Фугас под куполом

Мария Сапего
*Сценарий короткометражного фильма написан в рамках онлайн курса Александра Молчанова "Сценарий за неделю"*


---------------

ИЗ ЗТМ ТИТР:

ЛЕНИНГРАД, ОКТЯБРЬ 1961 ГОДА


1.ДЕНЬ. НАТУРА. ЗАБОР ВОЗЛЕ СПАСА-НА-КРОВИ

Из двери в заборе выходят двое мужчин - ДЕМЬЯНОВ с небольшим блокнотом и НИКОЛАЕВ.

ДЕМЬЯНОВ
В понедельник рапорт об отпуске подписали, а тут "подарочек" в сто пятьдесят кило..

НИКОЛАЕВ
Куда ехать собирались?

ДЕМЬЯНОВ
Таня давно в Пицунду хотела. Говорит, там еще тепло..(роется в кармане)Карандаш есть? Как рванул из дома, оставил..

Николаев протягивает карандаш. Из дверцы в заборе выходят трое ВЕРХОЛАЗОВ в рабочей одежде, один - с пачкой папирос и спичками в руках. Пиротехник рисует схему.

ДЕМЬЯНОВ
Смотрите, там наверху, под самым куполом, где снаряд, лебедки старые остались. Здесь, и здесь. Они крепкие, я проверил.

ВЕРХОЛАЗ 1
Да, они хоть и при царе деланы, нас еще переживут.

ДЕМЬЯНОВ
Ну вот, значит, их и задействуем. По-другому фугас оттуда без болтанки не снять. Опасно. А так - как раз, не касаясь стен, пройдёт. Сюда спустим, на мягонькое, и всё, выносить можно. Вчетвером-впятером управимся.

Верхолазы переглядываются. Верхолаз 2 вытряхивает папиросу из пачки.

ВЕРХОЛАЗ 3
Мы на это вроде не подписывались..


У забора останавливается статусный черный автомобиль. Из машины выходит мужчина, по виду чиновник. Это ГУБАЙЛО. Демьянов узнаёт его. Верхолаз 2 замечает Губайло, убирает папиросу в пачку, пачку прячет в карман. Верхолаз 1 машет рукой остальным, они уходят через дверцу в заборе.

ГУБАЙЛО
(Демьянову)Здравствуй, здравствуй, незаменимый наш.
(кричит в стороны машины) Жди, Петренко! Я тебя позову.
(Демьянову) Отойдем в сторонку?

ДЕМЬЯНОВ
Отчего же нет, товарищ Губайло.

Отходят через дверцу за забор, Чиновник спотыкается за порог.

2. ДЕНЬ. НАТ. У ВХОДА В СПАС-НА-КРОВИ

ГУБАЙЛО
Фу ты, черт.. понаставят! (Демьянову) Ну, докладывай, Виктор Иванович.

ДЕМЬЯНОВ
Фугас, двести сорок миллиметров, сорок первого года, весом полтора центнера, взрывной механизм исправен. Обнаружен верхолазом реставрационных мастерских. Застрял в своде купола посреди фрески, прямо "у Христа за пазухой", можно сказать пролежал восемнадцать лет..

ГУБАЙЛО
Ты что, паясничаешь, капитан? Ты хоть ответственность свою осознаешь?!? Да тут пол-Ленинграда взлететь может! Это в центре колыбели трех революций, в двух шагах от Русского Музея! В те дни, когда в Берлине идет противостояние с хищными американцами?!? Ты последствия-то понимаешь?

ДЕМЬЯНОВ
Я как раз понимаю, товарищ Губайло. И ответственности с себя не снимаю.

ГУБАЙЛО
Демьянов, у тебя выбора нет. Операцию контролирую я. Все данные мне, каждый час. Не дай бог, какой просчёт - ответишь за всё. И за трагический случай в Пушкине тоже, за напарника своего, понял?!

ДЕМЬЯНОВ
Об этом я уже отчитался своему руководству.

ГУБАЙЛО
Видел я тот рапорт. Свалил все на здоровую голову. Если бы не заступились за тебя тогда, как за редкого специалиста, уже бы валенки валял "за колючкой". Здесь не тот случай, ясно?

ДЕМЬЯНОВ
(переламывает пальцами карандаш)
Ясно.

ГУБАЙЛО
Сколько времени тебе нужно? Сколько людей?

ДЕМЬЯНОВ
Сегодня - только подготовка. Людей не нужно. Здешние ребята-верхолазы лучше всех знают объект, хорошее подспорье. Машина понадобится - грузовик наш. Носилки большие специальные - есть. Канаты нужны, много, сверхпрочные, из морской травы..

ГУБАЙЛО
Сейчас Петренко запишет подробно, всё нужное у тебя будет.(высовывается в дверь забора) Петренко! Петренко!

Подбегает Петренко.

ГУБАЙЛО
Пиши, лейтенант, что он скажет. Ты, Демьянов, готовься. А я поехал привлекать МВД. Завтра в восемь в штабе у меня будешь.

Губайло уходит.

3. УТРО.НАТ./ИНТ. В СЛУЖЕБНОЙ МАШИНЕ ДЕМЬЯНОВА

Демьянов садится в машину. Николаев за рулем.

НИКОЛАЕВ
Доброе утро, Виктор Иваныч!

ДЕМЬЯНОВ
Доброе. Давай к Губайло. Поеду, расскажу ему, что канатов нет.

НИКОЛАЕВ
Не привезли?

ДЕМЬЯНОВ
Только что позвонили. Привезти-то привезли. Но обычные. Видать, помощник его не так записал.

Николаев качает головой. Трогается с места.

4. УТРО. ШТАБ ОПЕРАЦИИ (КАБИНЕТ ГУБАЙЛО)

В кабинете Губайло, Демьянов и СЕКРЕТАРЬ ГУБАЙЛО.

ГУБАЙЛО
Что значит - «не доставлены»?

ДЕМЬЯНОВ
Доставили. Две тысячи метров, но обычных.

ГУБАЙЛО
Они никак не подойдут?

ДЕМЬЯНОВ
Я докладывал вчера, что требуются особо прочные канаты, из морской травы. Они мне необходимы.

ГУБАЙЛО
У кого они могут быть?

ДЕМЬЯНОВ
На флоте, или в портовых хозяйствах.

ГУБАЙЛО
(секретарю)Пойди позвони адмиралу Махотину и Ярославскому в порт, пусть у себя поищут. Скажи, я лично просил, крайне важно.

Секретарь кивает, выходит из кабинета.

ГУБАЙЛО
Найдем. Найдем твои канаты..

В кабинет входят несколько людей в милицейских погонах.

ГУБАЙЛО
(встает)Здравствуйте, товарищи. Проходите. Мы просто уже начали пораньше. Бдим, так сказать. Присаживайтесь. Это капитан Демьянов, специалист по разминированию, он ведет операцию.

Все рассаживаются.

ГУБАЙЛО
В настоящий момент на известном вам объекте проводится тщательная подготовка операции. Завозятся необходимые ресурсы. От вас тоже потребуется помощь.

МИЛИЦЕЙСКИЙ ГЕНЕРАЛ
Товарищ Губайло, мы тоже готовились. Вот у нас какой план.
(разворачивает чертёж)Первое: движение в центре перекрываем, ГАИ нам обещало помочь. Второе: экстренно организуем эвакуацию жильцов из близлежащих домов по каналу Грибоедова, закрываем Михайловский сад для посещения. Со штабом гражданской обороны это согласовано.

Демьянов кашляет.

ГУБАЙЛО
Все в порядке, Виктор Иванович?

Демьянов кивает.

МИЛИЦЕЙСКИЙ ГЕНЕРАЛ
Третье: вокруг объекта ставим оцепление. Таким образом, порядок в городе гарантирован.

Губайло довольно кивает.

ДЕМЬЯНОВ
(тихо)Паника..

ГУБАЙЛО
Что?

Все смотрят на Демьянова.

ДЕМЬЯНОВ
Паника таким образом гарантирована.

МИЛИЦЕЙСКИЙ ГЕНЕРАЛ
Поясните, капитан.

ДЕМЬЯНОВ
Для пущего эффекта можно еще Русский Музей вывезти. Сами посудите: перекрытый центр, милиция вокруг объекта, сад закрыт, домой приходят милиционеры и просят освободить помещение в пятнадцать минут.. Что должен думать простой советский человек? Что война началась?

ГУБАЙЛО
Думать за советского человека в данном случае партия доверила нам.

ДЕМЬЯНОВ
Зачем нагонять ужас? Чем меньше людей знают, тем тише всё пройдёт.

ГУБАЙЛО
Зато если.. (поправляется)зато в случае неблагоприятного исхода так будет обеспечена безопасность граждан!

ДЕМЬЯНОВ
«В случае неблагоприятного исхода» так будет гораздо больше жертв. Зачем посторонние вокруг объекта? Ведь оцепление - это сразу толпа зевак.

Губайло гневно смотрит на Демьянова.

МИЛИЦЕЙСКИЙ ГЕНЕРАЛ
Что вы предлагаете, товарищ Демьянов?

ДЕМЬЯНОВ
Не надо ничего перекрывать.Эвакуировать не надо.
Не надо никакой огласки. Оставить дежурное оцепление, и всё.

Милицейские переглядываются.

МИЛИЦЕЙСКИЙ ГЕНЕРАЛ
В этом есть в этом здравый смысл. Оставляем только оцепление. Но все остальные - ГАИ и штаб Гражданской обороны - наготове.

Губайло солидарно кивает. Входит секретарь Губайло, шепчет ему что-то.

ГУБАЙЛО
Спасибо, товарищи. Будем на связи.

Все встают, выходят. Демьянов - последний.

ГУБАЙЛО
(выразительно)Ну, Демьянов.. Да,нашлись твои канаты. Везут уже, аж из Выборга!

Демьянов реагирует.


5. НАТ. ДЕНЬ. ЗАБОР ВОЗЛЕ СПАСА-НА-КРОВИ

Демьянов подходит к храму, замечает собравшуюся группу зевак (20-30 человек), в основном пожилых женщин. Старушки что-то бурно обсуждают. Заметив Демьянова, обступают его, преграждают путь к дверце в заборе.

СТАРУШКА
Ой, люди добрые! Сейчас взорвут.

ДЕМЬЯНОВ
Успокойтесь, бабушка.

СТАРУШКА
Да как же так?! Столько раз хотели взорвать - Бог уберег, в войну выстоял, а тут добрались, ироды! Господи, Господи (крестится).

СТАРУШКА 2
Не пустим!

ДЕМЬЯНОВ
Успокойтесь, гражданочки! Ничего взрывать не будут! Вот мой документ. Пропустите!

СТАРУШКА
Не верю я вам, душегубам!!

Демьянов нервно усмехается.

СТАРУШКА 2
Врёте, взорвёте!

ДЕМЬЯНОВ
Бабушки дорогие. Посмотрите на меня. Коль уж я взрывать пришёл, то чем я буду это делать?
Старушки перешёптываются.


ДЕМЬЯНОВ
Ну хоть обыщите меня. Нет у меня ничего. С голыми руками пришёл. Разве так ходят взывать?

Зеваки совещаются.

СТАРУШКА
Ладно, проходи.

Бабульки расступаются. Подходят милиционеры оцепления(2-3).

МИЛИЦИОНЕРЫ
Граждане, гражданочки! Не толпимся! Отходим, отходим. Ничего интересного. Обычная проверка.

Оттесняют зевак, старушки начинают расходиться.

6. ИНТ. ДЕНЬ. ВНУТРИ ХРАМА. СКЛАД ДЕКОРАЦИЙ

Демьянов входит в храм. Путь преграждает молодая ДЕВУШКА.

ДЕВУШКА
Вы Демьянов?

ДЕМЬЯНОВ
Я.

ДЕВУШКА
А я - инспектор по технике безопасности.

ДЕМЬЯНОВ
Очень хорошо, отойдите, пожалуйста.

ДЕВУШКА
Меня товарищ Губайло уполномочил не допускать вас до работ, пока вы не наденете безопасную экипировку.

ДЕМЬЯНОВ
Что? Девушка, милая..


ДЕВУШКА
Я не "девушка", я инспектор по безопасности Копылова Ольга Андреевна. Вот мое удостоверение..

ДЕМЬЯНОВ
Чёрт знает что.. Вы понимаете, что срываете мне операцию?!

ДЕВУШКА
Я понимаю, но у меня инструкция, и я вас допустить к работам не могу!

ДЕМЬЯНОВ
Значит так, Ольга.. Как вы сказали?

ДЕВУШКА
Андреевна.

ДЕМЬЯНОВ
..Ольга-Андреевна-инспектор-по-технике-безопасности, я руковожу операцией по разминированию этого объекта. Вы препятствуете моей работе. В любой момент может произойти взрыв, и от меня, и Вас с вашим удостоверением не останется и клочка, это вам ясно?

ДЕВУШКА
Ясно, товарищ Демьянов. Но я не могу дать вам допуск, пока вы не возьмете экипировку (показывает на громоздкую гору ремней с карабинами)и не распишитесь в журнале.

Входит Губайло.

ГУБАЙЛО
Что за шум? Почему до сих пор не приступили к работам?

ДЕМЬЯНОВ
Сначала старушки, теперь - это. (Губайло)Ваш приказ?

ДЕВУШКА
Товарищ Губайло, он отказывается экипироваться для верхолазных работ!

ГУБАЙЛО
Почему?

ДЕМЬЯНОВ
Потому что я не верхолаз!

ГУБАЙЛО
Демьянов, ты уже сегодня выступил.. Это какой-то саботаж.

ДЕМЬЯНОВ
При чем здесь саботаж? Объясняю. Ну, надену я эти веревки, ремни, это лишний объем. Карабины будут зацепляться, каска - видимость ограничивать. Я вслепую не имею права работать, риск, сами знаете, какой..

ГУБАЙЛО
Риск.. . Ладно, полезешь так. (девушке) А ты что, не видишь, что тут исключительный случай?! Тут не до инструкций!

ДЕВУШКА
Так вы же сами..

ГУБАЙЛО
Ставлю тебе на вид, Копылова! (Демьянову)Где заведующий складом декораций?

ДЕМЬЯНОВ
Он там. (кивает в сторону)

Губайло отходит. Девушка всхлипывает.

ДЕМЬЯНОВ
Ну ты что, Ольга..

ДЕВУШКА
(всхлипывает)Андреевна..

ДЕМЬЯНОВ
Комсомолка?

Девушка кивает.

ДЕМЬЯНОВ
Вот, комсомолка, а плачешь. Всё правильно сделала, и не бойся никого.

ДЕВУШКА
Я не боюсь. (всхлипывает). Я все по инструкции.. он же сам сказал..

ДЕМЬЯНОВ
Ты молодец. Ответственная.

ДЕВУШКА
Извините..

ДЕМЬЯНОВ
Глупости.

Подходит Николаев.

НИКОЛАЕВ
Виктор Иваныч, тросы привезли.

ДЕМЬЯНОВ
Удачи, Ольга Андреевна.

Демьянов и Николаев отходят.

ДЕВУШКА
(тихо)И Вам..

Cмотрит Демьянову вслед.

7. ИНТ. ДЕНЬ. ВНУТРИ ХРАМА. СКЛАД ДЕКОРАЦИЙ

Демьянов что-то обсуждает с верхолазами. Подходит Губайло.

ГУБАЙЛО
Капитан, как всё продвигается?

ДЕМЬЯНОВ
(подходит)Поднимаем необходимое оборудование наверх, под купол. Тросы привезли.

ГУБАЙЛО
Очень хорошо. Ты мне про другое скажи: эти люди (кивает на верхолазов)- надёжные?

ДЕМЬЯНОВ
Судя по всему, да.

ГУБАЙЛО
Справишься?

ДЕМЬЯНОВ
Семён Игнатьич, Вы от меня что хотите услышать? Стопроцентную гарантию? Так в моей работе их нет и быть не может.

ГУБАЙЛО
Значит, все-таки надо по милицейскому плану работать. Перекрывать, эвакуировать..

ДЕМЬЯНОВ
Я уже сказал всё, что думаю по этому поводу.

ГУБАЙЛО
Да уж, ты утром выступил, капитан! Только в Смольном за это отвечать мне придется!

ДЕМЬЯНОВ
Так вот чего вы боитесь.. не за людей - за себя.

ГУБАЙЛО
Про «людей» вспомнил? А кто напарника своего угробил?

ДЕМЬЯНОВ
Хотите, напомню, как было? Ждали мы, ждали разрешения на вывоз снаряда. От кого, не помните? От Вас! Не дождались. Потому что Вы на празднике ленточку красную резали в тот день. Вынесли на свой риск. И рванул он за воротами школы. А если ждали бы, так детишки бы погибли!

Демьянов резко разворачивается. Подходит к верстаку, берет лист бумаги, достает ручку, начинает писать.

ГУБАЙЛО
Капитан, ты что?

ДЕМЬЯНОВ
Меня обвинили в его гибели, и сейчас работать не даёте своими «инициативами». Я подполковнику рапорт пишу, с детальным указанием всех наших с вами «разногласий», и подробно так напишу. Если взорвусь к едрене-фене, будет хоть какое-то свидетельство.

ГУБАЙЛО
Капитан, я ж за безопасность.. На мне ответственность! Значит, не будем перекрывать..

ДЕМЬЯНОВ
И правдивый рассказ о снаряде в школьном дворе тоже приложу, если Вы не дадите мне работать.
Губайло пытается что-то сказать, не решается, уходит.

8. ИНТ.ВНУТРИ ХРАМА. СКЛАД ДЕКОРАЦИЙ.

ВЕРХОЛАЗ 2
(спускаясь вниз) Всё, последний подняли.

ДЕМЬЯНОВ
Ну, ребята, можно приступать.

Верхолазы переглядываются.

ВЕРХОЛАЗ 1
Мы пока не можем.

ДЕМЬЯНОВ
Как - не можете? Перекур? Травма?

ВЕРХОЛАЗ 2
Просто не можем.

ДЕМЬЯНОВ
Да что за тайна? В чём дело?

Верхолазы отводят глаза.

ДЕМЬЯНОВ
Завскладом где?

ВЕРХОЛАЗ 2
Илья Борисыч!

Подходит ЗАВЕДУЮЩИЙ СКЛАДОМ.

ЗАВЕДУЮЩИЙ
Что случилось?

ДЕМЬЯНОВ
Работа встала.

ЗАВЕДУЮЩИЙ
По какой причине?

ДЕМЬЯНОВ
Понятия не имею. Мне кажется, это по вашей части.

Демьянов отходит.

ЗАВЕДУЮЩИЙ
Ребята, в чем дело?

ВЕРХОЛАЗ 3
Мы не готовы лезть туда. Свою работу сделали, вызывайте других людей.

ВЕРХОЛАЗ 1
На такой риск идти не хотим.

ЗАВЕДУЮЩИЙ
Да где ж я людей возьму других? Вы тут давно, всё знаете, каждую пылинку..

ВЕРХОЛАЗ 2
Пойми, Борисыч, дети у нас..

ЗАВЕДУЮЩИЙ
Понятно. Сколько?

Верхолазы переглядываются.

ВЕРХОЛАЗ 1
Пятьсот.

ЗАВЕДУЮЩИЙ
Ну вы даете.. Может, триста?

Верхолазы качают головами.

ЗАВЕДУЮЩИЙ
Ладно, черт с вами.(Демьянову)Капитан, можете начинать.

Подходит Демьянов.

ДЕМЬЯНОВ
Нет, не можем.

ЗАВЕДУЮЩИЙ
Как?!?

ДЕМЬЯНОВ
Стемнело. Теперь только завтра. С утра начнём.

Заведующий реагирует.

9. ИНТ. ВНУТРИ ХРАМА. СКЛАД ДЕКОРАЦИЙ

Демьянов и верхолазы подписывают бумаги у Заведующего. Он аккуратно складывает листы в папку.

ДЕМЬЯНОВ
Товарищ заведующий, давайте всех лишних попросим. И вы идите. Там снаружи Николаев мой ждёт. Привет ему передайте.

Заведующий уходит.

10. ИНТ. ВНУТРИ ХРАМА. ПОД КУПОЛОМ.

МУЗЫКА З/К

Демьянов и верхолазы пристегивают страховки, поднимаются наверх на выступ купола, над грудой зачехленных декораций;

Видны фрагменты уцелевших, сильно пострадавших фресок и мозаики храма;

Демьянов расширяет отверстие, из которого видна часть снаряда;

Снаряд виден полностью, к нему цепляют тросы;

Фугас медленно спускается на тросах вниз.
КОНЕЦ МУЗЫКИ З/К.

10. ИНТ. ВНУТРИ ХРАМА. ПОД КУПОЛОМ.

Снаряд на тросах висит на треть высоты от пола. Демьянов держит основной трос в руках. Верхолазы страхуют.

ДЕМЬЯНОВ
Трави ещё, тихо, тихо.

Снаряд на тросах качается в сторону.

ДЕМЬЯНОВ
Зараза!

Демьянов приотпускает трос, трос с шумом трется об рукавицы.

ДЕМЬЯНОВ
Ещё немного.

Снаряд проходит узкое место, спускается дальше. Демьянов видит, что рукавицы протерлись до дыр, проступает кровь.

ДЕМЬЯНОВ
Ничего, ничего. Метров десять осталось..

Снаряд на тросах медленно опускается на заготовленный матрас.

ДЕМЬЯНОВ
Всё. Готово. Мужики, сходите за Николаевым, пусть носилки тащит.

Верхолазы осторожно выходят.

11. НАТ. ВОЗЛЕ ХРАМА

Стоп-кадр:

Николаев, Демьянов, двое верхолазов выносят носилки со снарядом из дверей храма.

ТИТР:
СНАРЯД ИЗ СПАСА-НА-КРОВИ БЫЛ ВЫВЕЗЕН НА ПУЛКОВСКИЕ ВЫСОТЫ И ВЗОРВАН 28 ОКТЯБРЯ 1961 ГОДА. ПРИ ВЗРЫВЕ НИКТО НЕ ПОСТРАДАЛ. ПРОТИВ ГУБАЙЛО БЫЛО НАЧАТО РАССЛЕДОВАНИЕ, И ВПОСЛЕДСТВИИ ОН БЫЛ УВОЛЕН И ИСКЛЮЧЕН ИЗ ПАРТИИ.
(КОНЕЦ.)