвозди бы делать из этих людей: Крепче бы не было в мире гвоздей". Но, к счастью, люди – это не гвозди.

А напоследок я скажу ...
Сталь закаливают для того, чтобы повысить её твердость и прочность, чтобы она служила долгие годы. Для этого  её подвергают тепловой обработке, при которой очень  важна точность, недозакалить или перекалить – и сталь становится браком. 

Можно ли назвать жизнь Павла Корчагина браком? Для нашего времени - да, для того - нет! Каждому времени - свои герои.
Название для книги "Как закалялась сталь" автор Николай Островский придумал удачное – сразу представляются смелые и надёжные люди, закалённые в боях, походах, в борьбе с трудностями. Но в случае с Павлом Корчагиным в процессе закалки произошёл перебор температур, и сталь не стала долговечной.

Закончу цитатой из романа: "Моя грубость куда легче вашей, товарищ Туманова, с позволения сказать, вежливости. О моей жизни беспокоиться нечего, тут все в порядке. А вот у вас жизнь сложилась хуже, чем я ожидал. От тебя нафталином запахло".

Ой ли, Павел?