Разбитая ваза

Юрий Тихоблаженко
Сценарий написан в рамках онлайн-курса сценарной мастерской А. Молчанова



ИНТ. ГОСТИНАЯ. УТРО.

Просторная, хорошо обставленная квартира. В гостиной на ковре сидит КОЛЬКА (10) и возится с моделью самолета.

У окна, приподняв занавеску, стоит старший брат АНДРЕЙ (13), с грустью наблюдает за каплями дождя, гулко шлепающими по карнизу, балкону, перилам.

АНДРЕЙ
Ну вот, опять с пацанами в футбол не поиграем.

В гостиную из спальни выходит МАМА (35), привлекательная энергичная женщина, застегивает рукава на блузке, смотрит по сторонам.

МАМА
Опять на работу опаздываю… Мальчики, вы не видели мой блокнот?

КОЛЬКА
(не поднимая головы)
На холодильнике.

Мама идет в сторону кухни.

Андрей, оборачиваясь, освобождается от занавески и задевает рукой массивную высокую вазу на столике у окна.

АНДРЕЙ
Да, блин…

Ваза покачивается и Андрей придерживает ее рукой.

МАМА
Осторожно, не урони! Сколько раз говорить – не подходи к вазе. Вещь дорогая, подарок, разобьешь – я не знаю, что с тобой сделаю!

Она выходит из гостиной.

АНДРЕЙ
Мам, можно мы с Колькой дома в футбол поиграем?

МАМА
(голос с кухни)
Вот еще придумал. Нет, конечно!
АНДРЕЙ
Ну мам, мы тихонько, просто покатаем мячик.

Мама возвращается в гостиную, на ходу засовывает стильный блокнотик в стильную кожаную сумку.

МАМА
Нашел стадион – разобьете тут все. А мобильник не видели?

КОЛЬКА
На телевизоре

Мама идет к телевизору, берет мобильный, на ходу что-то листает на экране.

АНДРЕЙ
Да не разобьем мы ничего. Мы осторожно.

МАМА
Я сказала нет, знаю я ваши осторожно. Дождик кончится, наиграетесь. Лучше книгу почитай…

Андрей недовольный провожает ее взглядом до входных дверей.

ИНТ. ПРИХОЖАЯ. УТРО

Мама торопливо надевает туфли.

МАМА
И дома приберитесь – приду вечером, проверю. А то не будет вам ни футбола, ни компьютера, ни выходных. Пожелайте маме хорошего дня!

Колька подбегает и обнимает маму.

КОЛЬКА
Хорошего дня, мама!

АНДРЕЙ
(не двигаясь с места)
Хорошего дня…

Мама одной рукой приобнимает Кольку, целует его в макушку.

МАМА
Все, мальчики, я побежала, до вечера! Ведите себя хорошо!

Дверь захлопывается, доносится торопливое цоканье каблуков по лестнице.

ИНТ. ДЕТСКАЯ. ДЕНЬ

За окном по-прежнему хмуро, идет дождь.

Колька сидит на полу, собирает модель робота-трансформера.

Андрей играет в стрелялку на компьютере. Монитор мигает кроваво-красным. Картинка заваливается - компьютерный альтер-эго Андрея убит. Звучит какой-то скрипучий торжествующе-победный голос.

АНДРЕЙ
Блин, пятый раз не могу этот уровень пройти. Достало.
(встает)
Давай в футбол поиграем.

Колька поднимает голову.

КОЛЬКА
Ага, мама же сказала нельзя.

АНДРЕЙ
Да, ладно, мы потихоньку. Откуда она узнает? Неси мяч.

КОЛЬКА
Ну ладно

Колька вскакивает, на ходу сует робота в какую-то коробку и бежит в прихожую.

ИНТ. ГОСТИНАЯ. ДЕНЬ

Андрей и Колька аккуратно пасуют друг другу, мяч спокойно перекатывается от одного игрока к другому.

В следующих кадрах мы видим, что игра становится все более азартной.

Мяч уже не катается, а летает через комнату.

Андрей выдает финты с мячом в центре комнаты, а Колька крутится вокруг него, стараясь отобрать мяч.

Ваза подрагивает на столике.
Андрей отставил далеко ногу с мячом, при этом рукой удерживает Кольку за голову. Тот хватает Андрея руками, старается ногой дотянуться до мяча. Оба смеются.

Колька стоит в дверях как в воротах, подпрыгивает, но промахивается и мяч через его голову летит в прихожую.

Видно, как в прихожей Колька ставит мяч и отходит для удара.

ИНТ. ПРИХОЖАЯ. ДЕНЬ

Через дверной проем мы видим, как Андрей в гостиной делает стойку на манер вратаря.

Колька неловко пинает мяч. Тот летит в гостиную описывает дугу, пролетает мимо Андрея и попадает в столик с вазой.

Ваза падает на пол и от нее откалывается большой кусок.

ИНТ. ГОСТИНАЯ. ДЕНЬ

Андрей держит в руке вазу и пытается приладить к ней отвалившийся осколок.

АНДРЕЙ
Ну ты и мазила.

Колька стоит рядом, он, мягко говоря, расстроен, на самом деле почти плачет.

КОЛЬКА
Мама точно теперь убьет!

АНДРЕЙ
Конечно, убьет. Смотреть надо, куда пинаешь.

КОЛЬКА
(виновато)
Я же не специально.

АНДРЕЙ
Ладно, придумаем что-нибудь.

Осколок прилаживается на место, разлома не видно.

ИНТ. ДЕТСКАЯ. ДЕНЬ

На столе на газетке лежит ваза зияющей дырой кверху. Рядом с ней – тюбик клея.

Колька с надеждой смотрит на то, как Андрей аккуратно прикладывает к вазе смазанный клеем осколок.
Андрей берет вазу в руки, подносит к глазам.

Из-за фактуры поверхности трещину почти не видно. Разве, что присмотреться…

ИНТ. ГОСТИНАЯ. ДЕНЬ

Андрей водружает вазу на столик у окна. За окном сияет долгожданное солнце.

АНДРЕЙ
Ну все, порядок.

Отворачивает поврежденной стороной к стене.

Колька улыбается, довольно глядя на вазу – легко отделался.

Андрей наклоняется, подбирает мячик, который все так же лежит у столика.

АНДРЕЙ
Ладно, я пошел к пацанам

КОЛЬКА
Я тоже пойду!

АНДРЕЙ
Неа, тебе сегодня убираться – теперь ты мой должник!

КОЛЬКА
(плаксиво)
Ага, так нечестно!

АНДРЕЙ
Тогда я маме расскажу, что ты ее вазу разбил!

Колька тяжело вздыхает и смотрит на вазу.

НАТ. БАЛКОН. ДЕНЬ

Колька глядит вниз во двор и с грустью наблюдает, как Андрей с друзьями с весельем и криками гоняет мяч на спортивной площадке.

Он вздыхает и возвращается в квартиру..

ИНТ. ГОСТИНАЯ. ДЕНЬ

Колька стоит посреди комнаты и елозит по ковру пылесосом.

Его взгляд скользит по вазе.
ИНТ. КУХНЯ. ДЕНЬ

Колька стоит у раковины, шумит вода, звенят тарелки - Колька моет посуду.

ИНТ. КУХНЯ. ВЕЧЕР

За столом сидят все трое, ужинают.

МАМА
Мальчики, вы у меня такие молодцы – все убрали. Ну что, пойдем куда-нибудь на выходных?

КОЛЬКА
(кивая)
Угу.

МАМА
(Кольке)
Ты чего такой грустный? Натворил чего-нибудь?

КОЛЬКА
Нет. Устал.

Колька бросает взгляд на Андрея. Тот встает из-за стола.

АНДРЕЙ
Все, я наелся. Я пошел к Вовке.

МАМА
А посуду помыть?

АНДРЕЙ
(глядя на брата)
Колькина очередь – я днем мыл. Все, я побежал, скоро наши играют!

Андрей выбегает из кухни.

ИНТ. КУХНЯ. ВЕЧЕР

Колька снова стоит у раковины и моет посуду. Украдкой рукавом вытирает слезу.

НАТ. ДВОР. ДЕНЬ

На улице замечательная солнечная погода, весело щебечут воробьи. Каникулы, гулять бы и гулять.

Колька бредет по тротуару с большими пакетами в руках, полными продуктов.

Он смотрит, как Андрей с пацанами играет в футбол.

Вздыхает и заходит в подъезд.

ИНТ. ДЕТСКАЯ. ВЕЧЕР

Андрей и Колька на пару играют в стрелялку.

МАМА
(голос с кухни)
Мальчики, вынесите кто-нибудь мусор.

Андрей пихает Кольку локтем и кивает, мол, давай, иди.

КОЛЬКА
Ага, твоя очередь, я вчера выносил!

АНДРЕЙ
Я маме про вазу расскажу.
(громче)
Мам…

Колька вскакивает и бежит на кухню.

ИНТ. ГОСТИНАЯ. ДЕНЬ

Андрей лежит на диване, листает спортивный журнал.

Колька аккуратно протирает тряпкой столик с вазой.

КОЛЬКА
Я что теперь всю жизнь один все делать буду?

АНДРЕЙ
(гогоча)
А это идея! Мне нравится!

Колька резко оборачивается к Андрею.

КОЛЬКА
Так нечестно! Ты тоже играл! И вообще, это ты предложил. Я тебе говорил, что мама запретила.

АНДРЕЙ
Какая разница, ты разбил, тебе и влетит.
КОЛЬКА
(чуть не плача)
Я все маме расскажу!

АНДРЕЙ
Попробуй. До конца лета будешь дома сидеть, книжки читать. Ладно, я к пацанам. А ты за хлебом сбегай.

Колька в сердцах бросает тряпку на пол и отворачивается к окну - за которым так солнечно и тепло.

ИНТ. ГОСТИНАЯ. ВЕЧЕР

Колька одиноко сидит в кресле, забравшись в него с ногами, смотрит на вазу и о чем-то сосредоточенно думает.

Из прихожей слышится поворот ключа.

ИНТ. ПРИХОЖАЯ. ВЕЧЕР

Открывается дверь, всходит мама, при этом говорит по мобильнику.

МАМА
Да, Виктор Петрович, я все поняла, скоро буду

Она бросает сумочку, ключи и еще какую-то мелочь на столик.

МАМА
(разуваясь)
Мальчики, мама дома! Только я сейчас опять убегаю.

Из гостиной выходит Колька, его лицо преисполнено решимости подвига.

МАМА
Ты один? А где Андрей?

КОЛЬКА
Мама, мне надо с тобой поговорить.

МАМА
Случилось что-нибудь?

Колька опускает голову.

КОЛЬКА
Я разбил твою вазу.
ИНТ. ГОСТИНАЯ. ВЕЧЕР

Мама сидит в кресле, рядом стоит Колька. У него глаза красные, на щеках дорожки от слез, он всхлипывает.

МАМА
Иди сюда.

Колька подходит. Мама обнимает его и нежно прижимает к себе.

МАМА
Глупенький. Неужели ты думал, что эта посудина мне дороже тебя?

Мама целует его в щеку и ласково обнимает. У Кольки снова текут слезы.

МАМА
Спасибо, что рассказал мне.

Колька кладет маме голову на плечо. Его взгляд упирается в злосчастную вазу.

Мама вытирает ему слезы на щеках.

МАМА
А с Андреем я, как вернусь, поговорю.

Еще раз целует Кольку и поднимается.

ИНТ. КУХНЯ. ВЕЧЕР

Андрей держит в руках банановую кожуру, жует набитым ртом.

Открывает дверцу под раковиной и видит там полное мусорное ведро.

Тут же в дверях появляется Колька и идет к холодильнику.

АНДРЕЙ
Колян, ты чего сачкуешь? Кто мусор выносить будет?

Колька захлопывает дверь холодильника, в руке у него бутылочка колы.

КОЛЬКА
Сам выноси.

Колька отвинчивает колпачок и на ходу пьет газировку.

ИНТ. ПРИХОЖАЯ. ДЕНЬ

Мама у зеркала поправляет прическу.

Колька, присев, завязывает шнурки на кроссовках

Андрей стоит в дверях гостиной. За ним на полу виден разложенный пылесос.

АНДРЕЙ
Я тоже в кино хочу. Я уже закончил почти.

МАМА
Ты уже наотдыхался, Андрюша. Ты наказан - месяц будешь дежурить один.

АНДРЕЙ
Месяц?

Мама вешает сумочку на плечо.

МАМА
Месяц. И никакого футбола.

Мама выходит из квартиры, Колька - следом за ней.

НАТ. БАЛКОН. ДЕНЬ

Андрей с балкона видит, как мама подходит к машине, нажимает кнопку на брелоке. Колька вприпрыжку бежит за ней.

НАТ. СТОЯНКА ВО ДВОРЕ. ДЕНЬ

Мама захлопывает водительскую дверь, заводит машину.

Колька уже примостился сзади за водительским сиденьем и пристегивает ремень.

Он выглядывает в раскрытую дверь, видит Андрея, который с балкона наблюдает за ними, и радостно машет ему рукой.

НАТ. БАЛКОН. ДЕНЬ

Мы видим отъезжающую машину и Андрея, который возвращается с балкона в квартиру.

ИНТ. ГОСТИНАЯ. ДЕНЬ

Андрей пылесосит пол рядом со столиком, на котором стоит ваза. А за окном такой прекрасный солнечный день.