Дети, бегущие от грозы

Марианна Факторович
Сценарий короткометражного художественного фильма



1. НАТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. БЕРЕГ НЕВЫ. ДЕНЬ – ДЕНЬ 1
Наши дни. К берегу Невы спускается человек лет 85. У него смуглое лицо, одет он очень просто, но сразу видно, что это иностранец. Его зовут Франсиско, он – испанец. В одной руке у него десять гвоздик, в другой – небольшой завернутый в газету сверток. Франсиско спускается к воде, разворачивает газету. В газете – маленький кусочек черного хлеба, 125 грамм. Франсиско достает из кармана полиэтиленовый пакет, в котором лежит маленькая круглая «плавающая» свеча. Зажигает свечу, ставит ее на черный хлеб, кладет хлеб на воду. Хлеб плывет по Неве. Франсиско кладет в воду гвоздики. Садится на берег, смотрит на воду. В его глазах – слезы. Достает из нагрудного кармана старую фотографию. На фото – 5 мальчиков и три девочки в пионерских галстуках. Им лет по 10-12. Все дети – смуглые и большеглазые. Это – маленькие испанцы. Рядом с ними – русский парень лет 25, высокий худой очкарик. Тут же русская девушка лет 23.
Во время всей этой сцены за кадром звучит голос Франсиско.

ГОЛОС ФРАНСИСКО (ЗК, С АКЦЕНТОМ)
Меня зовут Франсиско Алонсо. Я родился в Мадриде в 1931 году. Когда мне было пять лет, в Испании началась война. И в 37 году нас, испанских детей, пригласило в СССР советское правительство. Я плакал и не хотел ехать. Но мама сказала – Франсиско, так надо! И я оказался в Ленинграде. Нас называли – дети, бегущие от грозы. А потом наступил страшный 41 год. Вокруг Ленинграда смыкалось кольцо блокады. И меня вместе с другими малышами отправили в эвакуацию. Так началась эта история…

ЗТМ

2. НАТ. ВОКЗАЛ. ДЕНЬ –ДЕНЬ 2
Титр: 6 сентября 1941 года.
На вокзале – суета и давка. Женщины с детьми садятся в поезд. У всех – чемоданы или небольшие тюки. У входа в вагон – давка. Стоит шум, кто-то плачет, кто-то кого-то зовет. Раздаются крики «Маша, я здесь!», «Сереженька, иди сюда», «Граждане, дайте пройти», «Поберегись!». Рядом с вагоном стоят 5 мальчиков и три девочки лет 10-12. Все – смуглые, с большими темными глазами. У всех на груди – пионерские галстуки. Все держат в руках по маленькому чемодану. Среди детей – Франсиско Алонсо. Он – самый маленький и щуплый. Он стоит чуть в стороне. Рядом с детьми – воспитатель Павел. Он опирается на трость. Павлу лет 25, он – высокий худой очкарик. Хромает на правую ногу. Тут же – Татьяна, девушка лет 23. Все эти персонажи были на фотографии в сцене-1.

ПАВЕЛ
Ну, всё. Счастливой дороги! Таня, как доедете – сразу напиши. Или дай телеграмму, если получится. И… будь внимательна. Смотри, чтобы они у тебя не разбежались, как тараканы.

ТАТЬЯНА
Да, Паша. Я… все сделаю…

Таня украдкой вытирает слезы.

ПАВЕЛ
Не смей плакать! Ты же комсомолка!

ТАТЬЯНА
Я… не плачу. Война скоро кончится, и мы сразу вернемся. Ты береги себя, Паша!

ПАВЕЛ
Давайте… по вагонам! Но пасаран!

Павел вскидывает вверх сжатую в кулак правую руку. Дети повторяют этот жест.

ДЕТИ (ХОРОМ)
Но пасаран!

Дети вместе с толпой протискиваются в вагон. Франсиско остается на перроне.

ФРАНСИСКО
Я не поеду!

ПАВЕЛ
Поедешь как миленький!

Татьяна берет Франсиско за руку.

ТАТЬЯНА
Франсиско… Малыш… Ты же знаешь, что нельзя не ехать. Это война…

ФРАНСИСКО
Я не малыш! И про войну побольше твоего знаю! Нас в Мадриде бомбили, снаряд в мой дом попал. А я все равно не боялся! И сейчас не боюсь!

ПАВЕЛ
Отставить разговоры! Марш в вагон!

ФРАНСИСКО
А ты не командуй! Я  знаю – ты просто хочешь отправить нас подальше, чтобы мы тебе не мешали!

ТАТЬЯНА
Франсиско!

ФРАСИСКО
А ты его зачем-то любишь! А ему на всех наплевать! Сейчас война кончится, и мы так и останемся в Саратове. А он тут будет свою математику учить! Ученый нашелся!

Павел хватает Франсиско за руку и тащит в вагон. Таня идет за ними.

ФРАНСИСКО
Я все равно убегу! Если бы не ты! Я бы уже к маме вернулся! В Мадрид! И бил бы фашистов, как мой папа!

ПАВЕЛ
Только попробуй убежать!

Павел заталкивает Франсиско в вагон. Таня обнимает Павла, целует его и тоже заходит в вагон. Поезд медленно отходит от перрона. Павел, хромая, идет по перрону в обратную сторону.

3. НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУТИ. ДЕНЬ – ДЕНЬ 2
Поезд медленно идет по железнодорожным путям на окраине Ленинграда. Двери в вагонах открыты, в тамбурах – люди сидят на чемоданах.

4. ИНТ. ТАМБУР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА. ДЕНЬ – ДЕНЬ 2
Франсиско протискивается в тамбуре мимо сидящих на чемоданах женщин. Подходит к двери, некоторое время смотрит вниз. Набирает в грудь воздух и спрыгивает с поезда.

5. ИНТ. ИНТЕРНАТ. СПАЛЬНЯ. НОЧЬ – ДЕНЬ 2
На кроватях спят мальчики, человек 15. Все – испанцы. Всем лет по 16. У входа на кровати в одежде спит Павел. Бесшумно открывается дверь, заходит Франсиско. Одежда на нем грязная, на щеке – запекшаяся кровь. Франсиско идет к кровати, стараясь не шуметь. Но Павел все равно просыпается, поднимает голову, видит Франсиско. Садится на кровати.

ПАВЕЛ (ШЕПОТОМ)
Ты… все-таки сбежал!

ФРАНСИСКО
(с вызовом, в голос) Сбежал!

ПАВЕЛ
(шепотом) Не ори! Всех перебудишь! Поедешь через три дня, вместе со старшими! А сейчас иди хотя бы умойся. И поешь – на кухне ужин остался.

ФРАНСИСКО
Я спать хочу! И никуда я не поеду!!!

ПАВЕЛ
Еще как поедешь!

Франсиско идет к кровати, падает в нее, не раздеваясь. Накрывается одеялом и закрывает глаза.

ГОЛОС ФРАНСИСКО (ЗК, НА ПЛАНАХ СПЯЩИХ МАЛЬЧИКОВ)
Но я действительно никуда не поехал. 8 сентября замкнулось кольцо блокады. А потом наступила первая блокадная зима. Самая страшная…

6. ХРОНИКА
Нарезка из зимней блокадной хроники. Человек идет по набережной, падает. Мужчина идет по улице Пушкинской. Женщина везет санки, на которых – труп. Взвешивание хлеба на весах. Кадры госпиталя.

ГОЛОС ФРАНСИСКО (ЗК, на планах блокадной хроники)
Павел и старшие ребята работали на заводе. Я ходил в госпиталь, помогал медсестрам и санитарам. Получал иждевенчнскую карточку. Выжить на нее было невозможно. 125 грамм ленинградского хлеба, состоящего наполовину из опилок, я запомнил на всю жизнь.

7. ИНТ. ИНТЕРНАТ. СПАЛЬНЯ. ДЕНЬ – ДЕНЬ 3
Кровати в спальне составлены вместе. Окна заклеены. В углу в печи-«буржуйке» догорают дрова. На кровати, завернувшись в одеяло, сидит Франсиско. Рядом с ним – табуретка. Франсиско держит в руке чашку с кипятком и кусочек хлеба. Маленькими глотками пьет кипяток и понемногу откусывает хлеб. Заходит Павел с вещмешком. Павел в телогрейке и теплой шапке. Он хромает, опирается на трость. Павел кладет вещмешок на кровать, развязывает его. Достает несколько газетных свертков. Разворачивает. В одном – три колотых куска сахара, в другом – полбуханки хлеба, в третьем – банка тушенки.

ПАВЕЛ
Я тебе принес кое-что. На заводе паек давали внеочередной. Поешь.

ФРАНСИСКО
Спасибо!

Франсиско берет кусок сахара, начинает его грызть. Павел ножом открывает банку тушенки, поставив ее на табуретку. Достает ложку, кладет ее рядом с банкой.

ФРАНСИСКО
А ты?

ПАВЕЛ
Я уже ел. Говорю же – это лишний паек.

ФРАНСИСКО
Ты сказал – внеочередной.

ПАВЕЛ
Это одно и то же.

Франсиско медленно, наслаждаясь каждым кусочком, ест. Павел отворачивается.

ПАВЕЛ
Франсиско… Завтра от нашего завода через Ладогу пойдет машина. На Большую землю. Я договорился – тебя возьмут.

ФРАНСИСКО
(перестает есть) Я не поеду!

В спальню заходят испанские мальчишки лет 16 – человек 5-6. Все в валенках и телогрейках. Среди мальчиков - Мигель.

ПАВЕЛ
Поедешь!

ФРАНСИСКО
(кричит) Ты опять, да? Ты с самого начала меня ненавидел! Как только я приехал! Ты… библию мою отобрал!

ПАВЕЛ
Так надо было. Ты же знаешь – пионер не должен верить в бога.

ФРАНСИСКО
Мне ее мама дала! И сказала, чтоб я никогда с ней не расставался! А ты… Ненавижу тебя!

ПАВЕЛ
Ты можешь меня ненавидеть. Но завтра ты уедешь. Хочешь ты этого или нет.

ФРАНСИСКО
Нет!!! У нас в госпитале говорят – дорогу смерти бомбят всё время. Машины под воду уходят.

ПАВЕЛ
Как ты сказал – дорогу смерти?

ФРАНСИСКО
Ты что, не знаешь, что так все дорогу жизни называют?

ПАВЕЛ
Знаю…

ФРАНСИСКО
Ты хочешь, чтобы я умер, да?

ПАВЕЛ
Я хочу, чтобы ты жил.

ФРАНСИСКО
Неправда! Если бы я умер… ты бы сам съел этот паек! И тебе не пришлось бы делиться!

МИГЕЛЬ
Франсиско, ты дурак? Павел свой…

ПАВЕЛ
(перебивает) Мигель, печь погасла. Возьми  ребят, идите в библиотеку, разберите два шкафа. Только книги сложите аккуратно.

МИГЕЛЬ
Павел, там только один шкаф остался… Может, мы возьмем несколько книг…

ПАВЕЛ
(жестко) Нет. Книги мы будем жечь только в крайнем случае. Я – за водой.

Павел, Мигель и еще двое мальчишек выходят из спальни. Павел слегка покачивается. Чтобы не упасть, он хватается рукой за дверной косяк. Стоит несколько секунд, потом выходит, хромая и опираясь на трость. Франсиско вытирает слезы и снова начинает есть – теперь уже торопливо, как очень голодный человек.

8. НАТ. УЛИЦАЛЕНИНГРАДА. ДЕНЬ - ДЕНЬ 3
Зима. Снежные сугробы. Павел, пошатываясь, идет по улице. Везет санки, на которых стоят два пустых ведра. Он опирается на трость все тяжелее и тяжелее. И идет все медленней.

9. ИНТ. ИНТЕРНАТ. СПАЛЬНЯ. ДЕНЬ – ДЕНЬ 3
Мигель и двое мальчиков бросают в печку доски от разобранного шкафа. Франсиско выскребает ложкой остатки тушенки в консервной банке. У него закрываются глаза.

МИГЕЛЬ
Франсиско, ты правда дурак или притворяешься?

ФРАНСИСКО
(бормочет сквозь надвигающийся сон) Я никуда не поеду… Он меня ненавидит… Хочет избавиться…

МИГЕЛЬ
Пашка тебе уже два месяца свой паек отдает. Я случайно узнал. Видел, как он на заводе карточки отоваривал. Оставил себе маленький кусочек хлеба. А все остальное тебе, дураку, принес.

ФРАНСИСКО
(проснувшись) Как – мне паек отдает? А чего ты молчал?

МИГЕЛЬ
Паша запретил. Сказал – это тайна. Потому что ты гордый. Не возьмешь. Мы пытались ему часть своего пайка отдать. Не взял. Сказал – их на заводе отдельно кормят.

ФРАНСИСКО
Соврал…

МИГЕЛЬ
Соврал…

Франсиско вскакивает с кровати, хватает оставшийся хлеб и кусок сахара и выбегает из спальни. Франсиско одет в шерстяной свитер и теплые штаны. Верхнюю одежду он не надевает – слишком торопится.

10. НАТ. БЕРЕГ НЕВЫ (ТО ЖЕ МЕСТО, ЧТО И В СЦЕНЕ 1). ДЕНЬ. ДЕНЬ 3
Павел подходит к Неве. Нева затянута льдом. У берега – небольшая лунка. У лунки женщина черпает ведром воду. За ней – очередь из двух женщин с ведрами. Павел садится в снег рядом с последней в очереди женщиной. Трость кладет рядом, на снег.

ПАВЕЛ
Я за Вами буду.

ЖЕНЩИНА
Хорошо, сынок. Лишь бы бомбить не начали. У меня дома трое – мал мала. Младшенькой четыре года. Светится от голода. Смотреть больно. Эвакуации жду. Говорят, страшно через Ладогу-то. Но тут еще страшнее. Помрем от голода. Зима-то, по приметам, лютая будет. Когда такое было, чтоб в декабре уже Нева намертво встала… И немец проклятый все никак не успокоится… Чтоб он сдох, Гитлер поганый.

ПАВЕЛ
С маленькими… уезжать надо. Вы не бойтесь. Все хорошо будет… Я… посижу пока. Вы скажите, что я за Вами…

ЖЕНЩИНА
Посиди, сынок. Посиди…

Павел ложится на спину. Смотрит в небо. Закрывает глаза.

ЖЕНЩИНА
Ты только не спи, сынок. Спать нельзя. Холодно очень. Холод - он хуже голода…

Но Павел уже ее не слышит. Он лежит, закрыв глаза. Женщина подходит к Павлу, наклоняется над ним, трясет его. Павел не открывает глаз.

11. НАТ. УЛИЦА ЛЕНИНГРАДА. ДЕНЬ – ДЕНЬ 3
Франсиско пытается бежать. Спотыкается, падает, встает и снова бежит – медленно, шатаясь, спотыкаясь на каждом шагу. К груди он прижимает кусочек хлеба. В другой руке сжимает кусок сахара.

ГОЛОС ФРАНСИСКО (ЗК)
Мне казалось, что так быстро я никогда не бегал. Ни в Артеке на пионерском кроссе, ни в интернате на соревнованиях. На самом же деле я еле переставлял ноги. Но мне надо было спешить. Я хотел попросить у Павла прощения. За все те глупые слова, которые сказал ему. Я бежал так быстро, как только мог. Но все равно не успел…

12. НАТ. БЕРЕГ НЕВЫ. ДЕНЬ – ДЕНЬ 3
Павел лежит на берегу. Рядом с ним санки, на которых - два пустых ведра. В снегу лежит трость. Женщина стоит возле Павла. К женщине подбегает Франсиско, видит лежащего Павла, бросается к нему.

ФРАНСИСКО
Павел! Я правда дурак, да! Прости меня! Я тебе хлеба принес! И вот еще сахар!

Франсиско встает на колени перед Павлом, поднимает его голову.

ФРАНСИСКО
Ты поешь, ладно? А я уже сытый. Мне больше не надо. Ты почему мне ничего не сказал? Так нельзя! Все должно быть поровну, ты сам меня учил!

ЖЕНЩИНА
Мальчик… Он тебя не слышит. Он умер.

ФРАНСИСКО
Тетенька! Что вы такое говорите!!! Это же Павел! Он не может умереть.

ЖЕНЩИНА
Он умер.

ФРАНСИСКО
(глотая слезы) А как же… Я ему… Хлеб принес… И вот сахар… Он не может умереть. Это неправильно!

ЖЕНЩИНА
У меня дома дети голодные. Мальчик, возьми мой платок. Он теплый. А мне… отдай хлеб. Хочешь, я на колени встану?

Женщина опускается на колени.

ФРАНСИСКО
Тетенька, мне ничего не надо. Возьмите так. Детям. Павел… Он бы отдал. Это от него…

Франсиско отдает женщине хлеб и сахар. Женщина торопливо прячет хлеб и сахар куда-то во внутренний карман.

ЖЕНЩИНА
Спасибо, мальчик. Храни тебя Бог. Давай я помогу тебе отвезти твоего Павла на кладбище.

ФРАНСИСКО
Нет. Я должен сам. Вы только помогите мне его на санки положить.

Женщина и Франсиско снимают с санок Павла ведра и кладут на санки тело Павла. Франсиско поднимает трость, кладет ее на санки рядом с Павлом.

13. НАТ. УЛИЦЫ ЛЕНИНГРАДА. ДЕНЬ – ДЕНЬ 3
Франсиско медленно везет по улицам санки, на которых лежит тело Павла. Франсиско плачет.

ФРАНСИСКО (ЗК)
Я так и не сказал ему те самые слова. Я шел с этими санками и повторял – «Павел, прости меня». Но он меня не слышал. Я бы всё отдал за то, чтобы Павел был жив. Но ничего было уже не изменить. Я привез его на Пискаревское кладбище. И сейчас он лежит там, в общей могиле. Вместе с теми, кто умер в Ленинграде в декабре 1941 года.

ЗТМ

14. НАТ. БЕРЕГ НЕВЫ. ДЕНЬ – ДЕНЬ 1 (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНЫ 1)
Наши дни. Франсиско смотрит на фотографию, на которой – он, его друзья, Павел и Татьяна. По Неве уплывает кусочек хлеба со свечой и 10 гвоздик.

ФРАНСИСКО (ЗК)
Только после войны я узнал, что Павел был талантливым математиком. Ему предлагали эвакуироваться вместе с математическим факультетом университета. Но он отказался. Он считал, что его место рядом с нами. Детьми, бегущими от грозы.

Франсиско смотрит на фотографию. По Неве уплывают гвоздики.