Авторский семинар для сценаристов. Методика и темы

Сергей Пречистин
   План мастер-классов (семинаров).
   С учетом практики проведения мастер-класса 26.05.15 Ксении Кашиной предлагаю следующую методику и программу семинаров.   
   Методическими преимуществами нижеизложенных семинаров должны стать:               
а) Интерактивный характер семинара, - диалог с участниками, активное привлечение их мнений, не поучение, но дискуссия.               

б) В основе семинара лежит не «разговор вообще» на основе темы или ряда фильмов, а конкретный материал (фильм, текст), который предварительно знаком слушателям по причине его популярности (плюс по предварительной рассылке до семинара). Общее знакомство с материалом будет способствовать интерактивному характеру семинара: участник будет заранее знаком с темой и материалом, у него будет личное мнение, появится готовность к активной дискуссии.               

в) Принципом семинара должен стать принцип FAQ («Часто задаваемые вопросы»), а задачей семинара становится «разгадывание» как, каким образом автор добился своего результата. В частности: зачем автор сценария фильма написал именно так, какую задачу он решал, чего добился, чем пожертвовал, что получилось и что не получилось.               

г) В процессе диалога с участниками семинара, спикер привлекает драматургические термины, разъясняет их значение, за счёт этого обеспечивается образовательная составляющая. Участники получают механизм анализа как чужих, так и своих произведений, раскрывают для себя внутренние механизмы их создания.               

д) Программа проведения семинара предполагает показ фильма (или части фильма - законченного эпизода) по сценам и эпизодам, с паузами для диалога с участниками. Спикер задаёт тему дискуссии, предлагает аудитории доп. информацию и задаёт вопросы, ответ на которые как заранее известен (найдены спикером на предварительном изучения материала) так и носит дискуссионный характер. Остаётся неизменным только главный принцип, - совместный поиск ответа на вопросы: зачем автору понадобился герой, сцена, эпизод, перипетии, поворот и т.д. и т.п. в данном эпизоде фильма и сценария.

   Предлагаемые темы семинаров:

1.Комплексный анализ сценария, драматургии фильма. Готов подготовить любой, кажущийся организаторам семинара фильм. При этом считаю, что для анализа более подходят фильмы:

1-1.Коммерческо-успешные, т.к. в их создании меньше авторского произвола, они более нацелены на широкую аудиторию и не вызовут у бОльшей части участников семинара отторжения. Как правило, такие фильмы легче для анализа, выверены по законам драматургии и зрительского восприятия.

1-2.Фильмы, сценарий которых публично доступен для образовательных целей, что позволит спикеру обращаться к оригинальному тексту сценария. Откроет аудитории возможность сопоставлять два контекста – текст сценария и его фактическую реализацию режиссером (творческой группой) для ответа на те же вопросы: зачем и почему автор так написал, зачем и почему это было реализовано именно так режиссером (съёмочной группой).

1-3.Фильмы, основанные на литературном материале или фильмы-римейки, также позволяющие разбирать как литературный материал конвертируется в текст сценария и далее в фильм, - понимать законы такой конвертации.

2. Работа над заявками.
   В случае, если организаторы семинара доверят мне работу над заявками участников семинара (авторов) я бы предложил анонимный метод работы над заявками, а именно: спикер вслух прочитывает заявку одного из авторов, который присутствует в аудитории (текстом не более 1 страницы!), высказывает своё мнение и предлагает аудитории высказаться об этой заявке: что интересно, что не интересно, что кажется наиболее удачным и что представляется лишним. Автор заявки безусловно её узнаёт и получает мнения участников, которые он волен использовать или не использовать в своей работе. Анонимный характер даёт возможность убрать излишнюю политкорректность в  работе над заявками, боязнь обидеть коллегу и т.д. и т.п. При этом спикер следит за общей корректностью высказываний, направляет дискуссию в конструктивное русло. По окончанию дискуссии автор может назвать себя, если сочтёт это возможным, в любом случае он получает мнение аудитории о своей работе. 

3. Авторские спецкурсы драматургической направленности.

а) Герменевтика драматургии. Основы герменевтики на примере классических текстов драматургии.
  К примеру «Гамлет» Шекспира или «Чайка» Чехова за всю историю изучений и постановок получило сотню прочтений. Нас будет интересовать не сами эти прочтения в истории литературоведения или театра, а попытка понять, о чем писал автор, почему он написал данный текст или часть текста именно так, а не иначе. Мы проследим путь героя классических произведений на примере мотивировок его действия и логики развития сюжета, будем задавать вопросы и искать на них ответы непосредственно в тексте. В конце семинара, каждый участник сможет высказать своё прочтение, дать свою интерпретацию текста, сформулировать лог-лайн истории в своём понимании, дать современную интерпретацию текста и сформулировать короткую заявку на экранизацию этого произведение и (или) ремейк. В финале участников ждёт конкурс анонимных заявок, с выявлением победителя.

б) «Драматургия преступления» Мотивационный анализ.            
   Одной из самых слабых черт молодых авторов является недостаточная мотивационная проработка поступков героев их произведений. Для работы в этом направлении предлагается авторский спецкурс «Драматургия преступления», где автором семинара предлагаются истории реальных преступлений, подробно описанных в соответствующей литературе.               
  Как известно, преступления лежат в основе великого множества драматургических произведений. В результате совместного изучения реальных преступлений участники разгадывают их мотивы и переходят ко 2-й, наиболее важной части работы: ищут разгадку преступления по его исходным данным. Осознав  подлинную историю преступления, мы переходим к части третьей семинара: формированию короткой сценарной заявки, созданной на основе этого преступления. Постепенно автор семинара расширяет степень свободы авторов, позволяя им активнее включать фантазию в реальные события и переходить к оригинальным игровым  историям, созданным на основе этих реальных событий. В финале участники-авторы участвуют в своеобразном конкурсе на яркий интригующий «тизер» (мини-заявку), созданной ими на основе реальных события с привлечением собственной фантазии. Продуманная система голосования по анонимным заявкам позволит участникам активно включиться в процесс придумывания и даже голосованием определить победителя. 

© Сергей Пречистин