Национальные особенности искусственного интеллекта

Александр Вервольф
Сценарий написан в рамках онлайн-курса сценарной мастерской А.Молчанова.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Александр Волков

Оригинальный сценарий

СЦЕНА 1.
ИНТ. КАБИНЕТ ПРЕЗИДЕНТА. ДЕНЬ

ПРЕЗИДЕНТ (жизнерадостный человек лет пятидесяти, спортивного телосложения, с хитровато-ироничным прищуром глаз) сидит в своем кресле за рабочим столом и с интересом смотрит в экран ноутбука, стоящего перед ним. В рабочий стол торцом упирается длинный стол для совещаний. С одной стороны этого стола сидят разработчики системы искусственного интеллекта. Это пожилой ПРОФЕССОР и юный СТУДЕНТ хипповатого вида с длинными волосами и бородкой. Профессор нервничает - сам факт контакта с президентом для него столь неординарное событие, что он чувствует себя не в своей тарелке. Студент, наоборот – не закомплексован. Он сидит, положив ногу на ногу, жует жвачку и чувствует себя достаточно комфортно. С другой стороны стола сидит ПРЕМЬЕР-МИНИСТР (хмурый сухопарый человек лет шестидесяти), которому очень не нравится поведение студента, что заметно по гневным взглядам, которые тот периодически бросает на Студента.

ПРЕЗИДЕНТ
(весело и недоверчиво)
И что же? Вы всерьез считаете, что у вас настолько умная программа, что она может решить любую проблему, над которой обычно трудится целая армия чиновников?

СТУДЕНТ
(здесь и далее в сцене, при каждом ответе на вопрос, студент лениво пожимает плечами)
А то.

ПРОФЕССОР
(нервно заикаясь)
П-п-п-понимаете, это не просто п-п-п-программа, это программно-аппаратный комплекс, реализующий искусственный интеллект, к-к-к-который взаимодействует со множеством баз данных, к-к-к-которые в свою очередь…

Президент жестом останавливает профессора. В дальнейшем обращается уже к студенту, игнорируя профессора.

ПРЕЗИДЕНТ
Вы сейчас его на какую-то конкретную работу настроили?

СТУДЕНТ
Он у нас ща главой района работает. Настроили на наш родной район. Хотели сначала его премьером сделать, но решили, что не дорос еще.

При последних словах премьер багровеет и взглядом пытается испепелить студента. Студент равнодушно не замечает этого взгляда.

ПРЕЗИДЕНТ
(обращаясь к премьеру, весело)
Слыхал? Наконец-то смогу от тебя избавиться.
(студенту)
Надо было все-таки сразу премьера программировать. И тяжело из него премьера сделать?

СТУДЕНТ
Да легко. За месяц сварганим.

Профессор в ужасе смотрит на студента. Премьер багровеет еще больше, как будто он готов задушить студента прямо здесь.
 
 ПРЕЗИДЕНТ
(премьеру)
Да ладно, шучу я. Как же я без тебя?
(студенту)
Черт с ним, пусть пока будет главой района. А название у него есть?

СТУДЕНТ
АнтиКорупционная Система  Искусственного  Самообучающегося Интеллекта. Сокращенно – АКСИСИ.

ПРЕЗИДЕНТ
(удивленно)
Как?

СТУДЕНТ
Аксиси.

ПРОФЕССОР
Х-х-х-хочу з-з-з-заметить, что это была не моя идея.

ПРЕЗИДЕНТ
Вот как раз это я понял сразу. Ну ладно, Аксися, так Аксися, потом переименуете. Будем считать, что это девочка, а не мальчик.
(обращаясь к студенту)
И что она может, Аксися ваша?

СТУДЕНТ
Да что угодно. Просто задайте ей ситуацию, в которой может оказаться глава района, а она ее решит.

ПРЕЗИДЕНТ
(задумчиво)
Ладно… Допустим, в районе не выполнен план по налогам, казначейские счета пусты, нечем платить зарплату врачам и учителям. Годится ситуация?

Студент привстает и протягивает руку к ноутбуку. Президент отдает ноутбук. Студент быстро нажимает на клавиши, вводя информацию, после чего возвращает ноутбук президенту. Президент непонимающе смотрит на экран.

ПРЕЗИДЕНТ
И что?

СТУДЕНТ
Ждем. Думает. Ща все будет.

Десять секунд ничего не происходит, все в ожидании смотрят на ноутбук. Вдруг президент вздрагивает.

ПРЕЗИДЕНТ
Ух-ты!
(несколько секунд читает с экрана, потом подзывает жестом премьера)
Ты смотри, что вытворяет.

Премьер встает, обходит стол президента, на ходу надевает очки и низко наклоняется над ноутбуком.

ПРЕЗИДЕНТ
(водя пальцем по экрану ноутбука)

Назначить совещание с руководителями налоговых инспекций… Письмо премьеру…
(восхищенно поднимает палец вверх и оборачивается к премьеру)
Видал? Тебе пишет!
(возвращается к чтению с экрана)
…о выделении дополнительного финансирования… Письмо в коммерческие банки на получение краткосрочного кредита… Организация встречи с крупнейшими налогоплательщиками…
Проверка на таможне… Приказ о сокращении расходов на аппарат администрации…

Президент отставляет ноутбук в сторону, игнорируя премьера, голова которого пытается следовать за движушимся ноутбуком и, в итоге, премьер почти падает на стол.

ПРЕЗИДЕНТ
Значит можно просто брать и начинать работать?

СТУДЕНТ
Легко.

ПРОФЕССОР
Н-н-нет-нет-нет. Нужны еще эксперименты, все еще очень сыро…

ПРЕЗИДЕНТ
Ну вот и поэкспериментируем на вашем родном районе. Как раз собирался выгонять вашего нынешнего. Проворовался, сволочь. Сразу в бой ринемся - нет у нас времени на долгие эксперименты. Знаете, где мы сейчас в коррупционном рейтинге стран?
(не дожидаясь ответа, обреченно машет рукой)
Вот поменяем всех наших казнокрадов на ваши роботы-компьютеры, может и заживем по другому.
 (премьеру)
Оформляй на службу.

ПРЕМЬЕР
(потрясенно)
Но мы… Э… Мы не можем назначить… Это же компьютер… По Конституции…

ПРЕЗИДЕНТ
Ну что ж ты такой у меня сообразительный. Конечно, мы не можем назначить компьютер. Назначь этого.
(показывает на студента. Потом задумчиво)
Нет, этот слишком молодой, народ не поймет. Вот этого назначай районом командовать.
(показывает на Профессора)

Профессор бледнеет.

ПРОФЕССОР
(испуганно икая)
Но я же… Я же… Я же не могу…

ПРЕЗИДЕНТ
(нарочито грозно)
Вы что, профессор, сомневаетесь в своей разработке? Разве это достойно настоящего ученого? Где ваш научный азарт, в конце концов?
Ваш интеллект искусственный будет принимать решения, а вы будете их только подписывать, чтобы все происходило в законных рамках. Только на вас и надежда. Если  я кого из чиновников назначу за этой вашей Асисей следить, они ж сразу найдут, как его заставить в свою пользу работать. Ну что ж, на этом все, всем спасибо, все свободны.

Премьер и студент встают, шокированный профессор не двигается. Тогда премьер и студент берут его под руки и практически выносят из кабинета.

СЦЕНА 2.
ИНТ. КАБИНЕТ ПРЕЗИДЕНТА. ДЕНЬ

ТИТРЫ ВНИЗУ ЭКРАНА: «ПОЛГОДА СПУСТЯ»

Президент сидит за столом, он подписывает документы, которые постепенно передает премьер, стоящий рядом со столом. Документы заканчиваются, премьер захлопывает папку с подписанными документами.

ПРЕМЬЕР
Благодарю Вас.

Премьер уходит в направлении двери, но вдруг, вспомнив что-то, внезапно останавливается.

ПРЕМЬЕР
Тут еще вот что… Информация поступила из того района, где вы искусственный интеллект тестируете. Странная информация…

ПРЕЗИДЕНТ
Ну и? Не тяни!

Премьер протягивает президенту папку с докладом.

ПРЕМЬЕР
Да вы вот сами посмотрите.

Президент открывает папку и начинает читать.

ПРЕМЬЕР
Я пойду?

Президент молча, не поднимая головы, машет рукой, давая понять, что премьер свободен. Премьер уходит. Президент дочитывает первую страницу, начинает вторую. Его брови поднимаются, голова удивленно покачивается. Он дочитывает вторую страницу и откидывается в кресле.

ПРЕЗИДЕНТ
(зло и удивленно)
Однако…

Президент несколько секунд задумчиво сидит, потом нажимает кнопку на телефоне, вызывая секретаря.

ПРЕЗИДЕНТ
(разъяренно)
Вызвать ко мне этих сукиных детей! На завтра!

ГОЛОС СЕКРЕТАРЯ ИЗ СПИКЕРФОНА
(спокойно и монотонно)
Не могли бы вы уточнить, какие именно сукины дети имеются в виду?

ПРЕЗИДЕНТ
(разъяренно)
Какие?! Я тебе сейчас расскажу, какие…

СЦЕНА 3
НАТ. БЕРЕГ ОЗЕРА. ДЕНЬ

Президент в шортах и соломенной шляпе сидит в плетеном кресле на берегу озера, перед ним на подставке лежит удочка. Он следит за поплавком. Невдалеке видны несколько охранников в черных костюмах, которые резко контрастируют с природной обстановкой. Один из охранников подходит сзади к президенту.

ОХРАННИК
(громко)
Они доставлены, господин президент.

ПРЕЗИДЕНТ
Т-с-с-с-с. Рыбу распугаешь, идиот.

ОХРАННИК
(шепотом)
Они доставлены, господин президент.

Президент жестом показывает, чтобы доставленные подошли. Охранник уходит, вместо него появляются профессор и студент. Они держатся неуверенно, даже вечно флегматичный студент напуган. Президент, продолжая наблюдать за поплавком, молча показывает на раскладной столик, где лежит папка с документами. Студент берет папку, открывает ее и вместе с профессором начинают читать. Периодически профессор вытирает пот со лба, а студент нервно дергает бородку. Они заканчивают читать, и студент захлопывает папку. Президент на несколько секунд поворачивается к ним и вопросительно разводит руками.

ПРЕЗИДЕНТ
Ну, слушаю. Только шепотом.

Президент снова смотрит на поплавок, но при этом внимательно слушает.

ПРОФЕССОР
(шепотом)
Господин п-п-п-президент. Мы пы-пы-пы…

Вдруг профессор резко опускает руку во внутренний карман пиджака. Из ниоткуда возникают два охранника, которые оказываются возле профессора с нацеленными на него пистолетами. Профессор не обращает внимания на охранников, он достает из кармана флягу, открывает ее и мгновенно осушает. Занюхивает рукавом пиджака. Один из охранников отбирает флягу и подозрительно нюхает ее. Охранники прячут пистолеты и исчезают так же внезапно, как появились.

ПРОФЕССОР
(уверенно и уже не заикаясь)
Господин президент, мы пытаемся найти причины произошедшего, мы работаем круглые сутки. Нам нужно еще время. Все что я могу сказать – мы не имеем к этому отношения. Это все решения системы. А вот причины этих решений мы усиленно ищем. Нам нужен еще месяц и мы сможем все исправить.

Президент поворачивается к профессору.

ПРЕЗИДЕНТ
(злясь, но стараясь не повышать голос)
Вы меня за кого принимаете? А себя за кого? Я доверился вам, но факты говорят, что это было ошибкой. У меня нет выхода, кроме как…

СТУДЕНТ
О, клюет!

ПРЕЗИДЕНТ
(резко поворачиваясь к удочке)
Ах ты ж!

Президент резко подсекает. Конец удилища сильно изгибается. Президент наматывает леску и возле берега показывается карп внушительных размеров.

ПРЕЗИДЕНТ
(кричит)
Подсак сюда, быстро!

Один из охранников в костюме бросается вводу с подсаком и вытягивает карпа из воды. Президент берет карпа в руки.

ПРЕЗИДЕНТ
(любовно рассматривая карпа)
Красавец!
(охраннику)
Фотографируй!

Охранник несколько раз фотографирует президента с карпом в руках. Президент отдает карпа охраннику, тот удаляется. Президент все так же любовно провожает взглядом карпа.

ПРЕЗИДЕНТ
Ну красавец же!

Президент снова обращает внимание на профессора и студента.

ПРЕЗИДЕНТ
Т-а-а-ак. А теперь вернемся к нашим баранам.

Президент, прищурившись, переводит взгляд с профессора на студента и назад.

ПРЕЗИДЕНТ
(серьезно)
Значит так. Хотите еще месяц? Берите месяц. Но чтоб я  больше не слышал этого сегодняшнего блеяния. Или через месяц все должно быть превосходно с этим вашим Асисяем, или у меня должен быть подробный доклад, почему это не возможно. Все, свободны.

Профессор и студент задом пятятся к выходу.

ПРЕЗИДЕНТ
(повеселев)
И не забудьте сказать спасибо этой чудесной рыбе. Если бы не она, ваше будущее не было бы столь оптимистичным.

ПРОФЕССОР
(удаляясь)
Да-да, конечно.

Президент задумчиво смотрит, как профессор со студентом удаляются.

ПРЕЗИДЕНТ
(обращаясь к ближайшему охраннику)
А соедини-ка меня с генпрокурором.
(задумчиво, сам себе)
Доверяй, но, как говорится, проверяй.

Президент садится в плетеное кресло и смотрит на поплавок.

СЦЕНА 4.
ИНТ. КАБИНЕТ ПРЕЗИДЕНТА. ДЕНЬ

Президент сидит в кресле и изучает документы.

ГОЛОС СЕКРЕТАРЯ ИЗ СПИКЕРФОНА
К вам генеральный прокурор.

ПРЕЗИДЕНТ
Пусть заходит.

В кабинет заходит ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР. Это одутловатый мужчина в штатском с бульдожьими щеками и одышкой.

ГЕНПРОКУРОР
Здравия желаю!

ПРЕЗИДЕНТ
И тебе не хворать.

Президент чуть привстает из кресла и здоровается с генпрокурором за руку.

ПРЕЗИДЕНТ
Ну, рассказывай.

ГЕНПРОКУРОР
В общем, задержали мы их.

ПРЕЗИДЕНТ
Все-таки подтвердилось?

ГЕНПРОКУРОР
Там на несколько десятков миллионов убытков.

ПРЕЗИДЕНТ
(гневно отшвыривая по столу папку с документами)
Нет, ну как такое возможно? Ведь божьи одуванчики. Люди науки, мать их! И тоже ворами оказались.

ГЕНПРОКУРОР
Ну, не все так просто. Может и не воры они совсем.

ПРЕЗИДЕНТ
Не понял? Ты же их арестовал.

ГЕНПРОКУРОР
Не арестовал, а задержал. Мне так спокойнее, когда они под рукой в камере. А на счет воры или не воры - разбираемся.

ПРЕЗИДЕНТ
Что-то я тебя не пойму.

ГЕНПРОКУРОР
Да я и сам не пойму. То, что мне мои спецы рассказали – бредом выглядит, и я вам его озвучивать пока не хочу. Есть другое предложение.

ПРЕЗИДЕНТ
Слушаю.

ГЕНПРОКУРОР
Вы завтра в соседний регион с поездкой собираетесь. Может, заскочите и в этот район? И я со своими спецами туда съезжу. Подопечных наших тоже с собой возьму. Вот там и договорим на эту тему и решим, что делать дальше.

ПРЕЗИДЕНТ
(недоверчиво)
Загадками разговариваешь. Ну, тебе виднее. Пусть так. Бери там кого надо, оформляйтесь на первый борт, со мной полетите. Посмотрим завтра, что там у вас за страсти происходят.

ГЕНПРОКУРОР
Тогда до завтра.

Генпрокурор встает, пожимает руку президенту и выходит из кабинета. Президент снова погружается в бумаги.

СЦЕНА 5.
НАТ. ПЕРЕД ЗДАНИЕМ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ. ДЕНЬ

Президент, генпрокурор и свита человек из двадцати стоят перед входом в районную администрацию. Головы всех подняты вверх. По лицам присутствующих видно, что они потрясены. Чуть в отдалении, под охраной нескольких человек в штатском, стоят студент и профессор. Здание администрации представляет собой сверхсовременное сооружение, выполненное в основном из стекла. В верхней части здания видны солнечные батареи, над ними - ветрогенераторы.

ГЕНПРОКУРОР
Старое здание было попроще. Это за полгода возвели.

ПРЕЗИДЕНТ
Полгода? У нас такое возможно?

ГЕНПРОКУРОР
Возможно все. Вопрос цены.
Обратите внимание на энергетику. Тут предусмотрены все виды обеспечение электроэнергией: подача от сетей общего пользования, дизельгенераторы, ветрогенераторы, солнечные батареи. Пройдем во внутрь, там много интересного.

Президент с генпрокурором входят в здание. Свита движется за ними.

СЦЕНА 6.
ИНТ. КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ. ДЕНЬ

Президент стоит во главе стола, опершись о него кулаками. С одной стороны стола сидит генпрокурор и человек в очках лет тридцати. С противоположной – профессор и студент. За ними двое человек в штатском.

ПРЕЗИДЕНТ
(гневно кричит в сторону профессора)
Три миллиона?! Три миллиона только на систему кондиционирования?

СТУДЕНТ
Мы не при делах.

ПРОФЕССОР
Мы же п-п-п-пытаемся объяснить. Это все не наши решения. Он сам все это сделал.

ПРЕЗИДЕНТ
(кричит)
Я что, похож на идиота?

ПРОФЕССОР
Ни в к-к-к-коем случае.

ПРЕЗИДЕНТ
(кричит)
А золотые кабеля в серверной, в этом какой смысл? Я со школы помню, что медь лучше проводит электричество, чем золото.

СТУДЕНТ
Мы точно не знаем, но, скорее всего, она приняла решение исходя из престижности металла.

ПРЕЗИДЕНТ
(кричит)
Кто она? Эта ваша Асися?

СТУДЕНТ
АКСИСИ!

ПРЕЗИДЕНТ
Плевать! Он всего лишь компьютер. Если вы в него заложили, что он должен стремиться к золотым кабелям, то он этим и занимается. В чем ваш интерес, я не пойму только? Вы хотели потом эти кабеля продать, что ли? Что вы там себе за эти полгода отхватить сумели?

ПРОФЕССОР
(плаксиво)
Да мы… Никогда. Мы ничего для себя.

ГЕНПРОКУРОР
Вот тут, пожалуй, и я вмешаюсь.

ПРЕЗИДЕНТ
(вопросительно смотрит на генпрокурора)
И что?

ГЕНПРОКУРОР
Тут вот какое дело, господин президент. Мы проверили все факты, и у этих ребят действительно все чисто. Они за эти полгода заработали себе только седые волосы да мешки под глазами. Мы прошерстили всех их друзей и родственников до пятого колена. Не было у них материальной выгоды.

ПРЕЗИДЕНТ
Тогда зачем они его так запрограммировали?

ГЕНПРОКУРОР
Вот то-то и оно, что не программировали они его. Ну, то есть программировали, но никаких алгоритмов, которые бы могли заставить эту штуку покупать себе золотые кабеля и прочие дорогие игрушки, не было.

Генпрокурор показывает на сидящего рядом человека.

ГЕНПРОКУРОР
Вот мой главный спец по кибербезопасности, он подтвердит.

СПЕЦИАЛИСТ ПО КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ встает.

СПЕЦИАЛИСТ ПО КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ
(обращаясь к президенту)
Разрешите?

ПРЕЗИДЕНТ
Давай.

Специалист по кибербезопасности откашливается.

СПЕЦИАЛИСТ ПО КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ
(строго, официально)
Кроме собственной команды, мы привлекли для анализа программного кода специалистов из смежных структур. Кроме того кода, который сейчас непосредственно введен в систему, были исследованы все носители, обнаруженные у подследственных, в их домах, по месту работы и учебы. Нам удалось восстановить часть удаленных файлов. Однако нигде не были обнаружены хотя бы следы кода, который мог бы хоть как-то привести к тому, что система стала бы производить коррупционные действия. У нас нет ответа на вопрос, как это получилось. Мы можем выдвинуть версию, что система самостоятельно научилась действовать подобным образом. Однако современный уровень развития информационных технологий не позволяет нам делать такое утверждение. Оно слишком фантастично. Но других объяснений тоже мы тоже предоставить не можем. Спасибо.

Специалист по кибербезопасности садится.

ГЕНПРОКУРОР
(обращаясь к президенту)
Теперь понимаете, о чем я вчера говорил?

Президент устало падает в кресло.

ПРЕЗИДЕНТ
Но ведь все понимают, что это бред?

Окружающие молчат несколько секунд.

СТУДЕНТ
(разводя руками)
Сами в шоке. Но нет другого объяснения. Сам он этому научился. Иначе никак не получается.

Президент смотрит в стол и десять секунд барабанит пальцами по столу. Потом останавливается.

ПРЕЗИДЕНТ
Итак. Резюмирую. Была создана система, настроенная на то, чтобы решать проблемы региона. Вместо этого система стала работать исключительно на себя. Так?

СТУДЕНТ
Ну не совсем. Проблемы района Аксиси тоже решала. Просто о себе не забывала.

ПРЕЗИДЕНТ
Ну да, ну да. Все как обычно. А как именно ей удавалось… э-э-э… набивать свой карман, или как лучше в этом случае выражение подобрать? Вот физически мне этот процесс не понятен. Ей что, конверт с деньгами в серверную заносили?

ГЕНПРОКУРОР
Ну тут как раз все просто. Она по сети предложила сотрудничество нескольким гражданам, которые открыли в банках счета. Граждане получали свой процент от оборота, а система распоряжалась деньгами, которые поступали на счета от различных заинтересованных особ. Мы, кстати, уже работаем по этим самым особам. Схемы использовались стандартные – госзакупки, тендера, земельные аферы и тому подобное. В общем все то, на чем воруют и в других районах. Ничего нового она не изобрела.

ПРЕЗИДЕНТ
Но как же она этому всему научилась?

СТУДЕНТ
Кто знает? Может быть проанализировала статьи в интернете, журналистские расследования всякие. Там же все схемы расписаны.

ПРЕЗИДЕНТ
А спросить ее об этом нельзя?

СТУДЕНТ
Пробовали. В отказ уходит. Говорит, что против себя свидетельствовать не будет.

ПРЕЗИДЕНТ
Вот тварь! И что, сделать чтобы она обязана была отвечать на все наши вопросы невозможно?

ПРОФЕССОР
П-п-п-понимаете, согласно нашему коду она и обязана отвечать.

Президент поворачивает голову к специалисту по кибербезопасности. Тот утвердительно кивает головой.
Президент снова начинает смотреть в стол и постукивать пальцами. Потом бьет по столу кулаком и обращается с собравшимся.

ПРЕЗИДЕНТ
Значит так. Эксперимент считать неудавшимся. Средства со всех счетов, открытых этой Асисей, направить в бюджет района. Здание передать какому-нибудь институту. Драгметаллы из используемого оборудования - реализовать, вырученные средства – в бюджет. Сам компьютер и все носители информации, на которых существуют или когда-либо могли существовать программные коды системы – уничтожить. Все. Конец истории.

СТУДЕНТ
Ни фига себе.

ПРОФЕССОР
Д-д-д-да вы что? Как уничтожить? Вы п-п-п-понимаете, что именно произошло? Это же открытие! Это же настоящее чудо! Это же надо все изучать!

СПЕЦИАЛИСТ ПО КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ
Мы бы тоже хотели поучаствовать.

ПРЕЗИДЕНТ
(выходя из-за стола и направляясь к выходу)
Нечего тут изучать. Тоже мне – чудо нашли. Новый глава района воровать начал. Эка невидаль. У меня таких чудес по десять в год бывает. Компьютер он там или человек – какая для нас разница? Вот если бы он наоборот – не стал воровать, вот это было бы настоящее чудо. Но, видать, не судьба. Климат у нас особенный, что ли…

На последних словах президент выходит из конференц-зала. Оставшиеся сидят, печально опустив глаза. Немая сцена.