киносценарий

Лара Пикас
СЦЕНАРИЙ НАПИСАН В РАМКАХ ОНЛАЙН-КУРСА СЦЕНАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ А. МОЛЧАНОВА

Лара Пикас
Не навреди. 

Сцена 1
Натура. Лечебная клиника. Яркий солнечный день.
Динамичная камера переносит зрителя внутрь помещения. По коридору идет группа людей в белых халатах. Впереди Профессор.

Профессор. Я поздравляю вас,  коллеги,  с началом врачебной деятельности. Вы избрали, на мой взгляд,  самую интересную и важную профессию. Психиатрия – это молодое направление в медицине. "Психо"–в переводе с греческого – «душа».  Врач-психиатр  исцеляет  в первую очередь душу, избавляет человека от внутренних  страданий, и по праву  становится со-творцом новой личности.  Но и в этой области медицины врач всегда должен руководствоваться главным правилом Гиппократа - «Не навреди».    
Интерн.  Душа понятие – ненаучное.
Общий смех.
Профессор (сам смеется). Да, да… вы правы, все проблемы разума происходят от «химического дисбаланса» в мозге. И для его коррекции требуются лекарства. И о них мы поговорим отдельно в каждом конкретном  случае.

В коридоре раздается пронзительный крик. Затем шум, голоса медперсонала.

Профессор. Пройдемте…
Все идут вслед за Профессором по коридору. Они проходят по коридору, заходят в палату.

Профессор( подходит к мужчине).  Почему у вас забинтована рука?
Больной. Порезал.
Профессор. Кто порезал?
Больной. Я сам.
Профессор. Ну,  давайте посмотрим.  Депрессивное  расстройство представляет собой целый комплекс симптомов: утрата интересов и удовольствия, нарушение сна и аппетита, суицидальное поведение… и многое-многое другое. В данном случае больному предписан «Мелипрамин»- антидепрессант стимулирующего действия. Доза препарата постепенно нарастает от 25 до 300 мг сутки. На ночь назначают «Тизерцин».

Интерны внимательно слушают, наблюдают, записывают.
В углу сидит бритый наголо Юноша. Покачиваясь из стороны в сторону, он с ненавистью наблюдает за Профессором.

Сцена 2
Инт. Коридор клиники. День.

По коридору идет Елена в руках стопка медицинских карт пациентов. Елена подходит к картотеке, расставляет карты.  Неясный шум. Елена оборачивается. Дверь в подсобное помещение открыта. Елена идет туда.  Юноша рыдает.

Юноша. Я – нормальный, я нормальный. Почему они привезли меня сюда?
Елена. Все хорошо. Успокойтесь. Здесь темно и поэтому вам страшно. Пойдемте...
Юноша. Я не хочу пить эти таблетки. Мне после них очень тяжело. Я как будто не я,  хочу выпрыгнуть  из своей кожи. Все внутри горит. Помогите мне, умоляю.              Я – не сумасшедший.
Елена. Пойдемте.
Юноша. Нет, я не пойду туда, не пойду.  Этот врач – он страшный человек. Он убивает больных! Не верите? Смотрите, что они здесь прячут.

Юноша вытаскивает картонную коробку на ней написано «Препараты «ASM». Он открывает коробку  достает медицинскую карту «История болезни», теребит ее в руках.

Юноша. Это мой друг  - он жил на соседней койке. Потом его увезли на лечение, и больше я его не видел. Я спрашивал у врача: « Где мой друг, куда вы его дели?». А он сказал, что мой друг выздоровел, и его выписали из больницы. Но его не выписали.  Вот – смотрите. Его убили. Здесь написано – летальный исход. Летальный исход – это ведь смерть, да?

Елена читает показания, затем просматривает другие карты, в конце каждой карты красными чернилами сделаны надписи.

Елена (читает) После продолжительного лечения, больная впала в кому, после чего наступила смерть…
Тяжелое депрессивное расстройство привело к суицидальному поведению,  больной, удалившись в уборную…

Елена включает свет в подсобном помещении. Все стеллажи уставлены картонными коробками с названиями препаратов- антидепрессантов. Она открывает  коробку, в дальнем углу  – там тоже находятся медицинские карты - истории болезни. Слышны шаги. В подсобное помещение входят двое санитаров и Профессор.

 Сцена. 3
Натура. Улица города. День
Елена идет по улице. На здании огромные буквы «АSM» .  Возле фармацевтической компании «АSM» митинг. На транспарантах и плакатах надписи: «Запретить продажу антидепрессантов!» «Нет психотропным препаратам!» «Антидепрессанты ведут к насилию!» «Спасем нацию от массовой наркомании». Прохожим раздают листовки и газеты. Девушка дает газету Елене. Мужчина взошел  на возвышение, говорит в микрофон.
 
Голос  в микрофон.
По официальным данным только за последний год в результате приема антидепрессантов зарегистрировано  500 смертей З0 убийств и 20 000 случаев побочных эффектов. Почему эти препараты до сих пор на рынке? Почему они находятся в свободной продаже? Существует ли нечистый союз между психиатрическим сообществом и фармацевтической компанией?

Елена пробирается сквозь ряды митингующих.

Сцена 4
Инт. Клиника. Коридор. День.
Елена идет по коридору, к ней быстро подходит женщина Светлана.

Светлана. Помогите, доктор, мне сказали, что вы лечите мою сестру.
Елена. Как ее зовут?
Светлана. Савицкая Нина.
Елена. Да, я вас слушаю.
Светлана. Моя сестра абсолютно здорова.  Ее муж бывший бизнесмен потерял все.  Сейчас он много пьет, избивает ее, угрожает убить.  Во время скандала  ударил ее по голове,  а потом  вызвал скорую, и сказал, что она психически ненормальная. Вот ее и привезли сюда. 
Елена. Не волнуйтесь.  Держать здесь просто так вашу сестру, если она здорова,  никто не станет.
 
Елена и сестра Света входят в палату.
 Женщина отвернулась к стене. Неподвижно смотрит в пол. Профессор идет в палату следом, останавливается у двери.

Елена. Нина, как вы сегодня себя чувствуете?
Нина. Я не хочу ни с кем разговаривать.
Светлана(плачет). Ниночка, Нина…. Это я  - Света. Твоя сестра. Ты не узнаешь меня?
Нина. Я не хочу  никого видеть. Я хочу быть одна.
Светлана. Господи, что же это?
Профессор. А вы хотите снова быть здоровой?
Нина. Не знаю.
Елена (Профессору). Прием нейролептиков только  усугубляют кризис. Нужно срочно отменить прием психотропных препаратов или хотя бы  снизить дозу. 
Профессор. Я так не думаю. 

Входит медсестра.

Медсестра. Виктор Викторович, к вам приехали. Профессор уходит вслед за медсестрой. Елена подходит к окну. Возле клиники остановился дорогой автомобиль. Из него выходят люди. Профессор дружески приглашает их в клинику. 

Елена (сестре Светлане). Пойдемте, заберете некоторые личные вещи вашей сестры.

Они выходят в коридор. Гости проходят по коридору вслед за Профессором. Профессор суетится, приглашает их в кабинет, увидев Елену, Профессор плотно  закрывает за собой дверь.

Сцена 5
Натура. Улица города. Вечер.

Елена идет по улице, задерживается возле здания  фармацевтической компании  «ASM». После митинга на улице разбросаны листовки, газеты, торчат из урны плакаты. На огромном плазменном экране реклама препаратов- антидепрессантов: печальное лицо после прыгающей улыбающейся таблетки становится веселым. Надпись: «Так просто быть счастливым!»

Сцена 6
Натура. Клиника. День.

Возле клиники останавливается грузовой автомобиль с надписью «ASM» . На крыльце появляются санитары. Они выгружают коробки с лекарствами, относят коробки в клинику.

Сцена 7
Инт. Коридор клиники. День.
Елена идет по коридору, она задерживается возле Юноши, тот сидит на полу, прислонившись к стене,  рисует мелками на бумаге. Елена рассматривает рисунок: длинный стол уходит вдаль. Под ножками стола расположен город, сверху на столе - половина скорлупы яйца. Из нее тело юноши стремительно поднялось ввысь,  но  потолок мешает дальнейшему полету.

Елена. Красиво.
Юноша. Я учусь в художественном училище, учился.
Елена. Почему учился. Поправитесь и вернетесь в училище.
Юноша. А я не болен.
Елена вопросительно смотрит на Юношу
Юноша. Вы не читали мою историю болезни?
Елена. Нет.
Юноша. Меня забрали за неадекватное поведение, сняли прямо с крыши. Я забрался на самое высокое здание, чтобы нарисовать «Полет души», такое было задание по живописи. Передать красками полет души. А все решили, что я рехнулся,  и хочу покончить с собой.
Елена. И что, раньше вы никогда  не состояли на учете у психиатра?
Юноша. Никогда.

В коридоре появляется два санитара.  Они быстро идут к Юноше.

Юноша. Я не выдержу больше этого! Спасите меня, пожалуйста! Спрячьте где-нибудь!

Юноша бросается прочь. Санитары догоняют, Юноша по дороге опрокидывает стол, стулья.  Санитары  скручивают его тянут в процедурную. Елена следует за ними, пытается остановить санитаров.  Юноша кричит, сопротивляется. Санитары укладывают его на кушетку, туго стягивают ремнями, подключают электроды, пропускают ток. Юноша извивается в конвульсиях, затем затихает. Елена бросается прочь из процедурной.

Сцена 8
Инт. Коридор. День.
Елена быстро идет к Профессору, влетает в его кабинет.

Елена(кричит). Вы объявляете себя экспертом психического здоровья!  Вы  не только лечите людей без их на то согласие, но  вы их калечите, давая  в общем-то  нормальным людям сильные психотропные препараты и применяете  электрошок.

Профессор. В общем-то  нормальным людям…?  Вы, уважаемая,  где находитесь в психиатрической клинике или  в институте благородных девиц? И какое согласие я должен получить у психа?

Елена. Ваши диагнозы ненадежны. Так любого человека можно назвать психом. Если человек раздражен  – это болезнь, если он – несчастен  - опять болезнь. Ведет себя не так, как кому-то хочется – психически  неуравновешен, значит -  болен.

Профессор. Да – болен, и  электросудорожная терапия приносит пациенту пользу, а антидепрессанты способны возвращать интерес к жизни, активность и оптимизм.  Разве вас не этому учили?

Елена. Шоковая терапия  вызывает  длительные или постоянные повреждения мозга. И имеет ряд побочных эффектов. А антидепрессанты провоцируют психомоторное возбуждение и повышенную тревожность, что является предпосылкой для суицида. Это не мои слова – а ваши.  У вас вся подсобка завалена медицинскими картами бывших, теперь уже мертвых пациентов, и в них ваши же заключения. Показать бы эти медицинские карты широкой общественности…

Профессор. Вы мне угрожаете? 
Елена. Понимайте, как хотите.

Профессор.  Вы переутомились, уважаемая.  Психиатрическая клиника это не курорт и вид психически больных людей для начинающего врача часто становится стрессовым фактором. Сегодня среда.  Я разрешаю вам отдохнуть пару дней. Подумайте хорошенько. Возможно вам придется пройти интернатуру в другом подобном учреждении.

Елена. Вы не имеете права отстранять меня от работы. И  у меня сегодня ночное дежурство.
Профессор.  Вас никто не отстраняет.  После ночного дежурства  отдыхайте. На работу выйдите в понедельник.  Свободны.

Елена выходит из кабинета Профессора. Профессор, постукивая  карандашом по столу, смотрит ей вслед. 

Сцена 9

Инт. Коридор клиники. Ночь. Елена делает обход,  заглядывает в палату. На подоконнике сидит  Юноша, смотрит в окно.

Елена. Вы себя плохо чувствуете?
Юноша (улыбается) Хорошо.
Елена. А почему не спите?
Юноша. Не хочу.
Елена. А что это у вас в руках?
Юноша.  Ключ.
Елена. Где вы его взяли?
Юноша (показывает рукой) Там.
Елена. Он от двери?
Юноша (кивает головой). Да 
Елена. От какой двери? Вы  можете мне показать эту дверь?

Юноша ведет Елену к двери кабинет Профессора.

Юноша. От этой. (отдает ключ Елене)
Елена.  Идите спать.

Елена провожает его до палаты. Сама подходит к двери кабинета, вставляет ключ в скважину, поворачивает, дверь открывается. Елена осторожно проходит в кабинет и закрывает дверь. Она плотно задергивает штору,  включает лампу, осматривает кабинет. Ничего особенного. Медицинские справочники, истории болезней. Она открывает ящик стола… опять ничего особенного.
Бар. Стоит коньяк, конфеты. В коридоре слышны шаги. Елена выключила лампу. Шаги затихают. Елена тронула мышь компьютера – он включен. Различные файлы. Папки: личные дела. Папка «АSM». Она открыла эту папку: фармацевтическая компания: сроки и количество поставок препаратов, счета, денежные перечисления на счет профессора.  Дверь резко открывается. На пороге Профессор и двое санитаров.

Сцена 10
Натура.  Здание клиники. День.

Возле клиники митинг. На транспарантах и плакатах надписи: «Не допустим  издевательств  над людьми!» «Освободите невинных! », « Конец насилию!».  Прохожим  раздают листовки и газеты.
Динамичная камера переносит зрителя внутрь помещения.
Палата. Елена в больничном халате сидит неподвижно на постели. Медсестра кормит ее из ложки. В палату входит Профессор.

Профессор. Ну, как чувствует себя наша  больная? Уже кушаем, вот и хорошо.

Елена улыбается. Слышно – в коридоре работает телевизор.

Сцена 11
Инт. В фойе клиники возле телевизора расположились больные. Стоит медперсонал. Все смотрят на экран.
Проходит слушание дел в американском суде.

Мужчина. У меня было двое сыновей Дэвид и Билли 8 и 16 лет и жена. Я был женат 20 лет и все они умерли. Я скажу вам почему. Моя жена принимала препарат «Прозак» 21 день. Моя жена застрелила на месте  двух мальчиков. Затем она дважды выстрелила в себя.

Женщина. Я взяла пистолет калибром 9мм села на кровати и приставила его к голове. И прострелила дыру 10 мм в плече, а не в голове. Слава богу, я промахнулась. Если бы «прозак» был изучен, этого бы не случилось.

Эксперт медицины. Я не нахожу в этой информации научных данных, и  нет никаких доказательств того, что антидепрессанты становятся результатом опасного поведения людей в обществе и уж тем более   усиливают  желания  покончить с собой. На такое поведение есть другие, как объективные, так и субъективные причины… 

Медсестра качает головой в знак согласия. Больные беспомощно улыбаются.