Дипломная работа

Ирина Агеева
СЦЕНАРИЙ НАПИСАН В РАМКАХ ОНЛАЙН-КУРСА СЦЕНАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ А.МОЛЧАНОВА

Сцена 1
Аудитория художественного училища – Вечер

 Стены выкрашены светлой краской, паркетный пол, большие светлые окна. По двум стенам развешаны лучшие работы студентов. Посередине аудитории стоит мольберт, к нему приколоты несколько эскизов. На мольберте – большой холст. На холсте изображены едущие в плацкарте люди. Рядом с мольбертом – на табуретках несколько палитр с красками, кисти, растворитель. На полу – раскрытый этюдник с красками.
ИВАН, высокий темноволосый парень в халате, перемазанным красками
(пишет фрагмент картины)

Заходит МИХАИЛ
(в рабочем халате, в руках палитра)
Слушай, у меня охра кончилась. У тебя есть?

ИВАН кивает.

МИХАИЛ
Я возьму?

ИВАН
В этюднике.

МИХАИЛ
(подходит к этюднику, некоторое время перебирает тюбики с красками. Находит нужный, открывает и выдавливает краску на палитру)
Спасибо. Много ещё работы? Успеваешь?

ИВАН
Да, успеваю.  Осталось руку дописать у женщины, и всё. Но это завтра лучше, с утра, когда свет нормальный будет. Сейчас буду собираться, поеду.

МИХАИЛ
(подходит к мольберту ближе)
Только руку? Я бы ещё лицо получше прописал. И на скуле тень поменьше нужно.

ИВАН
Да нормально всё. Палыч  велел  лица вообще не трогать. Только обобщить фон и руку доделать. Завтра приеду с утра,  допишу. Тут всей работы на час.

МИХАИЛ
( иронично)
Ну если  Палыч сказал, что всё нормально – тогда нормально.

ИВАН
А ты как, успеваешь? Или ещё много?

МИХАИЛ
До хрена. Думаю, может  до утра остаться? Не хочется – срублюсь и на табуретке спать придется. От кофе и сигарет уже тошнит. Лучше тоже домой поеду спать. Завтра докрашу.

ИВАН
Поехали вместе?

МИХАИЛ
Нет, я ещё часа три поработаю.
(пауза)
Кстати, знаешь, кого сегодня встретил утром?

ИВАН
Кого?

МИХАИЛ
Полину.
(внимательно смотрит на Ивана)
Залез в маршрутку – и тут она. Она куда-то там по делам ехала. Ну, поболтали. Она в Индию летит через две недели, почти на месяц. Может, послезавтра зайдёт на защиту диплома. Про тебя, кстати, спрашивала.
(наблюдает за реакцией Ивана)

ИВАН
(вытирает кисти)
И что спрашивала?

МИХАИЛ
Ну, как у тебя дела, как диплом. Я сказал, что всё хорошо. Что поступать поедешь после диплома.

ИВАН
Больше ничего не спросила, только про диплом?

МИХАИЛ
Нет, ничего. Да мы и разговаривали-то недолго, мне уже пора было выходить. Придет послезавтра – сам пообщаешься.

ИВАН
Ладно, буду собираться.

МИХАИЛ
Давай, до завтра!

Михаил уходит.
Иван остается один. Снимает халат, кладет его на табуретку. Затем берёт сумку и выходит.
   


Сцена 2
Аудитория художественного училища – Утро.

Стены выкрашены светлой краской, паркетный пол, большие светлые окна. По двум стенам развешаны лучшие работы студентов. Посередине аудитории стоит пустой мольберт.. ни эскизов, ни холста нет. Рядом с мольбертом – на табуретках несколько палитр с красками, кисти, растворитель. На полу – раскрытый этюдник с красками.

Дверь открывается, входит ИВАН.

ИВАН
(заходит, смотрит на мольберт, удивленно и не понимающе)
Где холст?

(оглядывает аудиторию, подходит к ширме, заглядывает за нее)
Где же он? Как он мог исчезнуть? Краски и кисти все целы, пропали эскизы и сама работа.

(подбегает к окнам, дергает за рамы)
Окна закрыты, дверь я сам запер на ключ, а ключ сдал на вахту. Кто-то взял ключ и забрал работу? Кто? Зачем?
(Выбегает из аудитории)



Сцена 3
Вестибюль художественного училища – Утро.

Слева – входная дверь. Справа – рецепция. На рецепции сидит Анна Ивановна, полная пожилая женщина. Рядом с рецепцией висит стенд с информацией и расписанием. Напротив – дверь в гардероб. Раздается телефонный звонок, Анна Ивановна снимает трубку.
В это время к рецепции подбегает взволнованный ИВАН. Ждет, пока Анна Ивановна поговорит.

АННА ИВАНОВНА
Здравствуйте! Художественное училище. Нет, Сергей Павлович ещё не приходил. Не приходил, я вам говорю. Да, должен сегодня быть! Звоните позже. Людмила Петровна будет после обеда. До свиданья.

(кладет трубку, смотрит на ИВАНА и замечает его волнение)
Ваня, что случилось? На тебе лица нет!

ИВАН
(взволновано)
Анна Ивановна, скажите,  а ключ от 15-ого кабинета кроме меня, кто-то ещё брал?

АННА ИВАНОВНА
Нет, кроме тебя – никто. Да я бы и не дала никому – ключи выдавать только дипломникам, распоряжение директора. А что случилось-то?

ИВАН
У меня  работа пропала.

АННА ИВАНОВНА
(испуганно)
Да как же так – пропала? Как она может пропасть, если ключ только тебе выдается? Может, ты вчера дверь забыл закрыть -  а кто-то решил пошутить?

ИВАН
Да какие шутки, Анна Ивановна!  Как дверь вчера закрывал – это я хорошо помню. Запер на ключ, на два оборота, потом ключ сдал  Антонине Сергеевне. Сегодня открываю дверь – дипломной работы нет. И эскизов нет. Краски и кисти на месте.
 Анна Ивановна, у вас есть телефон Антонины Сергеевны? Может быть, она подскажет, кто вчера здесь оставался?

АННА ИВАНОВНА
Сейчас посмотрю
(ищет телефон в журнале)
Господи, что ж такое-то! Сроду такого у нас не было, чтоб картины пропадали...


Сцена 4

Вестибюль художественного училища – Утро.

Слева – входная дверь. Справа – рецепция. На рецепции сидит Анна Ивановна перелистывает страницы в журнале, ищет телефон в служебном журнале. ИВАН стоит рядом, ждет, беспокойно барабанит пальцами о стойку. Входная дверь распахивается, входит СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ.

АННА ИВАНОВНА
Сергей Павлович, у нас ЧП!

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Здравствуйте. Анна Ивановна, здравствуй Иван! Что случилось?

ИВАН
Моя дипломная работа пропала.

АННА ИВАНОВНА
(громко тараторит)
Украли Ванину картины! Пришел с утра – картины нет. И дверь закрывал, говорит. Вот как, как такое произошло?

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
(строго)
Анна Ивановна, успокойтесь! Найдём картину. Иван, рассказывай спокойно и по порядку, что случилось.

ИВАН
(волнуясь)
Я закончил вчера где-то полдевятого. Собрался, закрыл дверь ключом, на два оборота – это я хорошо помню. Отнёс ключ, сдал Антонине Сергеевне. Сегодня приезжаю, беру ключ, открываю – дипломная работа пропала. И эскизы. А краски и кисти на месте.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Замок не сломан?

ИВАН
С замком всё в порядке. И окна закрыты.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
В соседних аудиториях смотрел?

ИВАН
Да, где открыто было. Нет нигде. Я поговорил ещё с Соколовым и Ивашкиной – я вчера когда уходил, они оставались.  Ничего не знают, никого не видели. И допоздна не оставались. Сказали, что уехали домой минут через тридцать после меня.

Сцена 5
Вестибюль художественного училища – Утро.

 ИВАН и  СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ разговаривают, стоя у рецепции. АННА ИВАНОВНА сидит на рецепции. Входная дверь открывается, входят МИХАИЛ и СЕРГЕЙ.

МИХАИЛ
Здравствуйте.

СЕРГЕЙ
Доброе утро.

МИХАИЛ
Что-то случилось?

АННА ИВАНОВНА
У Вани работу украли.

МИХАИЛ
Украли? Это как?

ИВАН
Так. Пропала дипломная работа. Слушай,  ты вчера долго здесь был?

МИХАИЛ
Да где-то до половины двенадцатого.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Ничего постороннего не заметил? Посторонние не заходили? Шум никакой не слышал? Кто-то ещё  из студентов здесь был в это время?

МИХАИЛ
Нет, не слышал, и посторонних не было. Из наших оставались Петрухин с Ковалевым, я к ним заходил.  Мы потом ещё покурить спустились. Потом я домой поехал, а они ещё оставались.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Петрухин  с Ковалевым здесь?

АННА ИВАНОВНА
Ещё не было пока.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Анна Ивановна, дайте ребятам ключи от аудиторий, пусть пройдут ещё посмотрят. Ребята, помогите Ивану. А вы, Анна Ивановна, вызывайте Антонину Сергеевну. Пусть срочно приезжает. Андрей Иванович здесь?

АННА ИВАНОВНА
Да, у себя в кабинете.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Я к Андрею Ивановичу, скоро подойду. Иван, слышишь - в аудитории ничего не трогайте!


Сцена 6
Аудитория художественного училища – Позднее утро.
Посреди аудитории на табурете неподвижно сидит ИВАН. Дверь открывается и заходит МИХАИЛ

МИХАИЛ
Вань, ты бы домой поехал…
Подходит к ИВАНУ

ИВАН
(рассеяно)
Домой?

МИХАИЛ
Домой. Смысл здесь тебе сидеть? Работу не нашли. Петрухин с Ковалевым не знают ничего. Хрень какая-то. Может, конечно, менты и найдут, но надеяться на это не стоит. Обидно - но тут уж ничего не поделаешь…

ИВАН
Бред какой-то…
(передразнивает Михаила)
«Петрухин с Ковалевым не знают ничего». А кто знает? Этот ничего не видел, тот ничего не слышал. Дура эта старая, Антонина Сергеевна, весь вечер и ночь просидела мордой в телевизор – и тоже ничего не слышала и не видела! Я вчера пришел ключ отдавать – а она Малахова смотрит, даже не повернулась. «Повесь ключ на место» - и дальше в свою хрень уткнулась. У нее перед носом статую вытащат – она и не заметит! Завтра уже защита – а мне что теперь делать? Два месяца работы – в задницу!
(вскакивает с табурета и начинает нервно ходить взад-вперёд по аудитории)

МИХАИЛ
Слушай, я был у директора, говорили  о тебе. Тебе перенесут защиту на месяц. Напишешь за это время новый диплом.

ИВАН
(резко останавливается перед МИХАИЛОМ)
Перенесут защиту? На месяц? А как же поступление? У меня вступительные экзамены уже через две недели начинаются! Я уже билет купил на поезд. Отец мне денег дал на поездку, договорился с дядькой, что я у них поживу на время экзаменов. А теперь что? Работу украли, диплома только через месяц получу. Месяц! Это значит, в этом году никакого поступления!

МИХАИЛ
Ну, значит будешь поступать на следующий год.

ИВАН
На следующий год! А что целый год делать? В армию идти?

МИХАИЛ
(примирительно)
Откосишь от армии, проблема что ли какая. Ну и послужишь год, если что. После армии поступать легче.

ИВАН
(почти кричит)
Проблема? Да никаких проблем! Сам-то что в армию не рвёшься? И вообще – какого хрена ты к директору ходил? Я тебя просил, что ли?

МИХАИЛ
(повышая тон)
Я помочь тебе хотел, по-дружески. Ты в таком состоянии нервном, ну я и решил помочь. Как лучше хотел, по- дружески. Что,  не надо было?

ИВАН
(раздраженно)
А, я же невменяемый, сам разговаривать не могу. Мне-то ты мог сказать, а не затевать самодеятельность? «На месяц перенесли», «договорился»! Кто тебя просил лезть?!

МИХАИЛ
Да пошел ты! Я помочь хотел, а ты... Успокоишься – тогда поговорим!
(уходит, хлопнув дверью)
Сцена 7
Аудитория художественного училища – Позднее утро.
ИВАН один некоторое время неподвижно стоит посреди аудитории. Затем изо всех сил пинает ногой табурет. Он с грохотом падает, лежащие на нем кисти и тюбики краски разлетаются в разные стороны.

ИВАН
Суки! Уроды! Узнать бы, кто сделал…Нет работы, нет диплома, нет поступления. А там ещё год, ещё год терять...Или попаду под осенний призыв. А потом как поступать, если год не рисовать? Вот дерьмо!
(пауза)
Но ведь должен же быть какой-то выход. Он всегда есть, из любых ситуаций. Думай, думай!
(начинает нервно ходить взад-вперёд, затем резко останавливается)
Так. Прежде всего – успокоится. Надо успокоиться. Говорят, что когда волнуешься или злишься, надо успокоить дыхание. Считать вдохи-выдохи.
(закрывает глаза начинает глубоко дышать)
Успокоится. Я спокоен. Спокоен. Надо взять себя в руки. У меня почти сутки. Я могу заново написать дипломную работу. Могу. Могу!

ИВАН открывает глаза и распрямляет плечи.



Сцена 8
Художественное училище, учительская – Позднее утро
За столом у окна сидит СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ . он только что закончил говорить по телефону. В дверь стучат.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Да, входите!

Входит ИВАН


ИВАН
Сергей Павлович, вы не заняты? Мне нужно с вами поговорить.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Да, Ваня, присаживайся. Слушаю тебя.

ИВАН садится.

ИВАН
Сергей Павлович, я не буду защищаться через месяц. Я напишу диплом заново.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Ваня, ты не успеешь.

ИВАН
Успею. У меня дома есть готовый холст. Он  меньше, чем первый,  но в этой ситуации, приемная комиссий пойдёт мне навстречу. Композицию я отлично помню, и все замечания по дипломной работе тоже. Напишу по памяти.
(пауза)
Я был у Андрея Ивановича. Объяснил ему, что мне обязательно нужно защитится завтра – мне ведь через две недели ехать на вступительные экзамены в Суриковский. Ну, вы знаете…Я не хочу терять год. Андрей Иванович не против, сказал, чтобы я поговорил с вами.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Я не против, тем более, что Андрей Иванович дал добро. Вот только, Ваня, успеешь ли ты до завтра? Осталось меньше суток.

ИВАН
(уверенно)
Да, успею. За год подготовительной работы я теперь этот диплом с закрытыми глазами напишу. Раз написал- напишу и другой. До завтрашнего утра. Я уверен.
А сейчас, Сергей Павлович, я поеду за холстом домой. Не хочу терять время. Вы ещё будете здесь сегодня? До которого часа?

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Ваня, если будет нужно – останусь хоть до ночи.  Чем смогу – помогу. Если хочешь, отвезу тебя домой, и привезу обратно. Поедем?

ИВАН
Спасибо! Поедем.


Сцена 9
Аудитория художественного училища – Вечер
Стены выкрашены светлой краской, паркетный пол, большие светлые окна. По двум стенам развешаны лучшие работы студентов. Посередине аудитории стоит мольберт, на нем холст. Рядом с мольбертом – на табуретках несколько палитр с красками, кисти, растворитель. На полу – раскрытый этюдник с красками. Возле холста ИВАН в быстром темпе пишет работу.
Входит СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ

ИВАН
(отступая на несколько шагов от холста и поворачиваясь к СЕРГЕЮ ПАВЛОВИЧУ)
Сергей Павлович, посмотрите, скажите замечания.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Поправь руку у центральной фигуры, а в целом всё хорошо. Продолжай. И ещё: не прописывай особо предметы на столике, их лучше обобщить. И делай перерывы каждый час, хотя бы минут на пять-десять.
(ставит сумку на подоконник, достает из нее термос, свёрток и пакет с печеньем)
Я кофе тебе принёс и бутерброды. Поешь.

ИВАН
Спасибо, но сейчас некогда. Потом.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
(строго)
Ваня, сделай перерыв, поешь. Ты уже столько часов работаешь без перерыва. Давай, отвлекись на пять минут.
(наливает кофе, разворачивает бутерброды)
Давай, давай!

ИВАН
(кладет кисть, подходит и берет кофе , пьёт)

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
(подходит к мольберту, берт кисть и делает несколько мазков)
Так, руку больше не трогай. И вот этот фрагмент.

ИВАН
(кивает, продолжая пить кофе)

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
(кладет кисть)
Я у себя пока буду. Если буду нужен – зови, не стесняйся.

ИВАН
(снова кивает и берется за кисть)
Хорошо, Сергей Павлович! Спасибо за кофе!


Сцена 10
Большая светлая аудитория художественного училища.- Полдень

 В центре расставлены стулья, на них сидят учащиеся и преподаватели. Слева – покрытый зелёным сукном длинный стол, за которым сидит приемная комиссия. На столе – цветы в вазе, бутылочки минеральной воды, стаканы. Приемная комиссия из пяти человек.
В центре  на мольберте – дипломная работа, изображающая людей, едущих в плацкартном вагоне в поезде. Возле стоит ИВАН, вид у него усталый.
               
ДИРЕКТОР УЧИЛИЩА
(поднимается с места)
А сейчас один из наших лучших учеников, Иван Ремезов, представляет свою дипломную работу. Руководитель – Сергей Павлович Крючков.  Название  дипломной работы символично  - «В пути». Работа над материалом к диплому длилась почти год. За это время студентом было выполнено большое количество этюдов и зарисовок. К сожалению, с самой дипломной работой связана неприятная история. Вчера в нашем учебном заведении случилось неприятное, немыслимое, из ряда вон выходящее происшествие.  Дипломная работа Ивана  была украдена. При каких обстоятельствах, и кем – надеюсь, это выяснит следствие. И та работа, которую вы сейчас видите – это вторая дипломная работа. Иван написал её меньше, чем за сутки.
(аплодисменты в зале)
Иван зарекомендовал себя не только как талантливый студент, но и как человек, способный в критической ситуации мобилизовать все свои силы и способности и отлично справится с вызовом! Также нужно отметить и вклад в это руководителя дипломного проекта – Сергея Павловича Крючкова. Он поддержал своего студента в этой непростой ситуации, а также оказал помощь и консультацию. Работа писалась по памяти – все рабочие эскизы также были украдены. И в ней, конечно, есть недочёты. Но я надеюсь, что комиссия со мной согласиться – дипломная работа заслуживает оценки «пять баллов»!
(члены комиссии выражают согласие)
Также хочу отметить, что Иван собирается учиться дальше, и будет поступать в Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова. Пожелаем Ивану успешно сдать вступительные экзамены!!
А сейчас слово предоставляется  нашему почетному гостю, Фёдорову Олегу Юрьевичу, заместителю декана факультета живописи Московского государственного академического художественного института имени Сурикова!

Аплодисменты в зале.

ФЁДОРОВ
(поднимаясь с места, говорит хорошо поставленным голосом)
Приветствую всех присутствующих! Андрей Иванович меня представил, но я напомню – меня зовут Олег Юрьевич Фролов. Хочу поблагодарить администрацию училища за приглашение на защиту диплома выпускников. И сегодня  я увидел много достойных дипломных работ. Особенно хочу подчеркнуть, что на меня очень произвела впечатление история Ивана! Случай, действительно, выходящий из ряда вон. Но то, что Иван не растерялся, и смог написать полноценную работу менее чем за сутки – вызывает  уважение, и восхищение. Я буду рад видеть этого талантливого молодого художника в рядах студентов нашего института. Молодой человек, удачи вам при поступлении! Я лично буду следить за тем, как вы сдадите вступительные экзамены! Успехов вам!
(выходит из-за стола, подходит к Ивану и жмет ему руку)

Аплодисменты в зале.
Справа во втором ряду сидит МИХАИЛ. Рядом с ним ПОЛИНА. Они улыбаются и аплодируют.
ИВАН устало улыбается.



Конец