Рассказы об Итае и Лави

I.Pismenny
1) Итай. Это мой первый правнук. Мой первый внук Савва, его жена Нофар и их сын Итай живут в киббуце на севере страны. Поскольку днем родители Итая на работе, из киббуцного садика Итая раз в неделю забирала одна киббутцная девушка.
Потом эта девушка нашла себе другую работу, и возникла проблема, кому забирать ребенка девяти месяцев из садика. Решили, что бабушка Итая Лида и дедушка Олег станут по очереди забирать внука из садика. Каждый из них раз
в две недели. Для этого они будут приезжать с юга и центра страны, где они живут и работают.
Первым поехал Олег. С дороги Олег позвонил Лиде, чтобы выяснить, где именно в киббуце расположен садик Итая. Лида объяснила мужу, что все садики в киббуце находятся рядом друг с другом, на месте, мол, разберешься.
Приехал Олег в киббуц, заходит в ближайший от ворот садик и просит выдать ему внука Итая.
Воспитательница тут же позвала:
- Итай, Итай! За тобой дедушка пришел!
Выходит незнакомый Олегу мальчик лет полутора и протягивает ручку. Дескать, он готов с ним идти домой. Пришлось объяснить воспитательнице, что нужен другой Итай, и идти искать его в следующем садике.
А все потому, что Итай сейчас самое распространенное в Израиле имя.

2) Итаю 9 месяцев. Дядя Итая Мика снял такой сюжет.
Итай стоит в своей кроватке и держится руками за ограждение.
Нофар, мать Итая, спрашивает:
- А как Итуш падает?
(Вообще-то итуш - это комар, и к имени Итай он никакого отношения не имеет,
но мама ребенка любовно зовет своего сына Итуш.) Итак, Нофар  спрашивает:
- А как Итуш падает?
Ребенок мгновенно падает, некотогое время лежит тихо, а потом радостно вскакивает на своей кроватке, становится на ножки, хватается за перильца и задирает головку выше перилец.

3) Итаю год и четыре месяца. Пришел я за Итаем в садик, а он продолжает играть с детьми и на меня ноль внимания.
Тут ко мне подходит чужой ребенок и начинает гладить ручонками мой рукав.
Итай тут же оказывается рядом и заявляет о своих правах на меня:
- Саба Йосеф! (Дед Иосиф!)
Интересно: он обиделся, что я у него давно не был и решил мне это показать,
или он так решил надо мной подшутить?

4)  Итаю полтора года. Я пришел за ним в садик. Выходим мы с ним из помещения на крыльцо.
На крыльце лежит чей-то зонтик (недавно прошел дождь). Итай показывает мне на зонтик:
- Итай! (Мол, зонтик его, Итая.)
Я начинаю сомневаться:
- Это, наверное, чужой зонтик.
- Нет, Итай!
Приходит мамаша и забирает своего ребенка вместе с зонтиком.
Мы спускаемся с крыльца, и в песке Итай замечает чью-то игрушку.
Не успеваю я и глазом моргнуть, как Итай хватает игрушку и вбрасывает ее в мой пакет:
- Итай!
Хозяйственный мужик растет.

5) Итаю год и восемь месяцев. Пришли мы за ним в садик вместе с его отцом Саввой.
Как только Савва опускает Итая за землю, Итай тут же бежит за дом, в котором размещается их садик. Там на большущей автомобильной покрышке лежат 5 или 6 ребятишек 9-11 лет и зовут его к себе:
- Итай, идем к нам!
Итай полминуты внимательно смотрит на них, потом набычивается, становится на четвереньки и на четвереньках бежит к ним.
Мальчишки тут же выпрыгивают из покрышки, тоже становятся на четвереньки, пристраиваются за Итаем и начинают бегать за ним кругами.
Внезапно Итай останавливается, показызает ручкой на игровую площадку и бежит к ней. Мальчишки бегут за ним. Итай подбегает к лестнице и начинает подыматься по ступенькам, ребята подымаются за ним, страхуя при этом малыша так, что, если он сорвется с лестницы, то упадет не на землю, а на них.
Они гурьбой забираются на верхнюю площадку. Итай показывает на трубу большого диаметра и ныряет в нее. Ребята тут же устремляются в трубу и при этом спускаются в ней так, чтобы Итай  упал не на землю, а на них.
Лидер растет, однако.

6) Итаю год и одиннадцать месяцев. Рядом с их домом строители вели, но не закончили ремонтные работы. Поэтому из земли вверх для каких-то целей торчит гофрированная пластмассовая труба. Итай разыгрался, он хватает случайно подвернувшуюся палку и лихо бросает ее внутрь трубы.
Бабушка Итая (и по совместительству моя дочь)Лида хочет спасти положение и пробует достать палку из трубы, но ее рука в трубу не влезает.
Тогда Итай запускает в трубу свою ручонку и вытаскивает из нее палку.
Ему это понравилось, и он начинает "показывать фокусы": вбрасывает в трубу палку и движением рук предлагает поочередно Лиде и мне вытащить палку из трубы. У нас ничего не получается - наши руки не входят в трубу.
Тогда Итай, подобно профессиональному цирковому фокуснику, несколько раз с хитрым выражением лица запускает ручку в трубу и демонстрирует нам извлечение палки из трубы.
После чего снова с хитрой миной на лице приглашает руками каждого из нас сделать то же самое.

7) Итаю два года и полтора месяца.
Надо сказать, что у них в кибуце нет привычных нам улиц, пересекающихся с другими улицами под прямым углом. Там между деревьями и домами есть сеть дорожек, которые неожиданно разветвляются на две или три тропинки, а затем еще на две или три тропинки, и так далее. Я бываю у них не так уж часто и поэтому никак не могу научиться ориентироваться в этих дорожках, особенно вечером.
Савва и Нофар собираются переехать в другой, более просторный дом и ждут, когда в нем кончится ремонт. Они решили показать нам, своим гостям, свою будущую квартиру, подробно объясняют, где что будет.
Пора уезжать, мы начинаем прощаться. И тут обнаруживается, что пропал Итай.
Я начинаю волноваться, ибо не представляю себе, куда, по какой дорожке он мог пойти, на какой развилке свернуть на другую тропинку. Тем более, что на дворе уже темно.
Нофар, мать Итая, тут же звонит своей тете, та идет в квартиру, где семья Саввы и Нофар живет сейчас, и вскоре сообщает: Итаю стало неинтересно с нами, он захотел спать и пошел спать к себе домой.
Ничего не скажешь - самостоятельный парень.

8) Лави, младший брат Итая

У Итая появился младший брат Лави. Между ними разница в полтора года. В возрасте семи с половиной месяцев Лави начали водить в садик. Савва, отец Итая и Лави, так прокомментировал это событие:
- Лави была предоставлена свобода выбора, в какой садик идти: в садик со своими ровестниками или в садик, где детишки старше его. Он выбрал садик с детишками старше его.
Приехала Лида, бабушка  Итая и Лави, к ним в киббуц, забрала внуков из садиков, отвела домой и запустила обоих в ванну. Первым вымыла Итая, надо его поставить на пол, и Лида боится, что мокрый и подвижный Итай может поскользнуться на скользком полу. Она глазами ищет коврик, чтобы подстелить Итаю.

Но Лида не знает, какой коврик служит для этого и где он лежит. И тогда находящийся в ванне Лави молча показывает ей пальчиком на нужный для Итая коврик.

9) Итаю 2 года и 5 месяцев. Я с ним давно не виделся, за это время он успел перейти в другую группу, в которую ходят дети более старшего возраста.
Мы с Саввой, его отцом, пришли забирать Итая из садика.
- Ты меня узнал? - спрашиваю я Итая.
- Саба Йосеф! (Дед Иосиф!) - радостно кричит мальчик. После этого он что-то тихо говорит отцу.
Савва сообщает мне:
- Итай хочет провести для тебя экскурсию.
Итай заводит меня в игровую комнату, из которой уже ушли все дети. В ней перпендикулярно друг к другу стоят два низеньких длинных стола. С двух сторон у каждого из столов - две длинные низенькие скамейки и на одном из торцов - по табуреточки. Итай проходит в комнату, уверенно садится на одну из табуреточек во главе одного из столов, кладет руки ладошками на стол и вопросительно смотрит мне в глаза.
- Это твое место? - спрашиваю я.
- Да, - отвечает Итай.
 Тут я, не поняв, что мальчик затевает игру, делаю ошибку.
- Нет, - говорю я. - Это место воспитательницы.
Итай молча встает из-за стола, подходит ко второму столу, садится на одну из скамеечек, опять кладет руки ладошками на стол и снова вопросительно смотрит мне в глаза.
- Понятно, - говорю я, - вот это твое место.
Итай согласно кивает головой.
И только потом до меня доходит, что он хотел мне показать, что он якобы сидит  здесь на главном месте, а я не догадался ему подыграть, сделать вид, что поверил его розыгрышу.
Вот что значит длительный перерыв в общении с ребенком.

 10) Лави чуть больше полутора лет. Когда-то я сделал серию небольших деревянных скульптур - в качестве иллюстраций к произведениям Шолома Алейхема. Одна из них - длиноносый мальчик лет десяти в коротких штанишках. Савва, Нофар, Итай и Лави приезжают к нам в гости. Лави замечает деревянную фигурку мальчика, берет в руки и говорит:
- Аба (что на иврите означает "папа").
Я поправляю его:
- Мальчик.
- Нет, аба ("папа").
Сказывается характер Лави - он готов отстаивать свою позицию. Даже прадеду возражает.
... Спустя месяц - два. Снова приезжают к нам Савва, Нофар, Итай и Лави. На этот раз старший брат Лави Итай первым замечает на полочке деревянного мальчика и говорит:
- Аба ("папа").
Я пристальнее всматриваюсь в скульптуру ("да, какая-то схожесть с Саввушкой имеется") и соглашаюсь с правнуками. Теперь эту деревянную фигурку мы иначе, как аба (папа) не называем.

11) Итаю чуть больше четырех лет, Лави - чуть больше двух с половиной. В пятницу с утра мы с Раей приехали к ним в кибуц, чтобы проведать правнуков. Сначала пообщались с их отцом Саввой и младшей сестренкой Кармель.  Кармель чуть больше полугода, она приветливо улыбается нам. Мы вместе с Саввой пообедали в кибуцной столовой и пошли забирать Итая и Лави из их детских садиков.
По случаю пятницы дети выходят из детских садиков с вкусными булочками в руках. У Лави булочка почти целая, Итай до встречи с нами успел съесть половину своей булочки. Тем не менее оба правнука торжественно вручают мне свои булочки и начинают играть на улице возле детских садиков.
Пора нам уезжать домой, поскольку по пятницам общественный транспорт во второй половине дня перестает работать. Я сообщаю Итаю и Лави, что пора прощаться. Оба парня тут же требуют, чтобы я вернул им булочки обратно.  И действительно, за что мне булочка, если я уезжаю?
И что интересно, каждый из них берет у меня обратно именно свою булочку.