У каждого свое Ватерлоо

Мила Джонс
Неоспоримый факт, что историю страны можно проследить по тем «красным датам» календаря и юбилеям, которые эта страна отмечает. Круглую дату  – 200-летие окончательной победы над Наполеоном в битве при Ватерлоо- Британия отметила недавно, 18 июня 2015 года. Победа принесла не только славу стране и героическому фельдмаршалу Веллингтону, но и явилась решающим моментом в истории всей Европы и началом доминирующей роли Великобритании на мировой арене.
Национальный музей Британской Армии провел общественный опрос накануне знаменательной даты и опубликовал довольно печальную статистику. Оказывается, что британцы не так-то и сильны в знании истории своей страны, особенно молодежь возраста 18-24 лет. На вопрос, какие ассоциации вызывает у них слово «Ватерлоо», последовали ответы: лондонский железнодорожный вокзал, песня ансамбля «Абба», телевизионная драма БиБиСи «Дорога Ватерлоо» и только четверо из десяти опрошенных указали на знаменитое сражение против войск Наполеона. Порядка 53% опрошенных упомянули имя легендарного герцога Веллингтонского, под чьим предводительством была одержана победа, остальные же называли Уинстона Черчилля, короля Артура и даже магического  Дамблдора, демонстрируя тем самым, что герои «Гарри Поттера» им более известны, чем исторические личности Британии.
Безусловно, празднование 200-летнего юбилея просветит многих британцев и напомнит остальным, что Ватерлоо находится на территории современной Бельгии и именно там находилась ставка герцога Веллингтонского (настоящее имя фельдмаршала Артур Уэллсли, который стал более известен под именем Веллингтон при присвоении герцогского титула), а сама знаменательная битва состоялась на самом деле в местечке Мон-Сен-Жан в двух километрах от Ватерлоо, так что до сих пор французы называют решающее сражение «битва при Мон-Сен-Жане». Армия Наполеона имела небольшое численное превосходство над англичанами – 69 тысяч против 67, но армия Веллингтона, как признавал сам полководец, была слабой, плохо вооруженной и состояла в значительной степени из необученных новобранцев. В ее составе были также голладский, бельгийский и немецкие полки. В начале сражения явное преимущество было на стороне французов, однако во время подоспевший корпус немецкого генерала Блюхера решил судьбу баталии в пользу его противников.
Но вот тут-то и ошибается ансамбль «Абба», заявляя в своем знаменитом хите, что при Ватерлоо Наполеон капитулировал.  Знаменитый корсиканец, почувствовав приближающееся поражение, пришпорил коня и быстро ретировался в Париж. О капитуляции поверженный император заявил только через месяц на борту британского крейсера «Беллерофон», когда войска анти-Наполеоновской коалиции вошли в Париж и восстановили на престоле короля Луи XVIII. В составе коалиционных войск были и знаменитые казаки генерала Уварова, чей портрет находится в грандиозном зале Ватерлоо в Виндзорском замке среди портретов монархов и военначальников того времени.
Интересен тот факт, что не успели предать земле тела погибших в битве при Ватерлоо (Веллингтон и Блюхер потеряли около 30 тысяч убитыми), как на поле сражения потянулись «туристы». Одним из первых отправился  к Ватерлоо большой поклонник Наполеона поэт лорд Байрон в роскошном экипаже, стилизованном под наполеоновскую военную карету. Однако, бездорожье на подступах к Ватерлоо заставило его «арендовать» казацкого скакуна, чтобы в числе первых добраться до знаменитого поля боя. Позже Ватерлоо посетили многочисленные британцы, среди которых был и писатель Вальтер Скотт, и художник Тернер.
Примечательно, что на месте сражения до сих пор нет памятника британским или солдатам союзников, в то время как с 1904 года возвышается мемориал поверженным французам под названием «Раненый орел», воздавая дань ...Наполеону. Вспоминается фраза, однажды обраненная Веллингтоном:  «Французы во всем видят славу, а англичане – результат». Но вот в связи со знаменательной датой было решено в июне этого года открыть-таки мемориал на месте сражения с разрешения бельгийских властей на собранные британцами средства. Памятник увековечит каждого британского солдата, воевавшего и погибшего при Ватерлоо.
Ну, а результатом победы над Наполеоном для Веллингтона была всенародная слава и признание. Герцогу был подарен шикарный особняк рядом с Гайд Парком, адрес которого дом 1, Лондон. В его верхних этажах до сих пор проживают потомки знаменитого британца, а парадные залы открыты для посетителей. Недавно там прошла реставрация и была оформлена выставка, посвященная знаменательной дате.
Веллингтон дважды избирался Премьер-министром страны и был обожаем королевой Викторией, хотя, как отмечают историки, военным он был куда более одаренным, чем политиком.
Смерть Веллингтона вылилась в общенациональный траур, а похороны в пышную эмоциональную церемонию. 18-тонный катафалк был изготовлен из бронзы переплавленных французских пушек, захваченных в битве при Ватерлоо, в него было запряжено 12 лошадей черной масти (при похоронах монархов в катафалк впрягали не более 6 лошадей) и за гробом личный конюх Веллингтона вел под уздцы его знаменитого скакуна «Копенгагена», который свыше 14 часов носил на своей спине герцога во время знаменитой битвы. Захоронили Веллингтона в соборе Св.Павла. Церемония прощания была настолько трогательной, что даже королева Виктория не могла сдержать слез.
В честь Веллингтона позже была названа столица Новой Зеландии, гора в Тасмании, знаменитая гигантская калифорнийская секвойя и даже высокие сапоги, которые любил носить герцог и ему подражавшие,  а также почти сорок улиц только в Лондоне и тридцать пабов столицы. Имя  Веллингтона носит один из колледжей, а саму битву увековечил не только названный в ее честь вокзал, но и его предшественник – мост через Темзу, на открытии которого присутствовал сам Веллингтон.
Кому-то – слава, а кому-то – деньги. Не было бы победы при Ватерлоо, может быть Ротшильды и не стали бы миллионерами, ровно как и обладателями значительной части британской экономики. Знаменитые братья руководствовались принципом «кто владеет информацией, тот владеет миром» и стремились первыми узнавать новости. Отсюда и их хобби – разведение почтовых голубей. Когда фондовые биржи Европы ждали исхода решающей битвы при Ватерлоо, ждали его и братья Ротшильды: Натан – в Лондоне и Якоб – в Париже, предварительно изрядно пополнив свои голубятни в северо-западной Европе. Первое известие, направленное в Лондон, свидетельствовало о решительном наступлении Наполеона. На бирже началась паника – Ротшильды, которые раньше всех узнают новости, продавали свои акции! Продавать устремились и все остальные, в результате чего в считанные часы произошел обвал британских, австрийских и прусских ценных бумаг. А в это время агенты Ротшильдов скупали эти бумаги за бесценок, ведь именно Ротшильды уже обладали последней информацией о действительном положении дел при Ватерлоо: голуби с шифрованным донесением о том, что на помощь Веллингтону подоспел корпус Блюхера и судьба Наполеона решена осведомили братьев раньше всех. Только через двое суток на бирже стало известно, что на самом деле Наполеон битву проиграл. Люди теряли состояния, а Ротшильды за один день заработали 40 миллионов фунтов стерлингов.
На «Ватерлоо» заработал славу (и деньги!) знаменитый шведский ансамбль «Абба» когда-то выступив с одноименной песней на конкурсе  Евровидения. Но вот в ответ на предложение англичан принять участие в праздновании юбилея, в частности, предоставить на выставку в Лондоне свой первый оригинальный виниловый диск со знаменитым хитом – ответили отказом, сославшись на то, что песня совсем не об историческом сражении, а просто подразумевает поражения личного характера, которые по жизни преследуют каждого. То есть, образно говоря, заставляют нас капитулировать, как Наполеон после Ватерлоо. Это в понимании шведов. Нам, русским, более понятно выражение: «как швед под Полтавой», но...это уже о юбилейных датах России.