Вспоминая Сат-Ока

Юрий Дым 61
                V. Daniela Pastwa ( Гданьск).

                Вспоминая Сат – Ока. / пер. с польск. дым61/

 С детства- по-видимому  от  влияния первых лет, проведенных на Хелу - я любила пространство, ощущение свободы, дуновения ветра. Имеет значение наверное и то, что моему знаку зодиака Стрелец, эти ощущения полностью соответствуют.  Очень я любила также - как наверное  и множество   других детей -  смотреть  фильмы об индейцах. В свое время, можно было  наблюдать различные  производственные кооперации европейских кинематографистов. Наиболее известным из них был цикл, основанный на романах  Карла Мая, с Виннету и Олд Шеттерхендом  в главных ролях...

  … В воскресном  «Телеутре»  (программа для детей), Сат- Ок  ( Станислав Суплатович), появился в годах 70-х. Очень интересно рассказывал в своих  воспоминаниях о временах, проведенных у индейцев.    Так сложилось, что мой папа (офицер торгового  флота) работал  тогда вместе с этим польским индейцем, на одном судне. Я не помню уже точно, какое именно это было судно, но Суплатович выполнял тогда функцию моториста.   Папа всегда остроумно о нем рассказывал,  любил над ним пошутить. Я запомнила особенно то, что господин Станислав имел слабое зрение и порою в работе не все замечал. Папа смеялся и называл его по этому поводу Слепой Pew. Кажется мне, что оба они очень любили  пошутить и чувство юмора было у них взаимным. 

   В 1977-78 годах мы посетили Станислава  в его доме в Wrzeszczu,  на аллее  Войска Польского. Я была тогда подростком, а моей младшей сестре было четыре года, ровно столько мы и проживали уже в Гданьске.  Сегодня я жалею, что мы не взяли  камеру и не сделали тогда никаких съемок, потому что было там на что посмотреть и мне очень понравилось тогда, в гостях у индейца. Квартира - на первом этаже небольшого многосемейного здания. Запомнилось, что в квартире стены были белыми, а на них  подвешено было  огромное количество сувениров, предметов, связанных с жизнью индейцев, а также  много книг в шкафах и на полках.  Хозяин и его супруга оказались  пресимпатичными  людьми. Я чувствовала себя немного как в каком-то экзотическом музее,  но не в таком, как все прочие.

   Мой папа  примерял  большой плюмаж из орлиных перьев, который Сат-Ок  снял со стены.  Потом  взялся за головной убор какого-то шамана, выполненный  из меха и украшенный рогами (бизона?).  Папа  презабавно  в этом выглядел и было  немало смеха. В то время  Суплатовичу было около 58 лет, волосы имели легкую седину  и он был постарше моего отца.  В свою очередь, я заинтересовалась мокасинами, расшитым  бусинами кошельком  и  другими мелкими предметами, употребляемыми индейцами. Часть из этих предметов  Сат-Ок сделал своими руками, а нужно признать, что большинство предметов были расшиты  очень мелким  разноцветным бисером. 

Квартира была украшена также множеством картин, представляющих индейцев; прекрасные кони, также  сцены  из статуэток и фигурок.  Картины, рисованные на бумаге и обрамленные  в простые рамы. Я не помню (я не знаю) какая там была техника, но кажется, что было это соединение рисунка и акварели.

  Я получила также  подарок от Сат-Ока, это была  книга "Земля соленых скал". Он не имел тогда на руках  польского издания этой своей книги и  вынул из полки красно-оранжевое болгарское издание. Я помню - он тогда припоминал  о том, что эта книга была уже переведена на 38-39 языков. 
  "Слепой  Pew"   отомстил  тогда  папе, сделав автограф в моей уже книге  (книга не сохранилась) :

            Милой  Средней Пелагии,
            дочке моего  бледнолицего друга,
            еще не скальпированного.
            Воспоминания о годах молодости.
                Сат – Ок.

  В посвящении была дата и под подписью Sat-Okh, также строчки и на языке индейцев.  Меня не зовут Пелагия, это имя носила моя бабушка ( мама моего папы ). Папа, когда был на судне, то  рассказывал о нас, называя  Пелагиями (мама - старшая, я - средняя  и моя сестра - самая мелкая) и поэтому  он именно так адресовал  посвящение. "Еще не скальпированного" - должно было наверное звучать,  как определенного вида угроза  полукровки- индейца, от которого можно ожидать всякого...


  В Гданьске у нас есть трамваи,  с  какого-то  времени называемые фамилиями известных ( почётных) горожан.  Один из них носит название " Сат-Ок, Длинное Перо, Станислав Суплатович", и случается,  что  езжу  я  на нем на работу,  или просто  пробегает  он мимо меня по дороге, и вспоминается мне тогда настоящий индеец,  которого я знала... 
 
 
В. Даниэла Паства. Гданьск.