После тебя

Наталья Тумова
Сценарий написан в рамках курса сценарной мастерской Александра Молчанова "Сценарий за неделю"

НАТ. УЛИЦА. ДЕНЬ

На заднем плане в отдалении церковь.
ЗОЯ (молодая еще на вид женщина лет 40) смотрит вдаль, затем разворачивается, поправляет платок, защищающий от ветра. Идет.
Возле дома встречает АНДРЕЯ (хорошо сложенного мужчину лет 45).

АНДРЕЙ
(осторожно)
Привезли.

Зоя смотрит на него с болью, молча.

ЗОЯ
(через паузу)
А что говорят? … Сам?

Андрей молча опускает голову.
Зоя в отчаянии мотает головой.

ЗОЯ
Как же так? Этого не может быть? Он же…

АНДРЕЙ
(берет ее за руку)
Не мучай себя.

Зоя отдергивает руку.

ЗОЯ
Неужели ты не понимаешь? Если это так, если это он, если, … ты понимаешь, что это значит?

АНДРЕЙ
(жестко)
Для меня это ничего не значит.

Андрей разворачивается и идет к дому.

НАТ. КВАРТИРА. КУХНЯ. ДЕНЬ

Андрей заходит на кухню. Сидящий на стуле ПАВЕЛ (бородатый мужчина лет за 30 в подряснике, спокойный и умиротворенный на вид) встает.
Андрей и Павел пожимают друг другу руки.
Заходит Зоя.

ЗОЯ
Где он? Я хочу его увидеть.

АНДРЕЙ
(качает головой)
Не надо.

Павел усаживает Зою на стул и наливает ей стакан воды.

ЗОЯ
(делает глоток)
Мы так ждали его, совсем немножко же осталось, как же так…
(берет Павла за руку)
Паш, ты сможешь его отпеть? Я хочу, чтобы все было правильно, как положено.

ПАВЕЛ
Так не положено отпевать таких.

ЗОЯ
Ну, каких таких, ты же знаешь его! Я не верю, не мог он, он жизнь любил, он … .

АНДРЕЙ
Зоя.

ЗОЯ
(резко оборачивается)
Что? …
(обращаясь к Павлу)
Паша, это же не просто кто-то, это твой родной племянник. Ну, не ради него, так ради меня…

ПАВЕЛ
Прости.

Зоя встает и выходит.

ИНТ. КВАРТИРА. КОМНАТА ВАДИМА. ВЕЧЕР

Андрей появляется на пороге комнаты, заглядывает внутрь.
Зоя лежит на кровати (спиной к двери) и держит в руке фотографию сына.
Андрей подходит и ложится рядом, пытаясь обнять жену.
Зоя ежится, словно ей тяжелы его объятия.
Закрыв глаза на мгновенье, Андрей отворачивается и смотрит в потолок.

НАТ. КЛАДБИЩЕ. ДЕНЬ

Свежая горка земли.
Зоя трясущейся рукой кладет одну гвоздику.
Стоящий тут же Андрей смотрит на нее.
Павел стоит чуть в сторонке.
Зоя чуть пошатывается, теряя равновесие – голову обносит – все словно плывет перед глазами.
Андрей обнимает ее за плечи.
Ветер колышет деревья вокруг – шум ветра смешивается с тишиной.

ИНТ. КВАРТИРА. КОРИДОР. ВЕЧЕР

ПАВЕЛ
(за кадром)
Держитесь.

Зоя закрывает дверь, проводив гостей.
Андрей смотрит на нее с заботой во взоре.
Она подходит к комнате Вадима.
Андрей встает между ней и дверью, не пуская.

АНДРЕЙ
Зоя …

ЗОЯ
Пусти.

АНДРЕЙ
Почему ты смотришь на меня как на врага? Что я сделал?

ЗОЯ
(с вызовом)
Ты ничего не сделал, чтобы доказать его невиновность!

АНДРЕЙ
Его это не вернет. Ничто не вернет, понимаешь? А мы с тобой должны жить, … как-то жить дальше….

ЗОЯ
(перебивает)
Ничего я не должна!
(отстраняет его от двери)
Пусти!

Зоя проходит в комнату, закрывает за собой дверь.
Андрей облокачивается на стену, закрывает глаза.

ИНТ. КВАРТИРА. КУХНЯ. ДЕНЬ

Андрей сидит за столом и пьет водку.
Зоя заходит на кухню, останавливается на пороге и смотрит на него, затем подходит, садится напротив и кладет на стол бумагу формата А4.
Андрей кидает взгляд на бумагу.

АНДРЕЙ
Что это?

Зоя молчит.
Андрей берет бумагу и читает.

АНДРЕЙ
(изумленно поднимает глаза на бесстрастную Зою)
Когда ты узнала?

ЗОЯ
На днях.

Андрей встает, впечатленный.

АНДРЕЙ
Значит, у нас будет ребенок. В такой момент. ... Будто чудо
(встает возле окна)
Это же … это все меняет.

Зоя смотрит на него все также бесстрастно.

ЗОЯ
(слегка улыбаясь)
Что это меняет?

Андрей смотрит на нее и постепенно волнение сменяется беспокойством на его лице.

НАТ. ДОРОГА. ДЕНЬ

Зоя едет в автобусе, сидит возле окна и смотрит на улицу.
Автобус останавливается на светофоре.

ИНТ. В АВТОБУСЕ. ДЕНЬ

Зоя смотрит на улицу.
Видит, как пара птиц весело плескается в луже.

НАТ. ДОРОГА. ДЕНЬ

Автобус трогается с места.
Проезжает церковь.
Зоя отворачивается от окна.
Автобус уезжает вдаль.
По улицам едут машины.

НАТ. КЛАДБИЩЕ. ДЕНЬ

Зоя стоит на могиле сына.
На лице ее печаль и безысходность.

ИНТ. КВАРТИРА. КОРИДОР. ДЕНЬ

Зоя заходит домой, видит открытую дверь в комнату Вадима.
Подходит к двери, заходит.

ИНТ. КВАРТИРА. КОМНАТА ВАДИМА. ДЕНЬ

Андрей сидит на кровати и разбирает фотографии.
Зоя оглядывается.
Видит полупустой сервант. В недоумении смотрит на мужа.

ЗОЯ
Куда ты дел его вещи?

Андрей поднимает глаза, отрываясь от бумаг.

АНДРЕЙ
Приходили его друзья, забрали кое-что на память.

ЗОЯ
Ты меня даже не спросил, как ты мог?

АНДРЕЙ
Зоя, успокойся! Я же ничего не выбросил.

ЗОЯ
(подходит к серванту, поправляет вещи)
Оставь все, как есть.

АНДРЕЙ
(встает, подходит к ней и берет за руку, разворачивая к себе)
Все не может оставаться так всегда. Просто не может, пойми ты это. Жизнь идет, надо двигаться дальше. У нас будет ребенок, о нем стоит думать, ради него жить.

ЗОЯ
(пытается высвободить руку)
Прекрати!

Андрей отпускает ее.
Зоя садится на кровать и подносит руки к голове.

ЗОЯ
(шепотом)
Прекрати.

Андрей садится на колено перед ней.

АНДРЕЙ
Я все сделаю ради вас двоих.

ЗОЯ
А Вадим?

Андрей молча смотрит на нее.

АНДРЕЙ
(после паузы)
Вадим … его нет.

ЗОЯ
А новый ребенок будет?
(резко встает и отходит, затем оборачивается к нему)
И ты предлагаешь быть счастливыми, как будто Вадима никогда не было. Просто заменить, как будто ничего не случилось. … Мы будем вот так просто жить и все? После всего, что было? Это же … несправедливо.

АНДРЕЙ
Отпусти, … просто отпусти его.

Зоя молча качает головой и выходит.
Андрей, сокрушенный, поднимается.

ИНТ. КВАРТИРА. КУХНЯ. ДЕНЬ

Андрей на кухне выключает кран, вытирает вымытую тарелку, ставит ее в шкаф.
Подходит ко столу, берет с него бутылку водки.
Пару мгновений стоит в задумчивости, затем подходит к мусорке и выбрасывает водку в ведро.

ИНТ. КВАРТИРА. СПАЛЬНЯ. ДЕНЬ

Андрей заходит в комнату.
На кровати сидит Зоя (лицом к окну).
Андрей подходит и садится с другой стороны кровати, не смотрит на жену (лицом к двери).

АНДРЕЙ
Я всего лишь хочу, чтобы у нас все было хорошо.

Зоя вздыхает, закрывая глаза.

ЗОЯ
(шепотом)
Я не могу, понимаешь? Просто не могу…

НАТ. УЛИЦА. ДЕНЬ

Небо хмурится над головой.
Зоя спускается с крыльца социального учреждения и останавливается под накрапывающим дождиком.
Капли стекают по ее лицу. Волосы становятся мокрыми.
Зоя поднимает глаза к небу, затем проводит руками по волосам, убирая влагу.
Открывает зонтик и идет по улице.

ИНТ. КВАРТИРА. КУХНЯ. ДЕНЬ

Андрей моет посуду.
Заходит Зоя (волосы ее мокрые), берет бутылку воды и стакан, наливает себе.
Андрей кидает взгляд на жену, выключает воду и вытирает руки полотенцем.

АНДРЕЙ
Я подумал, что нам неплохо было бы переехать. В другой дом, в другой район. Нам понадобится больше места, да и вообще….

Зоя допивает воду с болью во взоре, не глядя на мужа.

АНДРЕЙ
(подходит к жене и обнимает ее, кладя руки ей на живот)
Мы же теперь не одни.

ЗОЯ
(отталкивает его руки)
Я сделала аборт.

АНДРЕЙ
(отступает пораженный)
Зачем?

Зоя молчит, опустив голову.

АНДРЕЙ
(качает головой)
За что ты наказываешь меня, себя? А ребенок, он же ни в чем не виноват.

ЗОЯ
(облокачивается о стол руками, глядя на мужа)
Его нет!

Андрей смотрит на нее с укором и неверием, затем выходит.
Зоя опускает голову и закрывает глаза.
Перед ней стоит пустой стакан из-под воды.

ИНТ. КВАРТИРА. КОМНАТА. ДЕНЬ

Андрей пакует вещи в чемодан, стараясь сохранить бесстрастность.
Кладет рубашку в чемодан, смотрит на портрет своей когда-то счастливой улыбающейся семьи (он, Зоя и Вадим).
Берет портрет в руки, долго смотрит на него, кидает взгляд на чемодан.
В этот момент заходит Зоя и останавливается в дверях.

ЗОЯ
(растерянно глядя на него)
Что ты делаешь?

Андрей кидает взгляд на нее и ставит фото на тумбочку. Затем закрывает чемодан и идет на выход.

АНДРЕЙ
(проходя мимо Зои)
Ухожу.

Андрей выходит.
Зоя смотрит ему вслед пораженно, замерев на месте, затем опускается на пол и плачет.
Портрет счастливой семьи стоит на тумбочке, а за ним у двери плачет несчастная Зоя.

ЗТМ
ИЗТМ

ИНТ. КВАРТИРА. КУХНЯ. ДЕНЬ

Апатичная Зоя наливает чай и ставит чашку перед сидящим Павлом.

ЗОЯ
(монотонно)
Если бы хоть что-то можно было изменить, но уже поздно. И мне нет прощения.

ПАВЕЛ
Ты раскаялась, а значит, будешь прощена.

ЗОЯ
(замирает, поднимает глаза на него)
Как? … Это же самое страшное.

ПАВЕЛ
Поверь мне.

ЗОЯ
(садится напротив брата)
Я виновнее его …

ПАВЕЛ
(качает головой)
Нет.

Зоя закрывает лицо руками.

НАТ. КЛАДБИЩЕ. ДЕНЬ

Зоя кладет цветок на могилу сына.
Затем уходит.

НАТ. УЛИЦА. ДЕНЬ

Вдали церковь.
Зоя идет по улице.
Она заворачивается в косынку, а слеза скатывается по ее щеке.
Она уходит вдаль.
А вокруг бесстрастные улицы, посторонние люди, машины.
А по небу плывут белоснежные облака.